Меню Закрыть

Чистка дроссельной заслонки на заведенном двигателе

Классическое управление дроссельной заслонкой посредством жёстких тяг или гибкого стального троса постепенно уходит в прошлое. Ни один современный двигатель не обходится без микроконтроллеров и компактных электрических приводов, поэтому неудивительно, что и управление акселератором осуществляется блоком управления двигателем. Сегодня мы постараемся развеять расхожее мнение о сложности электронного дросселя и расскажем о том, как выполнить его чистку своими руками.

Устройство, принцип действия и преимущества Е-дросселя

Электронный дроссель выполняет такие же функции, что и механический – регулирует количество воздуха, поступающего во впускной коллектор двигателя. Конструктивно он состоит из корпуса с дроссельной камерой и установленной на подвижной оси заслонки. Основные отличия находятся в механизме привода.

Раньше при нажатии на педаль акселератора водитель приводил в движение трос, который проворачивал сектор газа на нужный угол. Сегодня поворотом заслонки управляет установленный на ее оси электропривод, а степень открытия дросселя регулируется по команде блока управления силовым агрегатом. Утратив механическую функцию, педаль газа выполняет роль аналого-цифрового преобразователя – с её помощью отслеживается степень нажатия и скорость перемещения ноги водителя. При этом электроника контролирует поведение педали акселератора и анализирует множество параметров работы двигателя.

Конструкция стала более сложной, а значит, менее долговечной, не так ли? Однако на деле внедрение электронного привода позволило получить ряд преимуществ:

  • электронный контроль предотвращает риск случайного открытия дросселя на слишком большой угол при трогании с места;
  • устанавливая оптимальное соотношение горючей смеси на всех режимах работы, устройство предотвращает появление рывков и провалов в работе двигателя и способствует его экономичности;
  • работая в тандеме с системами ABS, EBD, ESP и др. Е-дроссель является чрезвычайно удобным инструментом для своевременного изменения тяговых усилий.

Механизм электронного акселератора, напротив, стал более простым. Так, отпала потребность в механическом регуляторе холостого хода с его диафрагмами, клапанами и переходными каналами. В электронном дросселе обороты ХХ устанавливаются поворотом заслонки на небольшой угол. Происходит это по команде блока управления, есть возможность запрограммировать степень ее открытия в зависимости от температуры поступающего воздуха, степени нагрева двигателя и т. д. По этой же причине отпала и необходимость подогрева дроссельного устройства, из-за чего удалось упростить еще и систему охлаждения двигателя.

Что же касается механики привода электронной педали газа, то она состоит из простейшего редуктора, из пары пластиковых шестерён и маломощного электромоторчика. Проблемы доставляет электронная плата управления акселератором, которая интерпретирует команды микроконтроллера и предоставляет ему информацию о положении заслонки. Если же говорить о надёжности конструкции в целом, то чаще проблемы, связанные с неправильной работой электронной педали газа, пропадают после тщательной чистки узла от грязи и нагара.

Причины и признаки загрязнения дроссельной заслонки

Поскольку конструкция заслонок электронных дросселей не отличается от устройств традиционного типа, и они требует периодической чистки дроссельной заслонки. О необходимости технического обслуживания электронной педали газа свидетельствуют следующие признаки:

  • затруднённый пуск силового агрегата;
  • неустойчивая работа двигателя;
  • нестабильные обороты холостого хода;
  • провалы и рывки при попытке набрать скорость;
  • замедленная реакция при попытке увеличить или сбросить обороты.

Ускоренному отложению грязи и нагара на деталях акселератора способствует эксплуатация автомобиля с забитым топливным и воздушным фильтром, повреждение воздуховода и длительная езда на некачественном топливе. Но не думайте, что загрязнение узла происходит только по причине недостаточного внимания к машине со стороны водителя. К усиленному загрязнению приводит появление масляной пыли в картерных газах по причине износа цилиндропоршневой группы – в этом случае ситуацию исправит только ремонт двигателя.

Как почистить электронную дроссельную заслонку, не снимая с автомобиля

Специалисты рекомендуют проводить обслуживание дроссельных заслонок с электронным управлением не реже 1 раза в год или через каждые 20 тыс. км пробега. Процедуру чистки заслонки лучше выполнять перед наступлением осенних дождей, чему есть логичное объяснение. Дело в том, что из-за повышенной влажности поступающего воздуха отложения грязи на деталях привода, оси и заслонке размягчаются. Из-за этого заслонка залипает, что приводит к невозможности контролировать обороты двигателя и может стать причиной аварии.

На большинстве автомобилей зарубежного и отечественного производства привод электронной педали газа установлен непосредственно перед впускным коллектором. Доступность механизма и простота его обслуживания позволяют провести профилактику буквально за 15-20 минут.

Читайте также:  Замена диска сцепления ваз 21213

Для этого вам понадобятся:

  • очиститель карбюратора (заменяется бензином, керосином, дизтопливом и т. д.);
  • силиконовая смазка в виде спрея;
  • ветошь;
  • отвёртка с плоским или крестообразным жалом (в зависимости от типа винтов, которые используются для крепления патрубка подачи воздуха);
  • кисточка с жёсткой щетиной или зубная щётка;
  • защитные перчатки.

Работу лучше выполнять последовательно – так вы избежите ошибок и будете уверены, что сделали все правильно:

  1. Воспользовавшись отвёрткой, ослабьте хомуты крепления патрубка подачи воздуха и отсоедините гофрированный шланг от корпуса электронного акселерометра.
  2. Нажав на дроссельную заслонку, поверните её на 90 градусов и проведите внешний осмотр. Грязь и сажа на стенках корпуса — достаточное основание, чтобы немедленно приступить к чистке. Смолянистые и сажистые отложения в первую очередь забивают зазор, необходимый для работы двигателя на холостом ходу. Из-за этого обороты становятся нестабильными или же силовой агрегат и вовсе глохнет по причине прекращения подачи воздуха. Кроме того, касание заслонки к толстому слою нагара вызывает ее заедание и способствует усиленному износу пластиковых шестерён и других деталей привода.
  3. Застопорите дроссель в открытом положении. Для этого между заслонкой и внутренней стенкой корпуса поместите подходящий по толщине предмет из дерева либо пластика – например, ручку той же отвёртки.
  4. Приступая к чистке узла, обильно смочите моющим средством внутренние стенки и заслонку. Отдельное внимание уделите тем местам дроссельной камеры, сквозь которые проходит ось заслонки – скапливающиеся там смолянистые отложения как раз и являются причиной подклинивания узла вращения. В итоге дроссель поворачивается рывками и делает управление автомобилем некомфортным.
  5. Выдержав 10-15 минут для размягчения засоров, их удаляют при помощи щёточки. При необходимости процесс многократно повторяют, добиваясь полной очистки дросселя. Имейте в виду, что на некоторых моделях авто стенки дроссельной камеры покрываются специальным молибденовым покрытием. Чрезвычайно гладкий слой способствует ламинарному течению воздуха в канале и препятствует оседанию сажи. Не путайте это покрытие с нагаром и не старайтесь его удалить. Напротив, применяйте щадящие методы очистки и откажитесь от жёсткой щётки в пользу мягкой фланелевой тряпочки.
  6. Добившись от стенок внутренней камеры мягкого, ровного блеска, очистите торцевую и заднюю сторону дроссельной заслонки.
  7. Насухо протрите детали и поверхности ветошью. Дополнительно продуйте узел сжатым воздухом.
  8. После очистки дроссельной заслонки, чтобы электронная педаль газа работала мягко и плавно, нанесите силиконовую смазку на ось, заслонку и ту часть дроссельной камеры, к которой она примыкает.
  9. Присоедините воздуховод и затяните хомуты его крепления.

После вмешательства в узел изменятся параметры положения дроссельной заслонки, поэтому в некоторых случаях проводят её обучение. Если обороты холостого хода начинают самопроизвольно изменяться («плавать», как говорят автомеханики), то обнулите энергозависимую память контроллера, на короткое время отсоединив «плюсовую» клемму от аккумуляторной батареи.

Ещё кое-что полезное для Вас:

И последнее, о чем хотелось бы напомнить: при первом запуске не нажимайте на педаль газа до тех пор, пока мотор не прогреется. Обеспечивая работу двигателя с номинальными оборотами в широком температурном диапазоне, вы позволите контроллеру адаптироваться к изменившимся условиям и установить оптимальные значения настроек холостого хода. В дальнейшем это даст возможность эксплуатировать автомобиль без каких-либо неожиданностей со стороны дроссельного узла.

Дроссельная заслонка расположена непосредственно перед впускным коллектором. Принцип работы механической дроссельной заслонки очень прост — чем больше открыта заслонка, тем больше проходное сечение, соответственно в еденицу времени через нее проходит больше воздуха во впускной коллектор. Больше воздуха — больше топлива, больше топливно-воздушной смеси в камере сгорания — выше мощность. Управляет открытием и закрытием дроссельной заслонки водитель, нажимая на педаль газа. Педаль газа имеет прямое соединение с дроссельной заслонкой и при нажатии на нее дроссель открывается. Чем глубже вжимать педаль, тем больше открывается дроссель. Педаль до упора – дроссель находится в максимально открытом состоянии

Блок дроссельной заслонки в сборе

Причин образования загрязнений несколько, но самая основная – масляная пыль, которая проникает из под клапанной крышки через трубку вентиляции картерных газов.

Картерные газы – что это? При работе двигателя в моторное масло и, в конечном итоге, в масляный картер всегда поступает некоторое количество газов из камер сгорания (цилиндров). Во-первых, это часть топливно-воздушной смеси, которая просачивается в масло из цилиндра на такте сжатия, в процессе скольжения цилиндра по стенкам цилиндра. Во-вторых, отработанные газы, которые также просачиваются из цилиндра, но уже на такте расширения. У двигателей с большим пробегом преобладают последние.

Читайте также:  Двигатель оки в разрезе

Все это, конечно, неблагоприятно воздействует на моторное масло. К примеру, пары бензина, попадая в масло, разжижают его и ухудшают его смазывающие свойства. А имеющиеся в составе отработавших газов пары воды, конденсируясь в масляном картере, способствуют вспениванию масла и приводят к образованию густых и липких сгустков. Кроме двух зол, существует и третье — масляный туман.

Насыщение моторного масла картерными газами и их накапливание в масляной системе кроме снижения эффективности смазочных свойств способствует повышению давления в системе, что рано или поздно приводит к выдавливанию моторного масла через различные резиновые уплотнения (сальники, прокладки, щуп).

Поэтому, существует острая необходимость отвода этих газов за пределы двигателя. Этим занимается система вентиляции картерных газов, задача которой передавать картерные газы с двигателя в воздушную систему, непосредственно перед дроссельной заслонкой. Почему в воздушную систему, а не в атмосферу? Ответ прост – чтобы не загрязнять окружающую среду.
Речь о картерных газах зашла не зря. Если картерные газы лишенные кислорода, попадая в дроссель и смешиваясь с воздухом просто ухудшают топливно-воздушную смесь, то масляная пыль, которая сопровождает движение картерных газов в воздушную систему, смешиваясь с грязной сущностью вышеупомянутых газов способна изрядно испачкать дроссель.

Именно, поэтому «дроссель» периодически нуждается в очистке. Чтобы понять, есть ли необходимость в очистке именно в вашем случае рассмотрим самые популярные симптомы грязной дроссельной заслонки:

неустойчивый запуск двигателя автомобиля;
плавают обороты холостого хода;
автомобиль дёргает на скорости ниже 15 км/час;
провал в районе холостого хода.
Природу и симптомы загрязнений дроссельной заслонки мы выяснили, осталось приступить к делу и первое, что мы должны сделать — демонтировать дроссельную заслонку с автомобиля. Эта процедура на столько простая что ее можно описать несколькими абзацами.

Демонтаж дроссельной заслонки

Прежде всего освобождаем корпус дросселя от воздушной гофры и отсоеденяем электропроводку с датчика положения дроссельной заслонки (TPS) и с датчика абсолютного давления (МАР) — их месторасположение можно изучить на вышерасположенном изображении. Отсоединяем тросик газа от механического привода дроссельной заслонки — для этого просто выталкиваем «грузик» тросика газа со своего посадочного места в механическом приводе.

Отсоединяем шланги подвода охлаждающей жидкости (входной и выходной). Желательно эту процедуру выполнять на «холодную», когда давление и температура в охлаждающей системе невысокие, чтобы избежать ожогов и минимизировать потери охлаждающей жидкости, которая неизбежно вытечет из шлангов. После снятия шлангов убедитесь в том, что утечка охлаждающей жидкости прекратилась.

Как бы ни старались менеджеры автосалонов и банков, но основная часть купленных в России автомобилей попала в руки новым хозяевам со вторичного рынка. И далеко не все эти средства передвижения ремонтируются у дилера, многие владельцы предпочитают обслуживать их своими силами. И что только они не делают, когда их приобретение перестаёт ехать как положено, на холостых оборотах работает, как старый трактор, и жрёт бензина больше, чем верблюд воды после переходы через Сахару… А ведь иногда достаточно просто почистить дроссельную заслонку, и автомобиль опять поедет как новый. Или почти как новый.

Дайте подышать!

Ч то такое дроссельная заслонка? Это механизм системы впуска, который отвечает за подачу воздуха для формирования топливо-воздушной смеси. Большинство бюджетных автомобилей оборудованы элементарной заслонкой с механическим приводом. Мы не будем говорить об электронных заслонках, разбираться в тонкостях работы которых достаточно сложно, а своими руками оные можно только доломать окончательно. Речь идёт об элементарном устройстве, которое чаще можно увидеть, сняв корпус воздушного фильтра.

Впрочем, иногда фильтр стоит сбоку, тогда дроссельную заслонку придётся искать где-то между ним и впускным коллектором. Но уж если и там вы её не находите, то либо ваша машина карбюраторная, либо дальше читать просто не стоит, а лучше собраться и поехать в автосервис. Тем более если симптомы, указывающие на необходимость чистки, присутствуют.

Самые характерные из них – это нестабильная работа на холостых оборотах и периодическое «подвисание» оборотов после отпускания педали газа. Не стоит забывать, что не всегда причина «разгула» холостых оборотов кроется в дроссельной заслонке, дело может быть и в других элементах топливной системы или зажигания. И всё же чистота дроссельной заслонки играет весьма заметную роль в работе силового агрегата.

Читайте также:  Не работают парктроники w204

Как влияет состояние дроссельной заслонки на холостой ход? Дело в том, что на заслонке обычно стоят два устройства – датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и регулятор холостого хода (РХХ), который зачастую тоже называют датчиком. Эти механизмы позволяют не только «дать газу» при нажатии на соответствующую педаль, но и помогают поддерживать оптимальные обороты вала в зависимости, например, от нагрузки на бортовую сеть. Говорю именно «помогают», потому что если выкрутить, скажем, датчик ГУРа, то при повороте рулевого колеса холостые обороты всё равно будут прыгать, даже при условии безупречной работы дроссельной заслонки и регулятора холостого хода. Электроника, никуда от неё не деться.

Дело в том, что воздух, поступающий в неё, далеко не лабораторной стерильности. Есть в нём и твёрдые взвеси, и пыль – всё, что не удержал воздушный фильтр (который мы всегда меняем вовремя, не так ли?) Всю эту пыль разрежение во впускном коллекторе тянет внутрь мотора, но не всё туда попадает, часть этой дряни оседает на корпусе дросселя и непосредственно на его заслонке. Помогает этому масляная взвесь, которая остаётся на стенках механизма.

Откуда она там? Дело в том, что в дроссель идёт патрубок, выходящий из крышки клапанной коробки. А как раз там небольшая концентрация масляного тумана есть всегда. Если мотор уже «устал», да к тому же – хорошо (например, изношены поршневые кольца), то частиц масла будет всегда больше, а значит, и загрязнение дроссельной заслонки будет происходить активнее. В запущенных случаях заслонка так обрастёт налётом пыли, осевшим на масляной плёнке, что механизм может периодически «залипать». И чаще причина неисправности будет как раз в регуляторе холостого хода, который установлен на корпусе дроссельной заслонки. И вот тут чистка устройства станет уже почти неизбежной.

Все мы прекрасно понимаем, что в некоторых сервисах есть не очень порядочные люди (не во всех, конечно), которым и работать-то не очень хочется. И тогда заслонку умудряются помыть вообще без её снятия. Либо – что бывает чаще – не трогают регулятор холостого хода, отчего работа по факту получается выполненной, а проблема остаётся. Поэтому мы покажем, как это сделать правильно, и пусть это будет чуть дольше, чуть сложнее, зато обеспечит хороший результат.

Для работы нам потребуется минимальный набор инструментов и материалов (отвёртка, пара гаечных ключей, кисточка и обычный очиститель, который можно купить в любом магазине), а также головки-звёздочки. Последнее нужно только потому, что для примера мы взяли двигатель K7M, известный почитателям чудесных автомобилей Рено Логан. Это мотор простой, его конструкция не содержит каких-либо оригинальных решений, поэтому глядя на то, как мы чистим заслонку этого агрегата, можно научиться делать это на любом другом бюджетном моторе. Итак, начинаем разборку.

Главное – аккуратность!

Пока я хлопал глазами и затвором фотоаппарата, мастер автосервиса «Логан-Шоп» Алексей Телешов уже снял воздушный патрубок. Думаю, с этим справится каждый. Затем откручиваем корпус воздушного фильтра. Снимаем его в сборе, сам элемент доставать не нужно (если только вы не решили его заодно поменять). Заодно проверяем состояние резиновых уплотнителей, через которые корпус крепится к мотору. Со временем они усыхают, а так как резьба на болтах нарезана не до головки, то даже богатырская сила и банальная дурь не позволят эти уплотнители поджать гаечным ключом. Сам по себе люфт не так страшен, но хорошая затяжка гарантирует исключение подсоса воздуха в дроссельную заслонку помимо воздушного фильтра, да и дребезг корпуса фильтра тоже не самая приятная штука на свете. После выкручивания болтов чуть приподнимаем корпус и отсоединяем патрубок снизу, потом убираем корпус фильтра в сторону. Прямо перед нами появляется дроссельная заслонка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock detector