Меню Закрыть

Положение распредвала в вмт первого цилиндра

Опель Астра Эйч. УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ ( Z 16 XER , Z 18 XER , Z 20 LER , Z 20 LEH )

Поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода распределительных валов, не нарушалась ус­тановка фаз газораспределения. При нару-шении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать.

Рис. 12.5. Датчики, расположенные на крыш­ке головки блока цилиндров: 1 — датчик положе­ния распределительного вала; 2 — датчик контроля расхода воздуха; 3 — датчик давления масла;

4 — датчик температуры охлаждающей жидкости;

5 — кронштейн крепления жгута проводов

Рис. 12.6. Установка поршня 1-го цилиндра двигателя мод. Z 14 ХЕР в положение ВМТ так­та сжатия: 1 — болт; 2 — приспособление для уста­новки поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия; 3 — метка ВМТ поршня 1-го цилинд­ра на передней крышке двигателя; 4 — метка ВМТ поршня 1-го цилиндра на шкиве привода вспомо­гательных агрегатов

Рис. 12.7. Положение кулачков распредели­тельных валов 1-го цилиндра при установке поршня 1 -го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия: 1 — кулачки 1-го цилиндра; 2 — метка ВМТ поршня 1 -го цилиндра на передней крышке двига­теля; 3 — метка ВМТ поршня 1 -го цилиндра на шки­ве привода вспомогательных агрегатов

Рис. 12.8. Установка фиксирующей пластины в заднюю часть распределительных валов:

1 — фиксирующая пластина мод. КМ-953

Выставляйте ВМТ по меткам на механизмах изменения фаз газораспределения впускного и выпускного валов (при установке по метке на шкиве коленчатого вала в этом положении может находиться поршень либо 1-го, либо 4-го цилиндра). После этого обязательно убе­дитесь в совпадении меток на шкиве коленча-

Рис. 12.9. Установка приспособления мод. КМ-954: 1 — приспособление мод. КМ-954; 2 — ро­тор датчика положения распределительного вала

Для установки поршня 1-го цилиндра дви­гателя мод. Z 18 XER в положение ВМТ такта сжатия выполните следующее.

1. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра и воздухово­да», с. 123).

2. Выверните болты крепления передней крышки привода газораспределительного механизма и снимите крышку (см. «Замена ремня привода газораспределительного ме­ханизма двигателей Z 16 XER , Z 14 ХЕР, Z 18 XER , Z 20 LER , Z 20 LEH », с. 79).

Метки 1 (рис. 12.4) на зубчатых шкивах впу­скного и выпускного распределительных ва­лов должны быть расположены в горизон­тальной плоскости и смотреть друг на друга, а метка на зубчатом шкиве коленчатого вала должна быть совмещена с меткой на корпусе масляного насоса. Метка становится видна после снятия шкива привода вспомогатель­ных агрегатов. Прямоугольная метка на кор­пусе масляного насоса должна совпасть с ри­ской на зубчатом шкиве коленчатого вала.

Помимо этого метки 2 нанесены на край ручья шкива привода вспомогательных агре­гатов и на переднюю крышку двигателя.

Для установки поршня 1-го цилиндра дви­гателя мод. Z 14 ХЕР в положение ВМТ такта сжатия выполните следующее.

1. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра», с. 123).

2. Отсоедините от модуля зажигания ко­лодки жгутов проводов и снимите модуль.

3. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков распределительных валов, кон­троля расхода воздуха, давления масла и тем­пературы охлаждающей жидкости, располо­женных на крышке головки блока цилиндров (рис. 12.5). Выверните датчики из крышки го­ловки блока цилиндров и снимите их.

4. Ослабьте хомуты крепления шлангов си­стемы вентиляции картера и отсоедините шланги от патрубков крышки головки блока цилиндров.

5. Выверните болты крепления крышки го­ловки блока цилиндров и снимите крышку.

6. Снимите правый брызговик двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков и за­щиты картера двигателя», с. 89).

7. Выверните болт 1 (рис. 12.6) и установите в его отверстие приспособление 2. Медленно проворачивайте коленчатый вал до момента фиксации приспособления в отверстии ко­ленчатого вала, при этом метка 4 на шкиве привода вспомогательных агрегатов должна совпасть с меткой 3 на передней крышке дви­гателя.

При совмещении меток на шкиве привода вспомогательных агрегатов и передней

Рис. 12.10. Установка поршня 1-го цилиндра двигателей мод. Z 20 LER и Z 20 LEH в положе­ние ВМТ такта сжатия: 1 — метки на шкивах рас­пределительных валов привода впускных и выпу­скных клапанов; 2 — метки на шкиве привода вспо­могательных агрегатов и на передней крышке двигателя

Рис. 12.11. Ослабление натяжения цепи при­вода распределительных валов: 1 — заглушка; 2 — приспособление мод. КМ-955-1

8. Установите фиксирующую пластину (рис. 12.8) в пазы в задней части распреде­лительных валов. Если приспособление удалось установить без затруднений, цепь привода распределительных валов уста­новлена правильно, поршень 1-го цилинд­ра находится в ВМТ такта сжатия и началь­ная установка фаз газораспределения со­ответствует норме. Если приспособление установить не удалось (смещены фазы га­зораспределения), отрегулируйте фазы га­зораспределения (см. «Регулировка фаз газораспределения на двигателе мод. Z 14 ХЕР», с. 303).

9. Установите приспособление мод. КМ-954 (рис. 12.9) таким образом, чтобы вы­ступ приспособления попал в паз ротора дат­чика положения распределительного вала. Если приспособление установить не удалось (смещены фазы газораспределения), отрегу­лируйте фазы газораспределения (см. «Регу-

10. Установите все снятые детали в поряд­ке, обратном снятию.

Читайте также:  Потолок на ваз 21213

Для установки поршня 1-го цилиндра дви­гателей мод. Z 20 LER и Z 20 LEH в положение ВМТ такта сжатия выполните следующее.

1. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра и воздухо­вода», с. 123).

2. Выверните болты крепления передней крышки привода газораспределительного механизма и снимите крышку (см. «Замена ремня привода газораспределительного ме­ханизма двигателей Z 16 XER , Z 14 ХЕР, Z 18 XER , Z 20 LER , Z 20 LEH », с. 79).

Метки 1 (рис. 12.10) на зубчатых шкивах впу­скного и выпускного распределительных валов должны быть расположены в вертикальной пло­скости и совмещены с метками на задней крыш­ке ремня привода газораспределительного ме­ханизма, а прямоугольная метка на передней крышке двигателя должна совпасть с риской на шкиве привода вспомогательных агрегатов.

3. Установите снятые детали в порядке, об­ратном снятию.

Рис. 12.17. Крепление фланца коленчатого вала: 1 — установочная метка; 2 — фланец коленча­того вала; 3 — шкив привода вспомогательных аг­регатов; 4 — приспособление мод. КМ-6013;

Общая информация

1. Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своем цилиндре. В 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается каждым из поршней дважды в течение одного рабочего цикла: один раз в конце такта сжатия и второй — в конце выпускного такта. Определение положения ВМТ поршня в конце такта сжатия (обычно первого цилиндра) имеет важное значение для многих проводимых далее работ, например, для замены зубчатого ремня, проверки фаз газораспределения и замены прокладки головки блока цилиндров. Иногда ВМТ такта сжатия называют также моментом зажигания.

Замечание: Номера цилиндров считаются в последовательности с 1 по 4. Первый цилиндр находится со стороны привода вспомогательных агрегатов/ привода ГРМ.

2. В настоящем разделе наиболее полно описывается процедура установки ВМТ первого цилиндра двигателя 1.6 л Z16XEP. Для других двигателей приводятся лишь особенности выставления ВМТ. При проведении работ потребуются некоторые специальные инструменты и приспособления фирмы Opel, заранее убедитесь, что все необходимые принадлежности есть в наличии и находятся под рукой.

3. Для приведения поршня первого цилиндра в ВМТ необходимо равномерно и медленно повернуть коленчатый вал так, чтобы совпали метки ВМТ. В зависимости от условий,проворачивание коленчатого вала двигателя может выполняться следующими способами:

  • Вывесите и установите на подставки переднюю часть автомобиля. Включите 5-ю передачу — при проворачивании одного из вывешенных колес будет проворачиваться коленчатый вал двигателя (модели с РКПП). Для проворачивания колеса при проведении регулировок воспользуйтесь помощью ассистента.
  • Если под рукой нет приспособлений для поддомкрачивания автомобиля, выберете ровную достаточно большую площадку и включите 5-ю передачу. При перемещении автомобиля путем толкания будет проворачиваться и коленчатый вал (модели с РКПП).
  • В стационарных условиях проворачивание коленчатого вала осуществляется при помощи ключа-трещотки и сменой головки, которая устанавливается на центральный болт крепления шкива коленчатого вала, при этом должна быть включена нейтральная передача и взведен стояночный тормоз. Коленчатый вал следует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода ГРМ).

Внимание: Не проворачивайте двигатель за болт крепления зубчатого колеса распределительного вала -при этом сильно натягивается зубчатый ремень/цепь привода газораспределительного механизма (ГРМ)!

Двигатель Z16XEP

4. Снимите воздухоочиститель (см. Главу 4).

5. Снимите верхнюю крышку зубчатого ремня/привода ГРМ (см. сопр. иллюстрацию), для чего отпустите 2 крепежных болта, отсоедините крышку привода от кожуха и затем слегка потяните ее за прилив (стрелка) вверх.

6. Снимите правый пыльник двигателя (см. Раздел 5).

7. Поверните шкив коленчатого вала в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) так, чтобы совпали метки на шкиве и кожухе (см. сопр. иллюстрацию 6.7а) — при этом метки на зубчатых колесах распределительных валов (см. сопр. иллюстрацию 6.7b) должны оказаться напротив друг друга. Теперь поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия.

Замечание: Если метки находятся на наружных сторонах колес ГРМ. проверните коленчатый вал еще на один оборот.

Если метки шкивов ГРМ не совпадают, необходимо провести регулировку фаз распределения, для чего снимите зубчатый ремень (см. Раздел 8) — рекомендуется обратиться на СТО кампании Opel.

8. По окончании выполнения проверки установите на место снимавшиеся компоненты. Установка производится в обратном порядке. Пред установкой верхней крышки ГРМ проверьте ее целостность и тщательно протрите снаружи и изнутри.

9. Если помимо проверки фаз газораспределения выставление ВМТ требуется для проведения других работ на двигателе, необходимо предварительно отсоединить отрицательный провод аккумулятора и после снятия верхней крышки зубчатого ремня снять мультиреберный приводной ремень (см. Раздел 7), а зубчатые колеса распределительных валов зафиксировать специальными приспособлениями (см. сопр. иллюстрацию).

Двигатель Z18XE

10. Снимите верхнюю крышку двигателя (см. Раздел 2).

11. Снимите воздухоочиститель (см. Главу 4).

12. Снимите верхнюю крышку зубчатого ремня (см. сопр. иллюстрацию), для чего отпустите 3 крепежных болта.

13. Поверните шкив коленчатого вала в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) так, чтобы совпали метки на шкиве и блоке двигателя (см. сопр. иллюстрацию) — при этом также должны совпасть метки на зубчатых колесах распределительных валов. Теперь поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия. На СТО компании Opel для более точного определения положения ВМТ между зубчатыми колесами распределительных валов устанавливают приспособление КМ-852.

Читайте также:  В количестве двух экземпляров

Замечание: Если метки распределительных валов находятся на наружных сторонах зубчатых колес, проверните коленчатый вал еще на один оборот.

При несовпадении меток зубчатых колес ГРМ необходимо провести регулировку фаз распределения для чего необходимо снять зубчатый ремень (см. Раздел 8).

14. По окончании выполнения проверки установите на место снимавшиеся компоненты. Установка производится в обратном порядке.

Двигатели Z20LE(L/R/H)

15. Снимите воздухоочиститель (см. Главу 4).

16. Снимите верхнюю крышку зубчатого ремня (см. сопр. иллюстрацию), для чего выверните 2 крепежных болта.

17. Проверните коленчатый вал так. чтобы совпали метки (2) (см. сопр. иллюстрацию), при этом метки распределительных валов должны совпадать с метками (1) на кожухе ГРМ.

Замечание: Если метки распределительных валов находятся на наружных сторонах зубчатых колес, проверните коленчатый вал еще на один оборот.

При несовпадении меток распределительных валов производится регулировка фаз газораспределения, для чего необходимо снять зубчатый ремень (см. Раздел 8).

18. По окончании проверки установите все снимавшиеся компоненты на место.

Двигатель Z14XEP

19. Проверка и регулировка фаз газораспределения является очень трудоемкой операцией и может быть выполнена только с применением специального инструмента фирмы Opel КМ-952, КМ-953 и КМ-954.

20. Снимите воздухоочиститель (см. Главу 4).

21. Снимите модуль зажигания (см. Главу 1, Раздел 22)

22. Отсоедините датчики и подводящую электропроводку (см. сопр. иллюстрацию) от крышки головки блока цилиндров.

6.22 Отсоединение датчиков от крышки головки блока цилиндров (двигатель Z14XEP)
1 Датчик распределительных валов
2 Датчик контроля расхода воздуха
3 Датчик давления двигательного масла
4 Датчик температуры охлаждающей жидкости
5 Короб электропроводки

23. Отсоедините 2 шланга системы вентиляции картера.

24. Выверните 13 болтов крепления и снимите крышку головки блока цилиндров, удалите остатки старой прокладки крышки и очистите сопрягаемые поверхности.

25. Снимите правый пыльник двигателя (см. Раздел 5).

26. Выверните закрывающий регулировочное отверстие коленчатого вала болт (см. сопр. иллюстрацию) и опустите автомобиль.

6.26 Выставление ВМТ на двигателе Z14XEP
1 Болт регулировочного отверстия коленчатого вала
2 Установленное приспособление КМ-952
3 Метка на крышке привода ГРМ
4 Метка на шкиве коленчатого вала

27. Установите в отверстие приспособление КМ-952 (см. иллюстрацию 6.26), и медленно и плавно проворачивайте коленчатый вал пока приспособление на войдет в зацепление с валом (зафиксирует вал) — при этом должны совпасть метки на шкиве коленчатого вала и на крышке привода ГРМ, при чем кулачки ГРМ над первым цилиндром (см. сопр. иллюстрацию) должны смотреть в противоположных направлениях от середины двигателя — если это положение не соблюдается, проверните коленчатый вал еще на 1 оборот.

28. Установите в пазы распределительных валов (со стороны маховика) специальное приспособление КМ-953 (см. сопр. иллюстрацию) — выступы приспособления должны войти в пазы на возможно большую глубину. Если установить приспособление не представляется возможным, требуется произвести регулировку фаз газораспределения (см. ниже).

29. Установите специальное приспособление КМ-954 (см. сопр. иллюстрацию) так, чтобы выступ приспособления попал в выемку ротора датчика распределительного вала. Если выступ и выемка не совпадают произведите регулировку фаз газораспределения (см. ниже).

30. В отличии от моделей с ременным приводом ГРМ регулировка фаз газораспределения на данном двигателе может быть произведена без снятия крышки привода и самой цепи.

31. По окончании проверки снимите приспособления КМ-953 и 954 с двигателя.

Внимание: Ни в коем случае нельзя использовать контрольные приспособления для удерживания валов двигателя от проворачивания!

32. Выверните болт, освободив отверстие для установки приспособления КМ-955-1 (см. иллюстрацию 6.32а). При помощи рожкового ключа отожмите впускной распределительный вал в указанном стрелкой направлении и зафиксируйте натяжитель цепи приспособлением КМ-955-1, тем самым ослабив натяжение цепи.

Внимание: При отжимании/проворачивании распределительных валов ключ должен устанавливаться только на выполненную в виде шестигранника часть вала (см. иллюстрацию 6.32b)!

33. Удерживая распределительные валы от проворачивания ослабьте крепежные болты звездочек обоих валов (см. иллюстрацию 6.32b), а затем поочередно выкрутите их и замените на новые. Затяните болты, нотах, чтобы ротор датчика впускного распределительного вала (см. иллюстрацию 6.29) мог проворачиваться вручную.

34. Установите приспособление КМ-953, проворачивая распределительные валы при помощи рожкового ключа, и извлеките приспособление КМ-955-1.

35. Установите приспособление КМ-954 так, чтобы выступ приспособления совпал с выемкой ротора (см. иллюстрацию 6.29) — при необходимости доверните ротор вручную.

36. Вверните на место болт отверстия для установки приспособления КМ-955-1 и затяните с требуемым усилием. Затяните крепежные болты звездочек распределительных валов с усилием 10 Нм — не более, затем снимите все регулировочные приспособления.

37. Дотяните крепежные болты звездочек с усилием 50 Нм и еще на 60° — при необходимости воспользуйтесь помощью ассистента, затем плавно проверните коленчатый вал двигателя на 2 полных оборота и при помощи приспособлений произведите проверку положения ВМТ — если приспособления не устанавливаются (см. выше), повторно выполните регулировку фаз газораспределения.

Читайте также:  Устройство кпп лада гранта с тросовым приводом

38. Установка всех снимавшихся компонентов производится в порядке, обратном порядку снятия. При сборке используйте новую прокладку крышки головки блока цилиндров (см. сопр. иллюстрацию), нанесите герметик (серого цвета) на стыки головки блока цилиндров и крышки привода ГРМ.

Внимание: Крышка должна быть установлена в течение 10 минут после нанесения герметика!

Не забудьте заменить прокладку болта регулировочного отверстия.

Двигатель Z22YH

Внимание: В отличие от других на данном двигателе определяется ВМТ такта сжатия для поршня 4-го цилиндра!

39. Для проверки фаз газораспределения после проведения подготовительных работ и поворачивании шкива коленчатого вала до совмещения меток необходимо установить при помощи крепежных болтов специальное приспособление КМ-6148 (см. сопр. иллюстрацию) — при этом направляющие должны войти в специальные отверстия на зубчатых шкивах распределительных валов. Если этого не произошло — необходимо произвести соответствующую регулировку.

Двигатель Z19DT(H)

40. Двигатель Z19DT — необходимо провернуть коленчатый вал до совмещения меток на шкиве распределительного вала и на кожухе ГРМ (см. сопр. иллюстрацию).

41. Двигатель Z19DTH — для проверки необходимо предварительно вывернуть 2 резьбовые пробки спереди и сзади на корпусе распределительных валов и ввернуть вместо них специальные регулировочные оправки Opel-EN-46789 (со стороны впускных клапанов) и EN-46789-100 (со стороны выпускных клапанов). Проверните коленчатый вал так, чтобы регулировочные оправки зафиксировались в распределительных валах.

42. Установите фиксатор коленчатого вала EN-46788 (см. сопр. иллюстрацию), для чего выверните болт (стрелка) масляного насоса и установите вместо него специальную крепежную шпильку. Установите фиксатор на шестерне коленчатого вала и закрепите его на шестерне болтом и гайкой на крепежной шпильке.

43. Если при установленном инструменте метки ВМТ на шкиве распределительного вала и корпусе распределительных валов совпадают, то фазы распределения отрегулированы правильно. В противном случае снимите зубчатый ремень и произведите соответствующую регулировку — данную операцию рекомендуется поручить специалистам СТО.

44. По окончании выполнения проверки установите на место снимавшиеся компоненты. Не забывайте устанавливать крышку двигателя (см. Раздел 2).

Двигатель Z17DT(L/H)

45. Снимите крышку двигателя (см. Раздел 2).

46. Снимите воздухоочиститель (см. Главу 4).

47. Выверните болт крепления короба электропроводки от верхней передней крышки привода ГРМ (см. сопр. иллюстрацию), отсоедините жгут электропроводки и вакуумную трубку.

48. Отсоедините вакуумную трубку (см. сопр. иллюстрацию) от крышки ГРМ (3 держателя), выверните 8 крепежных болтов и снимите верхнюю крышку привода.

Внимание: Для крепления верхней крышки зубчатого ремня применяются болты различной длины — запомните установочное положение болтов!

49. Снимите скобу датчика распределительного вала (см. иллюстрацию 6.48).

50. Проверните коленчатый вал до совмещения отверстий на зубчатых колесах распределительного вала и ТНВД с отверстиями на корпусе двигателя и вверните установочные болты (см. сопр. иллюстрацию) М6 в соответствующее отверстие колеса распределительного вала и М8 в колесо привода ТНВД.

51. Снимите защиту картера двигателя (см. Раздел 5) и проверьте совмещение меток — при ввернутых установочных болтах метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать со штифтом на крышке масляного насоса.

Замечание: При снятом шкиве коленчатого вала метка на ведущем зубчатом колесе должна совпадать с приливом на крышке масляного насоса.

Если метки не совпадают, необходимо выполнить регулировку фаз распределения (см. Раздел 8) — предварительно снимите зубчатый ремень.

52. По окончании проверки установите все снимавшиеся компоненты на место.

Двигатель Z13DTH

53. Выверните 2 пробки из корпуса распределительных валов (см. сопр. иллюстрацию). Очистите резьбу и вверните в отверстия фиксирующие шпильки (Opel-EN-46781) — по окончании установки лыски на наружной стороне шпилек должны располагались горизонтально. При необходимости нанесите на шпильки метки.

54. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке, чтобы подпружиненные фиксирующие шпильки зафиксировались.

Внимание: При проворачивании коленчатого вала ассистент должен следить за тем, чтобы фиксирующие шпильки не проворачивались!

55. Вставьте в специальное отверстие на РКПП штифт Opel-EN-46785 (см. сопр. иллюстрацию), слегка вращая вперед-назад коленчатый вал, чтобы штифт вошел в отверстие на маховике. Если штифт не вставляется в маховик, необходимо произвести регулировку фаз газораспределения.

Перерыл весь интернет, но что-то не могу разобраться.

Собственно вопрос-то простой: как понять, что ВМТ 1-го цилиндра — это именно ВМТ на такте сжатия (а не на такте выпуска)?

Представим, что меток на шкиве не видно (я так и не понял, где именно их искать). Мотор, сами понимаете, не стерильный, мыть его сейчас возможности нет. Где под слоем вековой грязеброни искать метки? (пардон за детский вопрос, но всё же).

Вытащил я, допустим, свечку 1 цилиндра, вставил туда проволоку и кручу коленвал рукой. Вот проволка поднялась и замерла. ВМТ. Как понять, что это именно ВМТ такта сжатия? Без меток на шкиве как-то можно определить?
(это к вопросу установки верного уоз)

Стробоскопа нет, фонарик есть.
Делать буду сегодня вечером.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector