Меню Закрыть

Солекс на уаз какие жиклеры

Модель карбюратора Солекс 21083 с жиклерами, которые влияют на свойства топливо-воздушной смеси, может быть доработана под любой объем двигателя. Для этого достаточно подобрать жиклеры, что вполне под силу опытному автолюбителю. Солекс 21083 при условии грамотного усовершенствования вполне в состоянии заменить карбюратор ДААЗ-4178 на УАЗ.

Есть еще одна причина целесообразности данной операции. Серийный выпуск допускает незначительные отклонения в размерах. Это может стать причиной более, чем 5%-ного разброса заявленных показателей карбюратора.

В процессе работы отклонения еще более увеличиваются, что ухудшает динамику автомобиля и ведет к перерасходу горючего. Более того, способ подбора жиклеров и регулировки карбюраторного узла поможет приспособить его к нужному двигателю. Перед выполнением доводки необходимо проконтролировать:

  • механизмы двигателя;
  • тепловые зазоры клапанов;
  • свечи;
  • высоковольтные провода;
  • угол опережения зажигания;
  • состояние фильтра;
  • тяги привода заслонок.

После вышеперечисленных операций нужно провести замер топливных расходов в ходе поездки. Далее карбюратор Солекс 21083, жиклеры которого подлежат замене, очистить и проверить уровень топливной жидкости в поплавковой камере. Желательно наличие нескольких жиклеров с различными параметрами.

Для удобства работы следует сверлом на 7,5 мм расширить каналы над колодцами. Такая операция позволит менять жиклеры в ходе подбора при снятой крышке фильтровочного элемента. Дроссельную заслонку нужно зафиксировать в закрытом положении, чтобы избавиться от влияния второй камеры. После окончания процесса фиксацию удалить.

Учитывая цифры пробной поездки, делается вывод о выборе жиклера. При перерасходе горючего на среднем режиме движения стоит заменить жиклер первой камеры на тот, который имеет меньшую производительность. Если стоял жиклер с маркой «107,5», то сперва заменить на «105», затем на «97,5» и далее. В таком порядке стоит поступать до появления провалов при открытии дроссельных заслонок.

В данном случае заменяем деталь на предыдущую с большей пропускной способностью. После этого возможны провалы при трогании автомобиля с места – необходимо обогащение смеси. Увеличивая производительность жиклера системы холостого хода, можно добиться исчезновения провалов. Однако перед началом подбора нужно провести ряд действий:

  1. Вывернуть электромагнитный клапан.
  2. Намотать нитку на резьбовую часть и поставить клапан на место.
  3. Запустить мотор.
  4. Плавно выкручивать жиклер ХХ до изменения работы мотора.
  5. Регулировать винтами состава смеси.

Далее оценивается функционирование автомобиля при трогании – если провалы исчезли, то замена оправдана. Если эффекта добиться не удалось, нужно продолжать отворачивать жиклер карбюратора Солекс 21083, а затем снова проверить поведение транспортного средства.

Наиболее распространенными являются карбюраторы Солекс модификаций 21053, 21083, 21073, 21041. Отличаются они тарировочными данными, т.е. сечением больших диффузоров (БД), значением и типом жиклеров и прочими потрохами, и рассчитаны под определенный объем двигателя и его тип.

21083 – «базовая» модификация карбюратора с самым маленьким сечением диффузоров 21х23, рассчитан на поперечно расположенный «зубильный» двигатель объемом 1,5л. Особо популярен тем, что из него можно получить солекс любой модификации, а так же уникальный, проточить под любое значение диффузоров и так далее. Ставить на двигатель объемом больше чем 1,5л нежелательно – на высоких оборотах он будет душить двигатель из-за маленького сечения БД. Стоит ометить, что 21083 готовит обедненную смесь (в силу особенности мотора 2108) и для получения хорошей динамики на двигателе УЗАМ желательно поменять жиклеры.

21053 – для продольного двигателя 2105 объемом 1,5 литра, имеет диффузоры 23х24. Наиболее приемлемый вариант для двигателей 1,5 литра, требует минимальной настройки. Если нет желания долго воевать с жиклерами или искать толкового карбюраторщика – это солекс для вас

21073 – для нивы, под объем 1,7л, диффузоры 24х24, популярен среди владельцев моторов УЗАМ-1,7, на двигатель 1,7 л стает так же с минимальной доводкой.

Особенность: дополнительно имеет 2 штуцера рециркуляции отработанных газов, в других солексах их нету (позиция "a" на фото).

21041 – единственный карбюратор семейства солекс, разработанный для москвичевского двигателя объемом свыше 1,8 л, имеет самые большие диффузоры – 24х26. Внимание! Есть несколько модификаций данного солекса под МПСЗ или БСЗ, отличаются отсутствием и наличием штуцера вакуумного опередителя зажигания, будьте внимательны.

Читайте также:  Проверка всех приборов на панели одним нажатием

В дополнение хочу сказать, что под любой объем можно настроить любой солекс – вопрос времени и нервов и спаленного бензина . Если поставить на 1,5 литра солекс 083 – получим приемистый движок на низах, который будет затыкаться после

4500об, если поставим

Внимание! Все солексы ОДИНАКОВЫ внешне и по устройсту, потому устанавливаются, подключаются и настраиваются ОДИНАКОВО, независимо от модели.

Внешний вид и подключение карбюратора на примере 21041-****-10.

1. Электроклапан, применяется для системы ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода), перекрывает подачу топлива через жиклер холостого хода, сам жиклер можно найти, если выкрутить электроклапан. Если у вас нет блока ЭПХХ, то на клемму электроклапана надо подвести +12 вольт так, чтобы при выключении зажигания напряжение на нем пропадало (прекратится подача топлива на ХХ), что позволит легко заглушить двигатель и избежать калильного зажигания.

2. Штуцер отбора картерных газов, нужен для того, чтобы засасывать картерные газы из двигателя на холостом ходу, когда дроссельные заслонки закрыты. Подключается к тонкому шлангу на кастрюле для солекса или же врезается в основной шланг отбора картерных газов.

Если в кастрюле нет тоненького штуцера для него, надо соединить шлангом с основной трубкой картерных газов или же просто одеть на него трубочку с топливным фильтром на конце. Заглушать не рекомендуется, чтобы не нарушать работу ХХ.

3. Штуцер вакуумного опередителя зажигания, соединяется шлангом с трамблером.

4. Трубка подогрева первой камеры, для стабильной работы в зимний период, трубку надо врезать в систему охлаждения, удобно для этого использовать шланг, выходящий из коллектора.

5. Штуцер подвода топлива.

6. Винт регулировки КОЛИЧЕСТВА оборотов ХХ (черная пластмассовая ручка). На конце этого винта висит проводок с клеммой, она используется в системе ЭПХХ, если у вас ее нету, то проводок никуда не подключать (изолировать его не надо).

7. Отверстие, в котором находится винт регулировки КАЧЕСТВА смеси ХХ.

8. Ось заслонки первой камеры, к которой гайкой прикручен кулачек ускорительного насоса (УН)

а. У 21073 тут вставлены трубки рециркуляции отработанных газов, они соединяются между собой кусочком шланга.

b. Тут находится штуцер обратного тока топлива в других модификациях солекса.

Установка карбюратора солекс, на примере 21041-10.

Существует 2 варианта установки карбюратора солекс: первой камерой(камера с воздушной заслонкой сверху) к головке блока цилиндров (как стандартные к126 и ОЗОН) и первой камерой дальше от ГБЦ. Кроме того в зависимости от выбора установки существуют 2 варианта подключения привода дроссельной заслонки, об этом чуть позже.

Вариант «первой камерой дальше от ГБЦ» называют еще «развернутым» соелксом. Суть этого «разворота» в следующем. Когда карбюратор стоит первой камерой ближе к ГБЦ, то расстояние, от нее до 1 и 4 цилиндра большее, чем до 2 и 3, таким образом двигатель получает больше смеси в 2,3 и беднит в 1,4 , что заметно по цвету свечей после длительной эксплуатации двигателя, кроме того, при полном форсаже, когда открыты обе камеры воздух идет по пути наименьшего расстояния – т.е. через все ту же первую камеру, меньшую в диаметре и с более бедными жиклерами. Разворот солекса позволяет несколько уравнять расстояние до цилиндров и при открытых заслонках воздух будет идти большей частью через бОльшую вторую камеру.

Если выбор пал на вариант номер 1, первой камерой к ГБЦ, то привод дроссельной заслонки при желании можно реализовать без переделок родной тяги, что очень просто и быстро (недостаток – родные люфты педали газа остаются с нами), при «развернутом» варианте необходимо делать тросовый привод газа.

Читайте также:  Фиат альбеа тюнинг своими руками

КОРМИЛЕЦ

Предмет нашей очередной беседы с асами торговли — карбюратор. Обзор рынка приборов, обеспечивающих здоровое питание моторов. и продавцов.

Максим САЧКОВ. Рисунок Эдуарда Конопа

Где делают карбюраторы?

Для отечественных легковых машин их производят Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ) и АО «Пекар» («Петербургские карбюраторы», бывший карбюраторно-арматурный завод ЛенКарЗ, С.-ПКарЗ).

Желтоватые карбюраторы из Санкт-Петербурга маркируют буквой и трехзначным индексом (надпись выполнена прямо на корпусе). Буква же после серии обозначает модификацию. Так, модель К-151 устанавливают на «волги» со старым «402-м» мотором, К-151Д — на 150-сильный «406-й», а К-151В предназначен УАЗу.

Все ДААЗы выдает серый корпус. На него наносят аббревиатуру завода и номер по каталогу запчастей. Первые цифры часто совпадают с обозначением модели автомобиля (двигателя). Например, на VAZ 21083 установлен ДААЗ-21083-1107010. Кстати, кодом 1107010 как раз и обозначается запасная часть под названием «карбюратор» и присвоенные ей цифры повторяются в каталожных номерах всех приборов. Мы же оставим их только для таблицы.

Почему карбюраторы «самар» называют «солексами»?

Правильнее — типа «Солекс». Вообще, всех «димитровградцев» можно разделить на две большие группы. В первой — «озоны», усовершенствованный вариант легендарных карбюраторов типа «Вебер», которые помнят еще по первым «жигулям». Унаследовав конструкцию родителей, они приобрели пневмопривод второй дроссельной заслонки и экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). А к многозначным индексам прибавилось имя собственное — «Озон».

В середине 80-х ДААЗ освоил совершенно новые приборы для новорожденной вазовской «восьмерки». Их для простоты и называют «солексами», по имени французской фирмы, давшей жизнь этой конструкции.

На кого работает ДААЗ?

Познакомьтесь с таблицей. Для «жигулевских» моторов объемом 1,2 и 1,3 л Димитровград выпускает карбюраторы серии ДААЗ-2105, а для 1,5- и 1,6-литровых — ДААЗ-2107 (подробнее ЗР, 1998, № 7). Внутри серии приборы различаются тарировочными данными (сечением жиклеров, регулировками под разный объем двигателя) и, естественно, маркировкой (двумя последними цифрами). Собираясь на рынок, уточните, какое именно исполнение «Озона» вам нужно, чтобы потом не заниматься «подгонкой по месту». Проще всего посмотреть маркировку старого прибора и спрашивать такой же. У тех, что имеют на конце цифру 20 («двадцатых»), нет микроэлектронного выключателя (датчика положения дроссельной заслонки), на «десятых» же не предусмотрен штуцер под вакуумный регулятор распределителя зажигания, а топливный жиклер первой камеры большего диаметра.

Вслед за «восьмой» серией карбюраторов (модификации ДААЗ-21081, 2108, 21083) появились «солексы» для «жигулей»: ДААЗ-21051 и ДААЗ-21053. Автомобили, оснащенные такими карбюраторами, в основном, шли на экспорт (потом, правда, большей частью возвращались). Много вопросов и споров возникает по поводу толстой трубки, выходящей из корпуса верхней крышки такого карбюратора. Это штуцер отвода паров топлива из поплавковой камеры. Если автомобиль не оборудован системой улавливания паров бензина (что бывает чаще всего), ее достаточно просто заглушить.

Для 1,7-литрового вазовского двигателя и уфимского объемом 1,8 л производят новые «солексы»: 21073 и 21041. «Оке» с мотором 650 смз предназначен «1111-й», более мощной — «11113-й». «Десятке» досталась модификация «восемьдесят третьего» — ДААЗ-21083-31. Отличие от родственника — автоматическое пусковое устройство.

Выпускают «озоны» для «москвичей» — столичных и ижевских — с маркировкой 2140. Обращайте внимание на две последние цифры! Часть уфимских 1,5-литровых двигателей оснащали карбюратором 2140–10. Он полностью взаимозаменяем с «двадцатым», отличие только в пневматическом приводе второй дроссельной заслонки. Такая же конструкция и у ДААЗ-2141 — для «41-х» с двигателем VAZ 2106. На остальных — привод механический.

А что же остается на долю «Пекара»?

В основном, конвейеры ГАЗа и УАЗа. До 1987 года на «волги» с двигателем ЗМЗ-402.10 устанавливали только карбюратор К-126ГМ. С освоением GAZ 24—10 появился упоминавшийся К-151 — более экономичный, с автономной системой холостого хода и ЭПХХ. Прибор, по сравнению с предшественником, стал еще капризнее, частенько требует чистки и регулировки. Те же недостатки приобрел и К-151В, сменивший К-126ГУ.

Читайте также:  Как отремонтировать стрелку спидометра

А можно ли вместо петербургских использовать димитровградские карбюраторы?

Чуть больше года ДААЗ выпускает для «Волги» модель 2410 типа «Солекс», пригодную для замены устаревшего К-126ГМ. Кого не устраивает К-151, может поставить на свой мотор недавно появившийся в продаже ДААЗ-31029. Производители обещают улучшение динамических характеристик и снижение расхода топлива. Правда, цена «димитровградцев» в два-три раза выше. Владельцев «уазиков», возможно, порадует новинка — предназначенный для них «Солекс» ДААЗ-4178.

А ведь кое-кто устанавливал «жигулевские» карбюраторы на «волги».

И не только на «волги». Умельцы ставили «нивовские солексы» и «семерочные озоны» на «газели», УАЗы и даже иномарки (подробнее ЗР, 1996, № 7). Ездили и были довольны. Некоторые делают так до сих пор. Но есть ли смысл? Чужой карбюратор кормит мотор не лучшим образом (хотя и может оказаться надежнее). Сегодня, пожалуй, целесообразнее приобрести прибор, специально адаптированный к вашему двигателю.

А как быть владельцам ветеранов автопрома? Можно ли для них найти что-либо подходящее?

«Жигули» первых выпусков комплектовали карбюраторами типа «Вебер». Большинство деталей к ним подходит от «озонов». А если решено обзавестись новым карбюратором, советуем вместо ДААЗ-2101 установить «2105», а вместо «2103» и «2106» приобрести «2107».

Часть «москвичей» до 1985 комплектовалась все тем же «Вебером» 2101–11. При необходимости его можно заменить на ДААЗ-2105 в исполнении «10» или «20». А чтобы установить «Озон» вместо К-126Н (или К-126ГН), придется разориться на шпильки крепления карбюратора к впускному коллектору (штатные немного короче) и вазовский воздушный фильтр (в сборе).

Вспомним и о «тавриях». Некоторые из них поступали в продажу с «ленкарзовским» К-133М, который, по отзывам, не нравился никому из владельцев. Установка вместо него родного ДААЗа потребует некоторых переделок: на рынке продается специальный комплект запчастей для переоборудования.

На реэкспортных «самарах» можно увидеть ДААЗы, опутанные проводами и трубками.

Это высшая ступень развития наших «солексов» — электронный карбюратор ДААЗ-21083-62. Он отличается от «восемьдесят третьего» полуавтоматическим пусковым устройством, системой рециркуляции, актюаторами (электроклапанами) холостого хода и главной дозирующей системы. Управляет им компьютер. Как показывает опыт, проще и надежней заменить его обычным ДААЗ-21083, изолировав «ненужные» провода и заглушив трубки (см. ЗР, 1994, № 9).

А как обстоят дела с запчастями?

С этим проблем нет: в магазинах и на рынках есть все, кроме, пожалуй, деталей к последним «изобретениям» ДААЗа (к ним, впрочем, подходит большинство запчастей от старых моделей). Предлагаются любые ремкомплекты по цене от 10 до 100 рублей, а отдельно прокладки, диафрагмы, игольчатые клапаны и многое другое. Есть даже составные части карбюратора, например, блок дроссельных заслонок к «Озону».

Где все-таки лучше покупать карбюратор: в магазине или на рынке?

Вероятность, что в магазине продадут незаводской (собранный в гараже из запчастей) карбюратор, такая же, как и на рынке (некоторые торговые точки «закупаются» именно там). На заводских изделиях обязательно стоят штампы ОТК, выполнены все необходимые регулировки (уровень в поплавковой камере, положение дроссельных и воздушной заслонок), установлены заглушки. Внимательно осмотрите покупку — нет ли механических повреждений. Обязательно потребуйте у продавца гарантию.

В качестве напутствия напомним, что карбюраторы редко требуют замены «по неисправности». Но если вы твердо уверены в необходимости покупки нового прибора — надеемся, изложенные здесь сведения вам помогут.

1. «Озон» для «Жигулей»: ДААЗ-2105.

2. «Солекс» из Димитровграда: ДААЗ-21073.

3. Продукция АО «Пекар» — К-126ГМ для «Волги».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector