Меню Закрыть

Датчики включения вентилятора охлаждения ваз

Состояние двигателя автомобиля напрямую зависит от эффективной работы вентилятора охлаждения. Особенно это актуально для автомобилей марки ВАЗ-2109 в летний период. В больших городах улицы перегружены транспортом, и водитель вынужден резко изменять режимы работы двигателя при движении, а это дает дополнительную нагрузку на внутренние системы машины. При этом остановиться для охлаждения двигателя нет возможности.

У модели ВАЗ-2109 большая часть поломок системы охлаждения приходится на датчик включения вентилятора. Сама деталь не очень надежная и нет гарантии, что новый образец будет работать исправно. Специалисты это связывают с большим количеством контрафактной продукции на рынке запчастей.

Поэтому информация об устройстве, положении и замене датчика включения вентилятора пригодится каждому владельцу «девятки».

Конструкция датчика очень проста. Его работа основана на деформации измерительного элемента (биметаллической пластины) под воздействием высоких температур. При этом замыкаются необходимые контакты, и идет сигнал на вентилятор.

Разные типы датчика имеют не одинаковую температуру срабатывания. Некоторые современные модели могут выбирать даже скорость вращения вентилятора, они оснащены двумя дополнительными контактами.

Узнать, что вентилятор работает не адекватно, можно довольно просто. При высокой температуре охлаждающей жидкости он не запускается, а начинает работать сразу при включении холодного двигателя. Находится датчик на нижней части радиатора. Его легко идентифицировать по двум отходящим проводам.

Обычно сразу проводят замену детали и тем самым решают проблему. Однако чтобы закрепить результат и продлить срок службы датчика, можно выполнить ряд не хитрых манипуляций по поиску истинных причин поломки:

  • Когда вентилятор не работает по штатной схеме, то специалисты рекомендуют перемкнуть провода датчика между собой. Такой датчик с дефектом, если его корпус нагрелся, а вентилятор так и не включился. Если поверхность устройства теплая, но при этом повысилась температура радиатора, то необходима дополнительная проверка уровня охлаждающей жидкости и состояния термостата;
  • При замкнутых проводах и отсутствующем звуке запуска реле вентилятор может не включиться. В таком случае дефект нужно искать на 4-м предохранителя, а также проверять исправность самого реле.
  • Если вентилятор не включается при замкнутых проводах, а реле срабатывает в штатном режиме, то, скорее всего, произошла поломка 8-го предохранителя.
  • На холодном двигателей происходит запуск вентилятора. Такой дефект можно устранить путем отсоединения от датчика одного из проводов. При остановке вентилятора нужно осмотреть контакты датчика, возможно, они залипли. Если остановка вентилятора не произошла, то причину стоит искать в неисправности управляющего реле.

В случае, если датчик включения вентилятора требует замены, то под рукой достаточно иметь только ключ на «30». Работы состоят из четырех этапов:

  1. Для начала нужно отключить зажигание;
  2. Охлаждающую жидкость сливают из бачка;
  3. Отсоединяют контакты от колодки устройства;
  4. Гаечным ключом устройство выворачивается из посадочного гнезда. При этом нужно прилагать не большое усилие.
Читайте также:  Вода под пассажирским ковриком приора

Монтаж датчика после замены осуществляется в обратном порядке. Мастера рекомендуют перед установкой проверить работу устройства на холодном двигателе. При этом не придется сливать из бачка охлаждающую жидкость. Потери тосола будут не большими, если замену датчика выполнить быстро.

Со сменой механического привода вентилятора пришел электрический, а вместе с ним и датчик включения вентилятора ВАЗ. Он выполняет предельно простую функцию – когда поднимается температура двигателя выше предельной, он включает электровентилятор. Однако если он выйдет из строя, последствия могут быть не очень приятными.

Установка этого датчика имеет ряд преимуществ:

  • более быстрый прогрев двигателя при низких температурах;
  • уменьшение времени работы при неэффективном температурном режиме;
  • более оптимальный расход топлива.

Работа вентилятора совершенно не нужна при движении на большой скорости, потому что охлаждение происходит естественным путем. В то же время в жаркий день в условиях ограниченной скорости, например, при образовании пробки, двигатель быстро перегревается, и датчик включения вентилятора охлаждения просто необходим. Обычно этот элемент монтируется на нижнем патрубке, выходящем из радиатора. Устройство должно срабатывать при повышении температуры охлаждающей жидкости.

Из всей системы охлаждения именно биметаллический термовыключатель чаще всего выходит из строя, создавая опасность перегрева двигателя. Это влечет за собой серьезные последствия вплоть до заклинивания. Для того чтобы этого не допустить, нужно постоянно следить за температурой на приборной панели. На то, чтобы отреагировать и заглушить двигатель есть не более 5-10 минут.

Проверка работоспособности датчика

Если показатель температуры упорно ползет вверх, вероятнее всего, датчик вышел из строя. Для проверки необязательно сразу ехать на станцию технического обслуживания. На вопрос, как проверить датчик включения вентилятора, можно ответить, выполнив очень простой тест:

  • Во-первых, стоит проверить предохранитель, отвечающий за работу вентилятора. Если он сгорел, то нужно просто поставить новый и не тратить деньги на биметаллический термовыключатель.
  • Во-вторых, можно замкнуть 2 контакта устройства, если электровентилятор начнет работать, вероятнее всего, проблема найдена и нужен новый датчик.
  • В-третьих, не помешает проверить проводку. Нередки случаи, когда элементарно отсутствовало питание или наблюдалось пробивание на массу.

Другой способ заключается в использовании мультиметра. Для его проведения потребуется емкость с водой сравнительно небольших размеров, а также источник тепла, который будет разогревать жидкость. Принцип этого метода практически полностью повторяет проверку термостата.

Клеммы мультиметра необходимо присоединить к контактам биметаллического термовыключателя и включить прибор в так называемый режим «прозвона» или измерения значения сопротивления. Далее датчик включения вентилятора радиатора следует поместить в воду той частью, на которой расположена резьба.

Можно включать источник тепла и ждать, пока нагреется вода. Как только термометр покажет температуру 92-95°C, мультиметр издаст характерный звук. Если этого не произошло, необходимо заменить нерабочий элемент.

Читайте также:  Подъемники автомобильные своими руками

Замена биметаллического термовыключателя

Замена датчика включения вентилятора начинается со съема клеммы со знаком «-» с аккумулятора. После этого можно приступать к сливу охлаждающей жидкости из системы. По окончании этого процесса нужно отключить питание датчика и выкрутить его из корпуса радиатора. Сборка осуществляется по тому же алгоритму, но в обратном направлении. Необходимо в обязательном порядке выполнить проверку датчика на работоспособность.

Для поддержания оптимального температурного режима двигателя автомобиля предназначена система охлаждения. Основными ее элементами являются каналы для антифриза в блоке цилиндров, патрубки, термостат, радиатор, а в электрическую часть входят датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, температурный датчик и электродвигатель с крыльчаткой для охлаждения радиатора. Позднее выявление дефектов системы охлаждения может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.

Датчик включения вентилятора LS 0108 (ТМ-108)

Схемы включения

В инжекторных и карбюраторных двигателях ВАЗ 2110 температурный биметаллический датчик ТМ-108 по-разному используется для управления включением и выключением электродвигателя вентилятора.

У карбюраторных моторов он находится на радиаторе слева по ходу движения. При нагревании резьбовой части, расположенной непосредственно в теплоносителе, биметаллическая пластина изгибается и замыкает контакты. Напряжение от аккумулятора через предохранитель подается на один контакт электродвигателя, второй при срабатывании датчика соединяется с корпусом, приводя крыльчатку в движение.

Датчик включения вентилятора (карбюраторная ВАЗ 2110)

У инжекторов ВАЗ 2110, ТМ-108 расположен около термостата, сигнал подается на электронный блок управления (ЭБУ). Управляющий сигнал с ЭБУ поступает на реле вентилятора системы охлаждения, которое уже аналогично датчику карбюраторного мотора управляет электродвигателем.

Инжекторный датчик включения вентилятора

Во всех моторах в блоке цилиндров есть еще один прибор, сигнал которого используется для индикации температуры охлаждающей жидкости на панели в салоне.

Прежде чем заниматься самостоятельным ремонтом датчика включения вентилятора рекомендуется детально разобраться в устройстве системы охлаждения: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya.html

Вентилятор не включается

Причин для этого может быть несколько:

  • Предохранитель. В монтажном блоке может быть неисправен предохранитель F7, номиналом 20 ампер — отвечает за питание цепей электровентилятора и звукового сигнала;
  • Термостат. Жидкость циркулирует только по малому кругу, радиатор и датчик не нагреваются, соответственно, вентилятор не включается. Проверить можно простым прощупыванием патрубков, подходящие к радиатору должны начать греться после открывания термостата;
  • Датчик. У ВАЗ 2110 с карбюратором, для проверки замыкаются контакты, при неисправности прибора включится электровентилятор. У инжекторного мотора необходимо отсоединить разъем, при работающих остальных элементах ЭБУ определит разрыв в цепи, выдаст аварийный постоянный сигнал на реле, которое принудительно включит электродвигатель для охлаждения;
  • Реле вентилятора системы охлаждения у инжекторных двигателей ВАЗ 2110. Отключается датчик, замыкаются силовые контакты на реле, находящемся в дополнительном блоке предохранителей. Если все заработало, то проверяем управляющую обмотку: на одном контакте всегда плюс от главного реле, соединяя второй с корпусом, пытаемся услышать щелчок срабатывания. Но лучше, просто заменить для проверки реле, временно, на заведомо исправное;
  • Электродвигатель. При проверке отключается разъем, для принудительного включения крыльчатки напряжение подается напрямую с аккумулятора.
Читайте также:  Лада гранта с черными бамперами

Если все элементы исправны, то обрыв надо искать в проводах, поочередно «прозванивая» их. Возможен также плохой контакт с корпусом автомобиля клемм проводов подключения реле и датчика. Наихудшим вариантом будет отказ ЭБУ, при этом сигнал с «ноги» 46 обычно «плавает» и не достигает значений +12 вольт (выключено) и 0 (включено).

Вентилятор работает постоянно

Это более редкий дефект, он возникает в следующих случаях:

  • Не размыкаются контакты датчика, горит лампа «Проверь двигатель», у карбюраторных ВАЗ 2110 при отключении разъема, вентилятор выключается;
  • Оборвались провода к прибору (только у инжектора);
  • «Залипло» реле в замкнутом состоянии.

Для устранения неисправности необходима замена отказавшего элемента.

Проверка в домашних условиях

Иногда электродвигатель включается слишком поздно, когда температура антифриза уже высока. Это может быть вызвано неисправностью клапана в крышке радиатора или нештатными параметрами датчика включения. Проверить температуру срабатывания прибора, можно дома, с помощью мультиметра и термометра.

После отключения электрического разъема, датчик выкручивается ключом. Для исключения ожогов, снимать прибор нужно только с холодного двигателя, предварительно слив антифриз. При обратной установке, желательно использовать новую уплотнительную медную шайбу и не прикладывать слишком больших усилий при затяжке.

Температура включения выгравирована на торце, она может быть от 92 до 95 градусов. Для проверки, надо подсоединить мультиметр в режиме измерения сопротивления и погрузить резьбовую часть в емкость с водой.

Нагревая воду и следя за показаниями мультиметра, регистрируем по термометру момент включения, а при остывании температуру выключения. Стандартно это 92 и 87 градусов, при значительных отклонениях, особенно критично позднее срабатывание, прибор требует замены.

Для улучшения охлаждения, возможна установка двойного вентилятора от «Нивы». Существуют две модификации для размещения: после радиатора или перед ним.

Нивовский нагнетающий радиатор 21214-1300024-43 (ставится перед радиатором)

На ВАЗ 2110, можно установить с минимальными доработками креплений по месту, любой из вариантов. При параллельном включении электродвигателей, потребляемый ток возрастает до 40 ампер, что требует замены проводки.

Нивовский всасывающий радиатор (ставится после радиатора)

Следите за температурой двигателя. Если поздно заметить перегрев, то кроме закипания антифриза и вынужденной остановки возможны и более тяжелые последствия: деформация головки блока цилиндров, заклинивание распределительного вала. При дефектах в работе вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2110 неисправности можно диагностировать самостоятельно, проверив термостат, электродвигатель, реле, датчик включения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector