4.2.3. Замена подшипника ступицы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
В ступице установлен шариковый двухрядный подшипник, который во время эксплуатации не требует регулировки и смазки.
Если при покачивании вывешенного колеса появился люфт или шум во время движения, возможно, вышел из строя подшипник ступицы.
При увеличенном люфте в колесе расконтрите гайку ступицы и проверьте момент ее затяжки. Если момент меньше требуемого, попробуйте затянуть гайку необходимым моментом и законтрите ее. При отсутствии люфта подшипник сможет проработать еще какое-то время.
При отсутствии оправок можно воспользоваться кольцами старого подшипника. Для запрессовки подшипника ступицы используйте оправки соответствующего размера из набора.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите защитный колпак и расконтрите гайку ступицы.
Срок службы ступичных подшипников, должен иметь довольно большой пробег (не менее 100 000 км). Но состояние наших дорог, может привести к довольно ранней замене подшипника ступицы на ВАЗ 2109, 2110.
Как определить необходимость замены?
Сильный шум, гул подшипника задней ступицы ВАЗ 2109, 2110, “вой” сзади, усиливающийся на поворотах однозначно говорит о необходимости проверки состояния задних ступиц. Методы проверки довольно просты:
- обязательно застопорив колесо, диагонально – противоположное от стороны поддомкрачивания, необходимо поочередно вывесить каждое заднее колесо. (Почему каждое? Дело в том, что очень часто бывают ошибки с определением стороны гула, и еще чаще бывает необходимость с заменой обоих подшипников).
- при поднятом колесе, нужно постараться как можно сильнее раскрутить его. Если при этом вы услышите посторонние звуки, похожие на гул, дальше можно не проверять – необходима замена.
- если есть сомнения, можно еще проверить поперечный люфт подшипника, взяв за края колеса и покачав его к себе – от себя. Если вы при этом, почувствуете движение колеса на оси – необходима замена подшипника.
В автомагазинах Вам могут предложить как отдельно подшипник, так и ступицу в сборе. Мы не видим смысла приобретать узел в сборе (кроме случаев описанных далее), где замена подшипника совсем не сложное дело.
Поэтапный метод замены подшипника задней ступицы на ВАЗ 2109, 2110
- стопорим автомобиль спереди;
- срываем колесные болты;
- срываем центральную гайку (7) ступицы, предварительно сняв колпачок (9);
- поддомкрачиваем сторону и выставляем “козелки”;
- снимаем колесо;
- заливаем место посадки тормозного барабана WD-40 или другими спец – жидкостями (можно воспользоваться соляркой или тормозной жидкостью);
- откручиваем направляющие болты( желательно слегка обстучать молотком);
- пытаемся аккуратно снять тормозной барабан (если не идет – вкручиваем подходящие болты в специальную резьбу на тормозном барабане, делаем натяг и очень не сильно пытаемся молотком подбить его. В большинстве случаев, результат будет положительным. Есть в продаже специальные съемники барабанов, это на тот случай, если ничего не поможет);
- откручиваем полностью центральную гайку (есть, конечно, возможность открутить ее сразу, и даже снять ступицу вместе с колесом и барабаном, но тогда существует высокая вероятность повреждения тормозных колодок);
- стягиваем ступицу (если на оси осталась одна из внутренних обойм подшипника, необходимо воспользовавшись съемником или просто заточенным зубилом постараться сдвинуть ее с места);
- осматриваем ось на наличие следов проворачивания подшипника (если есть меняем, целесообразно ступицу в сборе);
- осматриваем тормозной цилиндр на протекание, колодки на износ;
- снимаем стопорное кольцо со ступицы, воспользовавшись круглогубцами и (или) отвертками.
- обязательно очищаем кромку от ржавчины, смачиваем ее WD-40 или тем, что есть под рукой.
Существует три варианта выпрессовки подшипника:
- Специальным прессом (есть далеко не у всех).
- Съемником (стоит не дорого можно приобрести, пригодится и на будущее).
- С помощью тяжелого молотка (не менее 2 кг) или кувалды. НА первый взгляд способ может показаться немного агрессивным, но его практикуют подавляющее количество мастеров и СТО, его мы и рассмотрим.
- ступицу необходимо хорошо установить на жесткую поверхность, и несколькими резкими ударами через оправку сместить подшипник с места. Когда это произошло, нужно установить ступицу, например на тиса (что бы был упор для ступицы и свободное место для выхода подшипника)
- еще несколько ударов и подшипник выйдет (не спешите выбрасывать его);
- осматриваем посадочную плоскость под подшипник, зачищаем наждачной бумагой ржавчину, смазываем обычным моторным маслом (можно отработкой);
- новый подшипник необходимо скрутить любым подходящим болтом через шайбы (шайбы необходимо подбирать по внутренним обоймам, подшипник двухрядный и при установке велика вероятность его разбора);
- устанавливаем ступицу на жесткую поверхность.
– сверху ставим скрученный подшипник, его установочную плоскость тоже слегка смазываем маслом (новый хороший подшипник внутри обычно смазывать не надо, но если у вас есть сомнения и немного опыта по сбору и разбору, можно положить смазку “литол” -24)
– обычным 500-граммовым молотком, очень слегка, пытаемся выровнять подшипник в плоскости;
– берем подходящую оправку (например, монтировку), и пытаемся несильными ударами запрессовать подшипник.
-основное правило – никаких сильных ударов, если не идет – значит криво
– после того как подшипник пройдет половину уже можно приложить не много силы, так как перекосить его уже не может.
-когда доймем до среза ступицы, необходимо воспользоваться старой обоймой, как оправкой (никаких сильных ударов, металл высокоуглеродистый, при сильном ударе может лопнуть и нанести очень тяжелую травму)
– добиваем до упора и ставим стопор (если с установкой стопора проблемы, то, скорее всего вы не добили до конца) стопор должен легко пружинить в пазу;
Сборка
– все, начинаем процесс сборки подшипника задней ступицы на ВАЗ 2109, 2110. Для этого одеваем ступицу на ось (сняв болт, которым мы стягивали обоймы);
– закручиваем и подтягиваем центральную гайку (ставим обязательно новую), не забывая поставить упорную шайбу;
– одеваем и прикручиваем тормозной барабан и колесо;
– проверяем вращение (не должно быть никаких посторонних шумов);
– если все хорошо, опускаем автомобиль с домкрата;
– затягиваем колесо и центральную гайку (момент затяжки ступицы примерно около 20 кгм, это довольно сильная затяжка, если нет динамометрического ключа, нужно рычагом не менее метра затянуть гайку с усилием в два раза превышающим, усилие затяжки колес);
– закерниваем гайку ступицы, затягиваем колеса.
Неразборная ступица заднего колеса
На автомобилях с цельными неразборными узлами регулировка подшипника не возможна.
Проверить подшипник можно на «поддомкраченном» колесе
Инструкция по самостоятельной подтяжке ступичных подшипников.
- Поставьте автомобиль на скорость или стояночный тормоз. Подложите что-нибудь под колеса, например, противооткатные устройства. Это необходимо для того чтобы автомобиль не слетел с домкрата.
- Возьмите балонник из набора в багажнике (если такой имеется) и ослабьте болты, крепящие колесо. Автомобиль при этом должен находиться в не приподнятом состоянии.
- Подготовьте место для установки домкрата(из набора). Оно должно быть твердым и ровным. Можно подкладывать при необходимости доски под домкрат. Поднимите колесо пока он не перестанет касаться земли. Подложите под рычаг чурку на всякий случай. Вдруг домкрат ненадежный.
- Открутите полностью болты и снимите колесо.
Снимаем колпак ступицы
Выкручиваем старую гайку
Нужно законтрить затянутую гайку
Описанный процесс можно наглядно просмотреть на следующем видео: Не забывайте периодически проверять подшипники. Этим Вы обеспечиваете себе безопасность на дорогах. С уважением, команда ПодшипникЦентр.РУ