Меню Закрыть

Почему на мотоблоке черная свеча

Свечи зажигания, это один из важнейших показателей работы двигателя. Из-за неисправности свечей зажигания, очень сильно ухудшается работоспособность всего двигателя в целом. Это сказывается на потере мощности, повышенном расходе топлива, повышенных вибрациях и т.д. Ездить с неисправными свечами зажигания не самое приятное, да и к тому же просто опасное занятие. Основным показателем неисправности свечей зажигания является изменение цвета электрода свечи. Почему это происходит? В этой статье мы попробуем разобрать самые распространенные причины по чему чернеют свечи зажигания.

Почему свечи зажигания черные?

Нормальная свеча зажигания

Имеет коричневый или серовато-желтоватый цвет и небольшой износ электродов.

Очень важно, что бы при плановой замене свечей зажигания, новые свечи имели такие характеристики какие рекомендует производитель данной марки автомобиля. При установке «неправильных» свечей, можно очень долгое время искать причины неисправности, отдавая кругленькие суммы диагностам.

Отложения сажи на свече зажигания

  1. Богатая топливно-воздушную смесь
  2. Позднее зажигание

Основные симптомы, это пропуски зажигания, затрудненный пуск двигателя, неустойчивая работа двигателя и как следствие повышенные вибрации.

Первым делом проверьте воздушный фильтр и в случае, если требуется — замените. Если автомобиль карбюраторный проверьте уровень топлива в поплавковой камере. Проверьте подходят ли эти свечи для вашей марки автомобиля.

Масляные отложения на свече зажигания(электроды и изолятор замасляны)


Причины:

  1. Попадание масла в камеру сгорания

Основные симптомы, это затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра, подергивания работающего двигателя.

Масло в камере сгорания это плохой знак. Но не стоит отчаиваться, возможно, получится отделаться «малой кровью». Попасть масло в камеру сгорания может двумя путями — снизу и сверху. Сверху, масло может попасть из головки блока цилиндров, по направляющим клапанов. Причиной тому являются маслоотражающие колпачки или, как их еще называют — маслосъемные. В этом случае Вам понадобится лишь заменить колпачки, обычно они недорогие и процесс замены не очень сложный. Второй путь масла в камеру сгорания, через «низ». То есть через поршневые кольца. В редких случаях помогает «раскоксовка двигателя своими руками». Но в большинстве случаев, капитального ремонта не избежать.

Перегрев свечей зажигания

  1. несоответствие типа свечи зажигания рекомендуемому для двигателя
  2. раннее зажигание
  3. бедная смесь
  4. подсос воздуха во впускной коллектор
  5. неисправность системы охлаждения двигателя

Изолятор свечного электрода становится как-бы глянцевым, отсутствуют отложения на изоляторе и электроде, иногда электроды обгоревшие.
Проверить свечи на соответствие, отрегулировать зажигание и карбюоратор(на карбюраторных двигателях). Проверить систему на подсос воздуха. Проверить систему охлаждения двигателя.

Изменение цвета изолятора

  1. Не правильно подобраны свечи зажигания

Изолятор свечи становится желтоватого цвета, так же как и при перегреве покрыт «глазурью».

Температура в камере сгорания поднимается во время резкого ускорения. Нормальные отложения превращаются в токопроводящие. Отсюда пропуски в искрообразовании при резком ускорении и высоких скоростях.

Установите новые свечи.

Мостик между электродами на свечах зажигания


Причины:

  1. Заводской брак свечей
  2. Свечи имеют плохую «само-очистку»

Отложения из камеры сгорания попадают между электродами. «Тяжелые» отложения собираются в зазоре между электродами и образуют «мостик». Из-за этого свеча перестает работать — не происходит искрообразование. Соответственно из работы двигатели выключается весь цилиндр

Двигатель троит, повышенный расход топлива. Сильный запах топлива из выхлопной системы(выбрасывается не сгоревшее топливо)
Найти неисправную свечу и заменить ее. Можно просто очистить отложения, но это временная мера.

Пепельные отложения на свечах зажигания


Причины:

  1. Плохое топливо
  2. Попадание масла в камеру сгорания

Центральный и боковой электроды покрываются светло-коричневыми отложениями, которые выделяются из присадок масла или бензина. Если отложений становится слишком много, они покрывают электрод коркой. Это приводит к изоляции электродов, в следствии чего появляются пропуски искрообразовании и перебои при разгоне.
Если чрезмерные отложения образуются за короткое время или при небольшом пробеге, проверьте маслосъемные колпачки. Это предотвратит попадание масла в камеру сгорания. Но чаще всего, причиной является некачественное топливо. Попробуйте сменить заправку.

Износ электродов свечей зажигания


Причины:

  1. Естественный износ свечей зажигания

Электроды свечи как бы закруглены, на них имеются небольшие отложения. Цвет нормальный.

Из-за износа свечей зажигания может быть затруднен пуск двигателя в холодную погоду. Так же повышается расход топлива.

Нагар (пятнистые отложения) на изоляторе свечей зажигания


Причины:

  1. Нагар, который отложился в камере сгорания, после правильной регулировки начинает выгорать и при больших оборотах двигателя
    отрывается от поршня и прилипает к изолятору свечи, вызывая отдельные пропуски в ее работе.

Свечи необходимо отчистить или заменить на новые.

Читайте также:  Замена радиатора отопителя ларгус

Почему на свечах черный нагар?

Из всего вышеперечисленного мы видим, что причин черного нагара на свечах может быть очень много и в каждом отдельном случае они могут быть разные. Более того, причин может быть несколько сразу. Например некачественное топливо и неправильно подобранные свечи. Или неисправные м/с колпачки и раннее зажигание.

Что означает цвет свечей зажигания?

Цвет свечей зажигания является показателем исправности всего двигателя в целом. По цвету свечей зажигания можно определить, какие именно причины могут быть более вероятными.

Так же читайте статью «как очистить свечи зажигания»

Оставляйте свои мнения по поводу цвета свечей зажигания.

Наличие черного нагара на свечах зажигания должно насторожить автовладельца. Данное явление не свойственно для исправного двигателя, а значит в работе некоторых его систем произошел сбой.

Как правило это: системы зажигания (карбюратор), питания (инжектор), топливная, смазки, а также могут произойти сбои в работе газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.

Несмотря на то, что почернение свечей зажигания может быть вызвано многими причинами, диагностировать их не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Причины черного нагара

Прежде, чем выяснять причину почему свечи стали черными, важно понять, как это произошло, сколько их почернело (одна, две или все сразу), с какой стороны образовался нагар (с одной, двух или по всему кругу), какой он «сухой» или «мокрый».

От этого зависит как проводить диагностику, на что в первую очередь обращать внимание.

Так же важно понимать, что некоторые неисправности способствуют быстрому образованию черного нагара и влияют на его характер, а некоторые хронические проблемы двигателя могут изменять состояние свечей постепенно.

Но прежде чем грешить на различные поломки убедитесь:

  1. Правильно ли выставлены холостые обороты, особенно это касается карбюраторных двигателей.
  2. Правильно ли вы ездите на автомобиле, не перегружаете ли двигатель повышенными оборотами, какая крейсерская скорость на ровной дороге. Т.е. важно убедится, что машина эксплуатировалась максимально правильно и свечи работали в оптимальном для них режиме.
  3. При соблюдении условий, перечисленных в п.2 появление первого незначительного нагара на новых свечах, произойдет через 150 — 200 км. Если раньше, и он будет явно выраженно черный, то стоит бить тревогу.
  4. Где вы заправляетесь и какое топливо льете в бак? Если часто ездите на газолине, то не удивляйтесь черным свечам, при этом выяснить в действительности почему они стали такими уже не удастся. Также в цилиндре, при температуре около 500 С, не качественный бензин не полностью сгорает, что тоже становится причиной черного нагара на свечах.

  1. Позднее зажигание – формируется на свече равномерный черный нагар.
  2. Неисправности в системе зажигания (карбюраторный двигатель). Ниже перечисленные неисправности могут привести к не полному сгоранию топлива в цилиндрах в результате слабой искры или к сбоям в ее образовании и, как следствие, появлению черного нагара, это: неисправные катушка зажигания и сами свечи, плохая изоляция высоковольтных проводов, угол зажигания выставлен неправильно, поломка бегунка трамблера и самой крышки.
  3. Прогар клапана. Нагар может образовываться как на боковом, так и на нижнем электроде, т.е. с определенной стороны. Также неправильно настроенные тепловые зазоры клапанов могут привести к неполному сгоранию топлива в цилиндрах и, как следствие, появлению нагара на свечах.
  4. Обогащенная топливовоздушная смесь. Для такого случая характерен черный бархатистый нагар без масляных подтеков. Относится и к карбюраторным и к инжекторным двигателям. Что касается первого, то влиять на образование черного нагара на свечах может: задевание поплавка за стенки камеры или его разгерметизация, неправильный уровень топлива в карбюраторе, сильно выступающий толкатель привода бензонасоса что создает высокое давление топлива в системе, игольчатый клапан разгерметизировался. Что касается инжектора, то обратите внимание на состояние форсунок, которые в результате разгерметизации могут постоянно заливать свечи топливом. А также на ДМРВ (датчик массового расхода топлива). Он анализирует смесь и отправляет данные на ЭБУ. Если он не исправен, то ЭБУ будет давать не правильные команды на форсунки.
  5. Неправильное калильное число. Один из критерия выбора свечей зажигания является калильное число. Чем оно выше, тем свеча нагревается меньше и наоборот. Свеча с неправильно подобранным для определенного двигателя калильным числом не только может неравномерно почернеть, но и выйти из строя.
  6. Низкая компрессия. В том цилиндре, где обнаружилась черная свеча проверьте компрессию.
  7. Вышел из строя шариковый клапан экономайзера мощностных режимов (для карбюраторов). В результате данной неисправности в цилиндры большое количество топливо поступает даже тогда, когда не нужно, к примеру, при обычных режимах работы двигателя.
  8. Большое давление в топливной рампе (для инжекторов). Сломан топливный регулятор.
  9. Вышел из строя привод воздушной заслонки и воздушный фильтр. Последний проверьте и при необходимости замените.

Если двигатель работает на обогащенной топливной смеси или прослеживается позднее зажигание, то это проявится:

  1. Высоким уровнем вибрации мотора в результате неустойчивой его работы особенно на низких оборотах.
  2. Появлением ошибки Р0300 на панели приборов инжекторного авто и пропуски зажигания на карбюраторе.
  3. Плохой запуск двигателя.
Читайте также:  Регулировка клапанов ваз 21074 инжектор своими руками

Самым опасным для свеч зажигания является попадание на них масла с одновременным перегревом. Это приведет не только к быстрому их почернению, но и выходу из строя электродов – ремонту не поддаются.

Что делать при появлении черного нагара

Сначала нужно понять степень серьезности проблемы и от куда она исходит. Для этого выкрутите все свечи и осмотрите их. Если почернела только одна, а другие чистые, то установите ее в другой цилиндр, т.е. поменяйте местами. Через пару десятков километров пробега повторите осмотр.

Если ничего не изменилось, то просто поменяйте почерневшую свечу на новую, проблема скорее всего в ней. А если свеча с нагаром в другом цилиндре очистилась, а чистая, наоборот почернела, то проблему нужно искать в цилиндре.

ВАЖНО : Черный нагар сероватого или кофейного оттенков указывает на стабильную работу мотора и что в цилиндрах топливо сгорает правильно.

Нагар на изоляторе

Она из самых простых ситуаций, это почернение свечей в результате появление на их изоляторе нагара.

Последний формировался в камере сгорания (на поршне) на протяжении долгого времени, а затем при высоких оборотах отпал. Попадание нагара на изолятор может привести к троению мотора.

В данной ситуации прочистите свечи или замените их на новые и проблема решиться.

Если при осмотре свечи на ней обнаружился черно-красный нагар, то это похоже на металлизированные отложения, которые сформировались в результате добавления большого количество присадок с металлами в топливо.

Это опасно тем, что может произойти замыкание между центральным и массовыми электродами, так как металлизированный налет в определенный момент станет токопроводящим. Сначала двигатель начнет подтраивать, а потом свеча выйдет из строя.

Масляное загрязнение

Мокрые черные свечи указывают на то, что в камеру сгорания, сверху или снизу, попадает масло.

В первом случае, скорее всего вышли из строя маслосъемные колпачки, поэтому по направляющим клапанов в камеру сгорания проникаем масло. Чтобы решить проблему замените колпачки.

Во втором случае, ситуация серьезней, масло пропускают поршневые кольца, которые могли износится (большой пробег авто), залегли или закоксовались. Редко проблему можно решить раскоксовкой двигателя, чаще – его капитальным ремонтом.

Симптомы сопровождающие масляное загрязнение свечей:

  1. Сизый дым из выхлопной системы, подробнее по теме читайте тут https://autotopik.ru/remont/572-dym-iz-vyhlopnoy-truby.html;
  2. Двигатель троит (пропуски в его работе) и вибрирует;
  3. Трудно завести автомобиль.

Карбюратор ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110

Более подробно хотелось бы остановиться карбюраторных автомобилях ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110, на что в первую очередь обращаться внимание если в них обнаружились черные свечи.

В первую очередь обратите внимание на «поведение» двигателя, троит он или нет. Если троит и свеча черная и сухая, то грешить нужно на топливную систему, а если она мокрая, то на масло, которое проникло в камеру сгорания. Также проблема может быть и в зажигании, которое выставлено неправильно.

Обратите внимание на карбюратор, проверьте:

  1. Вторую камеру – она должна быть сухая;
  2. Правильно ли отрегулирован винт качества смеси;
  3. Как отрегулирован уровень топлива в поплавковой камере – если неправильно, то в результате перелива будет обогащаться топливная смесь в результате свечи будут чернеть. Проверка должна осуществляться на перевернутом карбюраторе при снятой верхней крышке. Поплавок дожжен находится в 7-8 мм от уровня плоскости прокладки. На «Солексе» можно делать и 10 мм.
  4. Правильно ли отрегулирован магнитный электроклапан.
  5. Какое количество топлива в поплавковой камере – нормой считается 2.5 см от верхнего края камеры (при снятой верхней крышки) до поверхности бензина.
  6. Проверьте автоподсос. Если он есть и неисправен, то в результате закрытой заслонки образуется обогащенная смесь, как итог, свечи черные.

А также нужно проверить состояние самой свечи, провода высокого давления (может пробивать на массу), трамблёра. Не забудьте про катушку зажигания, как ее проверить читайте тут https://autotopik.ru/sovet/997-kak-proverit-katushku-zazhiganiya-multimetrom.html.

Если же двигатель начинает троить не сразу, а после прогрева, то опять же пройдитесь по вышеуказанным пунктам, плюс, проверьте регулировку клапанов.

Как почистить свечи зажигания от налета

Важно понимать, что чистые свечи зажигания работают на 15% эффективнее, чем грязные, поэтому проверять их состояние и при необходимости чистить рекомендовано каждые 10 тыс. км. пробега, как раз при замене масла в двигателе. Но все зависит от типа используемых изделий. Как правило, многие автовладельцы обычные свечи на таком пробеге сразу меняют, не заморачиваясь с чисткой, хотя рекомендовано это делать аж на 40-50 тысячах.

А вот платиновые и иридиевые свечи служат дольше и меняют их через 80-90 тысяч пробега.

Сроки проверки состояния свечей нужно уменьшить если появились симптомы, про которые мы говорили выше.

Также важно понимать, что дедовские способы чистки наждачной бумагой стоит забыть, особенно это касается иридиевых свечей где на тонком электроде есть налет, удаление которого категорически противопоказано.

Чтобы безопасно почистить свечи зажигания, не повредив их подготовьте:

  1. Зубная щетка (жесткая кисточка), ветошь;
  2. Моющее средство от ржавчины и налета, к примеру, супер-гель с хлораргенолом «Санокс», Neomid 570, Sanita гель, другие средства для удаления ржавчины.
  3. Одноразовая емкость на 200 – 500 мл.
Читайте также:  Моторное масло сибойл 10w 40 отзывы

  1. Чистящее средство наливается в емкость таким образом, чтобы в него можно было опустить только электроды.
  2. Свечи оставляют в жидкости на 30-50 минут, все зависит от степени их загрязнения. Проходящая химическая реакция начнет удалять нагар.
  3. Извлеките свечи из емкости и очистите остатки налета с электродов с помощью заранее подготовленной щетки.
  4. Промойте их в теплой воде и протрите тщательно ветошью.
  5. Хорошо просушите. Это можно сделать в духовке при температуре 60°С, феном, оставить на ночь на батарее.

Чистить свечи от черного нагара нужно тщательно, чтобы они выглядели как новые, это обеспечит их качественную и продолжительную работу.

Состояние свечей зажигания говорит о многом, не зря опытные мотористы, прежде чем проводить диагностику двигателя, выкручивают и проверяют их состояние. Черные свечи сразу укажут на наличие неисправностей про причины которых мы уже рассказали выше.

Но важно понимать, что целенаправленная диагностика двигателя проводится только на прогретом моторе и только на новых свечах. После их установки нужно еще проехать 150-200 км и смотреть есть ли черный нагар на них или нет.

Чаще всего свечи зажигания чернеют из-за изменения в составе топлива, его насыщенности при неисправном инжекторе, или же других изменений в работе двигателя. Их внешний вид позволяет определить, насколько правильно функционируют все системы, поэтому их можно использовать для определения неполадок, как в двигателе, так и в отдельных цилиндрах. Для этого необходимо хотя бы немного разбираться в схеме работы зажигательных систем и имея такие знания, определить, какой из цилиндров работает неправильно, бывает очень просто.

Причины почернения

Черными свечи могут становиться как равномерно, так и врозь. Иногда почернеть может только одна из них, и такие симптомы позволяют узнать, почему так происходит. Скорее всего, неисправна именно она сама, и почернение не имеет никакого отношения к поршням, цилиндрам и клапанам. Что именно вышло из строя? Могу предположить, что в ней не работает наконечник, или провод. Но также может быть причиной появления черного налета и цилиндр, который ей соответствует.

Одностороннее почернение может быть вызвано плохой герметичностью клапана, а именно – его посадки. Другие источники появления черного нагара заключаются в проблемах выпускной системы иле ремня ГРМ. Прогорание клапана вызывает почернение в той же мере, что и другие неисправности.

Неравномерное появление налета может быть вызвано также и не соответствием типу маркировки мотора авто. Если калильное число зажигательного устройства слишком малое – то видоизменится только конус, а если ее число превышает допустимый минимум для данного автомобиля – то черной станет только верхушка, а корпус устройства останется ослепительно белым.

Если все свечи стали черными равномерно, то причиной может быть позднее зажигание – именно оно способно вызвать такой эффект. Чтобы определить проблемы в стартере следует прислушаться к его работе, при позднем зажигании будет слышен характерный стук. Крайний случай – когда топливно-воздушная смесь слишком сильно обогащена и из-за продуктов горения появляется нагар на рабочих частях системы зажигания. Такое случается при неисправном инжекторе.

Что делать при почернении?

Перегрев и масляные загрязнения негативно влияют на систему зажигания, поэтому их необходимо избегать. Если загрязнение не столь страшно, то перегрев способен полностью уничтожить электроды без возможности их восстановления.

Если неисправна одна свеча, то выявить причину можно, поменяв их местами. Если на чистой появился налет, а грязная очистилась, то проблема в цилиндре, который при работе вызывает появление черного налета. Если же не изменилось ничего, то, скорее всего, проблема в работоспособности свечи. Ведь работа цилиндров никак не повлияла на внешний вид замененных деталей.

Если менять местами ничего не хочется, стоит заменить полностью весь комплект на рабочие. Если после поездки с новым комплектом результат повторился, то можно быть уверенным, что неисправность кроется в цилиндре. Если же ничего не изменилось – то, скорее всего, проблема заключалась в свече из старого комплекта. При повышенном расходе топлива и неисправном инжекторе центральный электрод покрывается бархатисто-черным нагаром.

Когда автомобиль едет, плавность хода должна указывать на правильную работу всех его систем.

Если же при езде чувствуются рывки – стоит искать причины в двигателе, а также в системе стартера. От правильного подхода к поиску неисправности зависит скорость решения проблемы. Чтобы быстро узнать, какая именно из причин кроется в налете, надо знать, что от того, с какой стороны и как именно появился налет, зависит то, что именно не работает. На калильное число указывает почернение конуса, сама же верхушка остается чистой. Если изолятор почернел с одной стороны, а с другой остается чистым – то проблема кроется в клапане, неправильной установке ремня ГРМ, пропускающих способностях выхлопа.

Видео “Проверка свечей зажигания в домашних условиях”

Посмотрев эту запись, Вы узнаете, как сделать самодельное устройство для проверки свечей в домашних условиях.