Меню Закрыть

Двигатель от оки на лодку

Хочу поделиться опытом установки на лодке двигателя от автомобиля «Запорожец» и рассказать о трудностях, с которыми мне пришлось встретиться в процессе двухлетней эксплуатации его на «Казанке» с водометом. Конечно, нужно учитывать, что все нижеизложенное — результаты испытаний только на одной лодке.

Общий вид «Казанки» с водометом

Конвертируя двигатель, я оставил воздушное охлаждение и дополнительно ввел водяное охлаждение масла в картере двигателя. В картер уложил змеевик из медной трубки с внутренним диаметром 10 мм. Трубка имеет тепловой контакт с внутренними ребрами картера для лучшего охлаждения масла. Масляный радиатор снял, вместо него установил перепускную трубку, а образовавшийся проем закрыл заглушкой. Теперь воздух, который раньше проходил через радиатор, используется для более интенсивного охлаждения цилиндров двигателя. Вода подается в змеевик, затем через тройник попадает в водяные рубашки глушителей и, охлаждая выхлопные трубы, выбрасывается за борт. Больше никаких переделок я не делал, кроме самых мелких: установка реле-регулятора и т. д.

Двигатель установлен вентилятором в корму и без капота, так что встречный поток воздуха складывается с потоком вентилятора. Крутящий момент от двигателя к валу водомета передается с помощью цепной передачи в масляной ванне. Коробка передачи жестко соединена с двигателем. Вся силовая установка размещена между транцем и предпоследним шпангоутом, занимая в длину примерно 600 мм от транца.

Схема водометной установки на базе автомобильного двигателя


1 — сопло водомета; 2 — карданный вал; 5 — цепная передача;
4 — двигатель; 5 — выброс воздуха.

Над бортами лодки выступают вентилятор и частично головки цилиндров. Несмотря на такое «двухэтажное» расположение силовой установки, центр тяжести ее размещен достаточно низко, примерно по линии коленчатого вала двигателя, что значительно ниже, чем при установке на «Казанке» двух моторов «Москва». Двигатель закреплен с наклоном до 5° на трех стандартных резиновых амортизаторах. Между выходным валом коробки передач и валом водомета установлен карданный валик, для которого использована полуось мотоколяски вместе с двумя шарнирами.

Установка имеет дистанционное управление и щиток контрольных приборов от автомобиля «Победа». Бензобак от автомобиля «Москвич 401» расположен под задним сиденьем.

Силовая установка должна обязательно иметь разобщительную муфту. Дело в том, что двигатель нельзя глушить после работы под нагрузкой. При выключении зажигания он дает длительное время вспышки, сопровождающиеся сильными стуками поршневой группы. Двигатель должен некоторое время поработать на холостых оборотах. При этом головки цилиндров быстро охлаждаются, и после выключения зажигания двигатель сразу останавливается. При работе двигателя на малом газу с постоянной нагрузкой быстрого охлаждения не происходит — слишком мало число оборотов, что затрудняет быструю остановку двигателя, например, при подходе к берегу.

Температура масла и головок цилиндров оказалась даже ниже, чем на автомобиле при работе в летних условиях. При переходах длительностью 3—4 часа температура масла не поднималась выше 70—75°, в то время как на автомобиле она достигает 100°. При прохождении заросших водоемов весьма желательна разобщительная муфта. Мгновенное разобщение — и подсоса в заборник нет, лодка свободно проходит заросли.

Читайте также:  Греется провод от генератора к аккумулятору

Несомненными преимуществами установки автомобильного двигателя на лодке являются наличие электростартера, малый расход бензина и масла. Легкость запуска двигателя вполне окупает некоторое увеличение веса (электростартер, аккумулятор).

Общий расход бензина за 1967 г. на «Казанке» с водометом оказался примерно наполовину меньше, чем с двумя моторами «Москва» с такой же нагрузкой и за тот же период. Следует помнить, что бензин должен быть с октановым числом не ниже 72. За период отпуска смена масла не производилась.

Применение цепной передачи позволяет расположить двигатель над водозаборником и экономно использовать объем лодки. Кроме того в этом случае вал, соединяющий коробку передач с валом турбины, работает при минимальных углах в шарнирах. Поэтому кпд передачи в целом получается достаточно высоким. Нагрев коробки передач не превышает допустимого (не более 70°), так что дополнительного охлаждения не требуется. Это тоже свидетельствует о высоком кпд цепной передачи. Я испробовал три варианта передачи с передаточным числом i = 1 и устройством натяжки цепи за счет эксцентричности опор.

Вариант I. Втулочно-роликовая цепь мотоколяски имеет шаг 15,88, ширину 9 мм, звездочки с числом зубьев 19. По расчету может работать до 1900—2000 об/мин, но практически легко и бесшумно работает до 2800 об/мин. При увеличении числа оборотов до 4000 увеличивается нагрев коробки и через 8—10 часов происходит раскалывание роликов. Результат проверен на трех цепях.

Вариант II. Зубчатая цепь с шагом 12,7, шириной 20 мм, числом зубьев в звездочках 21. По расчету может работать до 3300 об/мин, практически во всем диапазоне до 4000 об/мин работает очень хорошо. Требуется периодическая подтяжка, что, возможно, объясняется плохим качеством примененной цепи.

Вариант III. Двухрядная втулочная цепь от мотоцикла ИЖ, шаг 9,525 мм, число зубьев 24, работает до 5000 об/мин. Результатов длительной эксплуатации пока нет, но мне эта цепь кажется наиболее подходящей.

Во всех передачах при проверочных расчетах удельное давление на зуб превышает допустимое, указанное в таблицах. Поэтому для смазки цепи применялось гипоидное масло (ГОСТ 4003—51), позволяющее работать при повышенных удельных давлениях. При осмотре цепей и звездочек заметного износа не обнаружено.

При использовании автомобильного двигателя «Запорожец» на лодках в длительном эксплуатационном режиме до 3000 об/мин (что соответствует 20 л. с.) можно получить отличные результаты по надежности, долговечности и экономичности. Конвертирование двигателя не представляет особых трудностей. При установке двигателя под капотом надо подумать о дополнительном охлаждении. Может быть, достаточно иметь на каждой головке ребро, поджатое под верхние наружные гайки и охлаждаемое водой. Установка двигателя вентилятором вперед удобнее для отбора мощности, но при этом и требуются громоздкие воздухоотводы.

Читайте также:  Система питания ваз 2114 инжектор 8 клапанов

Использование цепей для передачи крутящего момента позволяет создать компактную установку, обладающую высоким кпд и достаточной долговечностью. Надо только помнить, что при вертикальном расположении цепи в ней могут возникать колебания, приводящие к ее разрушению, поэтому необходимо своевременно подтягивать цепь или устанавливать специальные гасители из резины, пластмассы и т. п. на пути цепи, препятствующие возникновению колебаний большой амплитуды.

Необходимо использовать цепи с возможно меньшим шагом и обязательно производить расчет передачи перед установкой на лодку.

Двигатель с коробкой передач


Шаг цепи 12,7 мм; передаточное число i = 1;
число зубьев z = 21.

Несколько слов о водомете. Его данные: диаметр водовода — 190 мм; диаметр сопла — 120 мм; шаг ротора — 130 мм; число лопастей — 4; зазор между ротором и корпусом — 0,25 мм; число лопастей спрямляющего аппарата — 10.

Задней опорой гребного вала служит самоустанавливающийся подшипник 1204, для уплотнения которого использованы четыре сальника 25х42х7 (по два с каждой стороны). В качестве передней опоры применены два конических роликовых подшипника 7204.

Для увеличения кпд движителя в дальнейшем я решил уменьшить число оборотов ротора — рабочего колеса водомета — до 3000, соответственно изменив шаг или диаметр сопла до получения необходимого согласования. В новой цепной коробке с передаточным отношением 24/31 и двухрядной цепью с шагом 9,525 от мотоцикла «ИЖ» я хочу попробовать изготовить разобщительную муфту по типу «Селектрик» (см. сборник «Кия», вып. 6, стр. 71).

В. С. Коровин, «Катера и яхты», 1968 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Ответ автовладельца по имени Валерий : Ну a ложить особо и некоторого, у кого класс другой, у кого расход завышенный, тазы вообщем ассоциировать не буду,это торпеда на трассе равных нет, гонял в семск и далее ну три либо 5 машин меня опередили и все.

Выложил админ: по просьбе Вука

Категория: Инструкция по ремонту

Оригинальное название: Кыймылдаткыч оки карата лодку

Описание: Габариты следующие, длина — 3662, ширина — 1100, высота — 1157 мм. Колесная база составляет 2674 мм. Дорожный просвет 196 мм. Автомобиль оснащается гибридным силовым агрегатом. 4—цилиндровый двигатель оборудован системой обеспечивающей выходную мощность мотора. На каждый цилиндр приходится по 4 клапана. Диаметр одного
цилиндра составляет 72 мм, ход поршня – 76 мм. Коленчатый вал двигателя разгоняется до 8000 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент удерживается вплоть до 5000 оборотов в минуту.

Ниже вы сможете поглядеть технические свойства движок оки на лодку. Выскажите свое мировоззрение об авто в комменты.

Дата выхода: 26. 12. 2019 года

Качество: HD DVDRemux

Смех в теме: — Ну сколько там ещё?— 50%— Осталось или загрузилось?— Ты серьёзно?

Читайте также:  Как проточить тормозные диски в домашних условиях

Итак, продолжаю строить. Доделал и переварил раму, немного изменив прошлогоднюю конструкцию. Спасибо AndreyVoro62 за оперативное изготовление площадки для двигателя.

Далее покраска и вот что получаем:

Изготовил вот такую "пятку" для опорного подшипника вала:

Общий вид лодки, но не окончательный)) Докрашивать буду еще.

А теперь о печальном, токарь, если его так можно назвать, из за которого все "встало" тем летом (начало поекта тут), опять накосячил с валом. Если точнее, то сделал посадочное место под винт короче на 2 мм, тем самым укоротив сам вал. Из-за этого при работе вал смещается и его подклинивает в корпусе выходного сопла. Буду разбирать и шайбами добирать недостающее.

Comments 20

ну ты тииип)) руль (штурвал) будешь впереди ставить?)

"бракашовка))" это как понимать, к чему применить?

У нас про нелегальных рыбаков говорят бракаши или бракуши)) народец лютый, и лодки лютые у них

Не отношу себя к данной категории рыбаков).

Посмотрим насколько шустрая, отпуск через неделю…Поеду в деревню, буду спускать на воду её после переделок очередных.

как скорость замеряешь?

Как доделаю все, еще отчет выложу со всеми замерами скорости и более детальными фото и видео).

ну ты тииип)) руль (штурвал) будешь впереди ставить?)

Да, поставил спереди. Но посещают идеи переделать и поставить посередине, т.к нос зарывается при движении. Переходишь назад и скорость возрастает на 2 км/час

ну как вариант, перекинуть планку а впереди для легкой мелочевки отсек закрытый, с проходом в обход руля

Очень интересная задумка.Молодец! Надеюсь все подошло без проблем?

Почти без проблем, как и написал вал оказался короче на пару мм. Шайбы нужны нестандартные. С шайбами можешь оперативно помочь? В четверг опять уезжаю в деревню…

Я и в предыдущей записи высказывался за использование кардана (шрусов или крестовин) для передачи крутящего момента. И сейчас думаю, что из-за больших нагрузок на валы и их подшипники, конструкция получилась не очень надежная. ИМХО.

Посмотрим как это на практике будет. Если раз в сезон поменять два 204 подшипника, то терпимо и для меня приемлемо. Немного повторюсь, передача через шруса, да надежно, но трудноосуществима из-за разного вращения вала двигателя и гребного вала. Пришлось бы делать реверс-редуктор и т.д. Все таки на ременной передаче такого типа много техники сейчас используется и именно с такими движками, например, мото-культиваторы, так же собирают вездеходы на колесах низкого давления и нивовскими мостами. Так что посмотрим)) утверждать ничего не хочу, по ходу использования буду дополнять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector