Меню Закрыть

Момент затяжки болтов на автомобиль

Для того, чтобы правильно установить колеса, необходимо при помощи динамометрического ключа равномерно ослабить колесные болты и гайки до рекомендованного момента затяжки. Каждый автопроизводитель устанавливает собственное усилие затяжки колесных болтов, измеряемое в Ньютон-метрах (НМ). Момент затяжки колесных болтов автомобиля можно узнать из нижеприведенной таблицы.

Моменты затяжки основных резьбовых соединений при техническом обслуживании и ремонте автомобиля КамАЗ

Момент
затяжки,
Н·м (кгс·м)

крышек коренных подшипников коленчатого вала:
— вертикальные
— стяжные:
-7482.1005158/159
— 740.60-1005158/159

147-167(15-17)
147-167 (15-17)

фланца оси ведущей шестерни
привода распределительного вала
подшипника шестерни привода
распределительного вала

радиатора системы охлаждения на раме

корпуса масляного фильтра
теплообменника к блоку цилиндров

крепления стоек коромысел

регулировочного винта коромысла

скобы крепления форсунки

крепления муфты опережения впрыскивания топлива

крепления передних и задних опор силового агрегата

крепления насосного агрегата и
теплообменника предпускового подогревателя

крепления выпускной трубы

крепления патрубков
предпускового подогревателя

крепления фланцев приемных труб глушителя

болтов крепления поперечной балки
поддерживающей опоры к раме

шпилек крепления задних опор двигателя

оолтов крепления задних опор двигателя
к раме крепления выпускных патрубков

Винты заглушки корпуса муфты опережения
впрыскиваниятоплива

Гайки болтов крепления кронштейнов
топливного бака к раме

Сливная пробка картера масляного

нажимного диска с кожухом в сборе к маховику:

кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач

картера коробки передач к картеру сцепления

рычагов тяг дистанционного привода управления коробкой

для коробки
передач мод. 152

рычага переключения передач

фланца первичного вала коробки передач

Стяжные болты регулировочного фланца
механизма переключения передач

Гайки шпилек крепления КОМ от
верхнего люка раздаточной коробки

Болты крепления коробки отбора мощности

Гайка крепления фланца :

основного карданного вала, вала среднего моста (для
автомобилей 6×6) и заднего (для автомобилей 4×4)

М 14 с
торцевыми
шлицами

карданного вала переднего моста, заднего моста (для автомобилей 6×6)

М 12 с
торцевыми
шлицами

задних крышек мостов

крышек подшипников межколесного дифференциала

фланца ведущего конического зубчатого колеса

подшипников ведущего цилиндрического зубчатого колеса

заднего фланца промежуточного моста

фланца межосевого дифференциала

чашек межколесного дифференциала

главной передачи промежуточного и заднего мостов

главной передачи переднего моста

поворотного рычага к корпусу поворотного кулака и крепления крышек подшипников шкворней

для полно-
приводных
автомобилей

ведущего фланца ступицы переднего моста

полуосей промежуточного и заднего мостов

для полно-
приводных
автомобилей

Контргайки крепления подшипников ступиц :

заднего и промежуточного мостов

стремянок передних рессор

стремянок задних рессор

637-735 (65-75)
785-883 (80-90)

Читайте также:  Длина щеток стеклоочистителя лада веста

шпилек соединения кронштейнов осей
балансира с кронштейнами залней полвески

пальцев реактивных штанг

шпилек крепления верхних рычагов

крепления кронштейнов задней подвески к раме

крепления шпилек кронштейнов верхних
реактивных штанг

ушков передних рессор

накладки ушка передних рессор

кронштейнов реактивных штанг

проушин передних кронштейнов рессор

задних кронштейнов рессор

крепления гайки башмака

Гайки крепления дисковых колес

с центриро-
ванием по сферическим
отверстиям в
диске
(односкатные)

Гайки крепления держателя запасного колеса

шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг

болтов наконечников поперечной рулевой тяги

Гайка регулировочного винта вала сошки

механизма рулевого управления крышки насоса

Гайки вилки карданного вала

болтов крепления кронштейнов тормозных камер к суппортам

болтов крепления передних тормозных камер к кронштейнам

болтов крепления задних тормозных камер к кронштейнам

болтов крепления головки цилиндра компрессора

болтов крепления осей колодок тормозного механизма

болтов крепления грязезащитного щитка к суппорту

крепления кронштейнов ресиверов к раме

крепления хомутов кронштейнов ресиверов

соединений трубок пневмосистемы диаметром, мм:
6
8
12

Гайки крепления электропроводов к выводам стартера:
— цепь питания
— цепь управления

стремянки рессоры задней опоры кабины к кронштейну

опор рычагов торсионов

кронштейнов заднего крепления

крепления переднего крепления кабины к поперечине

168-207 (17-21)
246,5-315 (25-32)

хомутов крепления брусьев платформы

болтов крепления надрамника к раме

68,6-98 (7-10)
176-216(18-22)
117,7-157(12-15)

для М12
для М16
для М14

крепления передних кронштейнов надрамника

крепления амортизатора платформы к опорам

крепления масляного насоса к коробке отбора мощности

крепления коробки отбора мощности

крепления различных деталей к деревянным доскам настила пола

При капитальном ремонте двигателя важно в точности соблюдать технические параметры и нормы, необходимые для корректной его работы. Соблюдая нужные параметры и следуя указаниям по ремонту, итоговый результат будет успешный.

Назначение и строение ГБЦ

Современные автомобили в подавляющем большинстве используют различные виды топлива для совершения работы за счет его сгорания. Воспламенение воздушно-топливной смеси происходит в двигателе внутреннего сгорания.

При детонации топлива в камере сгорания происходит «взрыв» смеси и при этом выделяется газы, которые и толкают поршень к нижней мертвой точке. Чтобы работа двигателя была корректна, все отработавшие газы через выпускной коллектор выводятся в атмосферу. Для этого в конструкции двигателя предусмотрена система газораспределения. Наиболее важной составляющей этого механизма является головка блока цилиндров.

Головка блока цилиндров механизма газораспределения предназначена для обеспечения герметичности между поршнем и поверхностью камеры сгорания двигателя.

В зависимости от конструкции автомобильного двигателя, головки блока цилиндров могут изготавливаться из чугуна или более легкого алюминия. Форму ГБЦ обычно придают путем литья. Конструктивные особенности могут быть различны, но в основном головка содержит такие части, как:

  • камеры сгорания;
  • клапана (различают впускные и выпускные, в соответствие с их назначением – впускные открывают доступ рабочей смеси из топлива и воздуха в цилиндр, выпускные – осуществляют вентиляцию цилиндра за счет выталкивания поршнем отработавших газов в выпускной коллектор);
  • участок газораспределительного механизма;
  • рубашка охлаждения;
  • отливка для форсунок или свечей зажигания;
  • масляные каналы.
Читайте также:  Кожух вентилятора печки ваз 2114

Между блоком цилиндров и головкой обычно устанавливается прокладка, которая не допускает прорыва газов из-под камеры сгорания, а также масла и охлаждающей жидкости из каналов, соединяющие ГБЦ и сам блок.

Важно! При неправильной и не равномерной затяжке болтов крепления головки блока цилиндров, будет нарушена герметичность камеры сгорания, а это приведет к потере мощности, прогоранию прокладки и выходу из строя самой головки (возможна деформация или растрескивание корпуса).

О силах, действующих на ГБЦ во время работы мотора

При работе мотора автомобиля, головка подвергается воздействию высокого давления (за счет такта сжатия в камере сгорания давление может достигать до 15 атмосфер), высокой температуры сгорания смеси (около 550-600 ºС), вибрации со стороны кривошипно-шатунного механизма.

Между блоком цилиндров и головкой устанавливается прокладка, которая имеет определенную толщину – при затягивании болтов крепления головки, эта толщина уменьшается (дает усадку) и ГБЦ плотно прилегает к корпусу двигателя. Но во время затяжки, головка имеет свойство деформироваться на тысячные доли миллиметра, поэтому болты всегда заворачивают в определенном порядке.

Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов

В процессе затягивания болтов в местах их крепления давление на поверхность значительно повышается, что в свою очередь приводит к V- образной деформации «подошвы». При не соблюдении порядка затягивания, а также с не регламентированным моментом (усилием), монтаж головки может привести к прогоранию прокладки в следствии прорыва газов, что поведет за собой более серьезные последствия.

Когда необходимо производить затяжку ГБЦ?

На современных автомобилях уже не требуется повторная протяжка болтов крепления головки цилиндров – данные работы ранее осуществлялись на старых автомобилях семейства ВАЗ, УАЗ, МОСКВИЧ – эта операция являлась основной при прохождении машины ТО-1.

При замене прокладки нужно иметь нужное оборудование, благоприятные погодные условия (или учитывать существующие), прямые руки и светлую голову. Нужно учитывать, что температура окружающей среды довольно сильно может повлиять на процесс установки ГБЦ.

Применяемый инструментарий

Из оборудования необходим динамометрический ключ с калибровкой усилия под конкретный автомобиль (на разных машинах момент затяжки креплений может существенно отличаться), торцевая головка нужного размера, которая подходит к конкретному виду крепежа.

Итак, динамометрические ключи бывают нескольких видов:

  • щелчковый;
  • стрелочный;
  • цифровой;
  • иные приспособления.

Щелчковый ключ

Щелчковый (также предельный или пружинный) ключ применяется для быстрой затяжки резьбовых соединений с заданным крутящим моментом. При достижении нужного усилия, внутри ключа срабатывает пружинный механизм, в следствии чего слышен щелчок, свидетельствующий об необходимости прекращения затяжки текущим моментом (усилием). Погрешность такого ключа не превышает 4% (при условии корректного хранения и использования).

Читайте также:  Ремонт тормозных трубок своими руками

Стрелочный ключ

Стрелочный (торсионный) ключ являет собой рычаг со стрелкой и шкалой усилия (или индикатором часового вида), что делает его самым простым в использовании. При использовании такого ключа стрелка указывает на текущий момент затяжки при проворачивании рычага. Из минусов таких ключей стоит отметить довольно большую погрешность (от 5 до 20%), и со временем сталь утрачивает свою упругость, что делает невозможным его регулировку.

Цифровой ключ

Цифровой ключ (или цифровой адаптер) является самым точным инструментом в своей категории – его погрешность составляет всего 1%. Поэтому такие ключи часто используют при монтаже «ответственных» резьбовых соединений.

Иные приспособления

Самодельными динамометрическими ключами пользуются тогда, когда других приспособлений под рукой не имеется – обычно это самодельные механизмы, состоящие из трещотки и старых пружинных весов или современных цифровых. Но погрешность таких приспособлений намного выше, чем заводские ключи – это обусловлено неправильной калибровкой усилия.

Момент затяжки болтов (усилие)

Момент затяжки болтов для каждого автомобиля разный (в виду конструктивных особенностей). Для конкретного автомобиля есть своя таблица моментов затяжки креплений. В следующем разделе рассмотрим усилия крепежа ГБЦ на примере «вазовской» головки.

Правильный порядок затяжки

Существует определенный порядок затяжки болтов, почти на всех автомобилях он одинаковый – от центра головки к ее краям, крест на крест. Так, например, первыми затягиваются два центральных болта правого и левого рядов, затем два болта, находящиеся слева от центральных, затем два справа от центральных, потом два болта находящиеся слева в обоих рядах и завершают порядок болты находящиеся справа в обоих рядах.

Важно помнить, что крепеж всегда выполняется в три — четыре подхода:

  1. Первый подход – усилие 3-4 кгс.
  2. Второй подход – усилие 7 кгс.
  3. Третий подход – усилие 9 кгс.
  4. Последний подход – усилие 11,5 – 12 кгс.

Ошибки при монтаже головки

Если не использовать динамометрический ключ при монтаже головки блока цилиндров, то можно ошибиться с усилием, что приведет к неравномерному моменту. В таких случаях будет чрезмерное или недостаточное усилие, которое повлечет за собой либо деформацию поверхности головки, либо допуск прорыва газов, масла или охлаждающей жидкости. В обоих случаях это чревато тяжелыми последствиями для двигателя.

При соблюдении правил затягивания крепежных болтов, а также нужного момента, всегда можно рассчитывать на надежную и долговечную работу установленных деталей. Механизм газораспределения в двигателе играет основную роль, поэтому пренебрегать правилами монтажа составляющих элементов не стоит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector