Меню Закрыть

Как проверить крышку расширительного бачка ваз 2109

Современный автопром диктует свои правила в технической составляющей, если раньше какой-то узел был практически «незаметным» (незначительным). То сейчас, от него может зависеть чуть ли не работоспособность всего силового агрегата в целом. Спросите – «а что это, за незначительная часть?» ДА хотя бы пробка расширительного бачка. Причем на горячих моторах, она может быть причиной его «клина». И что самое важное ее нужно правильно проверять! Однако все по порядку (от простого к сложному), ну и конечно же, видео версия в конце …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Старые моторы и пробка
  • Новые движки и крышка
  • Пробка как регулятор
  • Способы проверки
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Я сейчас подробно не буду рассказывать, как работает пробка расширительного бачка, у меня про это уже есть целая подробная статья. В этом материале я постараюсь рассказать, как ее правильно проверить.

Старые моторы и пробка

Пару слов хочется сказать о старых моторах, и почему НЕ крышка расширительного бачка. Просто раньше она была на радиаторе (не на бачке) — носила номинальный характер (то есть от нее мало что зависело). Зачастую моторы работали при атмосферном давлении, то есть система охлаждения двигателя (СОД), не нуждалась ни в каком давлении и герметизации (нет, может быть давление и было, но не такое большое), да и заливали раньше в систему зачастую воду, а не антифриз или ТОСОЛ.

Происходило это потому что, силовые агрегаты раньше были с толстыми стенками (зачастую чугунными), работали при относительно небольших оборотах, да и если при каком-то подъеме (скажем в горах) у вас начинал парить радиатор, то можно было просто остановиться подождать пока машина остынет и двигаться дальше. Запас прочности был огромным.

Новые движки и крышка

Сейчас все совершенно по-другому, как я уже писал (ссылка сверху), пробка сейчас это клапан высокого давления. Который работает примерно от 1,1 до 1,4 АТМ (все зависит от производителя).

Как это работает? Да все просто. Пробка расширительного бачка, закрывает охлаждающую систему, делая ее герметичной. Когда охлаждающая жидкость разогревается, то по законам физики она расширяется, соответственно растет давление, а так как система замкнутая, вот вам и 1,1 — 1,4 АТМ. Но если нагнетание продолжится, крышка должна открыться! ЭТО ВАЖНО.

Для чего это делается, в смысле нагнетать давление? Опять все просто – для того чтобы охлаждающая жидкость закипали как можно при больших температурах.

Сейчас современные антифризы итак могут кипеть при 105 – 110 градусах Цельсия, а если их запереть при 1,4 АТМ, закипят при 120 – 130 градусах!

НО ЗАЧЕМ ТАК МНОГО? И тут простое объяснение — зачастую современные моторы, например CHEVROLET, OPEL, BMW, MERCEDES, VOLKSWAGEN и т.д., работают при высоких температурах. Зачастую при 110 градусах Цельсия (у CHEVROLET даже нет шкалы температуры на приборной панели, чтобы вас не шокировать)!

Их называют – «горячими двигателями», этому способствует как конструкция (например — увеличение степени сжатия, увеличение оборотов, сейчас не редкость даже на АТМО – 6 – 7000), так и установка ТУРБИН. И чтобы их не перегреть — их нужно эффективно охлаждать (это вам не древняя СОД), иначе они быстро придут в негодность.

Сейчас силовые агрегаты тонкостенные (срезают металл, откуда это только можно), ТУРБИРОВАННЫЕ, с увеличенной степенью сжатия. И если их перегреть может повести головку блока, либо сам блок (возможно даже заклинит поршни), либо «выдует» прокладку головки блока

НУ и что получается в конце. ДА то, что пробка расширительного бачка, сейчас часть этой сложной системы. Она должна контролировать как низкое давление, так и высокое (чтобы оно не росло излишне), немного подробнее

Пробка как регулятор

Есть всего два типа неисправности пробки расширительного бачка:

  • Нет давления. В современном (горячем моторе), крышка ПРОСТО ОБЯЗАНА способствовать нагнетанию атмосфер (от 1,1 до 1,4). Иначе закипим! Сами подумайте — мотор работает при 110 градусах, а пробка не держит, и создает в системе атмосферное давление, антифриз очень быстро закипит, его может — как минимум, выкинуть из бачка. Как максимум перегреете мотор, со всеми вытекающими.

  • Излишнее давление. Когда пробка держит больше 1,4 АТМ, например 2,0 или даже выше! Это также опасно, у вас может скинуть шланги и патрубки с системы охлаждения, разорвать радиаторы (а они сейчас сделаны с пластиковыми стенками). Это опять может привести к разгерметизации системы и ее перегреву.

Поэтому очень важно, особенно на современных моторах проверять пробку расширительного бачка.

Способы проверки

Сейчас я не буду лезть в дебри, и рассказывать вам, как можно проверить на СТО. Будем использовать только народные методы:

  • Проверка состояния. От больших пробегов, от залитой в СОД воды, пробка может выходить из строя (да банально гниет – ржавеет клапан). Перво-наперво, вам нужно открутить пробку и посмотреть ее состояние визуально. ВАЖНО! Делается это на холодном двигателе, ибо в горячем есть давление в системе, и вы банально рискуете облиться горячим антифризом. Если пробка — не работает, ее «клинит» от ржавчины, то лучше ее заменить.
  • Не смешиваете антифризы. Особенно те которые не смешиваются. Например, G13 смешивается только к себе подобными (пусть и разных компаний). А вот с G11 и G12 он вообще не сменивается, у них разные присадки и основа (у одних пропиленгликоль, у других этиленгликоль). При смешивании пусть не сразу, но может выпасть осадок. Забьете не только пробку расширительного бачка, но и СОД.
  • Не используйте герметики для устранения течи. Уже доказано, что они плохо помогают, а вот забивают систему СИЛЬНО!
Читайте также:  Два глушителя на ваз 2114

НУ И САМАЯ ТОЧНАЯ ПРОВЕРКА. Это сделать стенд. Когда я работал на СТО, у нас часто приезжали наши ВАЗ, особенно КАЛИНА, ВАЗ 2114, 2110 и т.д. У них часто текли печки, и зачастую дело было именно в пробке расширительного бачка (повышенное давление).

Так вот, делали мы простой, но очень эффективный стенд, снимали расширительный бачок с машины. В нем есть три входа. Два глушили, а в третий подавали давление, от насоса с манометром (обычного для шин).

Закручивали пробку на место. Включали насос и создавали давление в бачке. Если она вообще не держит никакого давления, ОНА НЕ РАБОЧАЯ, можно выкидывать. Если держит выше 1,3 – 1,4АТМ, скажем 2,0АТМ то также не рабочая!

А вот если насос начинает качать, доходит до 1,4АТМ дальше открывается клапан и скидывается излишнее давление, проявляется шипение (но 1,3-1,4АТМ держится, даже после того как вы выключили насос) – то она рабочая можно ставить на машину. ЭТО 100% ПРОВЕРКА!

Сейчас видео версия, смотрим

А на этом я заканчиваю, думаю мои материалы вам помогли. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

(5 голосов, средний: 5,00 из 5)

Похожие новости

Тосол (антифриз) в бачок омывателя. Залил, что делать?

WD-40 своими руками. Как сделать почти полный аналог

Примерзают дворники – что делать? Делаем АНТИЛЕД своими руками

Добавить комментарий Отменить ответ

Доброго всем дня, решил я написать свой отзыв о Toyota Avensis 2010 года. Просто хочу…

ТОП статей за месяц

У меня есть много различных статей и видео по различным коробкам передач, например вот здесь…

У меня на сайте уже есть статья про выбор карт памяти (можете посмотреть здесь), очень…

В статье – можно ли открывать окна при работающем кондиционере (почитать можно здесь), мне задали…

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Главная функция пробки бачка

Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.

В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

Как работает расширительный бачок

Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.

В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.

Читайте также:  Как пользоваться камерой заднего вида с разметкой

Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

  • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
  • разрыв корпуса термостата;
  • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
  • разрыв расширительного бачка.

К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

  1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
  2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
  3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
  4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
  5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

Купили новую крышку, а она не работает?

Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

Как правило, система охлаждения создает нормальные условия для работы двигателя. Охлаждающая жидкость системы хранится в расширительном бачке. От состояния такой детали, как крышка расширительного бачка ваз 2114, часто зависит работа двигателя и других агрегатов автомобиля.

Некачественная крышка может стать причиной перегрева и отказа радиатора, отказа вентилятора охлаждения и водяного насоса, порывов ремня вентилятора, неисправностей термостата, утечек охлаждающей жидкости и серьезных поломок двигателя из-за перегрева.

Читайте также:  Насадка на выхлоп приора

Функции

У крышки расширительного бачка две функции:

Запорная функция, как и у всех крышек, выполняется, чтобы избежать расплескивания охлаждающей жидкости и обеспечить герметичность работы системы охлаждения.

Функция, регулирующая давление, связана с перепадами давления в расширительном бачке и предотвращением неисправностей и неполадок.

Устройство и принцип работы

Конструктивно крышка представляет собой запорный элемент, который оборудован двумя клапанами. Первый клапан служит для снижения давления, второй – для подачи атмосферного воздуха и повышения давления в бачке. Принцип работы крышки связан с изменениями плотности охлаждающей жидкости при ее нагреве и остывании.

Когда двигатель начинает работать, антифриз нагревается и его объемная плотность увеличивается до 20-25%. Горячий антифриз прогревает воздушную прослойку. Срабатывает датчик выпускного клапана, он открывается, часть воздуха уходит из бачка и давление нормализуется. Процесс стравливания периодически повторяется, когда внутреннее давление системы превышает 1.1-1.5 атмосферы.

После выключения двигателя антифриз остывает, давление в системе охлаждения падает. Когда оно снижается ниже критического уровня, открывается впускной клапан и в систему подается атмосферный воздух. Давление в системе выравнивается, и впускной клапан закрывается.

Признаки неисправностей

Самыми критическими признаками неисправной крышки являются пар из-под капота (если температура двигателя не в красном секторе, 90% вероятности, что проблема в крышке) и/или вздутие расширительного бачка.

Также можно сделать предположение о неисправности крышки, если есть:

  • утечки охлаждающей жидкости из бачка;
  • протечки антифриза в местах соединений;
  • порывы и вздутия шлангов;
  • воздушные пробки;
  • перегрев двигателя.

Пар, кипящая жидкость и утечки связаны с неправильной работой выпускного клапана. Воздушные пробки обычно вызваны сбоями в работе впускного, или вакуумного, клапана. Порывы (вздутия) шлангов могут быть вызваны сбоями и выпускного, и впускного клапанов.

Из-за попадания воздуха образуются воздушные карманы внутри сердечника нагревателя, термостата и шлангов радиатора. В результате двигатель начнет перегреваться, потому что система охлаждения не в состоянии поддерживать постоянную температуру.

Если появились воздушные пробки, нужно полностью слить старую жидкость и залить новый антифриз. Новую жидкость заливают постепенно, небольшими порциями по 100 мл.

Проверка крышки

Если есть основания, что крышка может быть неисправной, как проверить крышку расширительного бачка ваз 2114?

В сервис-центрах проверку выполняют на специальных стендах с насосом и манометром. Крышку привинчивают к стойке и насос начинает подавать воздух. При достижении на манометре 1.5-1.7 атмосфер должен сработать выпускной клапан. Работа впускного клапана проверяется так же, только воздух из-под крышки откачивается. Если клапаны не срабатывают, пробка расширительного бачка ваз 2114 неисправна.

Как можно проверить крышку в полевых условиях?

Сначала нужно провести визуальный осмотр. Сколы, трещины, зазоры и другие повреждения поверхности являются поводом для замены детали.
Посмотрите на номинал давления, указанный для автомобиля, и сравните его с показателем давления, указанным на детали. Если они не совпадают, замените крышку.

Визуально осмотрите состояние основного уплотнения, уплотнения давления и обратного уплотнения. Замените деталь, если уплотнения треснули, затвердели или повреждены.

Как выпускной, так и вакуумный предохранительный клапан должны легко подтягиваться и возвращаться обратно пружиной после того, как их отпустили. Если есть заедания, замените деталь.

Работа выпускного клапана проверяется при запущенном двигателе. Нужно подождать несколько минут после запуска двигателя, пока он прогреется.

Начнет работать система охлаждения и давление в расширительном бачке должно измениться. Отвинтите пробку расширительного бачка. Если послышится легкий хлопок, как при вскрытии бутылки с газированной водой, это признак повышенного давления в системе охлаждения и исправного выпускного клапана. Если хлопка не было, выпускной клапан неисправен.

Обычно впускной клапан проверяется на холодном двигателе. Рукой пережимается один из шлангов, ведущих от бачка к радиатору. После того, как шланг отпущен, он должен медленно выровняться по толщине. Если шланг не выравнивается, впускной клапан неисправен.

Всегда проверяйте радиатор и расширительный бачок при замене неисправной крышки. Возможно, неисправность привела к опасному нарастанию избыточного давления и появились повреждения или трещины.

Доработка новой крышки

К сожалению, качество запчастей для отечественных автомобилей оставляет желать лучшего, и лучше проверить новую крышку на стенде. Если давление не держится или избыточное давление не стравливается, можно подрезать пружины. Для этого деталь разбирается, уплотнительную резинку поддевают и снимают отверткой. Затем отверткой аккуратно снимается внутренняя крышка и вынимаются пружины.

Большая пружина подрезается на один оборот, а малая пружина на два оборота. В результате выпускной клапан начнет открываться при давлении в 1 атмосферу, а не в 1.7 атмосфер. Впускной клапан при проверке должен свободно продуваться.

Профилактические меры

Для предупреждения проблем следует менять крышку каждые 2-3 года. Также нужно контролировать уровень охлаждающей жидкости и давление в расширительном бачке ваз 2114. Постоянный долив антифриза предупреждает возникновение перегрузок системы. Плановая замена антифриза в сроки, рекомендованные производителем, способствует сохранности всех элементов системы охлаждения.

Полезное видео

Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector