Меню Закрыть

Нива на больших колесах своими руками

Что русскому хорошо, то всем остальным — бездорожье. Такая вольная интерпретация известной поговорки оправдана тем, как выглядят наши дороги на мало-мальском удалении от федеральных трасс и крупных городов. Кроме того, мы очень любим отдыхать на природе, рыбачить и охотиться, а с обочины всего этого не сделаешь. Плюс дачи… Да мало ли поводов для россиянина съехать с асфальта? При этом на легковой машине далеко не уедешь. Есть внедорожники за большие деньги, есть спецтехника, но всё это не подходит рядовому человеку из-за слишком высоких цен.

Поэтому бурным цветом у нас цветёт уникальный тюнинг народных авто. Самая популярная в этом плане — Нива. Она и сама по себе обладает неплохими внедорожными свойствами, а уж после некоторых нехитрых манипуляций и вовсе превращается в Ниву-вездеход. Если хозяин решит сделать машину без оглядки на городские дороги, то на выходе получится настоящий внедорожный монстр.

Начнём, пожалуй

Первая покупка для человека, который собирается на бездорожье — лебёдка. Это даже не обсуждается. Вездеход на базе Нивы делают обычно из трёхдверной модели, так как её кузов легче и хорошо зарекомендовал себя в плане прочности на изгиб и излом. Штатным же оставляют и двигатель. Он обладает хорошей тягой на низких оборотах (естественно, пока вы не начнёте сравнивать его с дизельными махинами). А дальше уже начинается доработка. Болотоход на базе Нивы должен быть оборудован соответствующей коробкой передач. Как правило, из-за 5 ступеней коробку берут с ВАЗовской же «десятки», а раздаточную коробку — с УАЗа. Перед тем как сделать болотоход из Нивы, подумайте о колёсах. Они должны быть большими, чтобы обеспечить по возможности большее пятно контакта с поверхностью. Так машина не увязнет в грязи. Но под такие колёса нужны соответствующие мосты и рама. Как правило, если есть возможность, достают мосты от военного УАЗика. Они оснащены бортовыми редукторами; а вот раму можно сделать самому. Чтобы она была лёгкой, умельцы, которые делают вездеходы из Нивы, используют алюминий. Так вот, покрышки колёс хоть и должны быть большими и широкими, но при этом не должны быть слишком тяжёлыми, иначе двигателя при всей его приёмистости будет не хватать. Поэтому народный гений придумал брать колёса от КрАЗа и срезать лишний протектор, который не нужен на гораздо более лёгком вездеходе на базе Нивы.

Полезно будет установить на машину гидроусилитель руля. Так как колёса будут большими, а дороги не будет как класса, усилие на руле станет чрезмерным и вы быстро выдохнитесь крутить такую тяжёлую баранку. Но вот что действительно критично, так это система охлаждения. Штатная система неплоха, но её абсолютно недостаточно. Поэтому имеет смысл установить под капот Нивы-вездехода дополнительный радиатор и вентилятор охлаждения. Он улучшит теплоотведение от двигателя, постоянно работающего на низких оборотах и оттого нагревающегося сверх меры.

Без паники

То, что мы написали выше — это отнюдь не истина в последней инстанции. Если вы хотели бы просто «прокачать» свою Ниву, чтобы ездить без проблем по грунтовым дорогам, то вас не касаются все эти глубокие переделки. Вместе с тем нужно упомянуть, как делают вездеходы на базе Нивы без мороки с заменой коробки: родная трансмиссия не так уж плоха на умеренно плохих дорогах и её замена нужно только тогда, когда из-за замены раздатки нужно заменять и передаточные числа, а набора шестерён коробки передач уже не будет хватать. Учтите, что болотоход требует ещё и пневмобаллонов на случай погружения в воду, чтобы грязная вода не попала в двигатель. Самодельные вездеходы на базе Нивы обычно не имеют документов и делаются под себя, так что купить по цене обычной машины полностью «заряженный» внедорожник не получится. Их собирают с маниакальным вниманием к каждой детали, взвешивая все за и против, но тем не менее на коленке. Ведь на такой машине вы не сможете одновременно ездить и в городе, и за городом. Да и за городом у нас далеко не везде подобные дорожные условия, чтобы прямо уж требовался вездеход. Сделать своими руками подобную машину теоретически может каждый автолюбитель, но не каждому он нужен. Те, кто попадает в эту категорию, будут искать запчасти от армейских машин, от УАЗов и Нив, комбинировать, проводить тесты, специально заезжая туда, куда другой в здравом уме и пешком не полезет. И такой человек готов идти на жертвы. Например, расход топлива у такой машины будет просто астрономическим: как мы уже сказали, мотор в основном будет работать под нагрузкой, проворачивая огромные колёса через неродную КПП, раздатку и мосты. Ясно, что о 10 литрах на сотню можно будет разве что помечтать. С другой стороны, вряд ли вы доверите своего Франкенштейна какому-то автосервису. Придётся ремонтировать самому или с такими же друзьями, увлечёнными постройкой вездеходов.

Вывод

Это увлечение явно не для всех. Получившиеся монстры имеют, конечно, применение, но если кому-то нужно бороздить бездорожье профессионально, то он очень вряд ли станет заниматься таким тюнингом. Вездеход на базе Нивы может стать отдушиной для автолюбителя, когда он будет собирать его по частям в гараже, чтобы в конце концов выехать на природу и гордиться, проезжая мимо заморских джипов и вызывая недоуменные взгляды. Это хобби, это самобытная инженерия, которая всегда была присуща нашим водителям, привыкшим под машиной «загорать» и даже слегка гордящихся этим.

В этой статье мне бы хотелось поделиться своим опытом владения внедорожником за 2 года. Очень часто при обсуждении внедорожников к ним предъявляются требования, оторванные от конкретного способа эксплуатации.

В то время как разные способы эксплуатации автомобиля предполагают иногда кардинально разные требования. Как вы, наверное, знаете, я сам — начинающий (нет, правда!) путешественник-экспедиционщик, и расхожие стереотипы, которые часто можно встретить и в интернете, и в жизни, мне не только чужды, но и вредны. И дальше вы увидите, почему.

1. Внедорожник должен быть мостовым.
Нет, не должен.
Основная прелесть цельного переднего моста — это его физическая прочность. Грубо говоря, сломать передний мост сложнее, чем палку ШРУСа на независимой подвеске.
Однако практика показывает, что первыми при движении по бездорожью страдают не мосты и не привода колёс, а рулевое управление. Из собственного опыта могу сказать, что на Ниве в первую очередь гнётся рулевая сошка, а на Патриоте — рулевые тяги, расположенные перед мостом. При этом на Ниве очень существенно нарушается сход- развал, а вот привода и рычаги остаются в целостности.
Прежде, чем сюда понабегут диванные джипперы, могу сказать, что мне приходилось на Драйве встречать посты с погнутыми рулевыми и на американских джипах.

К тому же, лично мне доставляет массу неудобств наличие моста сзади. У меня там тяга Панара, которая допускает боковые смещения моста при движении по грейдеру или пересечёнке. Как люди ездят по грейдерам на двух мостах, мне даже представить страшно. Недаром и на Ниве, и на Паджеро спорте, и на других серьёзных внедорожниках спереди всё-таки поставили пружины.

С точки зрения физической прочности ШРУСы, конечно, теоретически проигрывают, но ещё ни разу не доводилось мне ударом об рельеф ломать ШРУС. И, думаю, вряд ли доведётся. Пыльник рвал, да, но я езжу без чехлов на пыльниках, так что винить надо, в первую очередь, себя любимого.
Ещё одна особенность независимой передней подвески проявляет себя в сочетании с малой массой автомобиля: он может успешно маневрировать на бездорожье в тех условиях, в которых тяжёлые машины просто плюхаются в колею без надежды изменить направление.
Если вы спросите, поменял бы я задний мост на независимую подвеску со ШРУСами, я вам отвечу, что да, скорее всего поменял бы.

2. Внедорожник должен быть рамным.
Нет, не должен. С рамой напрямую связаны два параметра автомобиля — его вес и его физическая прочность на удар. Рамные внедорожники — как правило, очень тяжёлые. Единственный рамный внедорожник, который легче Нивы — это пресловутый Джимни. Всё остальные машины (может, за каким-то исключением, которого я просто не знаю) — тяжелее.

У Нивы лонжероны идут вдоль всего кузова, создавая своего рода "интегрированную раму", достаточно прочную для веса этого автомобиля. Вопреки широко распространённым мифам, машину при движении по бездорожью "винтом" не скручивает, и все двери закрываются нормально, включая заднюю. Хотя металл немного играет, и это ощущается, но машина из-за этого не разваливается на отдельные болтики.
А вот вес автомобиля очень, очень критично сказывается на его проходимости. Скажем, у Шевроле Нивы есть лишние 200 килограмм массы. Откуда они там взялись, я не знаю, я просто привожу цифры. Из-за этого Шевик едет уже не так бодро, в особенности, если дело касается крутых подъёмов.

Читайте также:  Как проверить подогреватель тосола

Вообще, подъемы — это бич всех рамных внедорожников. Они просто не могут поднять собственную массу по скользкому грунту. Возникает ситуация, когда машина не сидит на мостах, но буксует всеми колёсами.
Тогда возникает необходимость установки на машину очень злых "шестерёнчатых" шин, дизельного двигателя, который типа не буксует и так далее.

У Нивы такой проблемы нет, она всегда легко поднимается на подъемы, если её двигатель исправен, а резина соответствует погодным условиям.
Именно из-за огромной массы при просмотре видео на Ютубе у меня всегда возникает вопрос "боже, как ТАМ можно было засесть?".
Ну и вживую я также наблюдал ситуацию, при которой две Наварры вкопались по весне в грунт, а я совершенно спокойно перемещался вокруг них.
Масса решает.

3. Внедорожник должен быть на 36-х Симексах
Необходимость установки так называемой "экстремальной" резины вытекает самым непосредственным образом из массы автомобиля. Потому что мелкозубая резина не может захватить достаточно грунта, чтобы оттолкнуться от него. Ей проще выкинуть грунт из-под себя, чем ехать.
Соответственно, чтобы компенсировать массу, нужно устанавливать очень большие колёса. Выигрыш в клиренсе при этом не так существенен, как выигрыш в давлении на грунт.

Но тут очень важно соблюсти баланс между давлением на грунт и глубиной грунтозацепа. Если машина станет слишком лёгкой, ей будет сложно цепляться за грунт. Поэтому грунтозацеп делают массивным и большим по площади. Проблема таких колёс в том, что они создают суровую нагрузку на трансмиссию, вызывая повышенный износ. Скажем, на Ниве на колёсах более 32 дюймов возникает риск поломки привода. Хотя товарищ Суицыд, который, в отличие от меня, очень спортсмен, говорил, что ни одного привода он так и не порвал, хотя они катали на Нивах вплоть до 35-х "тапочек".

Вторая проблема "экстремальной" резины в том, что она плохо приспособлена для движения по асфальту. Перед ней просто не ставится такой цели. В результате резина сильно воет и неизвестно как держит дорогу.
Ещё один существенный минус больших колёс — это существенное возрастание расхода топлива и существенное падение мощности двигателя. Можно поставить более тяговитые пары, но тогда у вас безвозвратно падает максимальная скорость. Чем джип выше, тем хуже ему на трассе.
На Ниве идеальным вариантом резины является Cordiant Off-Road в размерности 27 (максимальный сток) или 29 дюймов. 29 даже можно считать некоторым перебором в пользу проходимости в ущерб всем остальным ходовым качествам.

Высота протектора у этой модели для Нивы более чем достаточна для передвижения по раскисшей глине, земле. Там, где Кордианты перестают ехать (то есть в болоте), начинается зона спортивного трофи, и вам туда, скорее всего, не надо. Там территория спецтехники, вездеходов и котлет.
Ещё один цимес Кордиантов — это то, что они не воют при движении. Это особенность рисунка протектора.

4. Внедорожник должен быть большим.
Как правило, большой внедорожник выбирают из расчёта, что в машине придется спать. На самом деле, в Ниве вдвоём можно спать с комфортом и вытянутыми ногами, но возникает проблема перекладывания вещей. Проблемой это можно считать только частично, потому что, если разделить вещи на "железо" и "тряпки", то всё становится просто: "железо" — на крышу, "тряпки" — в салон. Если вы настолько ленивый, что вам даже лень разобрать себе постель, то, блин, у вас проблемы. 🙂
Хотя, конечно, если у вас рост больше метра восемьдесят, то, возможно, вам понадобится Нива-пятидверка.
Можно пойти по пути Бу и сделать спальник из дерева, под который будут запиханы все вещи, но меня искренне бесит идея спать почти под самым потолком.

Экспедиционного шмурдяка на двоих в Ниве можно возить довольно много. Трудности начинаются при путешествии по горам вчетвером.
Из серьёзных проблем, связанных с размерами Нивы, можно выделить почти квадратную колёсную базу, которая ухудшает устойчивость на дороге и маленький, крохотный бензобак на всего 39 литров бензина.
Пятидверка, конечно, для путешествий и экспедиций намного лучше.

За счёт малого размера Нива получает второе, после массы, преимущество перед слонопотамами — это геометрическая проходимость. Конечно, разница не так уж и велика, но при удачном стечении обстоятельств Нива сможет проехать овраг, в котором более длинную машину раскорячит.

5. Внедорожник должен быть дизельным.
Нет, прежде всего двигатель внедорожника должен быть сбалансирован с остальной машиной. Если вы едете на чём-то тяжёлом и рамном, то вам, конечно, нужен нехилый крутящий момент, чтобы столкнуть эту груду железа. Если вы едете на чём-то лёгком, то у вас такой необходимости не стоит.
В принципе, мне приходилось ездить на Буханке с допотопным 417 двигателем, а это бензиновые 2,7 литра, и я хочу сказать, что крутящий момент у него огого! Машина аж на задние колёса приседала при старте. Правда, оговорюсь, что машина пустая.

Исправный Нивский бензиновый двигатель 1.7 бодро тянет машинку с запасом мощности. Проблема в том, что у меня двигатель исправным был очень редко: то одно, то другое, и в итоге машина почти всегда ехала "не очень", но это, опять же, моя вина как хозяина.

Реальная необходимость в крутящем моменте возникает при движении по камням, то есть при так называемом "rock crawling", очень популярном в Америке в силу географии этой страны, и достаточно редко встречающемся на просторах России. Для решения этой задачи я считаю наиболее целесообразной установку "злой" понижайки в раздатку.

6. Первым делом надо ставить колёса.
Нет, вы всё равно застрянете. На любых колёсах. Даже с двумя самоблоками в мостах. Вопрос только в том, как глубоко. То есть как далеко придётся бежать за трактором.
Первым делом надо, конечно, же, приобретать хайджек и лебёдку. Да, лебёдка — это дорого, но она гарантированно вернёт вас обратно на дорогу. Вы, может, и не сможете проехать дальше, зато точно сможете вернуться обратно. Думаю, вернуться обратно важнее.

На Ниве лебёдку можно установить двумя способами: открытым способом на бампер или скрытым способом внутри салона, за водительским сиденьем.

Второй способ — довольно хитровыдуманный, я его увидел единственный раз всё у того же Егора Воронина, и он мне в целом понравился. У него есть свои плюсы, безусловно, но меня вполне устраивает лебёдка на бампере. Дело в том, что при такой установке можно легко контролировать процесс намотки троса, а в случае нештатной ситуации легко добраться до барабана и что-то поправить.
При установке в салон у вас съедается пространство в ногах заднего пассажира, труднее контролировать намотку, зато нет нагрузки на передние лонжероны, да и выглядит это всё эстетичнее.

7. Внедорожнику необходим силовой обвес.
Нет, чем больше на машине железа, тем она тяжелее, и тем хуже её проходимость.
Но самый главный вопрос, который меня не покидает всё это время — а зачем вообще нужен силовой обвес? Чтобы ломать машиной деревья? А зачем ломать машиной деревья? Даже если оставить в стороне вопрос о вреде окружающей среде (мне на окружающую среду в плане деревьев всегда было начихать), вы этими сломанными деревьями, вполне вероятно, что-нибудь себе проткнёте.

При этом ситуации, когда надо именно кровь из носу ломиться через перелесок у меня в жизни не было ни разу. Если я ломился через перелесок, то я, как правило, просто ленился или выпендривался.
На машине в самом деле нужен передний бампер, способный выдержать лебёдку и способный выдержать хайджек без деформации. Чем легче и изящнее будет эта конструкция, тем лучше. Я считаю свой вариант, который мне сварил Суицыд, крайне удачным. Больше мне никакого силового обвеса не надо.

Единственный момент, о котором я не берусь судить — это силовые пороги. Тут вопрос непростой, потому что большая часть порогов на Ниву "силовыми" не является, и загибается за милую душу, корёжа кузов. А настоящие силовые пороги, которые привариваются к лонжеронам, опять же, образуют плечо изгиба и могут поспособствовать лишним ненужным деформациям. ХЗ, тут я не знаю, что сказать.
Задний силовик на Ниву не нужен вовсе, хайджек он держит легко.

Читайте также:  Как отключить сигнал ремня безопасности на гранте

8. Есть хорошие и плохие внедорожники.

Если мы говорим о спорте, то тут, без сомнения Нива и Уаз впереди планеты всей, именно из-за простоты и дешевизны, а если мы говорим о путешествиях, то тут различия между машинами становятся куда более косметическими. В тяжёлых машинах путешествовать комфортнее, но за это приходится платить определёнными недостатками на бездорожье. Однако для всех машин одинаково справедливо, что, включая понижайку и блокировку, надо включать ещё и голову.

Итак, мы выяснили, что внедорожник не должен быть таким, как о нём принято говорить. Каким же он должен быть?

1. Внедорожник должен быть дешёвым.
В первую очередь, речь идёт о дешевизне обслуживания и эксплуатации.
Да, в сети очень популярно мнение, что можно купить Ниву или УАЗ за какие-то копейки, от 20 до 50 тысяч рублей, восстановить эту рухлядь, и оно будет ездить. Но тут работает закон: чем дешевле ты заплатишь при покупке, тем больше ты отдашь при восстановлении. Скажем, вполне вероятно, что вам придётся с нуля собирать передний мост. Или полностью менять двигатель. Это всё либо дорого, либо долго. Возникает вопрос: вам машина нужна чтобы её делать или чтобы на ней всё-таки кататься? Но, речь сейчас не о том.

Внедорожник должен быть дешёвым в ремонте потому, что вы всё равно его сломаете. Это неизбежно. Любое бездорожье портит вашу машину по определению. Рано или поздно вы либо сломаете двигатель, либо оторвёте привод, либо оторвёте рулевые тяги, либо ещё что-нибудь, это норма. И тут уже неважно, насколько ваша "восьмидесяточка" неубиваемая. Один известный путешественник (не будем показывать пальцем) не так давно словил на подготовленной машине в обычной луже гидроудар и попал на замену двигателя. И в этот момент встаёт вопрос цены ремонта. Скажем, для меня не было накладным сделать ремонт в Апатитах после Хибин, да и с поиском запчастей тоже особо больших проблем не возникло, хотя это уже совершенно другая история.

То есть моё мнение таково, что лучше купить дешёвую (но свежую) машину, просто потому, что перед любой экспедицией нормальным людям всё равно стоит сделать полное ТО и починить всё, что может подвести, то есть привести машину в состояние, близкое к состоянию новой. А потом, после путешествия, вполне возможно, придётся чинить её ещё раз. Это просто особенность жизненного цикла внедорожника.

2. Внедорожник должен быть простым.
Если вы можете починиться в городе — вам повезло. Зачастую такой возможности нет. И тогда надо поправить машину буквально посреди леса, своими руками, и чем проще будет автомобиль, тем проще вам будет это сделать. Хорошо, если вы чините машину летом, когда работать тепло и приятно. А вот чинить машину при тридцатиградусном морозе — это уже натуральное соревнование на скорость работы. Скоростной ремонт, да.

Я считаю Ниву достаточно удобной для ремонта машиной. По крайней мере, многие операции на ней делаются ещё проще, чем на "Жигулях". С одной стороны, помогает тот факт, что под Нивой можно лежать без поддомкрачивания, с другой — многие вещи на Ниве доработаны относительно "жигулей".
Ремонтопригодность — это одна из чёрт Лады как марки. То есть они, мне кажется, нарочно компонуют подкапотное так, чтобы его было удобно обслуживать. Даже обзорщики Весты это отмечали.
С устройством УАЗа Патриота я пока знаком очень шапочно, но снимать стартер на нём тоже оказалось достаточно удобно. Сначала я с непривычки поругался, конечно, но потом до меня дошло, что я что-то делаю неправильно.

А вот чинить иномарки в поле мне бы очень не хотелось. Они так скомпонованы, что многие вещи на них делать неудобно. Честно, не знаю, каково чинить иноджипы своими руками, но вот лампочку на Лансере мне менять не понравилось от слова "совсем". 🙂
В качестве контрпримера, впрочем, вспомню, что тормоза на "Шкоде" меняются удобно, если у вас есть подходящий торкс в наборе.

Есть в интернете большой спор на тему применимости вязкостных муфт в конструкции полного привода в реальном бездорожье, но мне не хотелось бы комментировать этот вопрос, потому что у нас ни разу не было ещё машины с муфтой в поездке.

Есть ещё один момент, о котором мало кто задумывается: простота автомобиля сильно сказывается при подключении и установке дополнительного оборудования, такого, как рация. На Ниве это вообще песня: дырка для проводов находится в удобном месте, а угловатый, старый салон предоставляет богатый выбор, где подвесить само устройство.

3. Внедорожник должен быть спартанским.
При движении по любому бездорожью вы загаживаете салон. Это неизбежно. Если вы двигаетесь по грязи, вы загаживаете его быстро. Если вы просто едете по асфальту, вы загаживаете его медленно. Однако вам всё равно придётся по возвращению его убирать. И чем меньше у вас будет капризных покрытий, велюров и карпетов, тем легче вам будет привести машину в нормальное состояние.

4. Внедорожник должен быть исправным.
Если у вас в машине что-то работает не очень хорошо, то, вполне вероятно, оно у вас в поездке погибнет.

Помимо того, что вам придется вместо езды заниматься ремонтом, это ещё и очень бесит остальных участников экспедиции. Скажем, некоторые товарищи вообще взяли на вооружение правило: если у участника что-то сломалось, остальные его не ждут, а едут дальше. У нас такого правила нет и не будет никогда, поэтому из-за ваших мелких поломок, постоянных остановок, чтобы проверить что-то под капотом или под днищем, будет простаивать весь караван. За такое искренне хочется нанести максимальное количество телесных увечий. Если можно минимизировать поломки, это необходимо сделать ещё до выезда. Умирающий стартер, хрустящие шрусы, дурящий карбюратор или инжектор — всё это лучше делать сразу.
А если вы сломались на морозе, то вы не только доставили всем психологический дискомфорт, но ещё и поставили под удар их и своё здоровье, а иногда — и жизнь, если дело происходит при сильном морозе.

5. Внедорожник должен быть подготовленным.
Ваша машина всегда должна быть подготовлена к нештатной ситуации соответственно тому маршруту, который вы планируете. Даже если вы едете просто по асфальту, у вас всегда может произойти ЧП, отвалятся все 4 колеса, взорвётся мотор и перестанет работать печка. Вы должны быть готовы к этому. У вас должен быть адекватный запас бензина в канистре, набор инструментов, несколько источников тепла, тёплая одежда для переживания сильного холода и сна, набор разных средств связи… На эту тему можно отдельную статью писать.

Если вы выезжаете на бездорожье, то для этого должно быть своё снаряжение: троса, лопата, хайджек и так далее. Съезжая на бездорожье на неподготовленной машине вы вешаете гарантированный геморрой на шею себе и вашим товарищам.

Итак, на чём же путешествовать?
На чём угодно.

Если вы купили себе Дастер, и вам кровь из носу хочется поехать на край земли — езжайте!
Главное — укомплектуйте машину так, чтобы она могла справиться с максимальным количеством проблем и убедитесь, что машина технически исправна.
Всегда включайте голову, не ломитесь аки испуганный носорог через камни, деревья и болотины.
Всегда проверяйте глубину луж, по которым вы собираетесь проехать. И так далее.

Но если вы спросите меня, на чём бы поехал путешествовать я — я бы сказал, что на Ладе. На любой исправной Ладе, особенности — на Ниве, Шниве или "классике". Потому что любая Лада, будь то "классика" или Веста, от рождения приспособлена к передвижению по плохим дорогам, у неё энергоёмкая подвеска, её легко и приятно строить под себя, легко и приятно ремонтировать. А ещё её не жалко. Тебе вообще пофигу, поцарапаешь ты её или нет. Это ни в коей мере не совет, это личное мнение.

А совет — езжайте путешествовать на том, что у вас есть, и вы сами поймёте, что вас не устраивает в вашей машине, и какую машину вы бы хотели себе.

Но самое главное — это всё же не искать себе отговорок и оправданий. Если ваша душа по-настоящему жаждет путешествий, берите и езжайте.

P.S. Оказывается, у Драйв2 есть ограничение по длине текста. Например, сейчас у меня осталось 2750 символов.

В оформлении поста использованы фотографии: мои, Веры robinbird , Кири kbogomolov , Насти upriser , Бу crimsonsabbath .

При упоминании про российский внедорожник в памяти обязательно всплывает ВАЗ-2121. Это уникальный автомобиль, который хоть и относится к категории внедорожников, но многие его характеристики не дотягивают до этого уровня. Поэтому Нива 4х4 нуждается в серьёзной доработке, которая позволит ей с успехом проходить бездорожье и даже конкурировать с более дорогими внедорожниками.

Читайте также:  Масляный фильтр фрам отзывы

Работа не будет простой, поэтому нужно запастись терпением, располагать свободным временем и быть готовым потратить энную сумму денег. Результат вас не разочарует — это мы гарантируем.

Проходимость — что может быть важнее для бездорожья?

Показатели проходимости у Нивы далеки от идеала, поэтому остро нуждаются в улучшении. Добиться этого можно несколькими способами, из которых вы можете выбрать наиболее предпочтительный для себя и своего автомобиля.

Подвеска

Не самая лучшая подвеска характерна для Нивы, тюнинг для бездорожья должен исправить эту оплошность. Начинать работу над этим важным элементом автомобиля стоит с установки дифференциалов с функцией самоблокирования. Редуктор переднего моста нуждается в замене крепления, которое должно носить независимый характер.

Дополнить этот список доработки подвески можно увеличением хода на передней подвеске. Воплотить в жизнь такое решение возможно за счёт установки проставки, которая будет размещаться под верхней шаровой опорой автомобиля. Амортизаторы должны быть большими и мощными.

Колёса

Большие шины принесут положительный результат только в том случае, если их выбор и установка будут правильными. Здесь нужно включить ум, тщательно всё рассчитать и обдумать. Проблема установки шин большого размера на подобные автомобили связана с увеличением крутящего момента. Другими словами, автомобилю просто может не хватить тяги. Такая ситуация приведёт к большему раскручиванию мотора и возникновению большой вероятности поломки трансмиссии.

При выборе колёс большего размера можно руководствоваться следующим советом: замена стандартных главных пар колёс должна осуществляться на другие, передаточное число которых будет находиться на уровне 4,7. Заводские с передаточным числом 3,9 в этом случае не подходят. Следуя такому совету, можно добиться увеличения крутящего момента, что позволит компенсировать монтаж более крупных колёс, и оградить автомобиль от потерь в скорости и динамике.

При установке более широких колёс необходимо позаботиться о покупке широких дисков. Их тип большого значения не играет, можно руководствоваться своими предпочтениями и финансовыми возможностями, главное — точно подобрать размер.

Арки и пружины

Установка больших колёс влечёт за собой необходимость вырезания арок. Для крыльев необходимо подобрать мягкие расширители. Они будут выполнять декоративную функцию, прикрывая места разрезов, и практичную, позволяя покорять любое бездорожье.

Внедорожный тюнинг Нивы также требует установки мощных пружин в передней части. Такое решение позволит уменьшить рабочие нагрузки и увеличить клиренс, который в этом автомобиле недостаточный. Вместе с этим потребуется увеличить колёсные арки, в результате чего внешний вид автомобиля станет более мужественным и агрессивным, как и подобает настоящему внедорожнику.

Двигатель

Доработка также необходима двигателю. Заводской вариант слабоват для нашего тюнинга, да и крутящий момент необходим более высокий. В этом случае поможет установка низового распредвала. При таком решении будет увеличен крутящий момент до необходимого уровня, а обороты станут пониженными. В результате таких манипуляций двигателю не будут страшны перегрузки.

Можно заменить родной двигатель советского автомобиля на иномарочный, но это дорого и проблемно. Поэтому чаще всего дорабатывается имеющийся мотор. Обязательно потребуется установить новый коленчатый вал, в котором степень хода будет увеличенной. Кроме этого, необходим спортивный ресивер. Если приходится иметь дело с карбюраторным мотором, то стоит подумать над заменой карбюратора. Более целесообразно будет поставить спортивный вариант, например, Solex на 24-26 мм. Система зажигания — ещё один элемент автомобиля, который подвергается модернизации. Блок цилиндров можно взять от Лада Приора, он является более современным и модернизированным. Кроме этого, необходимо отрегулировать газораспределительные фазы, усилить маховик и выполнить прочие мелкие доработки.

Инжекторные моторы нуждаются в чип-тюнинге. Заключается он в перепрошивке электронного блока управления. В результате мощность двигателя увеличится на 7–8%, подача топлива будет отрегулирована в нужную сторону, да и расход топлива уменьшится. К этим преимуществам добавится отсутствие провалов на низких оборотах, повысится отдача педали акселератора. Чип-тюнинг можно заказать профессионалам или купить диагностическое оборудование и сделать всё самостоятельно.

Мотор необходимо защитить от попадания воды, которая часто встречается на бездорожье. Поэтому установка шноркеля на автомобиль является обязательным процессом. Этот элемент защитит клапана от воды. Ещё один вариант заключается в выведении выхлопной трубы на крышку. Подобный метод больше практикуется на УАЗах, но для Нивы также может быть использован. С такой доработкой выхлопные газы не будут попадать в салон, когда автомобиль увязнет в луже.

Меняем внешний и внутренний облик

Автомобиль для бездорожья должен дарить своему владельцу комфорт и обладать богатым функционалом. Тюнинг Нивы-2121 для бездорожья не будет завершённым, если не позаботиться о его внешнем виде.

Багажник

Багажник в оригинальном автомобиле ну очень малогабаритный. Есть два варианта решения этой проблемы — прицеп и багажник на крышу. С прицепом кататься по бездорожью — занятие малоприятное, поэтому остаётся только багажник. Рынок автомобильных аксессуаров с избытком наполнен самыми различными моделями начиная от дешёвого Китая и заканчивая добротными немецкими фирменными багажниками. Экономить на таком важном дополнении не стоит, поэтому придётся раскошелиться на усиленную модель с надёжными креплениями. Пользоваться багажником будет удобнее с лесенкой.

Готовимся к водным заездам

Катание по бездорожью предполагает проезд по водным участкам, к которым автомобиль также необходимо подготовить соответствующим образом. Чтобы такие преграды не оказывали негативного влияния на автомобиль, необходимо позаботиться о герметизации воздушного фильтра, выведении системы забора воздуха на крышу, установке спаренных электрических вентиляторов и гидроизоляции системы зажигания. При такой доработке Нивы для бездорожья с водными преградами она будет идеальным автомобилем.

Лебёдка

Лебёдка считается обязательным элементом в автомобиле, который предположительно будет эксплуатироваться в жёстких условиях. Вот только не всегда она может быть полезной, потому что устанавливается неправильно. Чтобы лебёдка обладала полноценным функционалом, который изначально в неё закладывается, необходимо купить надёжную модель и не пытаться сэкономить. Лебёдка должна располагаться впереди автомобиля и сзади, чтобы в любой ситуации вы смогли вытащить его и продолжить своё путешествие.

Веткорезы

Веткорезы — это тросы, которые идут от переднего бампера до крыши. В профессиональных кругах такой элемент называется трофи-леерами. Тросы защищают лобовое стекло от ударов ветками, когда автомобиль продвигается по лесному массиву. Это очень удобно, практично и смотрится здорово. Трофи-лееры продаются в готовом варианте, но могут быть изготовлены самостоятельно из троса 3–5 мм, талрепов, анкеров.

После такой обширной работы над автомобилем нельзя позволить себе забыть про свет. Он должен быть таким же мощным и выразительным, как и преображённый автомобиль. Отличным вариантом послужит «люстра», которая устанавливается на крышу автомобиля. Скопление светодиодных лампочек не будет сильно бить по аккумулятору, зато отдача от них будет максимальной. Наибольшей эффективностью обладает «люстра», которая представляет собой единый блок. Для её монтажа необходимо будет купить поперечные рейлинги, прочность которых повысит низкую устойчивость «люстры» по отношению к деформирующим нагрузкам. А вот фары, которые устанавливаются на капот, будут собирать грязь и, соответственно, не так хорошо освещать путь.

Силовой обвес

Правильный выбор силового обвеса и грамотная установка позволят не только преобразить внешний облик автомобиля, но и сделать его более выносливым и подготовленным к различным перипетиям бездорожья. Многие автовладельцы идут самым лёгким путём и выбирают кенгурин. Этот элемент имеет право на существование, но, кроме него, необходимо добавить ещё несколько важных элементов.

Ранее мы писали про лебёдку, которая является неотъемлемым элементом для внедорожника. Для её крепления потребуется оснастить свою Ниву прочным силовым бампером. Найти достойную модель из толстого металла — задача сложная, в основном предлагаются бампера с 4-мм металлом. Хороший бампер делается по индивидуальным заказам с использованием специального горячеформованного швеллера.

Пороги также нуждаются в хорошей защите. Подобные обвесы легко крепятся и добавляют облику автомобиля брутальности.

Доработка салона

Салон советского автомобиля также нуждается в доработке, хотя часто этот вопрос опускают и не уделяют ему должного внимания. Внутренний тюнинг может состоять в дополнительном утеплении, проведении более надёжной шумоизоляции, улучшении виброизоляции. Для безопасности водителя необходимо установить надёжную и безотказную систему навигации. Выезжать в лес без навигации опасно. Пневматический гудок позволит отогнать от автомобиля диких зверей. При езде в колоннах потребуется дальнобойная рация. Пол из алюминия смотрится шикарно, он так и просится в обновлённую Ниву.

Тюнинг Нивы для бездорожья — дело хлопотное, зато результативное. Обновлённый ВАЗ-2121 станет королём на дорогах, заткнув за пояс любой премиальный внедорожник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector