Меню Закрыть

Электромагнитный клапан карбюратора ваз 2109

Управляется экономайзером ЭПХХ.

т. е при торможении с включёной передачей топливо ограничевается и машина лучше тормозит на скорости. Так же якобы есть от этого экономия топлива, но она ооочень маленькая!

И еще полезная функция- "Анти дизиль", т. е при откл. Зажигания топлива нету, соответственно Двигатель резко глохнит! И нету такого, что Двигатель немного продолжает работать от нагретых свеч.

Данный клапан работает только на холостой ход и если он не исправен, то при нажатии на газ- машина запустится. Если отпустить- заглохнет!

Практически все автомобили ВАЗ 2109, имеющие в подкапотном пространстве карбюратор, оснащаются экономайзерами. Так сокращенно называют экономайзер принудительного холостого хода или просто ЭПХХ.

Функции

Задача ЭПХХ заключается в следующем:

  • Экономит топливо в автомобиле;
  • Исключает подачу топлива в силовой агрегат при отключении двигателя;
  • Отключает подачу горючего в мотор по системе холостого хода при торможении движком.

Конструкция

ЭПХХ карбюраторного ВАЗ 2109 включает в себя следующие компоненты:

  • Экономайзер;
  • Электромагнитный клапан;
  • Концевой выключатель дроссельной заслонки.

При выходе хотя бы одного компонента конструкции ЭПХХ из строя весь узел перестает работать.

Расположение элемента

Принцип действия

Чтобы определить причину неполадки, предпринять действия по устранению неисправности ЭПХХ, необходимо знать о принципе его работы.

  1. Экономайзер оснащается выходными и входными цепями.
  2. Входные цепи — это концевой выключатель и провод, который подключается к коммутатору.
  3. Концевой выключатель дросселя (дроссельной заслонки) сообщает экономайзеру о том, нажата ли в данный конкретный момент педаль газа или нет.
  4. Если педаль не выжата, концевой выключатель замыкается на массу.
  5. как только педаль газа нажимается водителем, контакт отключается.
  6. Провод, который соединяет коммутатор и экономайзер, сообщает о количество импульсов катушке зажигания. По сути, за счет этого экономайзеру удается узнать о фактических текущих оборотах силового агрегата.
  7. Выходная цепь у ЭПХХ только одна — электромагнитный клапан ХХ карбюраторной системы (ХХ — холостой ход). Экономайзер может включить и отключить данный клапан.
  8. Экономия топлива обеспечивается закрытием топливного жиклера ХХ на больших оборотах мотора.
  9. Если педаль газа не выжата, концевой выключатель заслонки замыкается на массу, обороты составляют менее 2,1 тысячи в минуту, тогда экономайзер открывает электромагнитный клапан ХХ.
  10. Когда педаль газа нажимается, концевой выключатель размыкается, оставляя при этом клапан открытым все равно. Закрытие клапана происходит только при условии превышения оборотов мотора выше 2,1 тысячи в минуту.
  11. Клапан находится в закрытом положении, пока обороты не упадут ниже отметки 1,9 тысячи в минуту.

Собственно, это все, что вам необходимо знать о работе такого элемента как ЭПХХ.

Практика и исследования показывают, что применение экономайзера позволяет сэкономить около 5 процентов от расхода мотора.

Признаки неисправности

Существует несколько основных признаков, свидетельствующих о выходе из строя ЭПХХ:

  • Двигатель регулярно глохнет при холостых оборотах;
  • Возникает детонация в двигателе при отключении зажигания;
  • Мотор глохнет, когда выполняется торможение накатом.

Проверить, правильно ли работает ЭПХХ и его блок управления можно своими руками. Для проверки клапана следует контролировать его включение в различных режимах работы. Правильность функционирования определяется на слух или с помощью вольтметра.

Проверка клапана

Есть три основных этапа проверки работоспособности электромагнитного клапана.

Способ проверки

Ваши действия

Базовый режим работы ЭПХХ

  • Заведите двигатель и начните плавно повышать обороты силового агрегата;
  • Как только вы пересечете отметку в 2100 оборотов в минуту, клапан должен отключиться. Это будет слышно по щелчку;
  • Повысьте теперь обороты до 4000 оборотов в минуту. При этом клапан должен оставаться закрытым;
  • Вновь плавно понижайте обороты, достигнув отметки ниже 1900 оборотов в минуту. В этот момент исправный клапан вновь щелкает, что говорит о его включении

Режим торможения мотором

  • Отключите фишку с концевого выключателя положения заслонки, посадите ее на массу;
  • Это действие позволит обмануть экономайзер, сообщив ему, что педаль газа была отпущена;
  • Заведите мотор и поднимите обороты выше отметки в 4000 единиц в минуту;
  • Постепенно начните снижать обороты;
  • Когда достигните 1900 оборотов в минуту, клапан включиться не должен;
  • Концевик замкнут на массе, обороты выше холостых запускают режим торможения мотором. Экономайзер включать клапан не должен.

Отсечки топлива при отключении зажигания

  • Прогрейте двигатель до 90 градусов и выключите зажигания;
  • Двигатель при этом должен сразу заглохнуть, не вибрировать и не дребезжать;
  • Если вибрации возникают, это говорит о том, что электромагнитный клапан не перекрывает жиклер холостого хода;
  • Как результат, бензин продолжает идти в разогретый силовой агрегат

Помимо самого электромагнитного клапана, вам также обязательно следует провести проверку блока управления ЭПХХ.

Плюс и минус

Проверка блока управления

Для проверки блока управления электромагнитным клапаном карбюраторного ВАЗ 2109 вам потребуется провод. Длина провода должна быть такой, чтобы его хватило для соединения клапана с положительной клеммой аккумуляторной батареи. Плюс вам пригодится контрольная лампочка штатного напряжения.

Ваши действия при проверке блока управления будут выглядеть следующим образом.

  1. Отключите от клапана провод питания, не нарушая при этом работу самого карбюратора. После этого подключите клапан по средствам подготовленного провода к положительной клемме аккумуляторной батареи.
  2. Питающий провод электромагнитного клапана, который вы на предыдущем этапе отсоединили, нужно подключить к положительной клемме контрольной лампы. Минус соединяется с массой.
  3. Включите двигатель и дайте ему некоторое время поработать на холостых оборотах. Коленчатый вал при этом должен вращаться со скоростью в пределах 850-900 оборотов в минуту. Контрольная лампа должна гореть.
  4. Начинайте постепенно повышать обороты, достигнув отметки 2100 единиц в минуту. Если блок управления исправен, при достижении этого уровня лампочка потухнет. Снизив обороты вновь до 1900 единиц в минуту, лампа должна загореться.
Читайте также:  Ттх лада гранта универсал

Полезная схема

Если в ходе проверки клапана и его блока управления была обнаружена неисправность, потребуется заменить соответствующий вышедший из строя компоненты карбюраторной системы питания автомобиля ВАЗ 2109.

ЭПХХ является важным компонентом автомобиля, за которым требуется постоянный контроль со стороны автовладельца.

Подскажите пожалуйста новичку. Недавно перестал работать эл.м.клапан, причина оказалась не в клапане. Непредсказуемо пропадает напряжение где то в цепи. Обратился к "мастеру" он не смог найти причину пропадания контакта, а просто сломал иглу эл.м. клапана(тем самым, восстановил нормальную работу двигателя) объяснив: "э.клапан особой роли не играет, незначительно влияет лишь только на расход топлива около 5%".
Вопрос: Прав ли "мастер"? За что действительно отвечает, и какую функцию несет э.м. клапан? Как мне лучше поступить в этой ситуации?

Этот, хм, "мастер", не прав — по городу не 5 а до 15%.
Кроме того, он предотвращает "дизелинг" (или "калильное зажигание" если не прав, сильно не пинайте) — работу двигателя после выключения зажигания.

Антон,
ВАЗ 21099 карб

Точно — ЭМК перекрывает поступление топлива в
. цилиндры двигателя.
А причина м.б. в блоке ЭПХХ. Такой черненький левее от коммутатора, если смотреть в моторный отсек, открыв капот.
Удачи,
Андрей

Андрей, глянь в личняк! 🙂 (-)
Удачи!Сайонара. ВАЗ 21083 Сайт
"Мы и Автомобиль"

Re: Электромагнитный клапан ВАЗ 2109
Грубо — правы!

А вот тот факт, что надежность машины из-за этого сильно снижается — факт, на который товарищь и попал, так что лучше эту систему серпом по.
Кстати и ЗР как-то подробную статью напечатал — Как отключать все разновидности этих систем.
Если же движок в таком состоянии, что не может заглохнуть при выключении зажигания, то тогда клапан ломать не надо, а подать на него напряжение питания при включеном зажигании.
Удачи!

ПрОценты.
В ответ на:
Уточнить — ПРАВИЛЬНО МАСТЕР СДЕЛАЛ!
Экономия — только у условиях долгих торможений двигателем! В городе — не больше 5%, на разгонах сожгете болбше!
Владимир — Вы меряли? Если да — методику и цифры в студию. А вот Евгений (aka
urolog) мерял и цифры приводил. Он закоротил провод от датчика дроссельной заслонки на землю (то есть ЭМК включался/выключался только в зависимости от оборотов двигателя — грубо говоря при этом ЭПХХ может максимум сэкономайзить). При этом уменьшение расхода составило 15%.
Конечно, если двигателем не тормозить, а как надо замедлится так на нейтраль переходить, или при замедлении ногу с педали газа не убирать не давая шанса сработать ЭПХХ, то и меньше 5% получится.

Антон,
ВАЗ 21099 карб

Re: Электромагнитный клапан ВАЗ 2109
Электромагнитный клапан, на мой взгляд нужен.
1. Он отключает подачу топлива при выключении зажигания.
2. На определенных оборотах отключает подачу топлива при движении накатом с включенной передачей (торможение двигателем). Дело в том, что в этот момент во впускном коллекторе возникает сильное разряжение, которое просто высасывает топливо через систему холостого хода (вот он — лишний расход), соответственно смесь переобогащается, сгорает неполностью и в атмосферу выбрасивается огромная куча всяких бякостных веществ.
Проверяется: включаете зажигание и снимаете проводок идущий на эл.клапан. Щелкает, значит все работает.
Клапан проверяется так: кидается кусок провода на плюс аккумулятора и на клемму клапана. Если в момент подключения щелкнул, значит работает дело не в клапане. Тогда смотрите, а скорее всего меняйте, блок ЭПХХ (черная коробочка, кажется, где-то в районе вакумника тормозов), точно не помню.

А еще он помогает тормозить двигателем если
влок исправен.ИМХО что мастер не прав.На фига он тогда нужен? Так можно много чего пооткусывать и снова на дерево залезть.
С Уважением Валерий.

Re: Электромагнитный клапан ВАЗ 2109
У меня недавно тоже проблемы с ним бали.
Во-первых сам клапан, накрылся.
Во-вторых, когда поставил новый, он все равно отказался работать. Я почистил контакты штекера и блока управления ЭППХ.
Теперь вроде все работает, а то на холостых вообще ни-ни, клапан перекрывал отверстие ХХ.
Если это не поможет, надо менять сам блок ЭПХХ.
Удачи.

Re: Электромагнитный клапан ВАЗ 2109

Re: Электромагнитный клапан ВАЗ 2109
В ответ на:
Экономить то он экономит, согласен. Только блок управления летит часто, влаги боится или еще что, клапана часто некачественные идут.
Я себе менял-менял, блоки герметиком заливал, а потом посчитал -запчасти обходятся дороже съэкономленного бензина. Тем более время очередного отказа непредсказуемо (ночь, дождь и т.д.). Одна поездка на подсосе сведет на нет всю экономию!
Я от него одказался, мне важнее надежность машины.
А как Вам важнее, это решать Вам.
Может стоит покупать не самые дешевые запчасти? На многие детали есть импортные аналоги.
А на крайний случай иметь клапан с обломанной иглой, заменить минутное дело, а разобратся можно потом.

Антон,
ВАЗ 21099 карб

Читайте также:  После замены прокладки гбц двигатель троит

Инструменты:

Детали и расходники:

  • Маслянный фильтр
  • Моторное масло
  • Ветошь
  • Гаечный ключ торцевой Г-образный 14 мм
  • Плоскогубцы
  • Игла для прочистки жиклера
  • Тестер или контрольная лампа
  • Крестовая отвертка средняя (при замене блока ЭПХХ)

Детали и расходники:

  • Клапан электромагнитный (2108-1107420) (при необходимости замены)
  • Блок ЭПХХ (5003.3761) (при необходимости замены)

Данное руководство подходид для всех автомобилей семейства Lada Samara, оснащенных таким же карбюраторным двигателем.

Автомобили ВАЗ с карбюратором имеют в системе холостого хода электромагнитный клапан (ЭМК) с жиклером холостого хода. Этим клапеном управляет электронный блок принудительного холостого хода (ЭПХХ). Существуют три наиболее часто встречающиеся причины исчезновения холостого хода на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 21093:

  • засорение жиклера холостого хода электромагнитного клапана;
  • перегорание электромагнитного клапана;
  • отсутствие питания ЭМК.

1. Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку и откройте капот.Электромагнитный клапан ВАЗ 21093 находится под корпусом воздушного фильтра, с левой стороны по направлению движения автомобиля.

2. Включите на автомобиле зажигание. Снимите провод питания с электромагнитного клапана (ЭМК).

3. Попробуйте несколько раз дотронуться клеммой провода питания до клеммы электромагнитного клапана. В момент касания должны быть слышны отчетливые щелчки.

4. Если щелчки в электромагнитном клапане отсутствуют, гаечным ключом на 14 мм выверните электромагнитный клапан карбюратора ВАЗ 21093 из крышки карбюратора. Используя дополнительный отрезок провода, подайте «+» от аккумуляторной батареи на клемму электромагнитного клапана, его корпусом несколько раз коснитесь клеммы «-» аккумуляторной батареи. Если щелчки отсутствуют и в этом случае, перегорел электромагнитный клапан (ЭМК). Замените электромагнитный клапан исправным. Но если клапан издает щелчки при подключении непосредственно к аккумулятору, то он исправен и, вероятно, пропало питание на проводе питания клапана. Что делать в этом случае описано в конце статьи.

Проверка ЭМК подключением к аккумуляторной батарее

Если вы в дороге, чтобы доехать до ближайшего автомагазина, можно переделать неисправный электромагнитный клапан на принудительно открытый. Для этого двумя пальцами снимите топливный жиклер холостого хода ВАЗ 21093, обломите пластмассовый наконечник электромагнитного клапана и поставьте жиклер на место. Установите электромагнитный клапан (ЭМК) на место и заверните до упора. Наденьте провод питания и пустите на автомобиле двигатель.

Имейте в виду, что при использовании такого клапана могут возникнуть проблемы с выключением двигателя: двигатель будет пытаться работать и после выключения зажигания. В такой ситуации постарайтесь не глушить сразу двигатель, а дайте двигателю поработать на холостом ходу хотя бы 5 мин, а после выключения зажигания плавно нажмите педаль «газа» до упора.

5. Если щелчки есть, ослабьте гаечным ключом 14 мм крепление электромагнитного клапана к крышке карбюратора.

6. Выверните электромагнитный клапан из крышки карбюратора.

Снимайте клапан аккуратно, при снятии не потеряйте жиклер холостого хода, резиновое уплотнительное кольцо и чашку, которые присутствуют на клапане!

7. Используяплоскогубцы, аккуратноизвлеките топливный жиклер из электромагнитного клапана.

8. Хорошо прочистите отверстие топливного жиклера холостого хода и убедитесь в чистоте отверстия на просвет.

9. Установите топливный жиклер на место. Установите электромагнитный клапан (ЭМК) на место и заверните до упора. Наденьте провод питания и пустите на автомобиле двигатель.

10. Если манипуляции с ЭМК не привели к решению проблемы и сам по себе он функционирует нормально, то необходимо проверить наличие питания на его клемме. Это можно сделать тестером или контрольной лампой. Если питание на клемме ЭМК отсутствует — вышел из строя электронный блок управления принудительным холостым ходом (ЭПХХ). Ремонту этот блок не подлежит и его необходимо заменить.

Расположение блока ЭПХХ

Блок ЭПХХ ВАЗ 2109

В статье не хватает:

Вот что пишет мурзилка.

Электромагнитный клапан является исполнительным элементом ЭПХХ, запорная игла которого перекрывает подачу топлива через жиклер холостого хода карбюратора. Включение и отключение клапана осуществляет электронный блок управления.

Очень важно правильно установить клапан на карбюратор.

Заворачивание клапана от руки часто бывает одной из причин неустойчивых оборотов холостого хода. Так слабо затянутый клапан является причиной подсоса воздуха и, как следствие, обеднения смеси. Л если электромагнитный клапан перетянуть — можно вывести из строя сам клапан, посадочное гнездо (оно очень нежное) или сорвать резьбу в крышке карбюратора.

Клапан должен быть затянут моментом 0,4 кГс-м (3,68 Н-м).

Если нет динамометрического ключа, то:

Снять с электромагнитного клапана резиновый уплотнитель;

Без усилия завинтить рукой до упора, считая обороты (при этом надо запомнить в каком положении оказался контакт);

Надеть уплотнитель и завинтить сначала рукой, а затем ключом на 13 до того же положения контакта;

Читайте также:  Панель под магнитолу 2 din

При заведенном двигателе клапан можно отвернуть (не более чем на 120 градусов), добиваясь максимальных оборотов.

Контроль работоспособности и типичной неисправности электромагнитного клапана

Работоспособность электромагнитного клапана можно проверить на неработающем двигателе с включенным зажиганием, снимая и одевая провод, идущий к его контакту. При этом должен быть слышен характерный щелчок. Если щелчков нет, надо снять с установленного карбюратор клапана провод от блока управления и соединить контакт клапана с другим проводом напрямую с плюсовой клеммой аккумулятора. Появлений щелчков указывает либо на обрыв провода в жгуте между клапаном и блоком управления, либо на плохой контакт в разъеме, либо на неисправность в блоке управления. Отсутствие щелчков говорит о неисправности электромагнитного клапана, возможно обрыв обмотки (сопротивление обмотки клапана должно быть в пределах 70 — 80 Ом — для клапанов с диаметром хвостовой части 20 мм и 30-40 Ом для клапанов с диаметром хвостовой части 13 мм).На заведенном двигателе (холостой ход) при снятии провода с контакта клапана, двигатель должен заглохнуть. Если этого не происходит, надо повторить процедуру установки клапана карбюратор. Бывает, что щелчки есть, а игла не полностью выходит из электромагнита. Возможно также, что неправильно отрегулирован карбюратор, и питание двигателя на холостом ходу осуществляется в обход холостого хода — за счет приоткрытой заслонки первой камеры. На это указывает также отсутствие реакции (изменения оборотов XX) при вращении винтов качества и количества смеси.

Виновником неустойчивых оборотов XX может быть засоренный жиклер холостого хода.

Необходимо также следить за состоянием запорной иглы клапана. Если на ней обнаружены заусенцы — необходимо притереть иглу к седлу жиклера клапана (используя притирочную пасту).

Состояние резинового уплотнителя тоже может влиять на работу системы ЭПХХ. При расслаивании уплотнителя начинается подсос воздуха и смесь обедняется. Это проявляется в падении оборотов холостого хода и может сопровождаться «плаванием» оборотов на XX.

Повреждение резинового уплотнителя может являться причиной запаха бензина при движении автомобиля.

В редких случаях причиной подсоса воздуха может быть сам электромагнитный клапан (трещины в эпоксидном соединении вокруг клеммы клапана).

Проверка электромагнитного клапана, снятого с автомобиля производится по схеме, предоставленной на рис. ?. при включении источника питания должен быть слышен щелчок клапана, а амперметр должен регистрировать ток, не превышающий 0,3 — 0,4 А принапряжении питания 14 В для клапанов с диаметром хвостовой части 20 мм и 15 А для клапанов с диаметром хвостовой части 13 мм.

В случае выхода из строя электромагнитного клапана в пути, если нет возможности заменить его новым, можно удалить запорную иглу клапана, выдернув ее пассатижами или обломав ее пластмассовый наконечник. После этого нужно установить клапан на место.

А назначения єтого клапана- сократить расход бензина на хх.. вроде так.

Блок управления ЭПХХ отключает электромагнитный клапан при увеличении частоты вращения коленчатого вала до 2100 мин -1 и включает при снижении до 1900 мин -1 , если концевой выключатель карбюратора замкнут на массу (педаль "газа" отпущена).

При нажатой педали "газа" (разомкнутом выключателе) клапан включен независимо от частоты вращения коленчатого вала. Питание на блок управления подается только при включенном зажигании, поэтому при выключении зажигания одновременно отключается и клапан (независимо от положения концевого выключателя карбюратора).

Отсоединяем провод от концевого выключателя карбюратора и замыкаем его на массу. Запускаем двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала, следим за показаниями вольтметра. После запуска двигателя он должен показывать не менее 10 В (клапан открыт), а при частоте вращения коленчатого вала около 2100 мин -1 напряжение должно резко снизиться до величины не более 0,5 В (клапан должен закрыться). После этого медленно понижаем обороты двигателя, при частоте вращения коленчатого вала около 1900 мин -1 напряжение должно скачкообразно увеличиться до прежней величины (клапан должен открыться). Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300 мин -1 (клапан закрыт) и отсоединяем от "массы" провод концевого выключателя карбюратора – клапан должен открыться.

Снятие и проверка электромагнитного клапана

Это сделать проще, если предварительно снять корпус воздушного фильтра (см. Разборка карбюратора).

1. Отсоединяем провод от клеммы электромагнитного клапана

2. Ключом на 13 отворачиваем электромагнитный клапан

Извлекаем электромагнитный клапан

4. Извлекаем топливный жиклер холостого хода из держателя клапана

5. Проверяем исправность электромагнитного клапана, подключив его вывод к "+" аккумуляторной батареи, а корпус – к "-" (запорная пластмассовая игла должна втягиваться при подаче напряжения и без заедания возвращаться в исходное положение при снятии напряжения).

6. Можно проверить одновременно исправность самого клапана и электрической цепи управления: клапан с надетым проводом прижимаем к корпусу карбюратора и включаем зажигание – игла должна со щелчком втянуться в корпус клапана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock detector