Наличие покрасочной камеры даёт очевидные преимущества для автомастерской по кузовному ремонту. Это уменьшение пыли и прочего мусора до минимума, постоянная температура, благоприятная для распыления и хорошего растекания лаков и эмалей, а также хорошее освещение в камере даёт маляру возможность хорошо контролировать процесс распыления. Также не нужно забывать о том, что в малярной камере с правильно устроенной вентиляцией, улучшаются условия работы маляра, не страдает его здоровье.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Покрасочная камера заводского изготовления стоит немалых денег, цены начинаются от 5–6 тыс. долларов за камеры эконом класса. При этом заводская окрасочно-сушильная камера предполагает наличие большого помещения, внутрь которого вы её сможете установить. Это устанавливает ограничение на возможность её установки внутрь небольших автомастерских. Бывают, конечно, окрасочно-сушильные камеры наружного исполнения, но они, опять же, дороже. Фирмы, производящие и реализующие окрасочно-сушильные камеры, также продают каждые из компонентов камеры отдельно. Таким образом, можно собрать почти такую же покрасочную камеру внутри небольшого помещения. Но опять же эти компоненты от известного производителя достаточно дороги. Всё это наталкивает на мысль изготовления покрасочной камеры своими руками. Малярная камера, оборудованная в гараже может обойтись в 2 000 у.е. при условии закупки минимального количества оборудования и вложении собственных сил.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Что нужно для изготовления покрасочной камеры своими руками?
Для начала нужно располагать помещением достаточных размеров. Нормальными будут размеры: 6–7 метров длинна, 4 метра ширина, 2.5–2.7 метров высота. Всё это внутренние размеры помещения. Если строите «малярку» внутри большого помещения, то можно размеры сделать какими угодными. Нужно исходить из того, какие автомобили собираетесь красить.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
В целом по типу вентиляции классифицируют на одномоторные и двухмоторные покрасочные камеры. Одномоторная предполагает один вентилятор на приток воздуха, а отток происходит естественным путём, без дополнительного вентилятора.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Двухмоторная камера имеет два вентилятора (мотора). Один используется для притока воздуха, другой для вытягивания. Двухмоторные покрасочные камеры дорогие в изготовлении и обслуживании. Выгодно их изготовление и использование при большом потоке окрашиваемых автомобилей.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Таким образом, при малой или средней загруженности автомастерской чаще всего изготавливают одномоторную малярную камеру.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
Согласно среднестатистическим данным, поток воздуха в помещении стандартной покрасочной камеры должен быть примерно 25000 кубометров в час.
p, blockquote 7,0,1,0,0 —>
В верхней части камеры (на потолке или вместо потолка) устанавливается короб, в который в дальнейшем будет поступать приточный воздух. Далее, через фильтр тонкой очистки воздух попадает собственно в саму камеру. За счёт наличия короба, воздух распределяется равномерно по всей площади малярной камеры, не создавая резких потоков воздуха в отдельных зонах. Далее воздух, проходя через помещение, уходит в вытяжные технологические проёмы, сделанные в полу и выходящие на улицу. Также делают вариант установки подиума, под которым также обустраивают вытяжку и фильтр.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Помещение покрасочной камеры должно быть теплоизолировано, иметь хорошее освещение, должно быть оборудовано приточно-вытяжной системой с фильтрацией.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Теплоизоляция
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Покрасочная камера должна быть способной сохранять заданную внутри неё температуру в любое время года. Этому способствует утеплёние камеры. Учитывая меры пожаробезопасности лучше всего использовать минеральные плиты. Если использовать для утепления пожароопасный материал, то важно его изолировать пожаробезопасной внутренней отделкой.
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
Освещение
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
В качестве освещения в малярных камерах чаще всего используют люминесцентные лампы, либо светодиодные светильники. Они справляются с задачей приблизить искусственное освещение камеры к естественному, дневному. Люминесцентные лампы за счёт рассеянного освещения, не дают теней. Предпочтение нужно отдавать светильникам с наименьшим эффектом мерцания. Лампы нужно располагать как в верхней части малярной камеры, так и на стенах на равном удалении друг от друга. Хорошим решением будет расположить лампы вертикально по бокам камеры. Стены, окрашенные в белый цвет улучшат равномерное распределение света. Для окрашивания лучше применять порошковые негорючие составы.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Норма освещенности для покрасочной камеры 1000–2000 люкс в каждой зоне малярной камеры.
p, blockquote 14,1,0,0,0 —>
Фильтрация
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
В покрасочной камере должен очищаться как приточный воздух, так и вытягиваемый воздух. Для этого используются фильтра грубой и тонкой очистки.
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Фильтр грубой очистки устанавливается снаружи для отделения от воздуха крупных частиц.
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
Фильтр тонкой очистки устанавливается на потолке покрасочной камеры, на короб, с которого поступает приточный воздух. Таким образом, приточный воздух в камеру подается по всей площади потолка через слой фильтрующего материала, воздух распределяется равномерно и циркуляция воздуха в камере практически исключается.
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
При устройстве двухмоторной камеры второй фильтр устраивается под металлическим настилом или в самой системе воздуховода. Загрязняется он на много чаще, поэтому достаточно использовать фильтрующий материал для грубой очистки. Напольный фильтр очищает вытягиваемый воздух для защиты окружающей среды, а также не загрязняется вытяжной вентилятор (в случае его применения).
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
Крупные частицы задерживаются обычной полипропиленовой сеткой. Обустраивая внутреннюю тонкую фильтрацию, некоторые мастера делают своими руками фильтр из флизелина, однако он загрязняется очень быстро, так что экономия в этом случае весьма сомнительна. Найти в продаже фирменные фильтра не составит труда, а установив их в малярную камеру, вы значительно сократите вероятность появления дефектов при покраске, связанных с мусорностью окрашиваемой детали.
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
Подогрев воздуха
p, blockquote 21,0,0,1,0 —>
Нагнетаемый с улицы воздух в холодное время года быстро охлаждает помещение. Подогрев приточного воздуха необходим, в таком случае, для того, чтобы в малярной камере оставалась рабочая температура. При обогреве входящего воздуха прямой контакт нагревающего элемента, особенно открытого пламени, с парами растворителей крайне нежелателен. По этой причине, а также дорогой стоимости и сложности монтажа профессионального теплогенератора, используется теплообменник.
p, blockquote 22,0,0,0,0 —>
Ещё одна причина использовать систему переноса тепла – дороговизна энергии. При любых конструкциях обогрева (горелки на разных видах топлива, ТЭНы) затраты на обогрев оказываются значительными, по этой причине применяется система рекуперации энергии – теплообменник между вытяжкой и притоком, что позволяет экономить до 40% энергии. Тепло передаётся к приточному воздуху от нагревателя и от вытяжного потока.
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Теплообменник изготавливается из температуростойкой нержавеющей стали. Форма теплообменника зависит от конструктивного исполнения горелки.
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
Существует три основных вида теплогенераторов: с дизельным, электрическим и газовым нагревом. Электрический теплогенератор используется редко, так как имеет увеличенную длительность нагрева, и охлаждения окрасочно-сушильной камеры из-за долгого времени нагревания и остывания теплоэлементов. Так же данные теплогенераторы имеют высокое энергопотребление. Альтернативой электрическому служат дизельные и теплогенераторы с газовой горелкой, а также на отработанном масле.
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
Система теплообменника является достаточно сложной в реализации. Некоторые мастера используют соседнее отапливаемое помещение для забора приточного в камеру воздуха (если есть такая возможность). При этом также используются фильтра для очистки воздуха. Либо не используют обогрев входящего воздуха. В этом случае, при покраске нескольких элементов или всего кузова автомобиля использование покрасочной камеры в холодное время года не получится использовать в полном объёме.
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
Требования безопасности
Малярная камера – это место повышенной пожароопасности. Пары растворителя, окрасочная пыль являются легко воспламеняемыми отходами. При правильно оборудованной приточно-вытяжной системе пары своевременно удаляются из помещения. Тем не менее, нужно учитывать ряд условий, необходимых для повышения безопасности при покраске автомобилей.
p, blockquote 27,0,0,0,0 —>
- — внутренняя отделка должна быть пожаробезопасной
- — при утеплении использовать стойкий к воспламенению теплоизолятор (минеральный материал)
- — вентиляторы вентиляционной системы должны быть установлены с наружной стороны камеры
- — электрическая аппаратура, проводка устанавливается во взрывобезопасном исполнении, все металлические части камеры и вентиляционных труб заземляются
- — выключатели и рубильники должны быть расположены снаружи камеры
- — компрессоры устанавливаются снаружи камеры
- — если тепловой генератор воздуха работает с газовой или дизельной горелкой, его располагают изолированно от цеха покраски
- — оборудовать систему пожаротушения
- — установить аварийный термостат для полного отключения от электросети
- — выход из покрасочной камеры должен легко открываться наружу и не иметь задвижек
- — для электрооборудования камер обязательно выполнение защитного заземления
В заключение можно сказать, что если есть необходимость в покрасочной камере, её вполне можно построить своими руками или оборудовать имеющийся гараж. При этом Вы будете досконально знать устройство всей системы конкретной малярной камеры и будете знать, где какой узел обслужить, заменить или усовершенствовать.
p, blockquote 28,0,0,0,0 —> p, blockquote 29,0,0,0,1 —>
Для того, чтобы покраска авто была качественной и безопасной, нужна специальная малярная камера. Многие из тех, кто только начинает заниматься покрасочным видом бизнеса, задумываются над тем, как сделать ее своими руками. Затея эта не из самых простых, но при грамотном подходе самостоятельно обустроенная покрасочная камера ничуть не хуже готовой.
Важные требования к помещению
Для того, чтобы малярная камера, сделанная своими руками, выполняла функции на отлично и была безопасной, необходимо соблюдать ряд требований:
- Стены помещения должны быть хорошо утеплены, чтобы температура внутри никогда не опускалась ниже 22°C. Кроме теплоизоляции важно продумать систему прогревания воздуха.
- Покрасочная камера нуждается в ярком освещении, чтобы маляр мог ясно видеть процесс работы и поверхность кузова с любой стороны. На центральную зону, где будет непосредственно проводиться покраска, должно попадать максимум света и при этом не должны образовываться тени.
- Качество покраски во многом зависит от организации вентиляционной системы в помещении.
- Материалы по возможности должны быть огнестойкими, а лампы – взрывозащитными.
Обустройство стен и пола
Для изоляции стен в малярной камере подходят не все материалы. Предпочтительнее всего использовать прессованную минеральную вату. Она обладает огнестойкостью, не подвержена гниению или образованию плесени, не интересна для грызунов. Такой материал способен сохранять свои свойства в самых экстремальных условиях и отличается долгим сроком эксплуатации.
Горючий пенопласт при обустройстве малярной камеры своими руками применять в качестве утеплителя не стоит, поскольку это небезопасно. Простая непрессованная минвата также не подойдет, так как со временем оседает и сползает, образуя места, через которые будет происходить потеря тепла.
После того, как утеплитель закреплен, его нужно закрыть панелями. Они должны быть металлическими и в идеале окрашены в белый цвет. Например, их можно покрасить порошковой краской. Стены малярной камеры должны хорошо мыться и не накапливать грязь. Для отделки не используйте вагонку, так как она относится к горючим материалам. Также не должны присутствовать в покрасочном помещении всякого рода ковровые покрытия и ткани.
Пол в малярной мастерской представляет собой решетку, под которой располагается система фильтров. Такая конструкция оборудуется на той площади, где будет проводиться покраска и предусматривает наличие под решетками углубления 60-90 см, имеющего вид корыта, стенки которого залиты бетоном. Если коммуникации и фундамент не позволяют организовать такой поддон, то можно ограничиться созданием неглубокого на 30 см металлического углубления. В нем будут уложены фильтры, после чего поверхность закрывается решетками.
Фильтры в полу лучше разместить наискось – от центра к боковинам корыта. Это значительно увеличит эффективную фильтрующую площадь и будет способствовать равномерному движению воздуха.
Какого размера решетки класть на полу? Вариантов для этого несколько:
- Для оптимального потока достаточно использовать две решетки, длина которых выступает за края автомобиля с обеих сторон не менее, чем на 70 см.
- Многие мастера решают зарешетить всю рабочую площадь в зоне покраски.
- Третьим, бюджетным вариантом, является применение только одной решетки небольшой ширины, но его рационально использовать только для вентиляции с невысокой производительностью.
Обустройство системы сушки
Если покраска производится время от времени, то для сушки подойдут тепловые генераторы на масле, бензине или газе. Но при этом нужно выбрать такое устройство, которое оснащено функцией установки температуры на постоянном уровне.
Для профессионального использования, то есть постоянной покраски в малярной камере, предпочтительнее инфракрасные сушки. Они съедают меньше электричества и обеспечивают качественное высыхание материалов. Также с их помощью можно быстро просушить шпаклевку и грунт.
Освещение
Маляру необходимо видеть самые мельчайшие неровности и дефекты на поверхности кузова или окрашиваемой детали. Поэтому освещение в малярной камере должно быть ярким, ровным и качественным. Лучшими для этого считаются источники дневного света. Это могут быть как традиционные, так и светодиодные лампы.
При оборудовании покрасочной мастерской своими руками лампы нужно располагать не только на потолке, но и на боковых стенах. Лампы дневного света полезно оснастить балластом, что не только поможет сэкономить на электроэнергии, но и предотвратит эффект мерцания.
Система вентиляции
При обустройстве малярной камеры своими руками важно предусмотреть наличие хорошей вентиляционной системы. Она может быть разной, но конструктивные части всегда представлены воздуховодами, вентиляторами и клапанами, а также дополнительными фильтрующими элементами и источниками обогрева мастерской. Вентиляция должна как убирать загрязненный воздух, так и доставлять чистый (приточные системы).
Типы вентиляций для малярной камеры:
- Одномоторная – чистый воздух поступает сверху и своим давлением выжимает загрязненный через отверстия внизу. Такая система наиболее приемлема и проста при организации в гараже покрасочной камеры своими руками.
- Приточно-вытяжная – конструируется в комплексе с системой фильтрации и обогрева.
- Двухмоторная предусматривает наличие моторов и вверху, и внизу. При этом как чистый, так и отработанный воздух втягивается и удаляется принудительно. Такая организация вентиляции более сложна и дорогостояща в сравнении с одномоторной системой.
- Воздушно-проходная – воздух в абсолютно герметичной камере нагнетается под постоянным давлением, что предотвращает попадание в него загрязнений.
Кроме основной вентилирующей системы важно предусмотреть сухую фильтрацию, которая повышает безопасность работ. Например, можно использовать рулонные фильтры, которые выполнены из волокна, обработанного антивоспламеняющимся веществом. Таким материалом покрывают потолок. Для пола нужны более качественные варианты, например, инерциальные фильтры или рулонный материал из стекловолокна.
При необходимости обновить покрытие автомобиля, можно воспользоваться услугами специалистов или пожертвовать собственный гараж на обустройство покрасочной камеры, чтобы сделать всё самостоятельно. Как обустраивается покрасочная камера своими руками, на какой уровень выполненных работ можно рассчитывать?
Рано или поздно каждая машина нуждается в обновлении лакокрасочного покрытия. Речь идёт о 100 — 150 тыс. км пробега в случае с отечественным транспортным средством и 300 — 400 тыс. км, если автомобиль импортного производства, не китайского происхождения. Вариантов у вас не так много – воспользоваться услугами фирменного сервиса или гаражных мастеров, а также сделать всё самостоятельно путём сооружения покрасочного бокса. Даже если взять во внимание стоимость аренды оборудования, покрасочная камера своими руками обойдётся на порядок дешевле, чем услуги маляров.
Возможно, вас заинтересует подробная и очень интересная статья нашего специалиста, в которой рассказывается о подборе краски для авто.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как выбрать краску для пластика.
Требования к покрасочной камере
Если обустраивается покрасочная камера в гараже, помещение должно соответствовать следующим требованиям.
- Обязательное утепление стен и отказ от использования горючих материалов.
- Достижение предельной герметичности.
- Трёхметровая стена должна быть покрыта матовой плёнкой для притягивания и удерживания частиц пыли. Ресурса такой поверхности будет достаточно для окрашивания 10 и более автомобилей. Дополнительно не забудьте обработать порошковое матовое напыление противопожарным слоем.
- Двое дверей обеспечат соответствие пожарной безопасности. Герметичность и простота открытия – основные требования к этим элементам помещения.
- Пол необходимо сконструировать так, чтобы потоки воздуха циркулировали беспрепятственно. С этой задачей справится покрытие в виде многослойной решётки, которое обеспечит оптимальный приток и отвод воздушных масс.
- Если готовый пол металлический, он должен быть установлен выше аналогичных поверхностей в примыкающих помещениях на 40 см. Мостик обеспечит смягчение перепада напольных поверхностей.
- Беспрепятственного въезда в бокс и оптимального воздухообмена можно добиться посредством бетонного пола, основание которого будет находиться на одном уровне с примыкающими помещениями.
- При обустройстве вентиляционной системы обратите внимание на качество крепёжных элементов. Если ходы воздухозабора засорятся, испарения лакокрасочных растворов будут незаметно скапливаться, что приведёт к взрыву или локальному пожару.
- Обязательно проконсультируйтесь со специалистом перед проведением строительных работ. Также важно узнать принципы безопасного проведения малярных работ.
Что такое локальная покраска автомобиля и как её производить? Узнать об этом вы сможете из подробного материала нашего специалиста.
Интересует, как сделать аквапринт своими руками? Читайте об этом в интересной и информативной статье нашего эксперта.