Меню Закрыть

Поканалка с помощью усилителей

Вернусь к автомобилке.
В последнее время я стал проповедовать многополосное подключение в автомобиле. Почему? А вот сейчас и попробую всем это объяснить
Несмотря на то, что я буду говорить о VW/Skoda, в большинстве случаев это может быть справедливо для многих автомобилей. Итак, начнём с того, как же разрабатываются динамики? Опустим случаи использования жёсткого ОЕМа именитыми производителями (а такого сейчас крайне много) и посмотрим на действительно разработку динамиков. В большинстве случаев используется компьютерное моделирование и прослушивание в идеальных условиях: стенд, одинаковое направление излучателей, одинаковое расстояние от излучателей до слушателя. При таком раскладе большинство правильно сконструированных компонентных систем будут играть хорошо, нередко даже при различных положениях аттенюатора твитера в кроссовере.
Переносим это всё в машину. Ставим в штатные места (как делается в подавляющем большинстве случаев) и что мы получаем?
В Гольф 3 или Пассат 3-4 твитеры стоят в торпедо, миды — в дверях. Это неплохо, однако коррекция уровня твитера требуется — он явно ближе, чем мидбас, при этом ещё и работает на отражение, что в некоторых случаях может привести к небольшому усилению (да-да! Усилению!) звуковой волны на определённых частотах.
В Гольф 4 и 6, Пассат 5-6 и машинах на их базе твитеры уже стоят в треугольниках зеркал. "Они стали ближе!" (с). Чем это грозит? Это грозит тем, что подавляющее большинство динамиков будут играть чрезмерно резко. Аттенюатор твитера не поможет.
В Гольф 5 и машинах на его базе ситуация ещё более грустная — мидбас стоит в задней части двери, да ещё и низко. Мы получим хороший завал по средним частотам и акцент на высоких.

Грустная картина, не правда ли?

Всё это можно изменить поканалкой.

Как правильно сделать?
Самое простое — поканалка от магнитолы. Почти все из вас знают, что правильная система в автомобиле не имеет тыловых динамиков. 99% современных автомагнитол имеет выходы на фронтальные и тыловые динамики. Так что мешает нам использовать их только для фронта? Подключаем вместо тыловых динамиков наши мидбасы без кроссовера, вместо фронтальных — твитеры через комплектный кроссовер. И регулируем с помощью FADER магнитолы соотношение уровней громкости твитеров и мидбасов. Конечно, в идеале поставить вторую пару точно таких же кроссоверов на мидбасовые динамики. Это требуется для того, чтобы звучание не было излишне ярким на среднечастотном диапазоне. Но на рынке присутствуют динамики с раздельными кроссоверами для твитера и для мидбаса, а также совсем недорогие динамики, где мидбас работает в полную полосу, а твитер фильтруется скромным конденсатором. Вот это — идеальные решения для поканалки от магнитолы. При этом нам практически неважно, будет ли иметь магнитола встроенный процессор или нет. Естественно, если процессор будет — мы можем отказаться от кроссоверов совсем, но грешно использовать процессорную магнитолу без внешних усилителей. Как вариант — найти кроссоверы с поддержкой поканального усиления.

Более сложный вариант — использование усилителей с полосовыми фильтрами. Большинство усилителей может резать сигнал либо сверху (фильтр LPF), либо снизу (фильтр HPF). Т.е. первый фильтр обрезает средние и высокие частоты (пригодно для сабвуфера), а второй — низкие (для фронтальной пары). Полосовой фильтр (BPF) может делать это одновременно, в результате получая определённый диапазон частот, например, для мидбасового динамика. Как правило, усилители с полосовыми фильтрами имеют более широкий диапазон регулировок (не 40-250 Гц стандартные, а 40-4000 Гц или шире), поэтому необходимость в комплектных кроссоверов отпадает (хотя на твитер можно оставить по причине защиты оного от повреждения). Т.е. получается более гибкий аппарат и более тонкая настройка системы. Особенно актуально для двухполосных систем в машинах на базе Гольф 5. Нередко помогает спасти ситуацию по средним частотам в машинах, где мидбасовый динамик расположен низко.

Читайте также:  Нива 4х4 печка ваз 2108

Ну и топовый по мнению большинства способ — использование процессорной магнитолы. С одной стороны, мы уже можем исключить из параметров подбора усилителя/усилителей такой факт, как наличие полосового фильтра, с другой — всё-таки такой плавной гибкости по частотам среза, как у усилителя с ПФ, в большинстве случаев не будет, хотя по крутизне среза процессорная голова предпочтительнее (об этом вообще отдельный разговор)

Лично я склоняюсь к варианту с усилителем ввиду его бОльшей музыкальности и более тонкой настройки частот среза. Вопросы? 🙂

Это система, в которой у каждого динамика, есть свой канал усилителя, свой линейный выход магнитолы, а также свой набор инструментов для настройки и управления каждой полосой. В таких системах отсутствуют пассивные кроссоверы, а разделение полос осуществляют, либо активные кроссоверы ГУ и усилителей, либо внешнего процессора.

Мостовое включение каналов усилителя.

Подключение, при котором 2 канала усилителя работают сообща на общую нагрузку. Мощность, отдаваемая усилителем, при этом, сильно возрастает.

Силовые кабели.

Провода питания автозвуковой аппаратуры.

Межблочные кабели.

Провода от линейных выходов магнитолы до входов усилителя.

Акустическая проводка.

Провода, идущие к динамикам от магнитолы или усилителя.

Данные термины и обозначения, далеко не все, с которыми вы встретитесь при постройке аудиосистемы. Далее, постепенно, мы продолжим изучать обозначения, термины и народные автозвуковые прозвища.

По принципу организации, классические бюджетные системы начального уровня, разделяются на следующие схемы подключения:

магнитола и 2 комплекта акустики сзади на полке, либо спереди, в дверях.

магнитола и 4 комплекта акустики. 2 спереди 2 сзади (фронт, тыл).

магнитола и 2 комплекта акустики спереди + савуфер.

магнитола и 4 комплекта акустики + сабвуфер.

прочее (поканалки, процессоры, многоусилительные

Системы, многокиловаттные эс пи эль системы и т.д.).

Отдельным, и очень модным автозвуковым направлением, стала постройка систем ориентированых на громкость звука. Развилось оно благодаря тому, что «громкая» акустика спустилась даже в самые бюджетные ценовые сегменты, позволив, даже новичкам, попробовать себя в этом деле.

Строго говоря, именно молодые новички автозвука являются основным потребителем громкой аппаратуры. Она позволяет быстро и просто привлечь к себе внимание, заявить о себе миру, что крайне необходимо для каждого парня, который сел в свое первое авто)))). Как бы то ни было, организация громкой системы отличается конструктивно от предыдущих вариантов, хотя и требует учитывать те же законы физики и нюансы при оформлении.

При выборе компоновки системы в салоне, крайне важно трезво оценить предстоящий фронт работ, свои навыки, опыт и способности. Устройство салона авто у всех моделей разное. В одном авто, установить динамики, скажем в полку, не составит никакого труда, а в другом потребует колоссальных затрат сил и времени, не сопоставимых с пользой от результата. Кроме того, в ходе работ, вы можете столкнуться с какими-то непреодолимыми для вас трудностями и моментами. В итоге, вы получите наполовину раскуроченый и порезанный без всякой пользы салон.

Перед тем как что-то делать, определяться и выбирать, тщательно изучите все предстящие работы, нюансы и заморочки. Сопоставьте их со своими возможностями и только когда точно будуте уверены, что справитесь, начинайте работу.

Если вы не уверены в своих силах, то есть смысл обратиться за частичной, либо полной работой в установочную студию. Лучше заплатить денег за хорошую работу, чем сделать плохо и бесплатно.

Читайте также:  Почему стартер не крутит маховик

Еще один, очень важный факт:

Переделывать всегда сложнее, чем делать с нуля!

Самым идеальным способом определиться что вам нужно от звука, является отслушка готовых систем у друзей, знакомых, на соревнованиях, сходках автоклубов и т.д. Очень рекомендую послушать системы различного уровня, бюджета и направления. Так, вы своими ушами определите, что вам больше нравится, и что бы вы хотели иметь именно в своем авто. Кроме того, составом, схемой и нюансами организации понравившейся системы, можно поинтересоваться у ее владельца. Вплоть до того, что зарисовать схему, сделать фото, переписать модели компонентов. Все это, поможет вам, при постройке собственного звука. Даже, если понравившаяся система в разы превышает ваш бюджет, всегда можно подобрать вменяемые аналоги аппаратуры с гуманными ценниками.

Здесь нужно усвоить еще один очень важный момент:

При выборе аппаратуры, у вас всего два варианта: Либо выбрать лично послушав, лично оценив своим ухом, либо просто купить наугад, ткнув пальцем в небо. Третьего варианта НЕТ! Даже если очень хочется думать иначе и отчаянно пытаться обмануть судьбу. Интернет расспроссы на форумах, вопросы в магазинах, обращение к «спецам» за помощью нисколько не помогут вам в выборе. В итоге вы неизбежно вернетесь к дилемме выше.

Ни один, даже самый серьезный специалист, понятия не имеет, что слышат ваши уши и как к этому относится ваш мозг. Любой, даже самый компетентный совет при выборе, будет не более чем отражением чужого субъектива, чужих предпочтений чужих ушей. Лишь собственным ухом, вы можете выбрать то, что нравится именно вам. По этому, не поленитесь послушать чужие системы прежде чем строить свою. Благо, нынешнее развитие автозвукового движения в общем, и соревновательного автозвука в частности, значительно облегчают такую задачу. А рассказы из разряда: «Мне негде послушать» — это не более, чем отговорки, в попытке оправдать собственную лень. Если вам лень помочь самим себе, то другие это делать тем более не будут. По крайней мере бесплатно).

Теперь, давайте бегло посмотрим, чем отличается типичная звуковая аппаратура:

МАГНИТОЛЫ.

На данном этапе, чтоб определиться со схемой и составом системы, самый главный момент, который нужно учесть это количество линейных выходов магнитолы.

В магнитолах бывает:

1 линейный выход на сабвуфер.

2 линейных выхода. Выходы могут переключатся либо на полный диапазон, либо на работу с сабвуфером.

4 линейных выхода. Обе пары линеек здесь могут работать в полную полосу, либо одна из них, может переключаться на диапазон сабвуфера.

6 линейных выходов. Два фронт, два тыл, два саб,

8 линейных выходов. Два вч, два сч, два мид, два саб. Такое можно встретить в топовых процессорных магнитолах.

На первых этапах выбора магнитолы, достаточно ограничить свое внимание на ряде магнитол, имеющих на борту достаточное количество линейных выходов для всех планируемых усилителей.

Передние динамики (фронт).

Тут у вас выбор только между количеством полос компонентной акустики. Коаксиальная акустика, за очень редким исключением не работает адекватно на фронте. Вам придется выбирать только между 2мя и 3мя полосами компонентной акустики. Если это ваша первая система, то советую, для начала, остановить выбор на двухполосной акустике. Ее проще установить и гораздо проще настроить, чем трехполоску.

В такой системе мидбасовые динамики ставятся в двери, желательно с доворотом на слушателя (водителя). Пищалки обычно ставят либо в стойки лобового стекла, либо в угол окна двери.

Пищалки, желательно выбрать в регулируемых корзинках, чтоб можно было регулировать их направление.

Читайте также:  Детали кузова ваз 21099

Задние динамики. (тыл).

При установке задних динамиков в полку, как раз вполне подойдут коаксиальные динамики. Предпочтительно овальные (блины). У них больше площадь диффузора, а значит и чувствительность.

Если же планируется установка задних динамиков в задние панели, либо в задние двери, то, возможно, имеет смысл установить компонентную

акустику, пищалки которой разместить на средних междверных стойках с доворотом на задних пассажиров, либо на верху карты двери.

Это позволит организовать 2 зоны прослушивания в авто.

Тем более некоторые магнитолы имеют специализированные настройки для такой схемы.

Отдельно хочу заострить ваше внимание на уместности тыла в вашей системе.

В чем суть вопроса? Очень часто встречаются рассуждения такого типа: "я купил себе 150-ватный усилитель на миды, а для пищалок возьму мистери 2.50, а что, им же много не надо, они же 150 Вт не выдержат". Естественно речь идет о поканальном усилении, не важно, с процессором или нет.
Эти рассуждения в корне не правильны, потому что

Мощности усилителей в СЧ и ВЧ полосах должны быть одинаковыми.

А еще лучше, чтобы усилители были одинаковыми. Поясню почему.
Высказывание о том что для пищалок не нужен мощный усилитель, в корне не верно. Мощность — сложный параметр. У нас с вами на СЧ и ВЧ используются широкополосные усилители. Специальных для ВЧ или СЧ нет пока в продаже. Свою паспортную мощность усилитель способен развить только в широком диапазоне частот. А мы же его используем как усилитель для ВЧ сигнала, а это далеко не широкая полоса. Тогда встает вопрос — сколько мощности звукового сигнала в ВЧ диапазоне. Ответ есть — для музыкального сигнала (именно музыкального, не шумового) мощность его ВЧ составляющей равна примерно 10% от общей. То есть, если ограничить диапазон работы усилителя только высокими частотами, то он сможет развить не более 10% своей паспортной мощности. Больше просто не сможет.
Не дорогие рупорные пищалки вполне могут выдержать 15-20 Вт. То есть чтобы их полностью нагрузить, надо "дать им" усилитель с номиналом 150 — 200 Вт. Иначе будет дисбаланс, пищалки "не догонят" середины.

Чтобы понять почему, давайте проведем эксперимент в уме.
Представим, что у нас есть компонентные колонки. Например пионер. Мидбас, пищалки и кроссовер. Мы собираем эту компонентную АС и подключаем к 2-канальному усилителю с номиналом 50Вт. Все нормально играет. Но нам захотелось громче. Мы меняем усилитель на другой, с номиналом 2х100Вт. Будет ли громче? Ответ — да будет, безусловно максимальный уровень громкости будет выше. То есть громкость мидбаса повысится? — да, повысится. И громкость пищалок повысится? — да, повысится.
А теперь давайте представим, что мы сделали поканалку на усилителях с разной мощностью. На мидбасы у нас усилитель с номиналом 100Вт, а на пищалки усилитель с номиналом 50Вт. Разве не очевидно, что будет разбалансировка. Потенциал мидбаса будет в два раза выше, чем ВЧ звена. При повышении громкости, пищалка отвалится первой, так как ее усилитель перегрузится раньше. Причина в том, что 100-ватный усилитель имеет коэффициент усиления в полтора раза выше, чем 50-ватный. И никакая регулировка Gain не поможет вам эту разницу убрать.

Если делаете поканалку, используйте одинаковые усилители в полосах. Если считаете что это слишком затратно — применяйте пассивное разделение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector