Меню Закрыть

Как поставить шрус на ваз 2109

булава Начало выпуска Волжским автозаводом «жигулей» восьмой и девятой серий дало внушительный толчок к смене приоритетов – заднеприводная «классика» получила достойного конкурента, рейтинги продаж которого увеличивались каждый день. Однако появление совершенно нового узла – шарнира равных угловых скоростей и особенно его диагностика и ремонт долго ставили в тупик не только простых автолюбителей, но и мастеров. После многих лет эксплуатации уже можно говорить о накопленном опыте в данной области, о чем и пойдет речь ниже.

Коротко о шарнирах и профилактике неисправностей

Ведущие передние колеса существенно увеличивают маневренность авто, а также уменьшают расход топлива. Однако за это рано или поздно нужно платить, ведь замена ШРУСа на ВАЗ 2109 обусловлена спецификой его эксплуатации – работа под постоянной нагрузкой. Наружные шарниры передают колесам не только вращательный момент, но и меняют угол между полуосями во время движения. Через определенный промежуток времени между трущимися узлами появляется выработка и увеличивается зазор, а, следовательно, как минимум появляются посторонние шумы.

Конструктивное значение шарниров нельзя недооценивать, поэтому следует регулярно контролировать их состояние. Для этого достаточно выполнить простые операции:

  • периодическая проверка целостности пыльников и наличия внутренней смазки;
  • при обнаружении повреждений пыльника шарнира – незамедлительно выполнить его замену;
  • при обнаружении постороннего шума и вибраций немедленно проверить состояние шарнира и при необходимости сменить.

Прежде, чем приступить к замене подозрительного ШРУСа на автомобиле ВАЗ 2109, важно знать, что есть внешний и внутренний шарниры. Первый передает вращающий момент от полуоси на ступицу, а второй – крутит вал, идущий от коробки передач.

Как самостоятельно определить неполадки шарнира равных угловых скоростей на «девятке»?

Смазка Оба типа шарниров конструкционно представляют собой один узел, однако внешний ломается значительно чаще по причине больших нагрузок и углов поворотов. Рассмотрим некоторые признаки определения неисправности и способы ее обнаружения:

  • при попытках двигать ступицу колеса в разных плоскостях ощущается люфт;
  • при изменении скорости или при трогании с места машина двигается рывками;
  • при максимально вывернутом руле начать движение – неисправный наружный шарнир издает определенный хрустящий звук;
  • посторонний шум в прямолинейном движении говорит о неполадках внутреннего шарнира.

Хорошие диагностические результаты дает методика, позволяющая приподнять автомобиль (как минимум поддомкратить). Здесь есть возможность вращения колеса, когда внутренний шарнир максимально искривлен. Именно таким образом можно услышать так называемый шарнирный «хруст», что со стопроцентной уверенностью позволяет говорить о поломке шарнира равных угловых скоростей.

Как произвести замену неисправного ШРУСа на ВАЗ 2109 самостоятельно?

Организация ремонтных работ требует основательной подготовки, в наличии у исполнителя должны быть:

  • новый шарнир и пыльник;
  • смазка;
  • хомуты;
  • домкрат и монтировка;
  • набор ключей и отверток;
  • тиски;
  • бронзовая или медная накладка;
  • молоток.

демонтаж Перед тем, как начать замену ШРУСа на автомобиле ВАЗ 2109, следует зафиксировать машину при помощи ручного тормоза и упоров, которые устанавливаются под задние колеса. Ослабив болты колесного диска и гайки ступицы, переднюю часть авто поддомкрачивают и опускают на опоры таким образом, чтобы колеса были в подвешенном состоянии.

Далее процесс смены одного из шарниров выполняется по схеме:

  • выкрутить болты крепления колесного диска и открутить ступичную гайку;
  • отвернуть два болта, которые фиксируют поворотный кулак и нижнюю шаровую опору;
  • максимально вывернуть рулевое колесо в ту сторону, с которой производится смена детали;
  • оттянув на себя поворотный кулак со стойкой, извлечь из ступицы шлицевой вал шарнира при помощи молотка и медной накладки;
  • зафиксировать приводной вал в тисках, демонтировать хомуты и вывернуть пыльники шарниров (если пыльники требуют замены, то лучше сразу их срезать);
  • используя металлическую накладку, сбить неисправный шарнир с вала и установить новый;
  • выполнить запрессовку смазкой и обжать пыльник хомутами;
  • сборка узла происходит в обратном порядке.
Читайте также:  Верхняя мертвая точка нива шевроле

Важно! Процедуру смены шарниров лучше проводить одновременно со сменой стопорного и упорного колец, устанавливаемых на валах. Похожий алгоритм применяется при замене пыльников шарниров. В случае ремонта только одного узла, мастера рекомендуют разобрать и сменить смазку на втором шарнире.

пыльник

ШРУС является одним из простых устройств в автомобиле: он состоит всего из одного шарикоподшипника, вращающегося поперек оси (не вдоль!). По своей форме внешне ШРУС очень схож с гранатой, поэтому многие автолюбители так его и называют — «граната». Нужна же «граната» машине для того, чтобы передавать крутящий момент колесам, а значит – поломка и замена данной детали не редкость, особенно если ваши поездки сопровождает стук, хруст либо треск. О замене ШРУСа и поговорим. А чтобы не быть голословными, рассмотрим эту процедуру на примере «девятки».

Замена ШРУСа ВАЗ 2109: а нужно ли?

Решив заменить на своем автомобиле ШРУС, не спешите приступать сразу к действиям, возможно, требуется лишь небольшой его ремонт.

Итак, первым делом проверьте люфт вала привода, для чего просто покачайте последний рукой. Далее осмотрите сам ШРУС — полностью вывернув колеса вправо или влево, посмотрите под машину, уделив особое внимание пыльникам. Если на них вы обнаружите трещины, следы смазки, разрывы либо иные нарушения целостности конструкции, обязательно сделайте замену чехлов ШРУСа. Ведь если эта работа не производится своевременно, возникает необходимость замены всего узла целиком. Если и в вашем случае такая необходимость «созрела», что ж, готовьте автомобиль.

Инструкция по замене ШРУСа на ВАЗ 2109 своими руками.

Подготовительный этап работ.

Перед началом любого ремонта, подразумевающего необходимость подъема передней части авто, последнее обязательно следует хорошо зафиксировать, для чего нужно включить передачу, затянуть ручник, а задние колеса подпереть противооткатными клиньями.

Далее в нашем случае снимается защитный колпак, отпускается гайка ступицы, а после чего откручиваются болты колес.

Теперь, когда все предварительные работы произведены, можно смело приступать к замене ШРУСа согласно приведенной ниже инструкции.

Последовательность действий.

1. Используя домкрат, поднимите колесо с той стороны, где изношен ШРУС.

2. Открутите крепежные болты колеса и достаньте упорную шайбу гайки ступицы.

3. Выкрутите пару крепежных болтов нижней шаровой от поворотного кулака.

4. После очень сильно поверните руль в сторону иили обратно той, в которой будет происходить замена.

5. Немного оттянув поворотный кулак со стойкой, аккуратно извлеките шлицевой конец наружного ШРУСа из ступицы, а затем с помощью монтировки вытолкните и внутренний ШРУС (из КПП).

6. Закрепите вал привода в тисках и снимите хомуты со ШРУСов (внутреннего, наружного). Пыльник выверните наизнанку. Если на последнем присутствуют повреждения, то можно не мучиться с демонтажем и просто срезать его ножом.

7. Теперь с помощью молотка сбейте ШРУС с вала и установите на его место новый. Затем повторите все произведенные ранее действия в обратном порядке, не забыв:

  • хорошо смазать ШРУС перед его установкой,
  • произвести замену старой гайки ступицы на новую,
  • законтрогаить край новой гайки ступицы после затяжки (чтобы предотвратить раскручивание),
  • установить заглушку из пластмассы на конце вала.

Вот и вся процедура замены. Как видите, ничего сложного.

Видео.

ВАЗ-2108 – первый автомобиль, производства АвтоВАЗ, оснащенный приводом на передние колеса. Этот тип привода отличается менее металлоемкой конструкцией, поскольку надобность в использовании карданной передачи и ведущего моста с редуктором полностью отпала.

Передача вращения от КПП на ведущие колеса осуществляется при помощи двух приводных валов. Поскольку привод на переднеприводных авто работает в сложных условиях (они не только передавать вращение, но еще и не мешать подвеске выполнять свою работу, а также обеспечивать возможность поворота колес), в устройстве привода применяются шарниры равных угловых скоростей (ШРУС).

Читайте также:  Как настроить сабвуфер в машине mystery

Конструктивные особенности привода

Основным достоинством ШРУСов, в сравнении с обычными шарнирами, является переда вращения без утрат даже при сильном изменении угла между составными частями вала (до 70 град.).

Всего же приводной вал ВАЗ-2108 включает три компонента:

  1. Вал (с соединительными шлицами);
  2. ШРУС внутренний (для взаимодействия с коробкой);
  3. Шарнир внешний (обеспечивает взаимодействие с колесной ступицей).

Оба шарнира, используемые на ВАЗ-2108 – шарикового типа, конструктивно они практически идентичны, но отличаются размерами. Так, у внутреннего элемента наружная обойма имеет значительно большую глубину. Это обеспечивает возможность осевого смещения внутренней обоймы, и как следствие – изменение длины вала, что необходимо для возможности ведущим колесам совершать повороты. К тому же, левый и правый приводные валы в сборе имеют разную длину.

Основными составными частями ШРУСа являются:

  • Внешняя обойма (выполнен в виде стакана, на внутренней поверхности проделаны специальные канавки);
  • Внутренняя обойма (представляет собой силовой кулак, на котором тоже имеются канавки);
  • Шарики;
  • Сепаратор (предотвращает выпадение шариков);

Все это собрано в единую конструкцию, поэтому проверить ШРУС ВАЗ-2108, в целом, невозможно, даже если его полностью разобрать.

Соединение внутренних обойм с валом производится посредством шлицов. Фиксируются от снятия они стопорными кольцами.

Наружные обоймы сделаны заодно с концевиками, которые входят в шлицевое соединение с КПП и ступицей. Но фиксация концевика внутреннего ШРУСа в коробке выполняется стопорным кольцом, а вот внешнего шарнира – при помощи резьбового соединения (гайкой).

Неисправности и их признаки

Составные элементы шарниров выполнены из высококачественных материалов, а рабочие поверхности имеют высококачественную обработку. Поэтому ШРУСы ВАЗ-2108 могут отработать значительный период без каких-либо вмешательств или обслуживания самого узла.

Но есть один нюанс – надежность узла соблюдается только при условии отсутствия загрязнения. Попадание внутрь песка и пыли, которые являются абразивом, интенсивно изнашивают рабочие поверхности, что приводит к разрушению шарнира.

От загрязнения узел защищают пыльники – специальные резинотехнические элементы, с одной стороны фиксирующийся хомутом на валу, а с другой – на внешней обойме.

А вот ресурс пыльника – ограничен. Из-за постоянного контакта с внешней средой, резина «стареет», что приводит к образованию трещин, сквозь которые внутрь узла проникает песок и грязь.

Диагностика привода сводится к осмотру пыльников. При выявлении хоть незначительных трещин, требуется незамедлительная замена пыльника ШРУСа 2108. Дополнительно проводится промывка элемента и закладка свежего смазочного материала.

Если своевременно не поменять пыльник ШРУСа на ВАЗ-2108, песок износит рабочие поверхности настолько, что шарнир просто рассыплется. Примечательно, что даже при незначительном износе поверхностей, исправить повреждения уже не удастся, поскольку узел неремонтируемый.

Признаком того, что требуется замена ШРУСа ВАЗ-2108, является появление ярко выраженного хруста и щелчков при поворотах руля. При незначительном износе сторонние звуки проявляются только при крайних положениях руля, но по мере износа хруст появляется и при меньших углах поворота.

На начальных этапах еще можно попытаться продлить срок эксплуатации, путем промывки, закладки смазки и замены пыльника. Но отметим, что если хруст появился, значит, рабочие поверхности уже начали изнашиваться, и указанные процедуры лишь отсрочат замену узла, но в конечном итоге делать ее придется.

Инструмент для проведения работ

Заменить шарнир или его пыльник сравнительно несложно, да и каких-либо специализированных приспособлений не потребуется. Все, что понадобиться — это:

  • Набор ключей самых распространенных размеров;
  • Набор головок (обязательно наличие головки на 30);
  • Съемник шаровых шарниров и рулевых наконечников;
  • Резиновый или молоток из дерева (киянка), можно и обычный, но с деревянной наставкой;
  • Домкрат;
  • Нож;
  • Средство WD-40;
  • Ветоши;

Также потребуется новый ШРУС (если планируется его замена), новый пыльник и крепежные хомуты, смазка типа ШРУС-4 или аналогичную. Запасшись всем необходимым, можно приступать в разборке.

Снятие привода, замена пыльника, ШРУСа

Далее рассмотрим, как производится замена наружного ШРУСа, причем это будет упрощенный вариант, не требующий полного снятия приводного вала.

Последовательность действий такая:

  • Ставим автомобиль на смотровую яму, ведь на ней все выполнить будет легче. Обездвиживаем его противооткатными опорами;
  • Сразу же головкой на 30 с воротком послабляем ступичную гайку (крепления привода). Пока на авто не поднято домкратом, сделать это легче, чем когда колесо демонтировано. Сорвать гайку затруднительно, поскольку она накернена, поэтому понадобиться наращивание ключа трубой;
  • Выдомкрачиваем нужное колесо, демонтируем его с авто;
  • Откручиваем крепежные болты шаровой опоры нижнего рычага к колесной ступице;
  • Съемником выпрессовываем наконечник рулевой тяги;
  • Полностью отвинчиваем гайку крепления приводного вала;
  • Беремся за руками тормозной диск и тянем на себя амортизационную стойку, стягивая ступицу с концевика внешнего ШРУСа;
Читайте также:  Шины viatti brina nordico v 522 отзывы

А далее уже производим работы по замене пыльника или шарнира. Вот здесь следует забраться под авто. Чтобы снять внешний ШРУС 2108, сначала разъединяем хомуты крепления пыльника (можно их просто перекусить или разрезать). Срезаем ножом пыльник (даже если он целый, его лучше заменить на новый).

Ветошью протираем шарнир, чтобы удалить смазку. Берем наставку, упираем ее в торец ШРУСа со стороны вала и наносим молотком удары. Причем они должны быть не сильными, поскольку необходимо лишь сбить внутреннюю обойму со стопорного кольца, установленного на валу.

Если планируется замена пыльника, то сначала следует промыть шарнир в керосине, чтобы вымыть всю грязь из него.

Сборка узла

Процесс сборки внешнего ШРУСа такой:

  • На вал натягиваем новый резинотехнический элемент;
  • Насаживаем на шлицы вала промытый или новый ШРУС (в случае, если и он меняется), а затем набиваем его, чтобы канавка в обойме шарнира нашла на стопорящее кольцо, что обеспечит фиксацию от снятия;
  • Закладываем новый смазочный материал (напрессовываем ее в сам шарнир, а также в пыльник);
  • Натягиваем пыльник на внешнюю обойму;
  • Рукой немного поджимаем пыльник, чтобы выдавить воздух изнутри;
  • Надеваем хомуты и все фиксируем.

После этого привод устанавливается обратно – надевается ступица на шлицы концевика и все это фиксируется гайкой. Далее ставиться на место наконечник тяги, опора и колесо.

После снятия машины с домкрата, затягиваем гайку крепления привода и при помощи мощной отвертки она кернится (подгибается ее юбка в проточку на валу), чтобы исключить самопроизвольное отворачивание.

Особенности замены внутреннего узла

Если проделывается замена внутреннего ШРУСа 2108, то требуется полное снятие привода. Для этого сначала выполняется отсоединение внешнего шарнира (описано выше), но демонтировать его с вала не нужно.

Затем берем монтировку и плоский ее конец загоняем между внешней обоймой шарнира и корпусом коробки. Действуя монтировкой как рычагом, преодолевая усилие стопорного кольца, выводим концевик шарнира с КПП.

Здесь стоит отметить, что не рекомендуется снимать оба приводных вала сразу, чтобы не произошло смещений шестерен в коробке, проводить замену шарниров следует по очереди.

Далее производятся работы по замене, идентичные операциям с внешним ШРУСом. После этого привод ставиться на место.

При этом нужно еще правильно вставить ШРУС в коробку ВАЗ-2108. Шарнир нужно посадить в КПП до упора, при этом наносить удары в торец собранного узла нельзя, чтобы не повредить новый пыльник.

Чтобы вставить ШРУС, можно сначала его вставить в ступицу, а потом уже вводить в коробку. А для преодоления усилия стопорного кольца делаем толкающие движения ступицей, то есть, по сути, забиваем концевик внутреннего ШРУСа стойкой. Такие ударные движения никакого вреда шарнирам не принесут, а пыльники останутся целыми. Но можно и просто забить вал в сборе, используя проставку и молоток.

Перед сборкой авто следует удостовериться, то внутренний шарнир вошел в КПП до упора и зафиксировался стопорящим кольцом (оно должно стать в проточку внутри коробки), иначе при эксплуатации авто ШРУС может просто выпасть.

А далее ставим все снятые элементы на автомобиль. Операция по замене ШРУСов на ВАЗ-2108 можно считать завершенной.

Видео – Как поменять ШРУС на Ваз-2108 своими руками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector