Меню Закрыть

Что происходит при забитом катализаторе

Катализатор, или как его еще нередко называют специалисты, нейтрализатор является одной из составных частей выхлопной системы многих современных автомобилей. Основная функция данного узла, как известно, заключается в снижении токсичности выхлопных газов, производимых автомобильным двигателем. Таким образом, можно сказать, что главная задача любого автомобильного катализатора — защита экологии.

В большинстве случаев производители автомобилей помещают нейтрализаторы в промежутке между глушителем и коллектором. Однако, могут встречаться и другие варианты. Механизм работы и основные проблемы от этого, к сожалению не меняются. Профессионалы, занимающиеся ремонтом и обслуживанием автомобилей, хорошо знают, насколько много сложностей скрывает в себе этот малоприметный элемент выхлопной системы. Вопросов и проблем, связанных с неправильным функционированием нейтрализатора стоит признаться немало. Именно поэтому многие водители хотят определить неисправность катализатора автомобиля по признакам. Специально для вас мы решили написать материал, полностью посвященной данному вопросу.

Признак №1 — Ухудшение разгонной динамики

Наиболее характерным и частым признаком, свидетельствующим о том, что с вашим нейтрализатором начались какие-либо проблемы, является заметное снижение мощности двигателя транспортного средства. Свои ощущения водители описывают по-разному: "пропала мощность", " Двигатель стал слабее", "Ушла прежняя динамика разгона". Однако смысл "жалоб" при этом остается неизменным. Показатели разгона, а также максимальной скорости при этом несколько ухудшаются. Особенно явно данная проблема становится заметна при работе мотора на пониженных передачах (на высоких оборотах). Причиной всему является засорение ячеек катализатора сажей и продуктами топлива. Таким образом, выхлопные газы вынуждены преодолевать дополнительное сопротивление на своем пути. Подводя итог, можно сказать, что ухудшение мощности является наиболее важным признаком неисправности катализатора автомобиля.

Признак №2 — Проблемы с запуском двигателя машины

Машина плохо заводится? Двигатель глохнет, практически сразу после запуска? Данные проблемы наверняка знакомы многим автолюбителям, которые сталкиваются с забитым сажей катализатором. Дело в том, что при повреждении внутренних элементов нейтрализатора происходит существенное повышение сопротивления во всей выпускной системе вашего автомобиля. Таким образом, катализатор является своеобразной "пробкой", мешающей процессу естественного удаления отработанных газов. Очевидно, что ничего хорошего это не сулит.

СОВЕТ: Существует относительно простой способ проверки этого "недуга". Он заключается в создании временного отверстия, через которое будут удаляться выхлопные газы. Сверлить ничего не надо. Достаточно выкрутить кислородный датчик. Если после этого проблемы с запуском двигателя исчезли, то причиной неполадки являются забившееся или оплавленные соты нейтрализатора.

Самостоятельно устранить данную поломку довольно сложно. Именно поэтому мы рекомендуем воспользоваться услугами нашего сервисного центра, где опытные мастера смогут произвести замену катализатора или его удаление.

Признак неисправности катализатора автомобиля №3 — Увеличенный расход топлива

Еще одним признаком того, что ваш нейтрализатор забился, является частичное увеличение расхода топлива. Однако не стоит рассматривать данный симптом отдельно от других признаков. Для более-менее точной диагностике необходимо обязательно учитывать и другие важные особенности поведения автомобиля.

Признак №4 — Слабый поток выхлопных газов

В случае, если ваш катализатор забит это неминуемо скажется на скорости истечения газов из выхлопной трубы. Убедиться в этом можно довольно простым способом, без использования дорого оборудования и приборов.

Как определить неисправность катализатора автомобиля?

Все что вам для этого потребуется — попытаться закрыть выхлопную трубу автомобиля рукой (перед этим желательно одеть перчатку). Рекомендуем запомнить одно простое правило, которое поможет вам самостоятельно произвести мини диагностику данного узла — выхлопные газы, даже на холостых оборотах обладают довольно большой скоростью и энергией. Таким образом, если ваш катализатор исправен, то закрыть трубу рукой будет практически невозможно. Если в результате данного теста вам спокойно удается создать препятствие выхлопным газам, знайте — ваш катализатор неисправен!

Еще один совет по определению неисправности катализатора вашего автомобиля

Стоит отметить, что существует еще один тест, позволяющий определить состояние установленного нейтрализатора. Для его проведения вам потребуется приобрести манометр, а также специальный переходник. Суть его довольно простая и заключается в проверки показателей давления. Ранее мы уже писали о том, что при забитом катализаторе давление в выхлопной системе автомобиля неминуемо увеличивается, что и фиксируется нашим манометром. Что необходимо сделать:

  • Выкрутить первый кислородный датчик
  • Установить манометр
  • Поднять обороты двигателя до отметки 2700-3000
  • Зафиксировать данные давления
Читайте также:  Мойка нет давления причины

Нормальным давлением в системе можно считать показатели в 0,3 кгс/см2. Если значение выше — есть повод обратиться в сервис. Можете не сомневаться — наши специалисты точно смогут определить неисправность катализатора любого автомобиля.

Определяем признаки неисправного катализатора

Катализатор системы выпуска — пояснение. Данный компонент системы глушителя играет достаточно важную роль, так как является не только своего рода фильтром выхлопных газов и дожигает вредные примеси содержания CO2, но и напрямую отвечает за расход топлива и динамические характеристики двигателя. Довольно частый вопрос возникает у автовладельцев, в связи с исправностью каталитического нейтрализатора и временем его ремонта или замены. Начнем с того, как максимально точно и правильно определить, забит ли катализатор, и каковы его симптомы без помощи специального диагностического оборудования.

Разрушенный катализатор симптомы

1) Первый признак забитого или оплавленного или разрушенного катализатора — это степень ( давление ) выхода выхлопных газов из задней части глушителя. Здесь можно понять забит ваш катализатор или разрушен, так как при разрушенном катализаторе запах выхлопа будет едким и сизоватым, а при забитом — выхлоп будет еле-еле выходить из трубы.

2) Второй и более частый признак — это ничем не обоснованный, внезапно увеличившийся расход топлива ( с учетом исправного двигателя и качественного топлива ). Объясняется это все достаточно просто, неисправный катализатор не поддерживает оптимальную температуру дожига отработанных газов ( нормальная температура катализатора нормы ЕВРО-4 от 350 до 750 градусов по цельсию ) и система впрыска, с помощью контроля датчика кислорода ( лямбда зонд ), автоматически увеличивает подачу топлива для повышения температуры, но бензин летит в трубу и температура не повышается.

3) Следующий, тоже частый признак забитого катализатора — это появление металлического звука в выхлопной системе на разгоне или бодрой перегазовке. Этот неимоверно-раздражающий звон исходит либо из коллекторного катализатора, либо из вторичного ( в зависимости от их наличия в автомобиле ) а способствует этому дребезгу и звону — полуразрушенный катализатор, либо сместившийся со своего посадочного места полностью забитый блок катализатора.

Забитый катализатор — симптомы

• Про снижение динамики разгона и уменьшение тягловых характеристик мы не будем говорить в тему о забитом катализаторе, так как причин, влияющих на эти факторы достаточно много, и они могут быть типичной цепной реакцией, к примеру на давно не чищеный инжектор или неисправные свечи и катушки зажигания. Однозначно можно сказать, что если в автомобиле пропала тягас низов, то не стоит сразу грешить на катализатор, нужно просто провести диагностику и разобраться в причине.

• Теперь мы расскажем о том, как определить забит ли или разрушен катализатор с помощью диагностического оборудования. Здесь все немного проще ( при наличии естественно определенных девайсов, диагностического OBD-шнурка и программы ) и понятнее. С помощью диагностики можно сразу определить неисправность катализатора по имеющимся ОШИБКАМ. Так же в каждом автомобиле оборудованным системой самодиагностики есть так называемый ЧЕК-ЭНЖИН, контрольная лампа, которая сигнализирует о каких либо неисправностях, путем своего включения и не гаснущая при работающем двигателе.

Вот основные и типичные признаки неисправного катализатора в системе выхлопа, с помощью которых можно поставить диагноз, стоит ли заменить катализатор на новый или универсальный, либо удалить его совсем и на его место поставить пламегаситель.

Спасибо за внимание, удачи на дорогах.
____________________________________________________

Обращайтесь к нам по тел. в СПБ: 988-77-91
Читайте наш БЛОГ
Заходите к нам на сайт: ГлушакоФФ
Вступайте в нашу группу VK: ГлушакоФФ

Каталитический нейтрализатор (или другое название катализатор) устанавливается на все современные автомобили, предназначен для очистки выпускных газов от вредных примесей, снижает уровень токсичности выхлопа. Но если забился катализатор, возникают трудности с динамикой, возрастает потребление топлива, появляются и некоторые другие нехорошие признаки. Засорение происходит по разным причинам, но в любом случае при определенном пробеге каталитический нейтрализатор (КН) выходит из строя, соответственно, подлежит замене.

Читайте также:  Прокладка клапанной крышки и свечных колодцев

Так как эта автомобильная деталь стоит достаточно дорого, у многих автовладельцев возникает разумный вопрос: что делать, если средства ограничены, можно ли как-нибудь обойти эту проблему? Решение такой задачи – удаление каталитического элемента, но просто так его нет убрать нельзя, следует произвести механические и по необходимости программные доработки. В этой статье мы рассмотрим признаки и причины загрязнения катализатора, и как решаются подобные вопросы.

Симптомы засорения катализатора

Каталитические нейтрализаторы в среднем служат от 100 до 250 тысяч километров, ресурс КН во многом определяется конкретной моделью автомобиля. На каком пробеге забивается катализатор, также в большой степени зависит от различных факторов:

  • от стабильности работы топливной системы;
  • правильно выставленного зажигания;
  • температурного режима двигателя;
  • состояния поршневой группы ДВС;
  • попадания эмульсии в масляный картер мотора;
  • исправности кислородного датчика.

Еще КН может выйти из строя из-за сильного удара по трубе глушителя, разрушаются довольно хрупкие керамические соты, но существуют и металлические катализаторы, они более стойко переносят удары. Основные симптомы неисправного нейтрализатора:

  • уменьшилась мощность ДВС: нет нормального разгона, появились провалы;
  • в машине пахнет выхлопными газами;
  • возросло потребление горючего;
  • загорается лампа Check Engine на приборной панели.

Определить, что забился катализатор, также можно по затрудненному пуску двигателя, по недостаточному количеству выхлопа из трубы глушителя. Но чтобы точно убедиться в неисправности этого элемента, необходимо провести диагностику.

Последствия засорения катализатора

При забивании КН нарушается нормальная работа движка, и как следствие, необходима замена или удаление катализатора. Как-то серьезно на ресурс мотора неисправный каталитический нейтрализатор не влияет, хотя существует вероятность при плохой динамике перегреть двигатель. Еще есть гипотеза, что последствием разрушения каталитического нейтрализатора может стать попадание частичек керамики в камеры сгорания мотора, из-за чего в цилиндрах появляются задиры, выходит из строя поршневая группа (то есть, требуется капитальный ремонт). Но по закону физики при такте выпуска выхлопные газы не должны идти в обратном направлении, хотя такое можно предположить, если нарушены фазы газораспределения.

Может ли забиться катализатор на дизельном моторе? Безусловно, да, но только такой элемент системы выпуска на дизеле обычно называют сажевым фильтром (СФ), и он в основном предназначен для очистки выхлопных газов от сажи. Срок службы фильтров – так же в среднем 100-250 тыс. км, но в российских условиях из-за плохого качества солярки они забиваются грязью во многих случаях раньше. Признаки засорения СФ:

  • повышенная дымность выхлопа;
  • ухудшение тяги;
  • увеличенный расход горючего;
  • загорание лампы диагностики на панели приборов;
  • появление во время работы дизеля дополнительного шипения воздуха.

Если забился катализатор или сажевый фильтр, ждать каких-либо неприятных последствий не стоит, необходимо избавляться от проблемы в самое ближайшее время.

Прочистка каталитического нейтрализатора

Если КН забился, но соты керамики не разрушены, катализатор можно попробовать почистить. Особенно целесообразно это делать при небольшом пробеге, после заправки машины некачественным бензином, при первых признаках предполагаемой неисправности. Существуют два способа прочистки катализаторной банки, это:

  • промывка элемента глушителя при помощи специальной автохимии, без разборки выхлопной системы;
  • со снятием катализатора, последующей промывкой и продувкой.

Прочистку на месте можно выполнить для любого катализатора и сажевого фильтра, особенно удобно производить процедуру для КН, который установлен сразу за выпускным коллектором. Но здесь важно, чтобы соты не были разрушены или оплавлены, а состояние керамики, к сожалению, в гаражных условиях точно определить можно только с помощью снятия деталей и дальнейшего визуального осмотра керамического элемента (хотя последнее время стали активно использоваться видеоэндоскопы). Принцип процесса чистки одинаков вне зависимости от типа двигателя и марки авто, будь то Хэндай Солярис или Лада Приора. Рассмотрим последовательность действий чистки верхнего каталитического нейтрализатора на месте для машины Toyota Vitz (бензин):

  • открываем капот, выкручиваем верхний лямбда-зонд:
  • берем баллончик со специальной автохимией Protec, устанавливаем на распылитель трубку, а другой конец трубочки опускаем в отверстие установки кислородного датчика;
  • в течение минуты встряхиваем флакончик, затем распыляем из него жидкость, перемещая трубку по кругу, стараясь попасть на соты по всем краям. После появления сверху пены нужно подождать, чтобы она провалилась, потом еще добавить жидкости;
  • несколько раз повторив процедуру наполнения жидкостью, устанавливаем на место лямбда-зонд, ждем несколько минут, после запускаем мотор;
  • производим прогазовку, из глушителя должна пойти черная пена.
Читайте также:  Тормозной путь лада веста

Разумеется, такая мера используется в основном в качестве профилактики, «убитому кату» подобная процедура не поможет. Но если такой процесс периодически повторять время от времени, ухаживать за двигателем, выполнять своевременное ТО, вероятнее всего, и катализатор «проживет» гораздо дольше. Также с помощью химического средства можно промыть снятые детали, только пену нужно будет удалять сжатым воздухом.

Удаление катализатора

Каталитический нейтрализатор – достаточно дорогая деталь, и на бюджетных машинах, особенно на моделях ВАЗ, автовладельцы стараются избегать приобретения такой новой запасной части. Как вариант здесь можно рассматривать установку пламегасителей (стронгеров) и «пауков», такие элементы выпускной системы стоят гораздо дешевле, при этом редко требуют замены. Просто физически удалить КН, поставив вместо него пламегаситель, на многих современных авто нельзя, так как задний кислородный датчик будет фиксировать превышение уровня CO, соответственно, выдавать на блок управления ошибку. Поэтому одновременно с заменой катализатора устанавливается «обманка», представляющая собой небольшую металлическую втулку с проходными отверстиями внутри и с резьбой под лямбда-зонд, на некоторых моделях автомобилей требуется перепрошивка ЭБУ.

«Пауки» (впускные коллекторы) всегда ставятся вместо верхнего КН, для российских автомобилей Лада такие детали выпускает ООО «СтингерСпорт», купить их можно в автомагазинах и через интернет. Рассмотрим на примере Приоры, как производится замена катализатора на «паук» (основные моменты), такую работу своими руками может выполнить почти любой водитель:

  • под капотом отворачиваем гайки крепления выпускного коллектора, снизу под машиной – три крепежа приемной трубы;
  • отсоединяем провода с лямбда-зондов, вынимаем коллектор в сборе с катализатором и датчиками;
  • выкручиваем датчики, переставляем их на «паук»;
  • ставим новый коллектор на место, не забыв подсоединить провода, теперь, чтобы не загорался сигнал Check Engine, необходимо перепрошить блок управления, можно так же попробовать использовать «обманку» под нижний лямбда-зонд.

Если с забитым катколлектором автомобиль ехал плохо, то после установки «паука» сразу ощущается прибавка в динамике. Большой минус такой замены – возрастание уровня CO в отработанных газах, но, как говорится, «на ход» это не влияет. Пока еще в России за нарушение норм экологии водителей не наказывают, но ужесточение правил можно ожидать в ближайшем времени. Поэтому перепрошивка ЭБУ под Евро-2 – не самый удачный вариант с расчетом на будущее, да и об экологичности своего авто должен задумываться каждый собственник.

Проверка работоспособности катализатора без снятия с автомобиля

Просто так снимать КН, не будучи уверенным в его засорении, затратно, поэтому все стараются найти способ определить состояние катализатора на месте, без демонтажа детали. И такие методы есть, причем, достаточно точные:

  • измерение давления в выхлопной системе;
  • осмотр поверхности каталитического элемента с помощью видеоэндоскопа.

Первый из этих способов нередко используется на станциях техобслуживания, а для замера давления необходим точный стрелочный манометр с верхним пределом до 1 кг/см³, трубка с переходниками под прибор и отверстие для датчика кислорода. Для измерения штуцер вкручивается вместо лямбда-зонда, на заведенном моторе давление в системе выпуска должно находиться в пределах 0,1-0,15 кг/см³ при постоянных оборотах 2500 об/мин, не превышать значения 0,3 Бар. Также продаются и заводские приборы, поэтому можно самостоятельно ничего не конструировать.

Другой прибор – Wi-Fi видеоэндоскоп, подключается к любому мобильному гаджету, может работать с планшетом или смартфоном. Чтобы посмотреть с помощью его состояние катализатора, достаточно вывернуть лямбда-зонд и опустить камеру с подсветкой в отверстие для датчика, в комплекте с эндоскопом обычно идет зеркало для бокового просмотра, магнит и щуп для доставания металлических предметов, которые случайно уронили в коллектор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock detector