Меню Закрыть

Какой размер ключа для ступичной гайки

Любому человеку, даже не связанному с механикой, приходится в обычной жизни откручивать и закручивать болты и гайки. Для этого чаще всего мы используем гаечный ключ, разновидностей которого сегодня насчитывается около пятнадцати. Классический и самый распространенный инструмент – это двусторонний рожковый ключ, который найдется в инструментальном ящичке каждого мужчины. Размеры его рабочих профилей нанесены на его рукоятку, например: 7х8 или 17х19 и т.д. Эти цифры обозначают расстояние от одной губки до другой в миллиметрах.

В технических справочниках крепежа размер «под ключ» обозначается буквой «S». Но на самих крепежных деталях мы его не увидим. Механики со стажем могут по величине головки крепежа визуально определить «ключ на сколько» нужно взять для болта М10, М12 или М16? А малоопытные мастера могут легко ошибиться в выборе. А когда соединение находится в труднодоступном месте, придется подбирать инструмент методом проб. Если маленький ключ просто не налезет, то большой при неплотном прилегании может «слизать» грани детали и тогда дальнейшее отвинчивание может быть проблематично.

Определение номера ключа по диаметру резьбы крепежа

Размер «под ключ» у шестигранного болта или гайки – это расстояние между двумя параллельно лежащими гранями. Быстро и точно узнать его, не прибегая к линейке или штангенциркулю, можно по диаметру резьбовой части, которая указана в технической информации к крепежной детали. Дело в том, что каждому стандартному диаметру резьбы соответствует определенный размер рабочего профиля крепежа – основной (нормальный), уменьшенный и увеличенный. Болты с уменьшенным и увеличенным размером головки встречаются гораздо реже.

По таблице можно легко определить, какой размер гаечного ключа подойдет для того или иного болта от М1 до М110.

Таблица 1. Размеры под ключ для метрических болтов и гаек.

Диаметр резьбы, М Размер под ключ
основной S, мм уменьшенный S, мм увеличенный S, мм
М1 3.2
М1.2 3.2
М1.4 3.2
М1.6 3.2
М2 4
М2.5 5
М3 5.5
М4 7
М5 8
М6 10
М7 11
М8 13 12
М10 17 (16) 14
М12 19 (18) 17 21 (22)
М14 22 (21) 19 24
М16 24 22 27
М18 27 24 30
М20 30 27 32 (34)
М22 32 (34) 30 36
М24 36 32 41
М27 41 36 46
М30 46 41 50
М33 50 55
М36 55 50 60
М39 60 55 65
М42 65 60 70
М48 75 75
М52 80 80
М56 85
М60 90
М64 95
М68 100
М72 105
М76 110
М80 115
М85 120
М90 130
М95 135
М100 145
М105 150
М110 155
Читайте также:  Антенна на крышу ваз 2114

Некоторые современные стандарты ISO устанавливают другие размеры шестигранных головок, в таблице они прописаны в скобках.

Размеры зева гаечных ключей определены в стандарте ГОСТ 6424-73. При правильном подборе зазор между рабочими губками инструмента и гранями крепежа не превышает 0.1 – 0.3 мм.

Подбор дюймовых гаечных ключей

Размер дюймового гаечного ключа выражен в дюймах и обозначает не ширину зева ключа, а диаметр резьбы дюймового крепежа, для работы с которым он предназначен. Шестигранный рабочий профиль дюймовых болтов и гаек отличается по размеру от профиля метрического стандарта на доли миллиметров. Поэтому метрические гаечные ключи либо будут неплотно прилегать к граням дюймового крепежа, либо вообще не налезут. Для работы с ним нужны дюймовые ключи и торцевые головки.

Таблица 2. Резьба UNC/UNF и размер гайки под ключ.

Диаметр резьбы (размер ключа), дюйм Размер гайки под ключ, дюйм Размер гайки под ключ, мм
1/4 7/16 11.11
5/16 1/2 12.7
3/8 9/16 14.29
7/16 5/8 15.88
1/2 3/4 19.05
9/16 13/16 20.63
5/8 15/16 23.81
3/4 1 1/8 28.58
7/8 1 5/16 33.34
1 1 1/2 38.10
1 1/8 1 11/16 42.86
1 1/4 1 7/8 47.63
1 3/8 2 1/16 52.39
1 1/2 2 1/4 53.15
1 3/4 2 5/8 66.68
2 3 76.20
2 1/4 3 3/8 85.73
2 1/2 3 3/4 95.25
2 3/4 4 1/8 104.76
3 4 1/2 114.30

Размеры ключей для болтов с внутренним шестигранником

В машиностроении и приборостроении наряду с шестигранным крепежом широко применяются болты с цилиндрической головкой, для завинчивания которых используют угловой ключ-шестигранник. Они изготавливаются по стандартам DIN 912 или ГОСТ 11738-84, согласно которым каждому диаметру резьбы должен соответствовать определенный размер «под ключ» (расстояние между противоположными гранями внутреннего шестигранника).

Резьба, М М4 М5 М6 М8 М10 М12 М14 М16 М18 М20 М22 М24 М27 М30 М33 М36
Размер под ключ, мм 3 4 5 6 8 10 12 14 14 17 17 19 19 22 24 27

Прежде чем приступить к разборке какого-то узла автомобиля, обслуживанию велосипеда или к ремонту садовой техники не лишним будет убедиться в наличии всех необходимых инструментов. При этом хорошо иметь под рукой таблицы размеров «под ключ» для болтов и гаек. При ремонте старой техники часто встает проблема выкручивания поврежденных деталей. Для работы с крепежом со стертыми гранями в магазине «Крепком» можно приобрести специальные торцевые головки со спиральным профилем AN0400120, а для извлечения болтов с сорванными головками предлагаем набор резьбовых экстракторов AG010048.

Таблица размеров шестигранных ключей под гайки и болты в зависимости от резьбы по ГОСТ.

Гаечный ключ является одним из основных инструментов при сборке и разборке как цилиндрических двухступенчатых редукторов типа Ц2У, так и червячных одноступенчатых редукторов Ч.

Читайте также:  Работа на личной газели отзывы

Но, поскольку нет никакой необходимости держать под рукой весь комплект ключей или головок, приводим таблицу, позволяющую определить по размерам резьбы шестигранных гаек и болтов набор необходимого инструмента.

Размеры гаек и болтов под ключ в зависимости от резьбы по ГОСТ 5915-70

Диаметр резьбы М М2 М2,3 М2,6 М3 М3,5 М4 М5 М(5-6) М6 М7 М8 М(8) М10 М(10) М12 М(12)
Размер под ключ мм 4 4,5 5 5,5 6 7 8 9 10 11 13 14 16 17 18 19
Диаметр резьбы М М14 М(14) М16 М18 М20 М(22) М22 М24 М27 М30 М33 М36 М39 М42 М45 М48
Размер под ключ мм 21 22 24 27 30 32 34 36 41 46 50 55 60 65 70 75
Диаметр резьбы М М52 М56 М60 М64 М68 М72 М76 М80 М85 М90 М95 М100 М105 М110 М115 М120
Размер под ключ мм 80 85 90 95 100 105 110 115 120 130 135 145 150 155 165 170

Также обращаем внимание, что при сборке редукторов желательно применять динамометрические ключи, позволяющие произвести затяжку с рекомендуемым усилием. Недостаточная затяжка резьбовых соединений грозит протечками масла в корпусе, а избыточное усилие приведёт к растяжению болтов, что в итоге также приведёт к ослаблению соединения. Необходимые значения усилий должны быть указаны в паспорте изделия, некоторые из которых размещены в нашем каталоге. Чтобы отвернуть гайку или болт достаточно и обычного рожкового ключа или головки.

Шлицевое соединение наружного ШРУСа – ответственный узел. Именно эта деталь несет на себе нагрузку крутящего момента. Немудрено, что гайка гранаты, которая удерживает плавающую полуось в ступице ведущего колеса, не должна самостоятельно откручиваться.

Есть много способов фиксации резьбы:

Перед откручиванием ступичной гайки желательно прочитать инструкцию по регламентному обслуживанию вашего автомобиля. Там указан способ фиксации, направление резьбы и другие нюансы.

  • Изменение геометрии гайки (одна сторона овальной формы). Тот, кто неоднократно откручивал такую гайку, видел, что резьбы постепенно приходит в негодность;
  • Кернение после затяжки. Для сменных узлов такое решение не подходит, поскольку при этом портится винтовая часть. Тем не менее, многие производители автомобилей именно таким способом фиксируют ступичную гайку, чтобы она не открутилась при движении;
  • Шпилька. Самый надежный способ фиксации. Гайка не отворачивается самостоятельно, при этом не портится резьба. Почему-то не все конструкторы машин используют этот нехитрый способ;
  • Фиксатор – «буртик-проточка». Распространенный метод, более надежный чем кернение, но губительный для резьбы. На резьбовом соединении полуоси выполняются продольные проточки (одна или две). Гайка ШРУСа имеет такое же количество буртиков, которые загибаются в проточки после затяжки. Вывернуть гайку, не повредив резьбу, практически невозможно;
  • Разнообразные краски-фиксаторы, клеевые составы. На ступичных соединениях не применяются.

Поскольку соединение находится в неблагоприятных условиях (особенно, если утерян колпачок-пыльник) гайка с первого раза не откручивается. Неопытный водитель впадает в панику, начинает крутить гайку не в ту сторону, применяет насадки на ключ в виде метровой трубы, и в результате рвет резьбу. Последствия – вынужденная замена еще живого ШРУСа.

Читайте также:  Замена вкладыша стойки ваз 2109

Как открутить ступичную гайку, не испортив резьбовое соединение

В первую очередь, запаситесь качественным инструментом. Обычный гаечный ключ для сантехнических работ не подходит, хотя многие автовладельцы упорно применяют их для ремонта ШРУСов (размер тот же, а стоимость инструмента ниже). Рожковый ключ можно применить лишь для откручивания уже «подорванной» гайки, так действительно удобнее.

Для ступицы (ШРУСа) применяется только накидная головка. Торцевая насадка может быть литой или штампованной (второй вариант дешевле), и в точности соответствовать размеру гайки. Если вы «слижете» грани, используя инструмент с люфтом – будете работать болгаркой, и со ШРУСом придется распрощаться.

Важно! Повторное использование гаек не допускается. Перед тем, как открутить старую гайку, убедитесь в наличии новой.

  • Тщательно очистите поверхность от коррозии и грязи. Если используется пара «шлиц-буртик», надо выковырять все, что находится в отверстиях;
  • Обработайте соединение проникающим составом для закисшей резьбы. Например, жидкостью WD-40, или обычным керосином. Возможно, придется «замочить» резьбу на несколько часов;
  • Удалите все фиксирующие приспособления;
  • Установите накидную головку на гайку, и попробуйте провернуть ее, используя рычаг. На этом этапе лучше не применять рукоятки с трещотками, можно повредить механизм;
  • После «подрыва», гайку можно откручивать любым ключом, которым будет удобнее.

Выбросьте старую гайку и шпильку. Очистите резьбовое соединение от ржавчины и следов фиксирующих составов.

Как открутить гайку ШРУСа, если применен фиксирующий буртик

Именно такой способ фиксации чаще всего приводит к «слизыванию» резьбы. ВАЗоводы знают, о чем речь. Неопытный мастер, обрадовавшись легкому ходу гайки, испортит вашу гранату за 2-3 оборота ключа.

Для правильного разфиксирования необходим специальный пробойник, в точности соответствующий размеру буртика-шлица. Их не сыщешь днем с огнем, поэтому разумно изготовить полезный инструмент самостоятельно. Например, из старого напильника. С его помощью можно открутить гайку, сохранив резьбу на полуоси.

После разборки, необходимо немного проточить буртик от заусенцев.

Что делать, если гайки не откручиваются?

Вы сняли фиксаторы, «отмочили» ржавчину, купили ключ с рычагом 1 метр, а дело не идет? Есть проверенные способы, как открутить гайку без болгарки.

  • Обратное вращение. Иногда достаточно сначала стронуть гайку в сторону закручивания, и процесс пойдет;
  • Обстукиваем гайку. Небольшим молотком (лучше латунным или медным) надо обстучать грани;
  • Нагрев. Газовая горелка или паяльная лампа – практически 100% гарантия успеха за счет расширения металла. В электрифицированном гараже можно воспользоваться строительным феном. Греть не менее 5 минут.

Не стоит впадать в панику, бить кувалдой по ключу, резать ступицу болгаркой. Ржавчина на резьбе – не сварка. Соединение все равно остается разъемным, просто требуется немного терпения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector