Меню Закрыть

Разборка и сборка сцепления и карданной передачи

МДК.01.02 ТО и ремонт автомобильного транспорта

Тема 2.3. «Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей»

Занятие 2.3.59. «Ремонт сцепления и карданной передачи»

Ремонтагрегатов и механизмов трансмиссии производится при возникновении необходимости и включает в себя восстановление работоспособности следующих агрегатов и узлов: сцепления, ко­робки передач, привода передних колес, карданной передачи, заднего ведущего моста.

Ремонт сцепления состоит в снятии его с автомобиля, проверке состояния деталей, замене изношенных деталей и установке сцеп­ления на автомобиль. Необходимость снятия сцепления с автомо­биля для ремонта возникает, когда восстановить его нормальную работу регулировкой привода не удается.

Перед снятием сцепления с автомобиля де­лают метки на маховике двигателя и кожухе нажимного диска, что при сборке позволит установить сцепление в прежнее поло­жение, не нарушая заводской балансировки. Чтобы избежать де­формации кожуха, болты его крепления к маховику отвертывают постепенно, поочередно ослабляя их и проворачивая маховик дви­гателя.

Сняв сцепление, необходимо осмотреть поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие ца­рапин, задиров, забоин и следов износа. Проверить осевое биение маховика, которое не должно превышать 0,2 мм. Проверить короб­ление нажимного диска и при его наличии прошлифовать рабочую поверхность. Поверхность трения диска после шлифования дол­жна быть плоской, допускаемая вогнутость не более 0,08 мм. Вы­пуклость не допускается, а чистота поверхности должна быть не ниже 1,6 мкм.

Для проверки состояния ведущей части сцепления надо уста­новить кожух в сборе с нажимным диском на приспособлении с промежуточным кольцом 4 (рис. 1) толщиной Н.

Рис. 1. Контроль сцепления:

1 — нажимная пружина; 2 — кожух сцепления; 3 — нажимной диск; 4 — промежуточное кольцо; Н — толщина кольца; Р — сила, действующая на лепестки пружины; А — расстояние от основания приспособления до концов лепестков пружины

Это приспособление имитирует маховик с ведомым диском. Закрепив кожух сцепления, выполнить три выключения, прикладывая к лепесткам нажимной пружи­ны нагрузку не более Р, и заме­рить величину отхода нажимно­го диска. Перемещению пружи­ны 1 должен соответствовать ход диска не менее величины В. За­мерить расстояние от основания приспособления до плоскости концов лепестков пружины. Оно должно находиться в пределах размера А (40. 43 мм для авто­мобилей ВАЗ) для нового сцепле­ния. В процессе работы сцепления за счет износа дисков сцепле­ния этот размер увеличивается. Если оно предельное или если уменьшилось перемещение нажимного диска, то кожух сцепле­ния в сборе с нажимным диском, диафрагменной пружиной и упорным фланцем следует заменить. Дисбаланс по массе вновь установленного комплекта не должен превышать 20 г/см.

Биение лепестков нажимной пружины, замеренное на диамет­ре нажимного кольца, должно быть не более 1,0 мм, а биение рабочей поверхности нажимного диска — не более 0,35 мм.

На нажимном диске автомобилей ГАЗ необходимо отрегулировать рычаги выключения сцепления, для чего, завер­тывая или отвертывая регулировочные сферические гайки опор­ных вилок, добиться заданного размера (51±0,25) мм с разни­цей по каждому рычагу не более 0,3 мм. Затем гайки раскернить.

Разбирать ведомый диск сцеп­ления и заменять его детали, ис­ключая фрикционные наклад­ки, не рекомендуется.

Читайте также:  Сколько ходит генератор на приоре

При износе или поломке де­талей ведомого диска (исключая износ рабочих поверхностей фрикционных накладок), поте­ре упругости пружинных плас­тин, короблении ведомого дис­ка (если его не удается выпра­вить), наличии трещин на плас­тине демпфера или ведомом дис­ке диск в сборе надо заменить.

Фрикционные накладки сле­дует заменять при появлении ра­стрескиваний, задирах и износе более допустимых значений.

Неисправности и проверка технического состояния карданной пе­редачи.Основными признаками неисправности карданной пере­дачи являются стуки при трогании автомобиля с места и при рез­ком изменении режима движения (при резком нажатии на педаль газа или ее отпускании), шум и вибрация при движении, атакже утечка смазки через уплотнения.

Проверка карданной передачи производится обыч­но визуально и по стукам при покачивании карданного вала ру­ками вблизи шарниров и поворотах его в одну и другую сторону до выбора люфтов, а также с помощью углового люфтомера. Кро­ме того, для уточнения неисправности карданной передачи мож­но прослушать шумы и стуки при ее работе, подняв автомобиль с помощником на подъемнике и попросив помощника завести дви­гатель и обеспечить необходимые для прослушивания шумов ре­жимы работы карданной передачи. Проверка креплений кардан­ной передачи осуществляется их подтяжкой. При наличии люфта в карданном шарнире более 0,1 мм или радиального люфта в под­шипнике промежуточной опоры более 0,05 мм карданная переда­ча нуждается в ремонте. При проверке карданной передачи угло­вым люфтомером суммарный люфт не должен превышать 4°, а люфт каждого карданного шарнира — 1,5°.

Ремонт карданной передачисостоит в снятии ее с автомобиля, разборке, замене вышедших из строя деталей, сборке и установке на автомобиль. Полная разборка снятой с автомобиля карданной передачи, как правило, не требуется. Обычно ограничиваются раз­боркой и ремонтом только вышедшего из строя ее элемента — изношенной крестовины с подшипниками, подшипника проме­жуточной опоры, эластичной муфты.

Замена деталей эластичного соединения переднего кардан­ного вала автомобиля ВАЗ-2105 со вторичным валом коробки передач (замена фланцев, эластичной муфты и деталей ее креп­ления) может производится непосредственно на автомобиле без снятия с него карданной передачи.

Основная литература:В.М. Вла­сов. Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей: Гл.19 стр. 152-172.

Вопросы для составления конспекта:

1. В каких случаях производится ремонт агрегатов и механизмов трансмиссии?

2. В какой последовательности выполняется ремонт сцепления?

3. Каковы основные признаки неисправности карданной передачи?

4. Каким образом производится проверка технического состояния карданной передачи?

5. В какой последовательности выполняется ремонт карданной передачи?

Задание для закрепления изученной темы:

1. Выполнить задание для внеурочной самостоятельной работы №2.3.21 (варианты №4 и №5)

2. Прочитать текст и составить таблицу следующей формы:

Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие предметы индивидуальной защиты. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более пользоваться специальными подъемными механизмами.

Правила разборки задних мостов

·открутить гайки шпилек крепления фланцев полуосей и при помощи болтов-съемников вынуть полуоси. Открутить контргайки, снять стопорные шайбы и сальники, открутить регулировочные гайки ступиц колес и снять ступицы задних и средних мостов вместе с тормозными барабанами. Перевернуть мост редуктором вверх.

Читайте также:  Размер отверстий колесных дисков нива

·открутить болты крепления картера редуктора. Вынуть картер при помощи крана. Открутить болты и вынуть ведущую шестерню в сборе с картером. Снять регулировочные прокладки. Открутить замоченные пластины, открутить болты крепления стопора, снять крышки подшипника промежуточного вала и прокладки.

·расшплинтовать и открутить гайки крепления чашек коробки дифференциала. Расшплинтовать и открутить гайки болтов коробки дифференциала, вынуть болты, снять одну половину коробки, ведомую цилиндрическую шестерню главной передачи, шестерню полуоси с опорной шайбой и шестерню второй полуоси.

Разборка и сборка передних мостов МАЗ-509, ЗИЛ-131.

Передний мост МАЗ-509:

Центральный редуктор одноступенчатый, с одной парой конических шестерен, через дифференциал передает крутящий момент от двигателя на колесные передачи. От колесных передач, имеющих по одной паре цилиндрических шестерен, через составные полуоси с карданными шарнирами равных угловых скоростей крутящий момент передается на ведущие колеса.

Шарниры обеспечивают передачу крутящего момента и равномерного вращения колесам независимо от их поворота относительно продольной оси автомобиля. Картер редуктора состоит из двух частей: самого картера и крышки. Между внутренними кольцами конических подшипников ведущей конической шестерни установлены распорная втулка и регулировочная шайба.

Отличиями от переднего моста ЗИЛ 131 будут являться

· -4 ведущие управляемые полуоси

· — вспомогательная полуось увеличивает частоту вращения

· -главная передача двойная разнесённая

· -дифференциал с сателлитами

Дифференциал – конический, с сателлитами и двумя полуосевыми шестернями. Шестерни полуосей и сателлиты опираются в чашках дифференциала через опорные шайбы.

Для заливки и спуски масла картер колесной передачи имеет соответственно заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками.

Передний мост ЗИЛ-131

Дифференциал – шестеренный, конический, устанавливается в картере редуктора переднего моста. Конический дифференциал состоит из двух чашек, крестовины, четырех сателлитов, двух полуосевых шестерен. Чашки крепятся в ведомой цилиндрической шестерне главной передачи и вместе с ней образуют корпус дифференциала. Балка сварная, кардан шарикового типа.

Правила разборки передних мостов:

· открутить гайку крепления крышки фланца шарнира полуоси кулака и при помощи болтов-съемников снять фланец; отверткой отогнуть выступы замочной шайбы.

· открутить наружную гайку крепления подшипника и снять ступицу колеса вместе с наружным подшипником.

· открутить гайки крепления цапфы и снять ее. Вынуть детали шарнира равных угловых скоростей. Разобрать шарнир равных угловых скоростей; закрепить полуось в тески, перегнуть шарнир до отказа в плоскости хода ведущего шарика и вывести его в крайнее положение беговой дорожки. Затем вынуть остальные шарики. Последним снимают центральный установочный шарик.

· открутить болты крепления сальника корпуса поворотного кулака и сдвинуть сальник в сторону картера. Отвернуть гайки верхней и нижней крышек подшипников и снять крышки, регулировочные и уплотнительные прокладки.

Разборка и сборка механизмов рулевого управления.

Рулевое управление .

Рулевое управление автомобилей МАЗ снабжено гидравлическим усилителем (гидроусилителем) и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом.

Рулевое управление установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.

Читайте также:  Скрипит ручка двери что делать

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, затрачиваемое водителем на управление автомобилем.

Рулевой механизм МАЗ-509:

Крепится при помощи шпилек на кронштейне, прикрепленном к левому лонжерону рамы. Состоит из винта и гайки-рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором. Полукруглые винтовые канавки на винте и гайке-рейке образуют винтовой канал, который заполняется при сборке механизма 102 шариками высокой точности.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Разборку карданной передачи следует начинать с отсоединения фланца заднего шарнира, для чего нужно отвернуть болты крепления фланца. После этого карданный вал можно вынуть из удлинителя коробки передач.

Разборку карданов производят в следующей последовательности: снятие стопорных колец игольчатых подшипников; выпрессовка двух противоположных игольчатых подшипников — один наружу, а другой внутрь вилки; разборка крестовин. Стопорные кольца снимают отверткой. Выпрессовка подшипников должна производиться при помощи оправки и кольца, которые размещают на ручном прессе.

При разборке и сборке карданов не рекомендуется пользоваться молотком, так как можно повредить стаканы и иглы подшипников.

На сборку все детали карданной передачи должны поступать очищенными от грязи и промытыми. Каналы крестовины должны быть чистыми. Перед сборкой игольчатые подшипники и каналы крестовины наполняют маслом МС-20 или МК-22 ГОСТ 21743-76.

Кардан рекомендуется собирать в следующем порядке:

  • — надеть на шипы крестовины четыре сальника до упора в грязеотражатели;
  • — крестовину ввести в отверстие фланца;
  • — вставить в отверстия ушков фланца игольчатые подшипники, надев их на шипы крестовины;
  • — вставить фланец в тиски и сжимать их, пока один из подшипников не запрессуется заподлицо с торцом ушка;
  • — в канавку полностью запрессованного игольчатого подшипника вставить стопорное кольцо;
  • — при помощи оправки-кольца в тисках допрессовать второй подшипник заподлицо с торцом ушка и вставить второе стопорное кольцо;
  • — фланец с крестовиной ввести в проушины вилки, в’ отверстия проушины вставить игольчатые подшипники, надевая их на шипы крестовины. Запрессовать подшипники и вставить стопорные кольца.

После сборки необходимо проверить, легко ли вращаются шипы крестовины в каждом из подшипников кардана.

Стопорные кольца развернуть концами внутрь вилок. Смазать оба кардана маслом, указанным выше, до появления его через сальники. Надеть на масленки колпачки.

Угол качания каждого кардана в сторону должен быть не менее 15° относительно оси вала при проверке рукой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector