Меню Закрыть

Замена кулисы ваз 21099

Все давно хотел поменять Карданчика Кулисы со стандартного на калиновский.
Замучал большой ход кулисы, постоянная болтанка и люфты и при включении задней передачи она вставляется с хрустом.
И заменить сальник штока выбора передач так как он подтекал.

Карданчик от калины подрезал так как поставив его я обнаружил что хода переключения передач стали есче больше аж в сидения упирается ручка. ккп.
Подрезал его по размеру как у стандартного. Когда снял старый карданчик был в шоке от его люытов и разбитых втулок — палец сам выпадал))
Сальник заменил просто вытащив обойму в которой он сидит с помощью двух отверток поддев ее с разных сторон, вытащил старый дубовый сальник все обезжирил взял новый сальник (нового образца широкий) обмазал его герметиком и запрессовал его во втулку с помощью головки на 22 и молотка.
Обойму с сальником так же обмазал герметиком и аккуратно забил ее в посадочное место легкими ударами предварительно обезжирив посадочное место от старого герметика и мала.
Все поставил и собрал переключения стали четкими и при включении задней она больше не вставляется с хрустом. Очень доволен.

На современных автомобилях кулисы рычага переключения передач совсем нет. Кулиса ВАЗ 2109 механически передаёт усилие на исполнительное устройство КПП, а на современных автомобилях даже ручная коробка управляется селектором — джойстиком. Его датчики передают сигналы в электронный блок управления, а он, с учётом показаний других датчиков, формирует команды исполнительным устройствам.

Переключение передач на ВАЗ 2109

На «девятке» устанавливают пятиступенчатую ручную коробку перемены передач (КПП). Связь рычага управления выбором передачи с исполнительными устройствами КПП осуществляется чисто механически. Для этого служит стальной стержень, нижний конец которого закреплён на шаровой опоре в корпусе механизма выбора передачи, а верхний снабжён удобно ложащимся в руку водителя набалдашником. Этот рычаг, не совсем обоснованно, в народе называют «кулисой».

У классической кулисы рычаги соединяются при помощи ползуна, который может перемещаться вдоль неё. Особенно эффектно она выглядит в приводе ведущих колёс магистрального паровоза. В автомобильной кулисе элементы имеют определённую свободу, они соединены шарниром, но точка сочленения не может перемещаться вдоль кулисы. Тем не менее, название прижилось.

Рычаг перемены передач «девятки» имеет две степени свободы по три положения в каждой: «вперёд — нейтраль — назад» и «влево — нейтраль — вправо». Это даёт 9 вариантов положения селектора, из которых два (влево назад и вправо назад) не используются. Остальным семи соответствуют пять передач переднего хода, одна передача заднего и нейтраль.

Стандартную кулису ВАЗ 2109 называют длинноходной потому, что точка крепления тяги, ведущей к КПП, расположена довольно близко к шаровой опоре. Расстояние до точки крепления составляет примерно 4 см. При общей длине рычага с набалдашником в 30 см, чтобы переместить шток КПП всего на 2 см, рукоятку КПП надо передвинуть на 15 см. Плюс люфты — получается очень длинноходный вариант, и его нельзя настроить иначе.

Из автоспорта пришла мода — замена кулисы с уменьшением хода. Ремонт предусматривает перенос точки крепления тяги вверх по кулисе на 5–6 сантиметров. Получается короткоходная кулиса на ВАЗ 2109, ход ручки перемены передач уменьшается вдвое. Многим это нравится.

Кулиса от Калины на ВАЗ 2109 тоже улучшает ситуацию.

Читайте также:  Газовое оборудование на авто своими руками

Сравнение короткого и длинного хода

Автолюбители характеризуют разницу вариантов как фантастическую. Ремонт решительно улучшает эргономику. Амплитуда движений ручки переключения передач уменьшается в два—три раза, но растёт усилие на её оголовке. Рост вполне приемлем, так как переключение передач происходит в ненагруженном состоянии при выжатом сцеплении и не требует прикладывания серьёзных усилий.

Некоторые специалисты считают, что увеличение плеча приводит к росту усилий на штоках КПП, к дополнительному износу КПП. Статистического подтверждения этой точки зрения пока нет. К сожалению, невозможно заказать короткоходную конфигурацию на заводе. Её установку надо производить самостоятельно на свой страх и риск. АвтоВАЗ не одобряет таких изменений конструкции «девятки».

Самостоятельная модернизация конструкции, связанная с навариванием рычагов, их удлиняет, и высота расположения ручки КПП над тоннелем увеличивается примерно на 5 см. Такая переделка требует проведения сварочных работ и привлечения опытного специалиста, для которого разрезание рычагов при помощи болгарки, наставка трубой и полосой соответствующего сечения, а также сварка рычагов не представляет трудностей.

Наставка изменяет эргономику, но за счёт уменьшения ходов ручки переключения не воспринимается как ухудшение.

Замена кулисы на короткоходную

Короткоходную кулису можно купить в автомагазине или на авторынке. Отличить её от стандартной довольно просто. Достаточно замерить расстояние от шаровой опоры до шарнира сопряжения с тягой, ведущей к исполнительным устройствам КПП. У стандартного длинноходного механизма это расстояние составляет примерно 4 см, а у короткоходного — около 10 см.

Короткоходная кулиса ВАЗ 2109 своими руками устанавливается без особых проблем.

Этапы Действия
Демонтаж начинайте с отворачивания пяти болтов крепления механизма переключения передач со стороны салона. Открутите от карданчика хомут фиксации тяги, ведущей к исполнительному устройству КПП. Вынимайте агрегат в сторону салона. Убедитесь в том, что сальник кулисы не разрушен. В противном случае потребуется замена сальника.
Традиционно замена механизма на короткоходный сопровождает замена карданчика на аналогичный карданный механизм от Лады Калины. Это связано с рядом известных конструктивных недостатков штатного карданчика. Такая замена уменьшает люфты в агрегате, дополняя эффект улучшения эргономики за счёт замены штатного узла. Поменять кардан лучше вместе с пыльником, он не взаимозаменяем со штатным.

Порядок замены кардана.

  1. После отсоединения хомута крепления кардана к тяге привода исполнительного устройства, снимите пыльник.
  2. Открутите фиксирующий болт, расположенный на кардане.
  3. Несколькими лёгкими ударами среднего молотка сбейте кардан кулисы с вала.
  4. Наденьте новый пыльник, установите кардан от Калины.

Параллельно со сборкой механизма привода переключения передач проводится регулировка кулисы ВАЗ 2109. Вам понадобится помощь товарища. До того как отрегулировать механизм, предложите помощнику занять место в салоне «девятки». Установив ручку переключения передач в центральное нейтральное положение и аккуратно отведя ручку вправо, помощник дождётся, пока вы затянете фиксирующий болт и хомут. Необходимо настроить правильность включения передач и окончательно затянуть из салона пять фиксирующих механизм болтов.

Закончив работы, садитесь за руль. Чётким коротким движением включайте первую передачу.

Кулиса является важным компонентом коробки передач ВАЗ 2109. При его выходе из строя или неудовлетворительной работе кулису легко можно поменять, отремонтировать.

Читайте также:  Замена рулевых наконечников ваз 2109 своими руками

Внешний вид устройства

Есть два вида кулис:

Принципиальной разницы между двумя типами агрегатов нет. Плюс короткоходной заключается в том, что она на доли секунды обеспечивает более быстрое переключение передач.

Не верьте тем, кто утверждает, что короткоходка положительно влияет на динамику. Между кулисой и динамикой автомобиля нет никакой связи. Но короткоходка имеет свои плюсы.

Комплект для замены

Причины замены

Есть несколько ситуаций, когда владельцу ВАЗ 2109 приходится или хочется влезать в конструкцию КПП и конкретно работать с кулисой:

  • Вытекает масло из-за поврежденного сальника кулисы. Его требуется обязательно заменить;
  • Вышла из строя старая кулиска;
  • Длинноходку хочется поменять на короткоходку в виду ее преимуществ.

Теперь к вопросу о том, когда замена или ремонт кулисы — это вынужденная мера.

  1. Существенно увеличился люфт селектора КПП.
  2. Передачи переключаются с трудностями, при смене скорости появляются посторонние звуки.
  3. Передачи удается переключить, но с большим прикладываемым усилием.
  4. Скорости меняются некорректно. Вместо одной включается совсем другая.
  5. Все или часть передач вовсе невозможно включить.

Даже если возникший люфт пока незначительный, желательно сразу приступить к ремонту или поменять полностью кулиску.

Замена сальника

Если вы обнаружили, что масло в КПП постепенно исчезает, заподозрить в этом можно именно сальник кулисы. Ничего другого не остается, кроме как поменять элемент.

  1. Первым делом купите новый сальник штока переключения скоростей. Стоит он около 70-100 рублей.
  2. Слейте масло из коробки, подготовив заранее чистую емкость. Это на тот случай, если будете обратно заливать то же масло. Хотя перед вами отличный повод заодно поменять трансмиссионную смазку.
  3. Чтобы масло лучше вытекало, открутите предварительно пробку заливки или извлеките шестерню спидометра. Слив масло, закрутите крышку обратно.
  4. Залезаем под автомобиль и отсоединяем крепежи карданчика рычага КПП.
  5. Стяните пыльник с карданчика, открутите болты его крепления к штоку переключения скоростей. Проблемный крепеж, с которым придется повозиться.
  6. Сняв карданчик, демонтируйте пыльник штока.
  7. Извлекаем поврежденный сальник при помощи шила или подходящих подручных инструментов. Тут главное сам шток.
  8. На место старого сальника монтируем новый, вдавливаем трубкой соответствующего диаметра.
  9. Верните на место пыльник, прокрутите карданчик.
  10. Учтите, болт фиксации карданчика к штоку является регулировочным. Потому закручивайте его точно так же, как было до демонтажа. Иначе некоторые скорости могут не включаться.

Сальник

После проделанной работы не забудьте проверить результат.

Замена карданчика

Практика показывает, что при возникновении проблем с кулисой вовсе не обязательно полностью ее менять.

Карданчик

Инструкция по замене карданчика следующая.

  1. Двумя накидными ключами на 13 открутите хомут, который относится к тяге привода переключателя скоростей.
  2. Оттяните отверткой пыльник, двигаясь к коробке. Если хотите, снимите его полностью. Так он точно не помешает в процессе ремонта.
  3. Ключом на 10 открутите болт фиксации на кардане.
  4. Молотком нанесите несколько аккуратных, не сильных ударов, чтобы сбить кардачик с вала. Пыльник убирайте в сторону, если не сделали это ранее.
  5. Меняем старый карданчик на деталь от Калины. Она более надежная, эффективная и долговечная.
  6. Для обратной сборки вам потребуется помощь товарища. Не спешите сразу в конце затягивать хомут.
  7. Помощник будет из салона выставлять положение рычага КПП в оптимальных точках. Сначала нужно поймать центр, затем отвести рычаг немного вправо, пока вы снизу будете затягивать хомуты.
  8. Проверьте, хорошо ли включаются передачи. Если да, то продолжаем сборку узла и проверяем обновленную КПП в условиях реальных дорог.
Читайте также:  Как сделать развал на оке своими руками

Опыт владельцев ВАЗ 2109 показывает, что при проблемах с кулисой зачастую суть кроется в неудачном заводском карданчике. Поменяв его на аналог от Калины, вам удастся избавиться от дискомфорта и продолжить уверенно эксплуатировать свой автомобиль. Заменив карданчик, конструкция КПП существенно улучшится.

Регулировка

Поменяв кулису или карданчик, следует обязательно отрегулировать работу узла.

  1. Включите заднюю передачу, ослабьте натяжение хомута.
  2. Выставьте селектор коробки в положение, в котором он в идеале должен располагаться при включении заднего хода.
  3. Затяните хомут обратно.
  4. Аналогичная операция выполняется с остальными скоростями.

Бывают ситуации среди владельцев ВАЗ 2109, когда со включением задней передачи возникают сложности. Здесь может помочь регулировка.

  • Установите рычаг коробки на первую передачу;
  • Ослабьте хомут кулисы;
  • Проверните привод кулисы против часовой стрелки;
  • Поворачивайте привода, пока селектор не прижмется к пластиковому стопору задней передачи. Это вы ощутите без проблем;
  • Уперевшись в стопор, затяните под днищем хомут. Все, регулировка выполнена.

Процесс регулировки

Короткоходка

Многие до сих пор размышляют на тему того, стоит ли менять свою стандартную заводскую длинноходную кулису на короткоходную.

Короткоходка

Решение принимайте сугубо на основе индивидуальных размышлений и не «ведитесь» на высказывания относительно существенного повышения динамики с переходом на короткоходку.

Реальная разница между короткоходкой и длинноходкой приведена в таблице.

Тип кулисы

Особенности

  • Переключение передач становится короче, скорости меняются, словно с помощью джойстика;
  • Устанавливается вместе с коротким карданчиком, что способствует снижению люфта и повышению четкости переключения;
  • Не устанавливается заводом на автомобиль. Требуется покупать отдельно или изготавливать своими руками;
  • Стоимость достаточно высокая;Для переключения скоростей требуется прикладывать большее физическое усилие;
  • Изначально разработана для спортивных автомобилей
  • Для смены скорости КПП приходится перемещать рычаг на большое расстояние;
  • Устанавливается в паре с обычным карданчиком. Являются слабым местом автомобиля, настоящей болезнью;
  • Предусмотрена заводом-изготовителем;
  • Для переключения передач практически не приходится прикладывать усилия;
  • Создана специально для переднеприводных автомобилей ВАЗ

Выводы отсюда делайте сами — нужна вам такая кулиска или нет. В плане замены нет ничего сложного. Вопрос лишь в покупке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector