Схема электрооборудования автомобиля "Москвич-412" показана на рис. 56. Номинальное напряжение в системе равно 12 В. Соединение потребителей тока выполнено по однопроводной системе, при которой роль второго привода выполняет масса автомобиля. С массой соединены отрицательные полюсы источников тока — аккумуляторной батареи и генератора.
Рис. 56. Схема электрооборудования. 1 — фара; 2 — подфарник; 3 — соединительная панель; 4 — сигнал; 5 — распределитель зажигания; б — свеча; 7 — катушка зажигания; 8 — датчик указателя давления масла; 9 — датчик указателя температуры воды; 10 — биметаллический предохранитель; 11 — центральный переключатель света; 12 — стеклоочиститель; 13 — электродвигатель отопителя; 14 — антенна; 15 — предохранитель радиоприемника; 16 — радиоприемник; 17 — фонарь света стоянки; 21 — переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 22 — контрольная лампа дальнего света фар уровня бензина; 26 — амперметр; 27 — контрольная лампа указателя поворотов; 28 — лампа освещения багажника; 32 — фонарь освещения номерного знака; 33 — задний фонарь; света стоянки; 37 — соединительная муфта; 38 — ножной переключатель света; 39 — вклю 42- штепсельная розетка; 8 — аккумуляторная батарея; 44 — стартер; 45 — генератор; 46 — 48 — прерыватель указателей поворота; 49 — боковой указатель поворота (только на автомо сигнальное устройство гидропривода тормозов; 52 — контрольная лампа аварийного состояния оборудования автомобиля сигнализацией включения ручного тормоза1-18 — громкоговоритель; 19 — переключаель электродвигателя отопителя; 20 — переключатель заднего света фар; 23 — указатель температуры воды; 24 — указатель давления масла; -датчик указателя уровня бензина; 29 — плафон; 30 — дверной выключатель плафона; 34 — задний указатель поворота; 35 — включатель зажигания; 36 — включатель фар переключатель стоп-сигнала; 40 — включатель фонарей света заднего хода; 41 — блок предохранителей реле-регулятор; 47 — переключатель указателей поворота и включатель звукового сигнала Условное обозначение расцветки проводов; б -белый; г -голубой; ж -желтый; з — зеленый; К — красный; кор — коричневый; м — металлическая оплетка; о -оранжевый; р — розовый; с -серый; Ф — фиолетовый; ч — черный
Аккумуляторная батарея типа 6СТ55 состоит из шести соединенных последовательно аккумуляторов, помещенных в общий эбонитовый бак.
Уходу за батареей необходимо уделять должное внимание, так как нормальная работа автомобиля возможна только при исправной и хорошо заряженной батарее, являющейся единственным источником питания всех потребителей при неработающем двигателе.
На техническом состоянии батареи отрицательно сказываются тряска и удары, происходящие из-за плотного ее крепления на кронштейне, чрезмерно сильный разрядный или зарядный ток, оставление разряженной батареи в течение длительного времени без подзаряда, пониженный уровень электролита и несоответствующая установленным нормам его плотность, использование для доливки в аккумуляторы недистиллированной воды.
Средства для мойки
форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах
Дезинфицирующие средства
широкого применения для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.
Она служит для преобразования тока низкого напряжения (поступающего от батареи или генератора) в ток высокого напряжения. Она состоит из сердечника, на который наматываются вторичная и первичная обмотки, изолятора, карболитовой крышки с клеммами и корпуса с магнитопроводом.
Снаружи на корпусе катушки устанавливают дополнительное сопротивление, включенное последовательно с первичной обмоткой и уменьшающее ее нагрев при работе двигателя на малых оборотах. На автомобиле ВАЗ-2101 катушка зажигания без дополнительного сопротивления. Работает катушка зажигания следующим образом. Когда по первичной обмотке протекает ток низкого напряжения, сердечник намагничивается и вокруг обмоток создается магнитное поле; при размыкании контактов прерывателя ток в первичной обмотке прекращается, магнитное поле исчезаети пересекает витки вторичной обмотки, в которой в это время индуктируется ток высокого напряжения, достигающий 20 — 24 тыс. В. При этом происходит также пересечение магнитными линиями первичной обмотки, в которой индуктируется ток самоиндукции напряжением до 300 В, и сердечника, в котором возбуждаются вихревые токи, вызывающие нагрев сердечника. Для уменьшения вихревых токов сердечник делают из отдельных тонких пластин, изолированных друг от друга окалиной.
При работе двигателя на малых оборотах контакты прерывателя находятся в замкнутом состоянии длительный период и ток в первичной цепи успевает достигнуть своего максимума. В результате этого дополнительное сопротивление нагревается, общее сопротивление первичной цепи увеличивается, и величина тока в ней снижается, что уменьшает нагрев катушки зажигания. При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя время замкнутого состояния контактов прерывателя уменьшается и ток в первичной обмотке не успевает достигать максимальной величины; при этом температура дополнительного сопротивления падает и общее сопротивление первичной цепи снижается, вследствие чего ток в первичной цепи катушки несколько усиливается. Во время пуска двигателя стартером с помощью тягового реле стартера дополнительное сопротивление закорачивается и ток в первичную цепь поступает, минуя сопротивление, что обеспечивает достаточно высокое напряжение во вторичной цепи и легкий пуск двигателя.
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Свою «родословную» Москвич 412 ведет с 1967 года, когда существующая модель «408» получила более современный мотор. Чтобы упростить производство, кузову автомобиля изменили переднюю часть, что позволило устанавливать двигатель УЗАМ-412 и более широкий радиатор. Так на свет появился Москвич 412.
Одна модель – два производителя
Первые экземпляры «412» выпускались на заводе МЗМА, который впоследствии переименовали в АЗЛК.
Параллельно с этим выпуск Москвичей освоили в Ижевске, и машина выпускалась сразу на двух независимых предприятиях:
С 1967 по 1977 года – на МЗМА;
С 1968 по 1997 года – на автомобильном заводе в Ижевске.
Справочно: Хотя Ижевский завод размещал на радиаторной решетке свой логотип, однако по документам автомобиль продолжал оставаться «Москвич 412». Это подтверждалось и видео тех лет – автомобиль рекламировался только так. Чтобы различать их, автолюбители в обиходе используют комбинации названий: «Иж-Москвич-412» либо «ижевский «Москвич-412».
На базе Москвича 412 Ижевский автозавод освоил выпуск еще двух моделей, у которых был грузопассажирский кузов, приспособленный для перевозок:
ИЖ-2715 – развозной автомобиль-фургон с грузоподъемностью 500 кг;
ИЖ-27151 – его модификация в пикап.
Вся внутренняя «начинка» была аналогична платформе Москвича 412. Поэтому в обслуживании автомобилей не было никаких трудностей – электропроводка Москвич 412, силовой агрегат и шасси были идентичны.
Дополнительная аббревиатура
Разработанный еще в послевоенные годы кузов в 70-х перестал отвечать требованиям пассивной безопасности.
А поскольку в те годы большая часть автомобилей продавалась за рубеж, то конструкторам пришлось поработать над решением этих проблем:
силовые элементы кузова «М-412» был переделаны под установку ремней безопасности. Начиная с 1969 года ремни стали штатным оборудованием автомобиля;
панель приборов и другие травмоопасные элементы салона получили мягкие накладки. Все авто, начиная с февраля 1969 года, получали обновленные детали салона.
Справочно: В заводской документации модернизированные Москвичи получили дополнительные индекс – были добавлены буквы «И» и «Э», а сама модель стала называться «Москвич 412 иэ».
Силовые агрегаты
Интересна и история разработки силового агрегата Москвича 412, имевшего краткое заводское обозначение М-412, и более полное – УЗАМ-412, которая очень схожа с историей предшественника – мотора М-408:
Для «408» Москвича был взят за основу силовой агрегат от Opel Kadett , который вместе с документацией по производству оказался в нашей стране в послевоенное время;
двигатель М-412 основывался на 1500 кубическом силовом агрегате BMW M10 , который оказался крайне удачным в техническом плане. Причем, сами баварцы не скрывали, что основные идеи ними также были скопированы с разработок фирмы Talbot образца 1955 года.
Тем не менее, конструкторами многие элементы силового агрегата были переработаны и улучшены, что сделало автомобиль Москвич 412 самым скоростным легковым автомобилем тех лет.
Особенности обслуживания электрооборудования
Проводка Москвич 412 была выполнена по однопроводной схеме:
на «+» контакты исполнительных механизмов подавалось питание от АКБ и генератора;
роль второго провода выполнял металлический кузов автомобиля, а все «-» выводы приборов и устройств имели надежный контакт с кузовом.
Справочно: применяемые для соединений контакты типа «лопаточка» нередко окислялись, что требовало их периодической зачистки для восстановления надежного электрического контакта.
Из особенностей обслуживания системы зажигания можно отметить некоторое несоответствие деталей.
В частности, для первых выпусков Москвич 412 предприятиями-смежниками:
производился выпуск трамблеров модели Р-118;
позже автомобили выпускались с трамблерами Р-147 (бесконтактная схема), имевшими иную посадочную глубину.
Совет: При замене пришедшего в негодность прерывателя зажигания нужно либо переделывать более позднюю модификацию, либо искать «родную» запчасть.
На модификациях автомобиля изменялось расположение задних фонарей, ряд автомобилей комплектовались прямоугольными блок-фарами производства ГДР, что сказалось и на проводке:
На заводе МЗМА Москвич 412 имел дополнительный жгут проводов в подкапотном пространстве для подключения новых фар;
Новые бампера заставили конструкторов видоизменить и форму подфарников – они стали более широкими
На заводе в Ижевске Москвич 412 оснащался горизонтальными задними фонарями;
Для автомобилей, предназначенных на экспорт, устанавливалась другая радиаторная решетка вместе с прямоугольными фарами.
Совет: При самостоятельной установке более современных осветительных приборов на Москвич 412 проводку следует заменить. У новых фар больше мощность, а старая проводка не будет ей соответствовать. Кроме того, разные разъемы не позволят без доработки их подключить.
Панель приборов также может вызвать некоторые сложности в обслуживании, поскольку с годами изнашивается механизм счетчика пробега. Новые запчасти для ремонта не выпускаются, проще заменить панель целиком.
Цена советского автомобиля делала его весьма привлекательным и для европейского рынка, что также сказалось на оснащенности отдельных партий машин. В частности:
Москвич 412 поставлялся в Болгарию в виде машинокомплектов, где доводился до продажного состояния и предлагался покупателям под обозначением Rila. Автомобиль дополнительно оснащался новой панелью приборов и радиолой, что потребовало доработки внутри салонной проводки;
Отверточная сборка «412» осуществлялась и в Бельгии. Готовые автомобили продавались под именем Moskvitch Scaldia 1500, а из особенностей можно отметить установку дизельных двигателей западного производства и различной комплектации электрооборудования.
Совет: существовавший дефицит вынуждал автолюбителей, работавших в соцстранах, приобретать и ввозить на территорию СССР автомобили с западной комплектацией. И при обслуживании своими руками возникали вопросы относительно принадлежности проводки, не обозначенной в заводской схеме.
Выводы: как видите, одна и та же модель автомобиля Москвич 412 могла иметь различия, что сказывается на ее работе и обслуживании. При эксплуатации авто следует учитывать не только конструктивные особенности, но и модификации.