Новые штрафы ГИБДД 2018: мифы и реальность
Сегодня мы расскажем о самых распространенных заблуждениях относительно новых штрафов ГИБДД в 2018 году.
Последнее время Интернет и соцсети с пугающей регулярностью захлестывают сообщения и рассылки о тех или иных изменениях в штрафах ГИБДД. Портал Avtospravochnaya.com решил рассказать о самых популярных заблуждениях и фейковых изменениях штрафов.
Повышение штрафов с 20 ноября 2018 года
В мессенджерах и соцсетях начался очередной шквал сообщений и массовых рассылок, посвященных очередному повышению штрафов ГИБДД с 20 ноября 2018 года. В сообщениях даже приводятся точные цифры новых штрафов (орфография сохранена):
- Превышение скорости от 20 до 40 км/ч 1000, 40-60 4000, 60 и выше 10 000 руб
- Стоп линия 2000 руб
- Пешеход на зебре 5000 руб
- Пешеход вне зебры — водителю 1500 р.- пешеходу 500 р
- Проезд на красный сигнал светофора 5000 р
- Езда по встречной полосе 8000 р
- Без полиса ОСАГО 5000 р, либо забирают на штрафстоянку
- Без в/у, либо без СРТС 8000 р
Как сообщает портал Avtospravochnaya.com, эта информация не соответствует действительности — никаких нормативно-правовых актов, увеличивающих штрафы с 20 ноября 2018 года, не существует.
Более того, нет даже законопроектов о повышении указанных штрафов — они не обсуждаются ни в Госдуме, ни в Правительстве.
Именно поэтому, информация о новых штрафах с 20 ноября 2018 года — очередной плод воображения неизвестных авторов, пытающихся создать панику среди водителей.
Штраф за опасное вождение
Напомним, "Опасное вождение" — это неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба.
Четко прописан перечень таких действий:
- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- несоблюдение бокового интервала;
- резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
- препятствование обгону.
Наказание за данное правонарушение планировалось внедрить еще осенью 2016 года. Законопроектом предлагается главу 12 КоАП РФ дополнить новой статьей, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа в размере 5 тысяч рублей за совершение водителем транспортного средства действий, квалифицируемых как «опасное вождение». 27 января 2017 года, законопроект прошел первое чтение и был одобрен Госдумой.
Госдума планировала рассмотреть штраф за опасное вождение во втором чтении еще до конца января 2018 года. Однако, до сих законопроект не принят.
Штрафы за ОСАГО с камер ГИБДД
Ряд СМИ распространили информацию о том, что в начале ноября 2018 года начнется правоприменительная деятельность по выявлению комплексами автоматической фотовидеофиксации нарушений, связанных с неисполнением обязанности владельцев транспортных средств по страхованию своей гражданской ответственности.
Согласно информации ГИБДД, обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности установлена статьей 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». За несоблюдение данных требований в соответствии со статьей 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 800 рублей.
«Распространенная рядом СМИ информация о том, что правоприменительная деятельность по указанному составу административного правонарушения комплексами автоматической фотовидеофиксации якобы начнется в начале следующего месяца, является некорректной и не соответствует действительности», — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.
В настоящее время ГИБДД РФ совместно с Российским союзом автостраховщиков прорабатывается техническая возможность фиксации нарушений, связанных с неисполнением обязанности владельцев транспортных средств по страхованию своей гражданской ответственности, комплексами автоматической фотовидеофиксации. В частности, ведутся необходимые подготовительные технические работы по синхронизации информационных систем Госавтоинспекции МВД России и Российского союза автостраховщиков.
«До завершения указанных работ правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по указанному составу административного правонарушения не осуществляется. Она будет начата по мере технической готовности информационных систем», — добавила Ирина Волк.
Штраф за летнюю резину зимой
Напомним, как уже сообщал портал Avtospravochnaya.com, инициатива о введении штрафа за резину не по сезону обсуждается очень давно.
Еще в конце 2016 года к первому чтению Госдумы был подготовлен законопроект, согласно которому в России должен был появиться штраф в размере 2 тысячи рублей за летние шины зимой (аналогичный штраф за шипованные шины летом). Однако, тогда текст законопроекта вызвал разногласия и замечания. В частности, в нем не была отмечена возможность региональных властей увеличивать сроки запрета эксплуатации шин не по сезону.
1 ноября 2016 года Госдума отправила законопроект № 464241-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)" на доработку сразу в два профильных комитета Госдумы — по транспорту и законодательству. Для устранения замечаний была создана рабочая группа из депутатов.
14 декабря 2016 года Совет Федерации принял решение рекомендовать Госдуме ускорить рассмотрение данного законопроекта и принять его в первом чтении. Предполагалось, что штраф за летнюю резину вступит в силу с 1 сентября 2017 года.
Инициативу в сентябре 2017 года повторно внесли на рассмотрение Госдумы. Подготовленный документ даже успел получить положительный отзыв Правительства России. Однако, глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев отметил, что инициатива в нынешней редакции все-таки не пройдет.
6 июня 2018 года Постановлением Госдумы № 4157-7 законопроект о штрафе за летнюю резину был окончательно отклонен. То есть, на данный момент никакого штрафа за езду на летней резине не предусмотрено.
Повышение штрафа за езду без прав
Действующей редакцией санкции части 1 статьи 12.7 КоАП РФ установлен административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей за езду без прав. При этом существующая правоприменительная практика свидетельствует о том, что установленные санкции не позволяют в достаточной мере достигать целей административного наказания и учитывать повышенную общественную опасность многократного нарушения ПДД со стороны лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в том числе лиц, в отношении которых действие такого права прекращено в связи с медицинскими противопоказаниями.
МВД предлагает установить повышенную ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Уже в работе соответствующий законопроект, однако на сегодняшний день он еще не принят.
Штрафы за антирадары
В соцсетях и некоторых СМИ в октябре 2018 года появилась информация о штрафах за применение антирадаров. В ГИБДД эту информацию уже опровергли.
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, авторы таких сообщений объясняли это нововведением, о котором недавно якобы заявил глава ГИБДД России Михаил Черников.
По данным источников, Черников отметил, что "пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям), не допускает установку дополнительных предметов, ограничивающих обзорность с места водителя". Санкция за нарушение предусмотрена частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Однако, представитель МВД России в беседе с корреспондентом Autonews.ru категорически опроверг информацию о появлении подобных штрафов ГИБДД. Он также привел ответ главы ГИБДД Михаила Черникова, согласно которому для введения подобной меры ответственности необходимо сначала ввести соответствующие запрещающие нормы права. По данным Черникова, на данный момент в российском законодательстве не существует и не планируется введение запретов на использование радар-детекторов и видеорегистраторов.
Штраф за знак "Шипы"
В случае со знаком "Шипы" ситуация обратная — СМИ поспешили сообщить об отмене его обязательной установки, однако это не так.
С 4 апреля 2017 года водителям, управляющим автомобилем на шипованных шинах без знака «Шипы», грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей согласно КоАП РФ. Введение обязательного знака "Шипы" вызвало бурю негодования среди водителей.
В мае 2018 года МВД РФ был подготовлен законопроект, отменяющий знак «Шипы». Предлагается исключить обязанность водителя устанавливать опознавательный знак «Шипы» сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины», — говорится в пояснительной записке к документу. Позже во многих СМИ появилась информация об отмене знака "Шипы" с 1 июня 2018 года.
Однако, эта информация не соответствует действительности. Портал Avtospravochnaya.com получил официальный ответ от ГИБДД. В ведомстве подтвердили, что проект Постановления Правительства об отмене знака «Шипы» действительно существует, однако он на данный момент не подписан.
В настоящее время законопроект об отмене штрафов за отсутствие подобной наклейки уже внесен в правительство, но не принят, поэтмоу ГИБДД официально имеет право оштрафовать за отсутствие наклейки "Ш".
Отмена штрафов за среднюю скорость
Напомним, летом 2018 года депутаты Госдумы подготовили законопроект, отменяющий штрафы с камер фотофиксации "Автодория", которые фиксируют среднюю скорость, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com.
Камеры, фиксирующие среднюю скорость автомобилей, пока установлены только в 11 регионах, включая Татарстан: "Автодории" функционируют в Москве, Подмосковье, Самарской, Челябинской и Калининградской областях, а также в Татарстане.
Группа депутатов Госдумы во главе с Игорем Лебедевым выступила с инициативой закрепить в КоАП правило, согласно которому фиксация превышения установленной скорости движения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании расчета средней скорости не будет доказательством административного правонарушения (законопроект № 494136-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения условий привлечения к административной ответственности").
Однако, в Правительстве России раскритиковали указанный законопроект, предполагающий запрет штрафа за превышение средней скорости машин на определенном участке дороги. В кабмине во время рассмотрения проекта подчеркнули, что виновность в правонарушении можно установить «по любым фактическим данным». Данные, полученные с помощью сертифицированных технических средств, можно признать доказательствами по делу.
Штраф за отсутствие световозвращающего жилета
Как ранее сообщал портал Avtospravochnaya.com, с 18 марта 2018 года ПДД официально дополнены новым пунктом 2.3.4, в соответствии с которым водитель обязан при вынужденной остановке или ДТП вне населенных пунктов находиться на проезжей части или обочине в тёмное время суток либо в условиях ограниченной видимости в куртке, жилете или жилете-накидке с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТ.
Глава ГИБДД Михаил Черников опроверг информацию о штрафах за отсутствие жилета у водителя.
"Недавно введенное требование надевать световозвращающий жилет за пределами населенных пунктов в темное время суток: наказаний за нарушение нового правила не предусмотрено, потому что это абсурд. Жилет нужен, чтобы сохранить свою жизнь и других! Ведь очень много ДТП, связанных с тем, что ночью человека не видно и его сбивает автомобиль. Но ни в коем случае нет такого, что за несоблюдение этого требования мы сразу всех будем наказывать", — прокомментировал Черников.
Повышение других штрафов в 2018 году
Помимо перечисленного, в 2018 году появлялась информация о повышении некоторых штрафов до 5000 рублей. Речь идет о таких нарушениях, как отсутствие ОСАГО, нарушение правил проезда ж/д переездов и требований по тонировке.
Из перечисленных реально до Госдумы дошел только законопроект о повышении штрафа за нарушения на ж/д переездах, однако и он до сих пор не принят.
Новые штрафы с 20.11.2018
Регулярное повышение штрафов ГИБДД стало традицией в нашей стране. Очередная новость пронеслась по интернету – якобы с 20 ноября 2018 года вступают в силу изменения штрафов за нарушения ПДД. Речь идёт о самых распространённых: за скорость, проезд на красный, стоп-линию, езду без страховки ОСАГО, отсутствие водительского удостоверения и за встречку. Но насколько всё это соответствует действительности?!
Какие штрафы повышаются с 20 ноября?
Итак, согласно распространяющейся в сети информации, речь идёт о таких изменениях.
Нарушение ПДД | Новый штраф с 20 числа | До изменений |
---|---|---|
За выезд на встречную полосу | 8 000 рублей | 5 000 или лишение прав |
За езду без полиса ОСАГО | 5 000 рублей плюс штрафстоянка | 800 |
За красный запрещающий светофора | 5 000 рублей | 1 000 |
За стоп-линию | 2 000 рублей | 800 |
За превышение до 40 км/ч от разрешённой скорости | 1 000 рублей | 500 |
За превышение на 40-60 км/ч от разрешённой скорости | 4 000 рублей | 1 000-1 500 |
За превышение на величину более 60 км/ч | 10 000 рублей | 2 000-2 500 |
За езду без прав (водительского удостоверения) | 8 000 рублей | 500 |
Как видим, самое большое повышение наказания по КоАП ожидается за езду без в/у – финансовая санкция повышается аж в 16 раз!
Правда ли всё это?
Нет. Никаких соответствующих федеральных законов об изменениях в Административном кодексе не принималось и не планируется.
Новые штрафы с 20 ноября 2018 года – неправда, фейк, который появляется практически каждый год с одной и той же датой.
О каком фейке идёт речь?! Всё очень просто – в прошлом году мы уже писали соответствующую статью о повышении штрафов с 20 ноября 2017 года на фоне такого же ажиотажа и массового негодования водителей о внезапно и значительно поднявшихся санкциях.
Мы не имеем понятия, кто распространяет данную информацию как первоисточник, но факт остаётся фактом – ежегодно по интернету проносится волна таких вот постов в социальных сетях, на форумах и в чатах и группах мессенджеров:
- новые штрафы появятся 20 ноября и повышаются в несколько раз,
- вносятся поправки в КоАП, утверждающие эти санкции.
Но нужны пруфы!
Разумеется, нам также можно не верить. Поэтому ложность информации о вступлении в силу новых штрафов в ноябре 2018 года нужно доказать. Делается это достаточно просто, если знать главное – как официально вступают в силу изменения в Кодекс об административных нарушениях – а только он регулирует наказания за нарушения ПДД.
Итак, порядок внесения поправок в КоАП такой:
- сначала депутатами разрабатывается проект закона, который вносится на обсуждение в Госдуму,
- далее новый закон должен пройти целых 3 чтения в ГД, в рамках которых на слушаниях активно обсуждается целесообразность проекта; между чтениями всегда проходит неопределённое, но немалое время,
- если проект закона не отклоняют на всех 3 этапах чтений – то есть большинство депутатов голосуют за законопроект, то он принимается Думой,
- далее закон, которому уже присвоен свой номер, подписывается Президентом России,
- теперь он должен опубликоваться на официальном портале правовой информации,
- по истечении 10 дней или через большее время, указанное в самом тексте проекта, Федеральный закон об изменениях вступает в силу, и только тогда начинают действовать новые штрафы ГИБДД.
А теперь главное! Никаких проектов подобных законов не найдёте нигде: ни на портале Правительства в предложенных проектах, ни на официальном портале опубликования (пункт 5 порядка вступления в силу выше), ни где-то ещё.
Ещё больше пруфов
Если официальной информации об изменениях недостаточно, то можно посмотреть все изменения на авторитетных сайтах правовой информации:
- Консультант Плюс – все редакции КоАП и изменения штрафов, в том числе сравнение текущей редакции кодекса с теми, что ожидают вступления в силу,
- Гарант – все редакции (в меню слева по клику на кнопку "редакции") плюс сравнение с актуальной.
Если и этим ресурсам нет веры, то попробуйте самостоятельно найти хотя бы одно издание в сети, которое ссылалось на какой-либо Федеральный закон, вводящий новые штрафы с 20 ноября 2018. Вы таковых не найдёте.
Действующие штрафы
Итак, актуальные штрафы, которые действуют как до 20 ноября 2018 года, так и после этой даты – то есть ничего не меняется.
- Статья 12.3
2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.- Статья 12.9
2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.- Статья 12.12
1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.- Статья 12.12
2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика влечёт наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.- Статья 12.15
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.- Статья 12.37
2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечёт наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
К сожалению, в нашей стране систематическое повышение штрафов ГИБДД уже давно стало настоящей традицией. Именно поэтому, как только в средствах массовой информации появились данные о том, что есть новые штрафы с 2018-2019 года, автолюбители сразу же подхватили эту непроверенную информацию, даже не уточняя, о каких, собственно, изменениях в законодательстве идет речь. Но на самом деле ли это соответствует действительности? И что именно поменялось? Будут ли изменены штрафы за скорость, езду без страховки ОСАГО, стоп-линию, за встречку, а также за отсутствие водительского удостоверения? Об этом более детально в нашей публикации.
Новые штрафы ГИБДД с 20 ноября 2018
Согласно информации, которая была распространена в сети, с 20 ноября 2018 года в силу вступают важные изменения. Прежде всего, они касаются новых штрафов. В частности, сообщалось о таких нововведениях:
- 8000 рублей — за выезд на встречную полосу (раньше — 5 000 рублей)
- 5000 рублей — За езду без полиса ОСАГО плюс штрафстоянка (раньше — 800 рублей)
- 5000 рублей — за запрещающий красный свет светофора (до изменений — 1 000 рублей)
- 2000 рублей – за стоп-линию (раньше штраф составлял 800 рублей)
- 1000 рублей – за превышение от разрешенной скорости до 40 км/ч (раньше – 500 рублей)
- 10000 рублей – за превышение более 60 км/ч (раньше штраф составлял от 2000 до 2500 рублей)
- 4000 рублей – за превышение от разрешенной скорости на 40-60 км/ч (до изменений штраф был на уровне от 1000 до 1500 рублей)
- 8000 рублей – за езду без водительского удостоверения (без прав) (до изменений штраф составлял 500 рублей)
Правда ли все это?
Действительно ли то, что с 2018-2019 вступают в силу новые штрафы ГИБДД? Этот вопрос волнует практически каждого автолюбителя. На самом деле, такая информация далека от истины. Ведь никаких соответствующих федеральных законопроектов об изменениях в Административном кодексе не принималось и в ближайшее время не планируется принимать.
Иными словами, то, что с 2018-2019 года появятся новые штрафы являются настоящим фейком. Что примечательно, такая неправдивая информация с периодичностью появляется каждый год практически в одно и то же время. Такие данные являются очередным бесполезным фейком, который не имеет ничего общего с реальными изменениями нормативных штрафов и актов. Догадаться об этом несложно, ведь настораживают неграмотные формулировки типа «пешеход вне зебры» и «пешеход на зебре».
Что примечательно, аналогичная рассылка была еще и в прошлом году. Тогда в социальных сетях и даже на нескольких официальных средствах массовой информации прошел целый ряд сообщений, которые были посвящены новым штрафам и поправкам в правилах дорожного движения. Причем, информация из каждого источника была разной.
Наиболее популярные варианты касались следующих поправок:
- Штраф за так называемую «пешеходку»;
- Штраф за знак «шипы»;
- Новые правила, которые касаются проезда круговых перекрестков;
- Новый регламент ГИБДД;
- Увеличенные штрафы за систему «Платон»
Официальная процедура
Для того чтобы минимизировать в будущем возникновение ситуаций, когда поступает неправдивая информация, важно быть осведомленным о том, какой именно существует порядок применения правок в КоАП.
В самом начале депутаты разрабатывают проект закона. Он в дальнейшем вносится на обсуждение в Государственную думу. После этого закон проходит три чтения в ГД. На этом этапе активно обсуждается целесообразность нового проекта. Между чтениями обязательно проходит определенное время. В ситуации, когда проект закона на всех трех этапах чтений не отклоняют, а большинство депутатов за данный законопроект голосуют, его принимает дума. После этого закон, которому уже присвоен определенный номер, подписывает Президент Российской Федерации. Дальше закон публикуют на официальном веб-портале правовой информации.
Как правило, по истечении десяти дней или через другой более продолжительный период (он указан всегда в самом тексте законопроекта) Федеральный закон вступает в силу. И только после этого новые штрафы ГИБДД начинают действовать.