Для обеспечения приемлемого уровня комфорта не нужен очень теплый автогараж, нет необходимости нагревать помещение до комнатной температуры. Распространены различные способы отопления гаража, прилегающего к жилым и вспомогательным помещениям дома. Рассмотрим подробнее, чем отопить гараж зимой, какие существуют решения, как выбрать оптимальный вариант.
Отапливать ли гараж – за и против?
Если автогараж находится в доме, обычно он выполняет дополнительные функции. Температура воздуха в нем обычно составляет 5-8 градусов Цельсия. Положительная температура обязательно поддерживается, когда в помещение подается вода, и нет желания зимой перекрывать водопровод.
По экономическим причинам предполагается, что в отопительный сезон температура в гараже не должна превышать 8 °C. Если в автогараж проведено центральное отопление из дома, радиатор должен иметь термостат. Нагрев автогаража не всегда требует установки нагревателя, подключенного к общедомовой системе, существуют другие варианты, имеющие экономические преимущества.
Плюсы и минусы
У гаражного отопления есть сторонники и противники.
- говорят, что высокая температура в обогреваемом автогараже способствует коррозии стали, вызванной солью, которой зимой посыпают дорогу и которая затем накапливается в различных частях автомобиля;
- отопление повышает стоимость строительства – необходимо провести установку отопительного оборудования;
- энергия (топливо), необходимое для обогрева стоит недешево.
Из этого можно сделать вывод, что отопление гаража не имеет смысла, если это лишь место для парковки.
С другой стороны отопление имеет ряд преимуществ:
- приятнее садиться в теплый автомобиль, не тратя время, силы на очистку снега, льда;
- гараж часто служит не только крытой автостоянкой, но и местом хранения напитков, химических веществ, которые не могут храниться при отрицательной температуре;
- многие используют автогараж в качестве мастерской.
В этих случаях желательно, чтобы помещение для авто обогревалось.
Наименее убедительная причина отопления – забота о долговечности автомобиля. Не очень полезно для авто, если оно зимой ежедневно замораживается и размораживается от намерзаний с солью, которой опрыскивается лед, придорожный снег. Хотя современные автомобили лучше защищены от коррозии, кузов выполнен из более тонкого листа, чем раньше. Теплый автогараж может нанести больше вреда, ускоряя коррозию кузова.
Фото 1. Этот автогараж, не обогревается, но защитит владельцев автомобилей зимой от неприятностей, связанных с соскабливанием льда, удалением снега.
Фото 2. Владельцы этого автогаража решили обогреть помещение, установили нагреватель. Возможно, они сделали обогрев из-за опасений заморозить водопровод.
Экономное отопление
Большинство людей решается обогревать гараж, пристроенный к дому, объясняя решение тем, что так будет теплее в доме (фото 3). Это резонно. Но такая выгода получается по высокой цене. Трудно нагревать гараж на 2 автомобиля, где ворота открываются 4 раза в день. Лучше, когда в большом гараже устроено двое ворот (фото 4), но даже с ними не будет существенных качественных изменений в удержании тепла.
Фото 3. Отапливаемый двойной большой автогараж – не рациональное решение, при сильных заморозках он интенсивно охлаждается несколько раз в день при открывании больших ворот.
Фото 4. Разумнее сделать в большом автогараже 2 входа; при въезде-выезде каждого авто открывается только половина «стены».
Даже если гараж закрыт, одна стена или ворота в несколько раз меньше теплоизолированы, чем остальные, поэтому потери тепла большие, даже если ворота обладают высокими теплоизоляционными параметрами. Получается, что отопление большого автогаража рядом с домом дорогое и сложное.
Владельцам отапливаемого гаража, кроме установки обогревателя, важно утеплять стены, примыкающие к остальной части дома, и потолок, если сверху расположены жилые помещения (рис.1).
Рис.1. Чтобы экономно отопить гараж зимой, необходимо дополнительно изолировать внутреннюю стену и потолок пенополистиролом. Внешние стены гаража изолированы, как остальная часть дома.
Из-за разницы температуры между холодным гаражом и отапливаемыми помещениями дома – стены и потолок нужно утеплить. Это уменьшит потери тепла из обогреваемого помещения. Тепловую изоляцию следует монтировать на холодной стороне перегородки – со стороны гаража. Если гараж не обогревается, перегородки нужно утеплить. Коэффициент теплопотерь U должен достигать значения:
- для стен – не более 0,30,
- для потолка – 0,25 Вт/(м².К).
Даже если автогараж обогревается, разница температур по обеим сторонам перегородки, отделяющей его от отапливаемых помещений, превышает 8 °C. Таким образом, стена и потолок должны иметь коэффициент теплопотерь U (max) = 1 Вт/(м².К). Толщина слоя изоляции, наложенного на них, обычно не превышает 10 см.
Автогараж никогда не будет теплым (фото 5), как другие комнаты дома, между которыми не делают дополнительной изоляции.
Фото 5. Достаточно небольшого зазора вдоль ворот, чтобы отапливаемый гараж начал быстро остывать.
Полезный совет. Не всегда стоит обогревать автогараж. Чтобы сохранить тепло в доме достаточно изолировать стены изоляцией, отделяющей их от остальной части дома, а также потолок, если над гаражом расположена жилая площадь. Изоляция не должна быть такой большой, как на других внешних стенах дома. Всегда неотапливаемое помещение для авто будет буфером для частей дома, контактирующих с ним, в котором не только температура будет выше, чем снаружи, но и внутренняя часть не имеет доступа к ветру, охлаждающему фасад.
Желательно утеплить ворота. Потребуется теплоизоляция, позволяющая внутреннюю поверхность полотна ворот защитить от мороза.
Экономный обогрев, варианты топлива
Если решено сделать автогараж отапливаемым, стоит рассмотреть различные решения.
Ликвидация потерь тепла
Первый шаг, помогающий избавиться от холода – ликвидация чрезмерных сквозняков. Целесообразно использовать акриловый силикон или пенопласт для оконных рам, ведь именно окно является источником потерь ценного тепла.
Немного больше забот у владельцев металлического автогаража, где соединения конструктивных элементов редко бывают точным. Герметичный гараж не абсолютное благо. Дело во влаге, присутствующей здесь в изобилии. Отсутствие вентиляции способствует сырости, коррозии листового металла автомобиля. Необходимо поддерживать минимальную вентиляцию, временно открывая окно, дверь.
Отопление гаража электричеством
Частый выбор – портативное отопление. Популярный недорогой отопительный прибор – электрообогреватели. Электрические обогреватели состоят из нагревателя и осевого вентилятора, отвечающего за быстрое распространение тепла в помещении. Обогреватели для использования в гараже обычно имеют металлический корпус с пластиковой ручкой для легкой транспортировки. Малый размер, вес – главные преимущества электронагревателей. Выбирая обогреватель, стоит узнать, имеет ли он регулируемую мощность, термостат.
Обогреватели для технических придомовых помещений отличаются повышенной тепловой мощностью по сравнению с домашними аналогами. Малые нагреватели преобразуют в тепло 3-5 кВт электроэнергии, позволяя эффективно нагревать помещения площадью 20-25 квадратных метров. Базовые модели современных нагревателей можно приобрести по привлекательной цене. Из-за высокого потребления электрического тока такой обогрев довольно дорогостоящий.
Газовое отопление
Использование газовых тепловых пушек эффективнее электрического отопления. Газовое топливо подается из пропанового или пропан-бутанового баллона. Благодаря высокой теплотворной способности сырья и сгорания кислорода газовые нагреватели достигают чрезвычайно высокой теплоотдачи – до нескольких десятков киловатт.
Дешевые газовые обогреватели с термостатом стоят в 1,5-2 раза дороже электрического обогревателя.
Внимание! Газовый способ обогрева потребует непрерывного доступа воздуха – полуоткрытых, вентилируемых помещений. Это главный недостаток портативного газового отопления.
Газовые устройства предназначены для обогрева открытых пространств, помещений с хорошей вентиляцией. Они не требуют дымоходов, необходимо обеспечить воздушный приток, обеспечивающий сгорание. Газовые нагреватели используются для отопления цехов, больших автогражей-мастерских, где требуются энергоэффективные приборы для быстрого достижения желаемой температуры за короткий промежуток времени. Газовые нагреватели идеально подходят для комнатных растений – при сжигании кислорода они выделяют углекислый газ, необходимый для фотосинтеза. Устройство должно быть оснащено:
- электроклапаном,
- контролем пламени.
Печь на отработанном масле
Если есть доступ к большому количеству отработки, можно обогревать гараж с помощью масляной печи. Это популярное решение вопроса дешевого отопления. Производительность печей на отработанном масле аналогична характеристикам газовых обогревателей. Печь может легко поднимать температуру даже в больших цехах.
Дешевые печи можно купить за 25000 рублей. Стоит рассмотреть выбор печи с закрытой камерой сгорания и дымоходом. Это удобное, безопасное решение.
Печи на отработанном масле – наименее мобильное из всех рассматриваемых устройств из-за высокого веса. К счастью, многие переносные печи установлены на передвижной стойке.
Видео
Заключение
Многие автовладельцы задаются вопросом, нужно ли гаражное отопление. Не всегда нужно обогревать данное помещение. Зимой в автогараже все равно намного теплее, чем снаружи, мы защитим авто от обледенения, снега, сэкономим время, которое приходится потратить утром на очистку авто, прогрев двигателя, салона в сильные морозы. Даже в отдельностоящем гараже температура опустится ниже нуля, только когда мороз длится некоторое время. Нагрев гаража требует утепления стен, крыши, окон, ворот.
Чтобы выбрать правильный тип отопления, важно правильно оценить ожидаемую интенсивность использования, размер помещения:
- для периодического протапливания помещения рекомендуется электрооборудование;
- в больших помещениях, цехах, автомастерских, лучше обратить внимание на газовые, масляные обогреватели.
Почему-то летом всегда нет либо времени, либо желания (ибо есть природа, речка…) для того, чтобы повозиться в гараже над воплощениями бредней своей больной фантазии… А зимой (поздней осенью, ранней весной) есть и время, и желание… но в гараже холодно.
Вот я закончил с полами и стенами в гараже только к началу холодов… И приступил к процессу утепления гаража хотя бы по минимуму (ворота + потолок) и решению проблемы отопления гаража под мои потребности.
Центральное отопление — почему-то его в гаражном массиве нету 🙁
Отопление электричеством — тоже мной было исключено из рассмотрения, т.к. электричество по счетчику и не более 25А (т.е. 5.5 кВт) :(.
Буржуйка — опять таки сплошные недостатки:
— печь опасна — при работе ее поверхность раскаляется до красна (хотя и меньше чем у печки на отработке)
— жрет дрова кубометрами и при этом слабо греет.
— дрова нужно постоянно подбрасывать (так что не понятно, чем ты будешь больше заниматься буржуйкой или своими делами).
— дрова надо где-то раздобывать (можно собирать по мусоркам… можно заказать грузовик дров), хранить и пилить… а это мусор и место в гараже…
— греет только пространство вокруг себя и медленно…
Вердикт: дров не напасешься… и далеко от нее не отойдешь.
Тепловые пушки прямого нагрева (газовые/дизельные) — этот вариант я пробовал (случайно приобрел за символические деньги 30кВт-ную тепловую пушку):
+ недорогие, мобильные
+ очень быстро прогревают гараж (как за счет своей мощности, так и за счет того, что прогонят через себя воздух)
+ занимают мало места
+ поток теплого воздуха можно направить туда, куда хочется (например в яму или на верстак)
— выжигают кислород с дикой скоростью… и тем очень опасны (отравление угарным газом наступает незаметно)
— потребляют газ/салярку, которые ни фига не дешевые…
Вердикт: подходит только как экстренная/временная мера… на-постоянку абсолютно не годиться (мне своя жизнь еще дорога)
Газовые ИК горелки/камины — дешево…
+ стоят очень не дорого (особенно горелки), камины подороже…
+ в камины ставят датчик концентрации угарного, который дает определенную защиту от отравления оным…
— греют локально… и довольно медленно.
— все равно выжигают кислород
— потребляют газ, который соит денег + не очень ведет себя при серьезном минусе…
Вердикт — не хочу связыватся с газом зимой.
Дизельные тепловые пушки не прямого нагрева — вот он почти идеал…
+ имеют все плюсы тепловых пушек прямого нагрева
+ весь угарный газ выводится в выхлопную трубу
— в продаже имеются только слишком мощные (от 25-30 кВт) и дорогие (от 40-50 т.р.) пушки, которые для гаража избыточны…
Вывод — слишком круто для гаража.
В общем чуть ли не купил я младший Бренеран… Но опытный человек посоветовал мне посмотреть в сторону ОВ-65.
Теплопроизводительность, кВт (ккал/ч) 7,56 (6500)
Количество нагреваемого воздуха, м3/ч 250
Нагрев воздуха, oС 100
Потребляемая мощность, Вт 132
Расход топлива, кг/ч (л/ч) 0,99 (1,2)
Габаритные размеры, мм (длина, ширина, высота):
— при верхнем расположении выхлопного патрубка 719х278х332
Масса, кг 19,5
Или другими словами дизельная тепловая пушка непрямого нагрева, отличающаяся от современных аналогов:
— работает от 12 или 24 Вольт… — все таки она предназначалась для работы на авто или от АКБ)
— дуболомностью, т.е. отсутствием автоматики и каких либо удобств (типа запуска по нажатию одной кнопки, саморегулировкой по термостату… и вообще какой-либо регулировкой)
— предельной простотой конструкции и неубиваемостью — это же советская армейская техника…
Так же есть и более мощные варианты таких печек: ОВ-95 (на 9.5 кВт), печки от Икарусов… Но они в продаже встречаются реже, дороже (в среднем), больше и по идее мне и 6.5 кВт должно хватить…
В общем с моей точки зрения она имеет следующие достоинства:
— достаточную для моего гаража (
80 кубов) тепловую мощность в 6.5 кВт
— очень быстрый процесс запуска, выхода на полную мощность и выключения — порядка 30-40 секунд на запуск и минут 5-10 для выхода полную мощность, минут 5 на остывание при выключении. Все остальное время не требует никакого внимания.
— быстро прогревает гараж (т.к. не только греет воздух, но еще и гоняет его) + есть возможность на выход горячего воздуха одеть гофру и подать струю горячего воздуха куда хочется
— полностью безопасна — все продукты горения улетают в трубу, салярка сама по себе не горючая, печка разогревает воздух и свой корпус всего до 80-100 градусов (при случайном касании голой рукой даже не обожжешься)
И недостатки:
— потребляет до 1 литра салярки в час — которая нынче не дешева)
— довольно сильно шумит — конструкторы предназначили ей стоять снаружи отапливаемого помещения…
— требует БП (трасформатор + диодный мост) на 12/24В мощностью 300-400 Вт (для свечи накаливания) + монтажа (хотя говорят есть и не требующие этого варианты у МЧС-ев).
— имеют определенные ограничения на длину выхлопа/дымохода… (которые тоже в принципе решаются установкой принудительного наддува).
Теперь конкретно про мой случай:
Изучив информацию по этим печкам (спасибо www.chipmaker.ru) я понял, что мне надо искать ОВ-65 с верхним выхлопом (чтобы не городить надув) и уже адаптированной для 220В.
На Авито довольно быстро нашел вот такую печку:
И начал думать как бы ее установить. Чтобы было удобно пользоваться, и не гемороиться с поддувом (судя по форуму этого можно было избежать только, если точно следовать схеме монтажа выхлопа из инструкции)
3 метра, высота вентиляционной трубы над крышей еще 0.5 метра примерно: 3 + 0.5 — 2 = 1.5).
Для этого заказал небольшой стелажик (и при заказе чутка промахнулся с высотой последней полки 🙁 ), на который я и водрузил данный отопитель… так же приобрел обрезок жестяной 100 мм трубы, один ее конец немного подрезал (чтобы придать ему небольшой конус) и просто вставил эту трубу в имеющуюся трубу вентиляции… Получилось как-то так:
Зачем нужен обогрев гаража?
Для начала давайте разберемся, зачем надо делать отопление гаража. Во-первых, если температура внутри него достигает отметки + 5°С или ниже, то появляется конденсат. Он оседает на металле, в т.ч. и на автомобиле, который будет там стоять. Постоянная сырость – благоприятная среда для появления ржавчины. Если же гараж отапливаемый, то конденсата не будет, и даже когда вы приедете туда, а машина будет мокрой (например, из-за дождя), ничего страшного не случится. Влага просто высохнет, и кузов не пострадает.
Во-вторых, в отапливаемом гараже мотор будет гораздо проще завести. Кроме того, износ силовой установки несколько сократится, поскольку масло в тепле останется жидким, что сразу обеспечит хорошую смазку движущихся частей. Загустевшему на холоде маслу такое не под силу.
В-третьих, во время вашего пребывания в гараже там будет сухо и тепло. Это великое благо, особенно если на улице зима, а вам надо отремонтировать автомобиль или провести его обслуживание.
Резюмируем: гараж с отоплением – это хорошо не только для машины, но и для человека.
Что выбрать для отопления гаража
Итак, вы решили сделать свой гараж теплым. Какую же систему отопления выбрать? Это зависит от 3-х критериев:
- Какую сумму вы готовы потратить;
- Будет ли обогрев работать постоянно или нет;
- Величина площади гаража.
Также перед началом работ надо определиться, будет ли отопление общим с вашим домом, или придется делать автономную систему. Если у вас частный дом, а гараж построен рядом с ним, лучше выбрать первый вариант. Владельцы гаражей в кооперативе выбора лишены – отопление в таком случае может быть только автономным.
Водяное отопление гаража
Как правило, водяное отопление выбирают, если гараж располагается рядом с домом. Когда гараж выполнен в виде отдельного здания, приходится потратить немалые деньги и купить водонагревательный котел и расширительный бачок к нему, трубы, радиаторы. Главный недостаток такого вида обогрева заключается в том, что нужно иметь в гараже подвод к воде. Делать его не очень удобно и весьма накладно. Если же гараж и дом находятся под одной крышей, все сильно упрощается – достаточно лишь сделать ответвление от теплосети дома. Из материалов будут нужны лишь трубы и радиаторы, т.е. затраты минимальны. В некоторых случаях применяется не водяное, а паровое отопление. Вместо воды в трубах находится пар. Такая система обогрева имеет ряд преимуществ:
- теплоотдача больше в 3 раза по сравнению с водяным отоплением;
- в качестве топлива можно использовать отработанное масло;
- система быстро прогревается;
- невысокие затраты на покупку оборудования.
Газовое отопление гаража
Такое отопление можно сделать, только если гараж – это часть дома, поскольку подводить газ к нему отдельно нецелесообразно. Принцип действия – как в случае с водяным отоплением, теплосеть дома просто продлевается в гараж. Газовые баллоны использовать не стоит – есть риск возникновения пожара.
Электрическое отопление гаража
Суть этого способа заключается в установке в гараже обогревателя, работающего от электричества. Мощность прибора подбирается исходя из площади строения. Самый популярный тип обогревателей – масляные, поскольку они способны долго сохранять тепло, поддерживая комфортную температуру воздуха.
Существенный недостаток – невозможность постоянной работы, т.к. оставлять прибор в розетке нельзя. Кроме того, нужна хорошая электросеть в гараже, чтобы она могла обеспечить функционирование обогревателя. Да и плата за электроэнергию возрастет до очень внушительной суммы.
Тепловая пушка
Этот прибор прогреет гараж за несколько минут. На этот достоинства заканчиваются. Тепловая пушка занимает немало места, потребляет много электроэнергии и зачастую сильно шумит во время работы. Кроме того, она сушит воздух и если долго находиться рядом с ней в замкнутом помещении, можно испытать недомогание.
Инфракрасные лучи
Купив специальный обогреватель, работающий от электричества, вы можете испытать на себе всю мощь новейших технологий. Правильно расположенный прибор испускает невидимые глазу лучи, которые нагревают другие предметы поблизости. Те излучают тепло, и довольно быстро температура воздуха становится комфортной. Никаких труб, никакого обслуживания, и расход электроэнергии не слишком большой. Кроме того, прибор будет эффективно функционировать, даже если ворота гаража распахнуты, в отличие от других видов отопления. Единственный минус – высокая цена устройства.
Дрова
Старейший способ отопления. Естественно, печь в гараже строить негде, и поэтому в ее роли будет выступать небольшая буржуйка. Из плюсов – невысокая стоимость самой печи и дров для нее. Недостатки заключаются в плохой тепловой эффективности – помещение будет прогреваться долго. Также не стоит забывать, что в результате горения дров образуется дым и угарный газ, так что перед установкой буржуйки позаботьтесь о качественной вентиляции. Противопожарная безопасность такого устройства невысока. В гараже могут храниться ГСМ, а из печки часто летят искры.
Как сделать отопление в гараже своими руками
Если ваш гараж объединен с домом одной крышей, то самым простым и в то же время эффективным способом будет продление системы отопления жилья в гараж. Несколько труб и радиаторов, и все – в гараже тепло. Даже с учетом подорожавших за последнее время материалов все затраты будут невелики.
Бывают случаи, когда все помещение обогревать не надо. Тогда стоит обзавестись небольшим тепловентилятором или, если позволяют финансы, приобрести инфракрасный обогреватель.
В России множество людей обладают гаражами в кооперативах. Провести туда отопление от дома невозможно. Или же гараж расположен рядом с домом, но построен как отдельное здание. Как же быть, если хочется сделать его теплым? Придется прибегнуть к следующим способам:
- Приобрести электрообогреватель, что очень просто, но дорого, ввиду больших затрат на оплату электричества.
- Обзавестись отопительным устройством, работающим на дизтопливе. Оно удобно в использовании и быстро прогревает воздух, но затраты на его работу довольно велики (солярка нынче недешева). Кроме того, возникает проблема с отработавшими газами, т.е. нужна хорошая вентиляция гаража.
- Поставить буржуйку. Электричество не потребляет, дров для нее нужно немного. Но опять же нужна качественная вентиляция. Также в гараже будет нельзя хранить ГСМ – искры из печки могут привести к их возгоранию.
- Купить нагревательный прибор, использующий в работе отработанное масло. Эффективен и недорог, но нуждается в определенных объемах отработки, а найти ее не всегда просто.
- Построить гараж с нуля уже с отоплением. Самое лучшее решение, но требует солидных финансовых ресурсов и абсолютно не годится для уже построенного здания.
Печка Булерьян – эконом вариант
Существует такое устройство, как печь Булерьян. Она была сконструирована инженерами из Канады. Принцип ее работы основан на конвекции воздуха: холодный воздух снизу поступает внутрь печи, нагревается в ней и выходит сверху. Затем по законам физики он остывает, опускается вниз и процесс повторяется. С каждым циклом воздух становится все теплее. Работает данное устройство на дровах или брикетах торфа. При соответствующих навыках печь Булерьян можно сделать самостоятельно. Минусов у неё 2 – потребность в вентиляции и низкая пожарная безопасность (лучше, чем у буржуйки, но хранить в гараже с этой печью ГСМ нельзя).
В процессе оборудования гаража системой отопления не забудьте о такой важной вещи, как противопожарная безопасность, ведь в гараже часто хранится топливо или масло, а они могут легко воспламениться, что часто приводит к трагедии.
Вентиляция
Очень важная вещь, особенно если гараж оборудован печкой-буржуйкой, ведь качественная вентиляция помогает избавиться от дыма и угарного газа, которыми легко отравиться.
Воспламеняющиеся материалы
Разумеется, рядом с любым нагревательным прибором нельзя хранить ГСМ и прочие вещи, которые могут загореться (ветошь, например). Помните, даже одна маленькая искра может привести к пожару.
Проводка
Данный пункт особенно важен, если источник тепла работает от электричества. Перед покупкой прибора оцените мощность электросети гаража, ведь она может не выдержать нагрузки от прибора. В лучшем случае это грозит перегревом проводов, а в худшем – возгоранием. Также позаботьтесь о том, чтобы оснастить счетчик пробками, которые прекращают подачу электричества при коротком замыкании или перегрузке сети. Проследите, чтобы изоляция проводов была целой и не кладите их на предметы, которые легко воспламеняются. И конечно же, ни в коем случае не сушите одежду на обогревателях.
Теплоноситель
Если вы оборудовали гараж водяной системой отопления, позаботьтесь о том, чтобы теплоноситель представлял собой обыкновенную воду из водопровода или особый антифриз. Любые другие жидкости, в т.ч. и тосол, для этой цели не подходят (тосол горюч, и при утечке может стать причиной возникновения пожара).
«>