Меню Закрыть

Схема кпп волга 5 ступка

На этот раз ”подопытным” послужил редакционный автомобиль ГАЗ-31029, оснащенный ”впрысковым” двигателем ЗМЗ-406. Для работы с ним не обойтись без ямы или подъемника (или, на худой конец, переносных эстакад под передние колеса), а вот с ”Газели” снять коробку можно и на земле. В этом недавно убедился незадачливый автомобилист, у которого в первую же ночь украли коробки передач сразу с двух новых ”газелей”, оставленных во дворе.

Снимаем декоративное пластмассовое кольцо. Поднимаем резиновый уплотнитель.
Клещами типа ”кобра” отворачиваем колпачковую гайку, крепящую рычаг к механизму переключения передач. Снимаем рычаг переключения передач.
Отвернув пробку шестигранником ”на 12”, сливаем масло из картера коробки передач. Ключами ”на 14” и ”на 17” отворачиваем четыре болта крепления карданного вала к фланцу заднего моста (перед разъединением взаимное положение деталей нужно пометить).
Выводим карданный вал из удлинителя коробки передач и снимаем его с автомобиля. Отсоединяем провода от датчика включения заднего хода.
Пассатижами отворачиваем гайку троса привода спидометра и снимаем трос. (в 3110 в место троса стоит датчик) Двумя ключами ”на 13” отворачиваем от коробки передач кронштейн крепления приемной трубы.
Этими же ключами отворачиваем кронштейн крепления промежуточной трубы от упругого элемента подвески. Снимаем трубу с подвески и отводим вниз.
Головкой ”на 14” отворачиваем четыре болта крепления задней опоры силового агрегата к кузову. Отворачиваем два болта ”на 14” крепления опоры к крышке коробки передач.
Снимаем опору. Ключом ”на 19” отворачиваем четыре гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
Сдвинув коробку передач назад, снимаем ее с автомобиля (выхлопную трубу можно, если потребуется, оттянуть вниз). Снятую коробку передач очищаем от грязи и ключом ”на 10” отворачиваем болт, крепящий стопорную пластину привода спидометра.
Вынимаем привод. Отворачиваем четыре болта ”на 12” крепления крышки механизма переключения передач.
Снимаем крышку, стараясь не повредить уплотнительную прокладку. Ключом ”на 12” отворачиваем три болта крепления направляющей муфты выжимного подшипника.
Снимаем направляющую вместе с прокладкой. С помощью двух отверток снимаем стопорное кольцо с наружной обоймы подшипника первичного вала.
Ключом ”на 13” отворачиваем болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода (к картеру коробки передач). Ключом ”на 12” отворачиваем 10 болтов крепления крышки к картеру коробки передач.

Для удобства удлинитель можно зажать в тиски с мягкими губками (используя, например, прокладки из меди) и сдвигать картер, помогая легкими ударами медного молотка по ушкам его крепления к картеру сцепления. Воздействовать на торец первичного вала нельзя, так как это может привести к повреждению синхронизатора!

Не потеряйте также регулировочные прокладки, находящиеся в расточке картера под подшипник блока шестерен.

Разъединяем картер и крышку коробки передач. Отворачиваем два болта ”на 13” и снимаем пластину фиксаторов штоков.
Пинцетом вынимаем пружины фиксаторов. Ключом ”на 10” отворачиваем болты крепления вилок на штоках.
Для доступа к болту шток пятой передачи и заднего хода надо продвинуть вперед. Медным молотком выбиваем штоки. Последним выбиваем шток третьей-четвертой передачи (чтобы не повредить детали механизма переключения передач).
Извлекаем штоки из отверстий в крышке и… …вынимаем вилки переключения передач из пазов муфт. (После этого вилки снова надеть на соответствующие штоки, чтобы не перепутать при сборке.)
Чтобы не потерять шарики фиксаторов, отверткой проталкиваем их внутрь картера, подставив предварительно руку. С этой же целью замки штоков страхуем от выпадения консистентной смазкой.
Ключом ”на 13” отворачиваем второй болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода (к крышке коробки передач). Щипцами разжимаем стопорное кольцо наружного подшипника вторичного вала и, ударяя медным молотком по торцу, выпрессовываем вал.
Одновременно извлекаем из крышки все валы (первичный, вторичный, промежуточный) и ось промежуточной шестерни заднего хода. Руками разъединяем первичный и вторичный валы. Не потеряйте при этом ролики переднего подшипника вторичного вала (14 штук).
Устанавливаем вторичный вал вертикально в тиски. Клещами разжимаем стопорное кольцо ступицы третьей–четвертой передачи. Снимаем стопорное и пружинное кольца.
Поддеваем двумя отвертками шестерню третьей передачи и сдвигаем ее вверх вместе с муфтой и ступицей четвертой передачи. Снимаем с вала муфту третьей–четвертой передачи вместе со ступицей. Если синхронизатор не разбираете, муфту со ступицы не сдвигайте!
Снимаем блокирующее кольцо и шестерню третьей передачи. Вынимаем игольчатый подшипник шестерни третьей передачи.
Снимаем стопорное кольцо упорных полуколец вторичного вала. Снимаем два упорных полукольца.
Вынимаем стопорный шарик. Снимаем шестерню второй передачи.
Читайте также:  Лада ларгус огненно красный фото

В такой же последовательности продолжаем разбирать вал до снятия шестерни первой передачи включительно. Дальнейшая разборка вторичного вала ведется с другого его конца (со стороны шестерни привода спидометра) и заканчивается снятием шестерни заднего хода.

В нашем случае потребовалось заменить шариковый подшипник промежуточного вала (блока шестерен).

Двумя мощными отвертками снимаем шариковый подшипник блока шестерен. При сборке все валы устанавливаем в крышку коробки передач одновременно. Если эта операция вызывает затруднения, комплект валов для удобства можно стянуть ремнем.

Сборку проводим в обратной последовательности. К этому – несколько замечаний. Детали, не подвергшиеся замене, нужно устанавливать на прежние места, сохраняя, насколько это возможно, их взаимное положение относительно других деталей.

Толщина прокладки между картером и крышкой коробки передач влияет на величину осевого зазора блока шестерен (при расчете ее толщина принимается равной 0,33 мм). Поэтому устанавливать ее надо обязательно, смазав в случае повреждения герметиком.

Евгений БОРИСЕНКОВ. Технический центр ЗР ”Крестовский”

3.3. Пятиступенчатая коробка передач

3.3.1. Особенности устройства

Основные понятия

Пятиступенчатая коробка передач имеет трехвальную схему .

Пятиступенчатая коробка передач

1 – задняя часть картера коробки передач с удлинителем;
2 – вторичный вал;
3 – привод спидометра;
4 – подшипник блока шестерен;
5 – блок шестерен;
6 – болт;
7 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 5-й передачи;
8 – синхронизатор 5-й передачи и заднего хода;
9 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни заднего хода;
10 – прокладка;
11 – болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода;
12 – ось промежуточной шестерни заднего хода;
13 – игольчатый подшипник;
14 – промежуточная шестерня заднего хода;
15 – штифт;
16 – болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода;
17 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 1-й передачи;
18 – синхронизатор 1-й и 2-й передач;
19 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 2-й передачи;
20 – игольчатый подшипник;
21 – маслозаливная пробка;
22 – полукольцо;
23 – передняя часть картера коробки передач;
24 – регулировочное кольцо;
25 – упорная шайба;
26 – стопорное кольцо;
27 – стопорное кольцо;
28 – сальник;
29 – крышка подшипника первичного вала с направляющей втулкой;
30
– первичный вал;
31 – выключатель света заднего хода;
32 – подшипник первичного вала;
33 – передний роликовый насыпной подшипник вторичного вала;
34 – стопорное кольцо;
35 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 4-й передачи;
36 – сапун;
37 – вилка переключения 3-й и 4-й передач;
38 – болт;
Читайте также:  Замер давления в цилиндрах

39 – синхронизатор 3-й и 4-й передач;
40 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 3-й передачи;
41 – шток включения 3-й и 4-й передач;
42 – шестерня 3-й передачи;
43 – стопорное кольцо полуколец;
44 – стопорный шарик;
45 – шестерня 2-й передачи;
46 – вилка переключения 1-й и 2-й передач;
47 – шток включения 1-й и 2-й передач;
48 – вилка переключения 5-й передачи и заднего хода;
49 – шток включения 5-й передачи и заднего хода;
50 – шарик фиксатора;
51 – пружина фиксатора;
52 – болт;
53 – пластина фиксаторов;
54 – рукоятка;
55 – верхняя часть рычага переключения передач;
56 – упорный конус;
57 – верхняя подушка рычага;
58 – распорная втулка;
59 – нижняя подушка рычага;
60 – запорная втулка;
61 – уплотнитель верхней крышки;
62 – пружина рычага;
63 – штифт;
64 – нижняя часть рычага переключения передач;
65 – стопорный палец штоков;
66 – стопорный плунжер штоков;
67 – головка штока;
68 – болт;
69 – блокировочная втулка;
70 – пружина блокировочной втулки;
71 – корпус рычага переключения передач;
72 – упорное кольцо;
73 – штифт;
74 – стопорное кольцо;
75 – задний подшипник вторичного вала;
76 – сталебаббитовая втулка;
77 – сальник

Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей — передней 23 и задней 1. Для обеспечения соосности опор валов и отверстий под штоки механизмов переключения картеры центрируются установочными втулками, запрессованными в передний картер. Передний и задний картеры соединены между собой десятью болтами 6. Для герметичности между картерами установлена паронитовая прокладка 10 толщиной 0,33 мм.

Читайте также:  Обтяжка салона автомобиля кожей своими руками

Шестерня первичного вала 30, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода находятся в постоянном зацеплении с блоком 5 шестерен. Эти шестерни косозубые и вращаются на игольчатых подшипниках 20 с пластмассовыми сепараторами. Промежуточная шестерня 14 заднего хода вращается на насыпных роликах Ж 3 мм на оси 12, опоры которых крепятся в обоих картерах болтами 11 и 16.

Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционными синхронизаторами.

Осевые перемещения деталей вторичного вала 2 ограничены стопорными кольцами 34 и 74, упорным кольцом 72, двумя упорными полукольцами 22, удерживаемыми стопорным кольцом 43, и буртиком вторичного вала.

Шариковый подшипник первичного вала фиксируется на валу стопорными кольцами 27 и в картере — 26. Задний подшипник 75 вторичного вала также фиксируется стопорным кольцом.

Блок 5 шестерен вращается на шариковых подшипниках 4, установленных в посадочных местах передней и задней части картеров. Осевой зазор блока шестерен регулируют при сборке подбором толщины пакета регулировочных колец 24, устанавливаемых в посадочное место переднего картера. Венцы блока шестерен 5 на промежуточный вал установлены с натягом.

Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух стопорных плунжеров 66 и стопорного пальца 65. От случайного включения передачи заднего хода предусмотрена блокировочная втулка с пружиной. Штоки переключения передач фиксируются шариками 50, нагруженными пружинами 51.

Рычаг переключения передач снабжен демпфирующим устройством, устраняющим его вибрацию при большой частоте вращения коленвала.

Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками, один из которых (поз. 28) установлен на первичном валу в крышке подшипника первичного вала 30, а два других (поз. 77) — в удлинителе заднего картера.

Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач.

1. Очистить от грязи и вымыть снаружи коробку передач.

2. Отвернуть маслоналивную и маслосливную пробки и слить масло из коробки передач, если ранее этого сделано не было.

3. Снять выжимной подшипник сцепления и поролоновое кольцо 1 с направляющей втулки.

4. Отвернуть болты и снять заднюю опору двигателя с кронштейном, если этого не сделали при снятии коробки передач с автомобиля.

5. Вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой.

6. Отвернуть болт 1 крепления стопора привода спидометра, снять стопор 2 и привод 3 спидометра.

7. Вывернуть сапун.

8. Отвернуть четыре болта 1 и снять корпус 2 рычага переключения передач с прокладкой.

9. Отвернуть три болта 1 и снять крышку подшипника первичного вала с направляющей втулкой 2 выжимного подшипника сцепления с прокладкой.

10. Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере коробки передач.

11. Снять стопорное кольцо подшипника первичного вала при необходимости его замены.

Обязательно снимать стопорное большое кольцо, иначе не разъедините коробку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock detector