Меню Закрыть

Почему часто включается вентилятор охлаждения

Содержание

ДВС – не идеален: треть тепла изобильно греет головку и блок цилиндров. Полезного в этом мало: без надлежащего терморегулирования материал деталей попросту «поплывет». Охлаждать стенки воздухом малопродуктивно, а вот жидкостью, циркулирующей вдоль теплонагруженных участков – самое то. Идея хороша, но проблем в эксплуатации от жидкостного охлаждения предостаточно. Банальная течь, заклинивший термостат и отбившийся от рук кулер – жалобы довольно распространенные.

Алгоритм работы системы охлаждения на холодном и горячем двигателе и при срабатывании вентилятора обдува

Исправное состояние

Сразу после запуска жидкость циркулирует по малому контуру, из которого исключен радиатор. Но почему срабатывает вентилятор охлаждения на холодном двигателе, если теплового дисбаланса не наблюдается? Это неисправность – при нормальном функционировании системы кулер включается в цикл только по факту перегрева ОЖ, наступающему после 100-105°C.

Радиатор задействуется несколько раньше – при 87-92°C. Переход режима циркуляции антифриза на большой круг обеспечивает термостат. К слову, подключение второго контура может производится в двухступенчатом формате. Конкретная температурная граница подобрана опытным путем и гарантирует отсутствие детонации в камере сгорания мотора на рабочих режимах.


На ходу основной теплообменник бодро обдувается встречным потоком воздуха и «дуйчик» ему ни к чему. Его практическая роль – остужать емкость на холостых в долгой пробке или после добротной нагрузки, приложенной на низкой скорости.

Схема включения вентилятора

Вращение крыльчатке придает электродвигатель. Машины попроще комплектуются простой конструкцией, имеющей одну скорость вращения. Модификации подороже располагают многоступенчатой регулировкой частоты, а в турбоверсиях класса премиум налажена функция бесступенчатого выбора оборотов.

  • Датчик в корпусе радиатора, замыкающий цепь по достижении критической температуры (карбюраторные двигатели).
  • Бортовой электронный блок управления, подающий управляющий «+» на реле на основе показаний сенсора теплового состояния охлаждающей жидкости (атмосферные инжекторные моторы).
  • Автономный блок управления, взаимодействующий с датчиками и посылающий на мощный выходной каскад электродвигателя переменные импульсы различной частоты (турбированные варианты инжекторных силовых установок).

К сведению. «Пропеллер» кондиционера имеет аналогичный звук и природа его бесконтрольности в отказавшем датчике давления хладогента.

Откуда произвол или почему срабатывает вентилятор охлаждения радиатора на холодном двигателе: список причин

Тепло, запрет и опасность – красную секцию в указателе температуры ОЖ иначе не воспримешь, настолько коварен перегрев. Синяя инфограмма редко отображается на приборах подобного назначения, а ведь стрелка ниже крупной черты «90» – это холод в печи, несмотря на «красные» настройки климата, и не только. Отклонение от нормы бьет по кошельку: ускоряется износ деталей мотора и увеличивается расход топлива.

Симптомы

Аэродинамический шум, доносящийся из-под капота сразу после запуска мотора или через несколько минут работы на холостом ходу – это свидетельство тому, что срабатывает вентилятор на холодном двигателе в порядке. Ясно дело, услышать его можно только вблизи «морды», будучи озадаченным различными подготовительными заботами. В кабине на наличие внештатной ситуации укажет легкое изменение вибронагруженности кузова и педалей в худшую сторону.

«Джеки чан» (Check Engine) включается изредка. Цикл работы кулера – как постоянный, так и переменный. Замечены случаи динамичного прогрессирования неисправности: крыльчатка изначально вращается в течение короткого интервала времени, а затем рабочий временной промежуток постепенно увеличивается. Не исключены ситуации безостановочного вентилирования после выключения зажигания.

Причины

Прелесть карбюраторной машины в простоте: замкнул датчик температуры тосола – включился вентилятор. Какие-то проблемы – прозванивайте сенсор и провод «на массу». На инжекторе же, сплошные головоломки:

  • Нарушена схемы электропитания вентилятора.
  • Отказал датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), установленный в корпусе термостата.
  • Установлена некорректная прошивка ЭБУ.
  • Активирован аварийный режим работы мотора из-за, скажем, пробитой катушки.
  • Недостаточное количество «охлаждайки» в системе, из-за чего она быстро нагревается.

Электропитание

Первое, что необходимо отсечь – залипшее реле. Перемкнувшие контакты неисправного релейного выключателя подают постоянное питание на электродвигатель крыльчатки, заставляя его крутить вал даже после выключения зажигания. Использование аналогичного реле из числа второстепенных, установленных в монтажном блоке – лучший вариант проверки.

К сведению. Если после демонтажа реле вентилятора из родного посадочного места он по-прежнему включается на холодном двигателе – проблема с обрывом «массы» на участке «релейный выключатель-электродвигатель». В этом же случае обдув постоянно функционирует после выключения зажигания. Особенность запитки этого механизма – постоянный «+» и регулируемый «-».

Часто истоки неисправности связаны с контрольным органом – датчиком, с которого компьютер получает сведения о тепловом состоянии антифриза. Убедиться в этом поможет простой адаптер ELM 327 с соответствующим Android-приложением для диагностики с помощью смартфона. Список первоначальных действий при рассогласовании данных приборки и диагностируемых сведений – прочистить контактную группу и удостоверится в надежном креплении питающей колодки.

Читайте также:  Как проверить электрическую цепь

Бесступенчатая регулировка

Мощные турбомоторы оснащены системой авторегулировки оборотов автокулера. Тон задает отдельный блок управления, принимающий информацию с датчиков и отсылающий на электродвигатель импульсы переменной частоты. При отказе узла управления частотой вращения крыльчатки или каскадной части электродвигателя имеем включенный на холодную вентилятор.

Вердикт

Если антифриза в системе достаточно, причины срабатывания вентилятора охлаждения радиатора на холодном двигателе имеют исключительно электрическую природу. На карбюраторе – это датчик температуры ОЖ, встроенный в теплообменник, или замкнувшая «масса».

На инжекторе наиболее вероятны залипшее реле, перемкнувший «минус» и ДТОЖ. На турбоверсиях – это блок управления или сама крыльчатка. Аварийное рабочее состояние и баги в прошивке – более серьезные основания внештатного поведения ветродуя.

В автомобиле есть множество важных узлов и от того, насколько качественно они работают, зависит качество работы машины в целом. Одна из таких – система охлаждения. Часто на некоторых моделях случается, что постоянно работает вентилятор охлаждения. Это не очень хороший признак. Недостаточное охлаждение двигателя может привести к перегреву мотора – а это, в свою очередь, может вылиться владельцу в крупную сумму на капитальный ремонт. Но если знать причины такой работы в системе охлаждения, можно быстро выявить, где скрыта неисправность и устранить ее. Для того, чтобы найти поломку, не нужно особых знаний и навыков. С этим может справиться даже начинающий. Существует не так много причин, почему постоянно работает вентилятор охлаждения.

Принцип работы вентилятора в системе охлаждения

Одна из причин, по которой вентилятор может постоянно работать или часто включаться, заложена в принципе действия системы. Запускается вентилятор по команде специального датчика. Он распложен на нижней части радиатора. Данный сенсор отвечает за показатели температуры охлаждающей жидкости. Если она больше, чем нужно, тогда вентилятор радиатора запустится.

Термостат

Двигатель может перегреваться по вине термостата. Часто случается, что механизм данного элемента заклинивает. Вентилятор, в свою очередь, обязательно реагирует на это. Сам термостат остается открытым только наполовину.

Как проверить термостат системы охлаждения

Протестировать его довольно просто. Для этого необходимо завести мотор и прогреть его до таких температур, когда сработают клапаны этого механизма. Узнать температурный порог можно прямо на корпусе устройства. Обычно это 72 или 80 градусов. Затем необходимо проверить температуру на нижнем и верхнем патрубке. Если оба имеют примерно одинаковую температуру, тогда причина, почему постоянно работает вентилятор охлаждения, найдена. Рекомендуется тщательно осмотреть клапаны термостата после его демонтажа. Ремонтировать данный узел бесполезно (проще и дешевле купить новый). Кстати, если данный элемент демонтирован, его можно проверить без установки в автомобиль. Для этого термостат помещается в емкость с водой, которая затем подогревается. По наростающей, клапан должен открыться. Если этого не произошло, устройство вышло из строя.

Помпа системы охлаждения

Иногда причиной того, что вентилятор охлаждения постоянно работает и не выключается, является водяной насос. Температура охлаждающей жидкости в радиаторе растет, потому что скорость ее движения замедлена. Когда жидкость попадает в радиатор охлаждения, антифриз просто не успевает охладиться до нужных температур и проходит на следующий круг. При этом жидкость еще больше разогревается.

Неисправности насоса

Зачастую, помпа не прекращает свою работу внезапно. Вначале насос подает различные сигналы о поломках – например, постоянно работает вентилятор охлаждения двигателя или часто включается.

Главной причиной отказа насоса считается подшипник – он заклинивает или же разрушается. О том, что помпа вышла из строя, можно понять по характерным звукам из-под капота. Они похожи на некий вой или же стук. Звуки эти можно слышать даже на холостых оборотах. Начинающие автомобилисты часто не обращают на эти шумы внимания. Стуки насоса принимаются за неисправности распределительного вала. Чтобы устранить поломку, следует заменить помпу. В зависимости от модели, можно установить только переднюю часть насоса и заменить подшипник.

Забитый каналы системы охлаждения

Часто мотор подвергается перереву вследствие заторов в системе охлаждения. Ситуация усложняется еще и тем, что диагностировать данную проблему бывает довольно сложно. Поэтому, если вентилятор охлаждения постоянно работает или включается чаще обычного, не лишней будет промывка каналов СОД. В большинстве случаев этих мероприятий более чем достаточно, чтобы все работало правильно. Также специалисты рекомендуют не ограничиваться только промывкой, но и дополнительно продувать радиатор.

Как очистить систему охлаждения

При очистке каналов системы охлаждения и радиатора также заменяют и антифриз. Чтобы выполнить промывку, старый тосол нужно слить. Затем внутрь системы заливают достаточно крепкий раствор на основе лимонной кислоты. Это эффективное народное средство, но существуют и различные жидкости с присадками.

Читайте также:  Прокручивается дверной замок что делать

Забитый радиатор

Автовладельцы с опытом знают, что радиатор устанавливается в передней части автомобиля. При движении он обдувается ветром и воздухом с улицы. Также именно на радиатор приходится вся грязь и дорожная пыль. На элементе скапливается тополиный пух, перья птиц и многое другое. Со временем весь этот мусор забивается внутрь пластин, снижая тем самым эффективность теплообмена. Встречный поток воздуха плохо остужает антифриз. Он нагревается и вентилятор охлаждения постоянно работает.

Как промыть радиатор

Чтобы исправить ситуацию и обезопасить мотор от губительного перегрева, рекомендуется прочистить элемент. На большинстве современных авто вначале необходимо демонтировать деталь, но часто можно выполнить очистку и без демонтажа.

Воздушные пробки в системе охлаждения

Для опытных автовладельцев воздушные пробки – это совсем не секрет. Возникают они по причине некоторых ошибок в процессе замены охлаждающей жидкости. Также причинами служат протечки в системе. Антифриз не может равномерно прогреваться. Это и приводит к нестабильности в работе вентилятора. Он часто включается или вовсе работает без перерыва – в радиатор попадает горячая охлаждающая жидкость. Прежде чем пытаться устранить эти самые пробки, необходимо проверить систему на утечки. Если они обнаружились, тогда их следует устранить. Далее нужно удалить пробки. Для этого необходим компрессор. От дросселя откручивают одну трубку, которая подводит жидкость. Затем к горловине расширительного бачка подключают компрессор и начинается подача воздуха. Двух-трех минут будет достаточно, чтобы ушли все пробки.

Проблемы с датчиком температуры

Если постоянно работает вентилятор охлаждения на ВАЗ 2107, то часто виной всему является датчик температуры радиатора как на карбюраторных, так и на инжекторных авто. В большинстве случаев он просто находится в замкнутом состоянии.

Утепление на зимний период

Многие автомобилисты во время зимы пытаются утеплить радиатор – есть мнение, что так двигатель будет быстрее прогреваться и получится сэкономить топливо. Однако, во время оттепелей температура воздуха повышается. Если установлен утеплитель, то двигатель не сможет эффективно охлаждаться. Это может быть ответом на вопрос о том, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора. Но это достаточно редкая причина.

Подведем итог

Итак, среди самых популярных причин, по которым вентилятор работает нестабильно, можно выделить проблемы с электроникой. Именно на это жалуются большинство автовладельцев на профильных форумах. Многие решают данную неисправность заменой датчика и предохранителей. И это помогает. В половине случаев вопрос удается решить заменой термостата. Также ситуацию можно улучшить при помощи чистки радиатора.

Как известно, различные неисправности системы охлаждения двигателя не позволяют мотору выйти на оптимальный температурный режим. Двигатель может перегреваться, что чревато его быстрой поломкой, или же оставаться холодным, то есть не выходить на рабочую температуру.

В современных автомобилях используется комбинированная система охлаждения ДВС: жидкостное и воздушное охлаждение. По жидкостным следует понимать циркуляцию тосола или антифриза по специальным каналам в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя.

Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря насосу (помпе). Для дополнительного охлаждения ОЖ также может циркулировать по малому кругу (внутри двигателя) и по большому кругу, то есть через радиатор.

Однако достаточно часто водители сталкиваются с вопросом, почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе, вентилятор двигателя срабатывает зимой или крутится постоянно. В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам происходит срабатывание вентилятора охлаждения на холодном двигателе, не выключается вентилятор охлаждения двигателя или указанный вентилятор работает некорректно.

Читайте в этой статье

Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт

Начнем с того, что указанная проблема может четко указывать как на неисправности жидкостной системы охлаждения, так и на неполадки самого вентилятора. В любом случае, речь идет о поломке, которую нельзя игнорировать, так как значительно повышается риск перегрева ДВС.

Для лучшего понимания необходимо поверхностно рассмотреть принцип срабатывания вентилятора на большинстве современных авто. Обдув включается посредством специального датчика, который расположен в нижней части радиатора. Также на многих авто используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Еще встречаются модели, в которых за включение вентилятора отвечает сам ЭБУ, однако такая конструкция используется редко.

Как видно, на холодном двигателе вентилятор работать не должен. Итак, чтобы определить, почему происходит раннее включение вентилятора, для инжекторных машин с диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность считать из ЭБУ коды ошибок позволяет точнее определить причину неисправности.

Еще отметим, что в случаях, когда блок управления фиксирует ошибки системы охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания даже на холодном ДВС. Данная особенность встречается только на некоторых моделях и является, по сути, защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.

После ремонта в этом случае также нужно будет произвести сброс ошибок. Чтобы стереть ошибку из ЭБУ, на одних моделях бывает достаточно снять клемму с аккумулятора на пару минут, в то же время на других сброс осуществляется при помощи диагностического оборудования.

Читайте также:  Заклинил замок зажигания ваз 2110

Распространенные неполадки вентилятора охлаждения

Теперь давайте рассмотрим частые проблемы, которые связаны с системой охлаждения и самим вентилятором.

  • Прежде всего, во многих случаях происходит замыкание контактов датчика воздушной системы. В этом случае происходит срабатывание обдува сразу после включения зажигания.

В процессе диагностики на холодном датчике производится замер сопротивления на выходах при помощи мультиметра. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.

  • В жидкостной системе недостаточно ОЖ. В этом случае срабатывание вентилятора происходит по причине того, что малое количество антифриза или тосола очень быстро нагревается. Другими словами, вентилятор исправен и запускается естественным образом.

Как правило, утечки или снижение уровня ОЖ в расширительном бачке являются основной причиной. Обратите внимание, антифриз является смесью концентрата и воды. Вода постепенно испаряется из системы, в результате уровень понижается. По этой причине рекомендуется периодически производить контроль и долив жидкости по специальным меткам.

  • Вентилятор замыкает на массу, так как провод может быть недостаточно надежно прикручен, произошло разрушение места контакта и т.п.

Вентилятор в этом случае может замкнуть на АКБ и работать безостановочно. В подобной ситуации нужно проверять все контакты, проводку и другие элементы. Провода должны быть надежно заизолированными и правильно соединенными.

  • Вышел из строя датчик вентилятора, который интегрирован в корпус термостата. Достаточно много современных машин конструктивно имеют термостат, который объединен с датчиком управления вентилятора.

Подобное решение позволяет реализовать гибкое управление системой охлаждения двигателя. Однако в случае возникновения неполадок температурного датчика в корпусе термостата вентилятор может начать работать без отключения. Дело в том, что блок управления начинает получать неверные сигналы о том, как работает термостат. В результате задействуется аварийный режим, вентилятор включается и работает постоянно.

В такой ситуации нужно проверять датчик мультиметром. В норме на холодном двигателе его сопротивление бесконечно, в других случаях показатель должен составлять 100 — 500 Ом. Отклонения в показаниях от нормы укажут на то, что датчик нужно поменять на новый или заведомо исправный.

  • Вышел из строя датчик температуры наружного воздуха. Такая проблема встречается на некоторых автомобилях, которые оснащены датчиками температуры окружающего воздуха. Если температура окажется выше допустимого предела, тогда указанные датчики задействуют вентилятор.

Такое решение позволяет более эффективно охлаждать силовой агрегат, особенно на автомобилях, которые имеют мощный форсированный ДВС и несколько радиаторов. На таких агрегатах вентилятор может включаться в теплое время года даже на холодном ДВС для защиты от перегрева двигателя.

  • После включения автомобильного кондиционера постоянно работает вентилятор. Отметим, на некоторых моделях такая работа вентилятора является нормой.

Для решения задачи может потребоваться наружная очистка радиатора кондиционера и радиатора системы охлаждения. Дело в том, что эти радиаторы стоят рядом друг с другом, между ними набивается грязь, пыль и пух. Удаление такой «шубы» позволяет нормализовать работу системы кондиционирования и охлаждения мотора, избавиться от частых включений вентилятора и повышенного шума во время его работы.

  • Проблемы с проводкой и электрическими контактами. Независимо от того, как реализовано управление вентилятором, частой причиной неполадок становятся контакты.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, опытные водители рекомендуют зачищать контакты перед наступлением зимы и лета в целях профилактики. Также активно практикуется обработка специальными смазками и защитными составами.

Что в итоге

Как видно, сам ДВС и его системы нуждаются в регулярном обслуживании. Что касается системы охлаждения, она также не является исключением и требует к себе повышенного внимания.

Если водитель заметил, что вентилятор охлаждения начал все время работать на максимальных оборотах или перестал своевременно выключаться, тогда следует первым делом проверить уровень антифриза, работоспособность помпы и термостата.

Также необходимо учитывать, что причиной такой работы вентилятора может быть засорение радиатора охлаждения или слишком высокая температура наружного воздуха, замыкание контактов и т.д. Не следует забывать и о том, что вентилятор может постоянно крутиться на холодном двигателе при работающем кондиционере.

Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Основные неисправности автомобильного радиатора системы охлаждения двигателя. Пайка латунного радиатора, самостоятельный ремонт алюминиевого радиатора.

Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector