Меню Закрыть

Система помощи при подъеме в гору

Весьма популярная опция, позволяющая даже новичкам, недавно получившим права на вождение, чувствовать себя вполне уверенно и комфортно даже за рулем большого, тяжелого внедорожника в условиях бездорожья, горных серпантинов и дорог с опасными подъемам и спусками.

Экстремальный спуск – процесс далеко не безопасный

Современное автомобилестроение предполагает создание и использование огромного количества опций, призванных облегчить работу водителя, создать для него максимально комфортные условия при вождении. И в этом плане система помощи при спуске, активируя которую водитель включает торможение, не позволяющее разогнаться на крутых горных склонах и опасных серпантинах, вполне оправдывает свое предназначение. Еще бы, ведь не давая, скажем, тяжелому внедорожнику разогнаться до критических в условиях экстремального спуска 15 – 20 километров в час, помощь при спуске до предела упрощает управление. И это позволяет водителю целиком сконцентрироваться именно на дороге.

Опции, задающие функциональный алгоритм тормозной системе – для всех условий езды

Подобные опции, позволяющие регулировать скоростной режим движения, оказываются весьма актуальными особенно в тех случаях, когда дополнительная помощь в управлении требуется новичку, для которого даже скатывание под гору может оказаться серьезным испытанием, во время которого есть шанс перегреть тормозные колодки (если по неопытности слишком долго держать тормозную педаль нажатой). Что уж говорить о том, насколько полезной может оказаться такая функция, как помощь при трогании на подъеме, с которым даже опытный водитель не всегда может справиться. Особенно если машина большая, тяжелая или груженая. Тем более что чисто технически, эти две функции весьма сходны.

В одном случае, необходимо, чтобы тормозная система автомобиля держала колеса в заблокированном состоянии до тех пор, пока автомобиль не тронется с места вперед, в гору (это система помощи при подъеме), в другом – частичная блокировка и активизация тормозной системы позволяет не дать разогнаться при резком и продолжительном спуске.

Маркировка у производителей разная, но функционально опции похожи

Как бы то ни было, опции, которые функционально предназначены для того, чтобы оказать водителю помощь при подъеме в гору, равно как и система помощи при спуске, весьма популярны. Правда, конкретного обозначения для нее на международном автомобильном рынке пока еще не существует, и каждый производитель достаточно произвольно маркирует их собственной терминологией.


Например:

  • Для европейских Фольксвагена, БМВ и Ровера принято обозначать ее буквами HDC (это помощь при спуске), и HHC (это – помощь при подъеме).
  • Японская Тойота называет свою систему, призванную оказывать помощь при трогании на подъеме маркировкой HAC (для обозначения системы помощи при спуске используется маркировка DAC).
  • Японский же Ниссан – DDS (спуск) и USS (подъем).
  • Корейцы (Хьюндай) обозначили систему автоматического торможения маркировкой DBS.

Как они работают

Однако суть и функциональность опции от названия не меняется, равно как и принцип работы. Предполагается, что тормозная система автомобиля активизируется на работу в определенном скоростном режиме и, скажем, помощь заключается в том, что если необходимо поехать в гору, то отпуская тормозную педаль, водитель не деблокирует тормозную систему полностью. И тогда машина не скатываться назад до тех пор, пока тормоза не «почувствуют» движение вперед. Тогда только тормоза «отпускают», и автомобиль трогается в гору без предварительного (даже малейшего отката назад).

Читайте также:  Как согнуть тормозную накладку

Секрет конструкции – заранее заданный алгоритм интенсивности движения

Сама по себе конструкция этой опции может ощутимо различаться у разных производителей. Однако одинаков смысл: задается заранее предусмотренный алгоритм функционирования, который и при подъеме в гору, и при спуске под гору, автоматически активирует тормозные колодки в режиме наибольшего соответствия заданной программе.
Удобство и комфорт управления транспортным средством, снабженным подобной опцией, оценили уже давно многие миллионы автомобилистов во всем мире. И система помощи при подъеме, позволяющая даже новичку чувствовать себя уверенно за рулем даже на самом экстремальном горном серпантине, сегодня предусмотрена, наверное, на всех тяжелых внедорожниках. Да и на других автомобилях (седанах и прочая) система помощи при подъеме встречается достаточно часто.
" alt="">

Магическая кнопка – и можно смело въезжать в бездорожье

Обычно система представляет собой специальную кнопку, расположенную в салоне, которую водителю следует активировать перед тем, как въехать на участок бездорожья. И будучи активированной, она при подъеме в гору будет блокировать обратный ход колес, «отпуская» их только в том случае, когда будет обозначено движение вперед, при спуске же крутом не будет давать автомобилю разгоняться свыше пяти – пятнадцати километров в час. Что для крутого спуска под гору является оптимальной скоростью. При нажимании на кнопку давление в тормозной системе повышается до тех пор, активируя тормозные колодки, пока скорость автомобиля не будет соответствовать заданному алгоритму (при спуске). При подъеме же давление снижается постепенно с тем, чтобы удерживать автомобиль на подъеме в неподвижном состоянии до тех пор, пока он не тронется вперед.
" alt="">

Все , кто впервые усаживаются в кресло водителя , знают о том , как сложно и трудно с самых азов постичь моменты обучения и первых движений на подъеме . Особо актуален вопрос во время плотного городского трафика , где малейшее движение с уклона назад может привести к аварии , особо огорчив начинающих водителей . 🙁

Производители автомобилей с каждым днем добавляют новые функции , встраивая пачки датчиков и разной электроники , чтобы обеспечить безопасное вождение и комфорт пользователей на своих транспортных средствах . Данный вопрос очень важен и разработчики уделяют ему особое внимание и применяют различные подходы к решению .

Более оснащенные и укомплектованные дорогие транспортные средства обладают системой помощи при трогании на подъеме HSA . Что же это такое ? Каков главный принцип функционирования системы , помогающей трогаться и ехать в гору ?

HSA ( Hill Start Assist ) – система , способствующая старту и движению вверх по склону , запускается тогда , когда транспорт находится под уклоном , при значении угла склона не меньше пяти градусов , при этом задействована педаль тормоза . Угол и параметры системы могут регулироваться и подстраиваться конкретно под водителя , меняя значения и параметры системы в общем . В момент старта водитель отпускает педаль тормоза , но отключение тормозной силы не происходит до момента , пока водитель не нажмет на педаль газа и машина не тронется . Данный принцип позволяет предотвратить ход машины по склону вниз , тем самым не задействуя ручной тормоз , чем повышается безопасность , комфорт и ответственность при вождении .

Читайте также:  Головка блока цилиндров приора 16 клапанов цена

Во главу своих разработок все производители авто во — первых ставят безопасность , жертвуя множеством тестируемых экземпляров автомобилей , и проводя сотни часов на тестируемых полигонах и условных площадках , моделирующих и ту и другую ситуацию по отдельности .

Разные производители по — своему называют и дорабатывает HSА , внося определенные коррективы и наработки в уже имеющиеся стандарты :

  • Фольксваген имеет аббревиатуру ННС ( Hill Hold Control );
  • Фиат и Субару имеют в своем арсенале НН ( Hill Holder );
  • У Тойота – система помощи при старте на подъеме HAC ;
  • Нисан обладает системой USS ( Uphill Start Support ).

Основываясь на фундаменте принципов динамической стабилизации , системы помощи на подъемах есть программно настраиваемыми дополнениями . Основываясь на принципах и основе сбавления давления в тормозной системе , отпуская педальку тормоза , инерционная составляющая не дает возможности скатывания транспорта по склону вниз .

Соблюдая условие 5 % уклона горки , машина должна быть заведена , а педалька тормоза выжата .

Цикличность действия системы имеет 4 — е основных этапа взаимодействия между собой :

  • нагнетание тормозного воздействия ;
  • удержание воздействия ;
  • минимизация замедляющей силы ;
  • высвобождения тормозной силы .

Во время отпускания педальки тормоза и плавном срабатывании педали газа запускается обратный процесс и все клапаны раскрываются , предоставляя доступ к перепускным клапанам , снижающим действие тормозного давления .

Во время достижения необходимого крутящего момента клапаны раскрываются полностью , тем самым выполняя общее сбрасывание давления в системе .

Стоит учесть , принцип уместен и при движении на возвышенность , при составляющем угле наклона , даже во время трогания задним ходом .

Далеко не все знают, для чего нужна система помощи при трогании на подъеме HSА. Это достаточно новая опция, появившаяся сравнительно недавно. В связи с этим, немногие автолюбители видели, как это работает на практике. Из-за этого, возникает большое количество вопросов, а также сомнений в эффективности данной функции. Поэтому, при покупке нового автомобиля, люди просто отказываются от подобной опции. С одной стороны, это снижает стоимость, с другой, значительно снижает комфорт от поездки по городу. Где зачастую, приходится останавливаться перед светофорами именно на подъемах. Таким образом, экономить или нет решать вам.

Содержание

Описание

Система помощи при трогании на подъеме HSА, по сути системой не является. Это часть системы стабилизации торможения. Включается эта функция при остановке на уклоне свыше 5°. Это позволяет уверенно стартовать на склоне даже новичку. При остановке на склоне и нажатии на педаль тормоза, срабатывают клапана, которые удерживают в рабочих цилиндрах давление. Открываются эти клапана только после нажатия на педаль газа, и набора мотором оборотов, необходимых для начала движения. Так достигается полностью безоткатный старт, даже при низких навыках вождения.

Такой функцией, предотвращающей ДТП, сейчас оснащаются самые современные модели от многих крупных производителей. Практически все они дают этой функции свои собственные названия. Например, HSА можно встретить на Toyota. У других компаний названия опции могут отличаться:

  • HHC – так обозначают эту систему немецкие производители;
  • Hill Holder – такое наименование можно встретить у Fiat, Subaru;
  • USS – это обозначение встречается у Nissan.
Читайте также:  Какие колеса на оке

При покупке нового автомобиля обращайте внимание на наличие или отсутствие указанных обозначений.

Механическая коробка

Изначально, данная система предназначалась для использования совместно с автоматической трансмиссией. Впоследствии ее доработали, и стали применять на всех типах коробок. При этом, наименее удачным получилось сочетание HSА и механики. Дело в том, что данная система отмечает и реагирует на следующие факторы:

  • Нажатие на тормоз;
  • Отпускание тормозов;
  • Нажатие на газ.

То есть, она включается при нажатии на тормоз и остановке на склоне. При этом, отпускание колодок происходит при включении трансмиссии (отпускание тормозов) и наборе определенных оборотов. На механических КПП сброс давления может произойти при перегазовке на нейтрали. В результате, происходит откат машины назад, причем совершенно неожиданно для водителя, что может привести к ДТП.

Происходит это по причине неумения системы различать простую перегазовку и начало езды на механических коробках. Поэтому, в сочетании с механикой такая система не приобрела высокую популярность. Если вы все же купили автомобиль с механической трансмиссией, укомплектованный такой системой, то будьте крайне аккуратны при остановках на склоне.

Активация системы

Как уже говорилось выше, система помощи при старте на подъеме работает при уклонах свыше 5°. Но, при желании ее можно включить и при меньшем уклоне, например, при вынужденной остановке на лежащем полицейском. Для срабатывания системы необходимо просто выжать тормоз в пол до упора. При этом, произойдет активация HSА. Дальше все будет работать, как обычно.

Часто водители интересуются, будет ли работать эта система при движении назад. Настройки HSА позволяют использовать ее при трогании в горку назад. Это позволяет спокойно трогаться в горку на задней передаче.

Другие полезные системы

Помимо этой замечательной системы имеются и другие функции, которые помогают управлять автомобилем. Перечислим некоторые из них:

  • ETP – это система динамической стабилизации во время движения. По сути, описанная выше функция помощи при трогании, является частью этой программы. При необходимости помогает удерживать машину на выбранной траектории движения, путем притормаживания некоторых колес и управления АКПП;
  • HAH – автоматический ручник. Позволяет одним нажатием кнопки включить аналог ручного тормоза. Автоматически отключается при нажатии на педаль газа;
  • HDS – позволяет контролировать спуск с горы;
  • EBS – эта система позволяет в экстремальной ситуации значительно усиливать тормоза. Срабатывает в случае экстренного торможения, когда водитель по какой-либо причине недостаточно сильно нажимает на педаль тормоза.

Заключение. Современный автомобиль имеет большое количество полезных функций, значительно облегчающих поездку, особенно для неопытного водителя. Также имеется большое количество опций, повышающих безопасность. К таким относится система помощи при трогании на подъеме HAS. Благодаря ее наличию, даже совсем неопытный водитель спокойно поедет в горку безо всякого отката. Только нужно учитывать, что такая система работает не со всеми трансмиссиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector