МДК.01.02 ТО и ремонт автомобильного транспорта
Тема 2.3. «Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей»
Занятие 2.3.59. «Ремонт сцепления и карданной передачи»
Ремонтагрегатов и механизмов трансмиссии производится при возникновении необходимости и включает в себя восстановление работоспособности следующих агрегатов и узлов: сцепления, коробки передач, привода передних колес, карданной передачи, заднего ведущего моста.
Ремонт сцепления состоит в снятии его с автомобиля, проверке состояния деталей, замене изношенных деталей и установке сцепления на автомобиль. Необходимость снятия сцепления с автомобиля для ремонта возникает, когда восстановить его нормальную работу регулировкой привода не удается.
Перед снятием сцепления с автомобиля делают метки на маховике двигателя и кожухе нажимного диска, что при сборке позволит установить сцепление в прежнее положение, не нарушая заводской балансировки. Чтобы избежать деформации кожуха, болты его крепления к маховику отвертывают постепенно, поочередно ослабляя их и проворачивая маховик двигателя.
Сняв сцепление, необходимо осмотреть поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие царапин, задиров, забоин и следов износа. Проверить осевое биение маховика, которое не должно превышать 0,2 мм. Проверить коробление нажимного диска и при его наличии прошлифовать рабочую поверхность. Поверхность трения диска после шлифования должна быть плоской, допускаемая вогнутость не более 0,08 мм. Выпуклость не допускается, а чистота поверхности должна быть не ниже 1,6 мкм.
Для проверки состояния ведущей части сцепления надо установить кожух в сборе с нажимным диском на приспособлении с промежуточным кольцом 4 (рис. 1) толщиной Н.
Рис. 1. Контроль сцепления:
1 — нажимная пружина; 2 — кожух сцепления; 3 — нажимной диск; 4 — промежуточное кольцо; Н — толщина кольца; Р — сила, действующая на лепестки пружины; А — расстояние от основания приспособления до концов лепестков пружины
Это приспособление имитирует маховик с ведомым диском. Закрепив кожух сцепления, выполнить три выключения, прикладывая к лепесткам нажимной пружины нагрузку не более Р, и замерить величину отхода нажимного диска. Перемещению пружины 1 должен соответствовать ход диска не менее величины В. Замерить расстояние от основания приспособления до плоскости концов лепестков пружины. Оно должно находиться в пределах размера А (40. 43 мм для автомобилей ВАЗ) для нового сцепления. В процессе работы сцепления за счет износа дисков сцепления этот размер увеличивается. Если оно предельное или если уменьшилось перемещение нажимного диска, то кожух сцепления в сборе с нажимным диском, диафрагменной пружиной и упорным фланцем следует заменить. Дисбаланс по массе вновь установленного комплекта не должен превышать 20 г/см.
Биение лепестков нажимной пружины, замеренное на диаметре нажимного кольца, должно быть не более 1,0 мм, а биение рабочей поверхности нажимного диска — не более 0,35 мм.
На нажимном диске автомобилей ГАЗ необходимо отрегулировать рычаги выключения сцепления, для чего, завертывая или отвертывая регулировочные сферические гайки опорных вилок, добиться заданного размера (51±0,25) мм с разницей по каждому рычагу не более 0,3 мм. Затем гайки раскернить.
Разбирать ведомый диск сцепления и заменять его детали, исключая фрикционные накладки, не рекомендуется.
При износе или поломке деталей ведомого диска (исключая износ рабочих поверхностей фрикционных накладок), потере упругости пружинных пластин, короблении ведомого диска (если его не удается выправить), наличии трещин на пластине демпфера или ведомом диске диск в сборе надо заменить.
Фрикционные накладки следует заменять при появлении растрескиваний, задирах и износе более допустимых значений.
Неисправности и проверка технического состояния карданной передачи.Основными признаками неисправности карданной передачи являются стуки при трогании автомобиля с места и при резком изменении режима движения (при резком нажатии на педаль газа или ее отпускании), шум и вибрация при движении, атакже утечка смазки через уплотнения.
Проверка карданной передачи производится обычно визуально и по стукам при покачивании карданного вала руками вблизи шарниров и поворотах его в одну и другую сторону до выбора люфтов, а также с помощью углового люфтомера. Кроме того, для уточнения неисправности карданной передачи можно прослушать шумы и стуки при ее работе, подняв автомобиль с помощником на подъемнике и попросив помощника завести двигатель и обеспечить необходимые для прослушивания шумов режимы работы карданной передачи. Проверка креплений карданной передачи осуществляется их подтяжкой. При наличии люфта в карданном шарнире более 0,1 мм или радиального люфта в подшипнике промежуточной опоры более 0,05 мм карданная передача нуждается в ремонте. При проверке карданной передачи угловым люфтомером суммарный люфт не должен превышать 4°, а люфт каждого карданного шарнира — 1,5°.
Ремонт карданной передачисостоит в снятии ее с автомобиля, разборке, замене вышедших из строя деталей, сборке и установке на автомобиль. Полная разборка снятой с автомобиля карданной передачи, как правило, не требуется. Обычно ограничиваются разборкой и ремонтом только вышедшего из строя ее элемента — изношенной крестовины с подшипниками, подшипника промежуточной опоры, эластичной муфты.
Замена деталей эластичного соединения переднего карданного вала автомобиля ВАЗ-2105 со вторичным валом коробки передач (замена фланцев, эластичной муфты и деталей ее крепления) может производится непосредственно на автомобиле без снятия с него карданной передачи.
Основная литература:В.М. Власов. Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей: Гл.19 стр. 152-172.
Вопросы для составления конспекта:
1. В каких случаях производится ремонт агрегатов и механизмов трансмиссии?
2. В какой последовательности выполняется ремонт сцепления?
3. Каковы основные признаки неисправности карданной передачи?
4. Каким образом производится проверка технического состояния карданной передачи?
5. В какой последовательности выполняется ремонт карданной передачи?
Задание для закрепления изученной темы:
1. Выполнить задание для внеурочной самостоятельной работы №2.3.21 (варианты №4 и №5)
2. Прочитать текст и составить таблицу следующей формы:
Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие предметы индивидуальной защиты. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более пользоваться специальными подъемными механизмами.
Правила разборки задних мостов
·открутить гайки шпилек крепления фланцев полуосей и при помощи болтов-съемников вынуть полуоси. Открутить контргайки, снять стопорные шайбы и сальники, открутить регулировочные гайки ступиц колес и снять ступицы задних и средних мостов вместе с тормозными барабанами. Перевернуть мост редуктором вверх.
·открутить болты крепления картера редуктора. Вынуть картер при помощи крана. Открутить болты и вынуть ведущую шестерню в сборе с картером. Снять регулировочные прокладки. Открутить замоченные пластины, открутить болты крепления стопора, снять крышки подшипника промежуточного вала и прокладки.
·расшплинтовать и открутить гайки крепления чашек коробки дифференциала. Расшплинтовать и открутить гайки болтов коробки дифференциала, вынуть болты, снять одну половину коробки, ведомую цилиндрическую шестерню главной передачи, шестерню полуоси с опорной шайбой и шестерню второй полуоси.
Разборка и сборка передних мостов МАЗ-509, ЗИЛ-131.
Передний мост МАЗ-509:
Центральный редуктор одноступенчатый, с одной парой конических шестерен, через дифференциал передает крутящий момент от двигателя на колесные передачи. От колесных передач, имеющих по одной паре цилиндрических шестерен, через составные полуоси с карданными шарнирами равных угловых скоростей крутящий момент передается на ведущие колеса.
Шарниры обеспечивают передачу крутящего момента и равномерного вращения колесам независимо от их поворота относительно продольной оси автомобиля. Картер редуктора состоит из двух частей: самого картера и крышки. Между внутренними кольцами конических подшипников ведущей конической шестерни установлены распорная втулка и регулировочная шайба.
Отличиями от переднего моста ЗИЛ 131 будут являться
· -4 ведущие управляемые полуоси
· — вспомогательная полуось увеличивает частоту вращения
· -главная передача двойная разнесённая
· -дифференциал с сателлитами
Дифференциал – конический, с сателлитами и двумя полуосевыми шестернями. Шестерни полуосей и сателлиты опираются в чашках дифференциала через опорные шайбы.
Для заливки и спуски масла картер колесной передачи имеет соответственно заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками.
Передний мост ЗИЛ-131
Дифференциал – шестеренный, конический, устанавливается в картере редуктора переднего моста. Конический дифференциал состоит из двух чашек, крестовины, четырех сателлитов, двух полуосевых шестерен. Чашки крепятся в ведомой цилиндрической шестерне главной передачи и вместе с ней образуют корпус дифференциала. Балка сварная, кардан шарикового типа.
Правила разборки передних мостов:
· открутить гайку крепления крышки фланца шарнира полуоси кулака и при помощи болтов-съемников снять фланец; отверткой отогнуть выступы замочной шайбы.
· открутить наружную гайку крепления подшипника и снять ступицу колеса вместе с наружным подшипником.
· открутить гайки крепления цапфы и снять ее. Вынуть детали шарнира равных угловых скоростей. Разобрать шарнир равных угловых скоростей; закрепить полуось в тески, перегнуть шарнир до отказа в плоскости хода ведущего шарика и вывести его в крайнее положение беговой дорожки. Затем вынуть остальные шарики. Последним снимают центральный установочный шарик.
· открутить болты крепления сальника корпуса поворотного кулака и сдвинуть сальник в сторону картера. Отвернуть гайки верхней и нижней крышек подшипников и снять крышки, регулировочные и уплотнительные прокладки.
Разборка и сборка механизмов рулевого управления.
Рулевое управление .
Рулевое управление автомобилей МАЗ снабжено гидравлическим усилителем (гидроусилителем) и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом.
Рулевое управление установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.
Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, затрачиваемое водителем на управление автомобилем.
Рулевой механизм МАЗ-509:
Крепится при помощи шпилек на кронштейне, прикрепленном к левому лонжерону рамы. Состоит из винта и гайки-рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором. Полукруглые винтовые канавки на винте и гайке-рейке образуют винтовой канал, который заполняется при сборке механизма 102 шариками высокой точности.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Разборку карданной передачи следует начинать с отсоединения фланца заднего шарнира, для чего нужно отвернуть болты крепления фланца. После этого карданный вал можно вынуть из удлинителя коробки передач.
Разборку карданов производят в следующей последовательности: снятие стопорных колец игольчатых подшипников; выпрессовка двух противоположных игольчатых подшипников — один наружу, а другой внутрь вилки; разборка крестовин. Стопорные кольца снимают отверткой. Выпрессовка подшипников должна производиться при помощи оправки и кольца, которые размещают на ручном прессе.
При разборке и сборке карданов не рекомендуется пользоваться молотком, так как можно повредить стаканы и иглы подшипников.
На сборку все детали карданной передачи должны поступать очищенными от грязи и промытыми. Каналы крестовины должны быть чистыми. Перед сборкой игольчатые подшипники и каналы крестовины наполняют маслом МС-20 или МК-22 ГОСТ 21743-76.
Кардан рекомендуется собирать в следующем порядке:
- — надеть на шипы крестовины четыре сальника до упора в грязеотражатели;
- — крестовину ввести в отверстие фланца;
- — вставить в отверстия ушков фланца игольчатые подшипники, надев их на шипы крестовины;
- — вставить фланец в тиски и сжимать их, пока один из подшипников не запрессуется заподлицо с торцом ушка;
- — в канавку полностью запрессованного игольчатого подшипника вставить стопорное кольцо;
- — при помощи оправки-кольца в тисках допрессовать второй подшипник заподлицо с торцом ушка и вставить второе стопорное кольцо;
- — фланец с крестовиной ввести в проушины вилки, в’ отверстия проушины вставить игольчатые подшипники, надевая их на шипы крестовины. Запрессовать подшипники и вставить стопорные кольца.
После сборки необходимо проверить, легко ли вращаются шипы крестовины в каждом из подшипников кардана.
Стопорные кольца развернуть концами внутрь вилок. Смазать оба кардана маслом, указанным выше, до появления его через сальники. Надеть на масленки колпачки.
Угол качания каждого кардана в сторону должен быть не менее 15° относительно оси вала при проверке рукой.