Меню Закрыть

Тахометр показывает меньше оборотов чем есть

Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.

Классификация по принципу работы

  • Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.
  • Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
  • Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.

Устройство и принцип работы

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

Схема подключения

При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:

  • к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;
  • подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;
  • подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;
  • подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.

Характерные неисправности

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  • целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  • качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  • целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.
Читайте также:  Как катушку зажигания проверить лампочки

На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.

В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.

Как самостоятельно найти причину неисправности

Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.

Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» — постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.

Стрелка тахометра дергается

Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.

Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.

«Купил тахометр, а он врёт!»

1. Этап – « Усмирение стрелки»

Хаотичное движение стрелки я уже описывал выше, и с этим явно нужно было что-то делать, так как даже если бы прибор показывал правильно, то при таких колебаниях стрелки, уловить точные показание было крайне не легко.
Для устранения этого недостатка, дополнительно, в цепь подключения прибора был установлен конденсатор для фильтрования импульсов подающихся с катушки зажигания на тахометр. Для этого был взят конденсатор с прерывателя – распределителя контактной системы зажигания ВАЗ. Он и служит именно тем фильтром, который «усмиряет» стрелку тахометра.

2. Этап. «Калибровка прибора»

Долгие размышления и разбирательства в принципе действия самого прибора (который действует по принципу амперметра) привели к той мысли, что переключая тумблер количества цилиндров, мы делаем ни что иное, как меняем сопротивление силе входящего тока, вызванного импульсами катушки зажигания. То есть, фактически, нам необходимо было уменьшить сопротивление на входе. Было принято решение разбирать прибор! Достав внутренности тахометра, и повернув их задней стенкой (там где тумблер) к себе, я вздохнул с обнадёживающим облегчением. Как я и надеялся, над каждым положением тумблера был свой потенциометр, то есть резистор переменного типа с возможностью изменения сопротивления. Каждый потенциометр имеет свой регулировочный винт (под крестообразную отвертку).

Далее приведены показания тахометра и диагностического прибора на разных режимах.

И так, что мы имеем? Да, точность далеко не на 100 %, но данные подогнаны к круглым значениям так, чтобы улучшить процесс управления автомобилем, сделать его более удобным. И в принципе – у нас получилось!
Сейчас, во время езды, всё внимание на тахометр. Для себя определены ориентиры: 3000 об/мин на тахометре – это примерно 2500 об/мин двигателя, а 4000 об/мин – это 3000 об/мин двигателя.

Ну и 3-ий этап – «Установка».
Тут уже всё зависит от фантазии и «прямоты» рук. Я установил тахометр на рулевую колонку, предварительно изготовив кронштейн из пластмассы и обклеив тахометр пленкой под кожу (фактура такая же как и пластика рулевой колонки).

Для водномоторника, интересующегося ходовыми характеристиками своего судна, наиважнейшим инструментом является тахометр. Именно ему на приборной доске отведено самое большое внимание, и на нем чаще всего останавливается взгляд.

Читайте также:  Из каких частей состоит глушитель

Именно тахометр сразу говорит, как себя ведет лодочный мотор и правильно ли сделаны настройки двигателя. И какая начинается головная боль, если тахометр вдруг выйдет из строя.

Для водномоторника, интересующегося ходовыми характеристиками своего судна, наиважнейшим инструментом является тахометр. Именно ему на приборной доске отведено самое большое внимание, и на нем чаще всего останавливается взгляд.

Именно тахометр сразу говорит, как себя ведет лодочный мотор и правильно ли сделаны настройки двигателя. И какая начинается головная боль, если тахометр вдруг выйдет из строя.

К сожалению, это совсем не редкость. С другой стороны, поскольку принцип работы тахометра очень прост, то и причину его неисправности для квалифицированного механика обнаружить совсем не сложно, равно как и устранить такую неисправность.

Неисправности тахометра обычно бывают трех типов: или прибор сломался, или он «врёт», или регулятор (если он есть) — разрегулировался. Если на тыльной стороне имеется выключатель, проверьте: он должен быть в положении «на 12 часов», что соответствует 12-полюсному генератору, установленному на большинстве подвесных моторов.

Из всех трех возможных причин — поломка тахометра обнаруживается проще всего. Сбитые настройки могут долго оставаться незамеченными. Сравнение показаний с другим тахометром, в отношении которого есть уверенность в точности показаний, — единственный способ убедиться в правдивости показаний вашего тахометра.

ЛЮБИТЕ КНИГУ — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ!

Прежде чем попытаться самому устранить неисправность тахометра (особенно проблемы с электричеством), возьмите в руки «Руководство пользователя» для вашего подвесного мотора. В большинстве подобных книг содержатся пошаговые указания по выполнению проверки цепи тахометра.

Провод электропитания имеет светло-серый цвет (по крайней мере — у моторов Mercury, Johnson и Evinrude). Провод обычно начинается в выпрямителе двигателя и/или в корпусе статора, и проходит в трубке изоляции к ключу зажигания или к пульту управления на мостике, откуда он уже идет обратно к тахометру.

Большинство тахометров подключены четырьмя проводниками:

  • плюс электропитания (обычно лиловый),
  • заземление (черный),
  • цепь лампы (синий),
  • вход сигнала (серый).

Для начала следует проверить наличие питания 12 В и правильность заземления. В этом деле лучшим инструментом будет овометр или индикаторная лампочка на 12 вольт. Достаточно одним проводом соединить с землей овометр или лампочку, включить зажигание и коснуться плюсом пробника лилового провода на тыльной стенке тахометра.

Овометр покажет напряжение 12 В, и, если Вы используете индикаторную лампочку, то она загорится. Поменяйте контакты, чтобы проверить правильность заземления, или подключите провод заземления овометра или лампочки к проводу заземления тахометра.

Если случился обрыв в цепи питания или заземления, эту неисправность легко можно устранить самому, и тахометр сразу же заработает нормально. Если же питание не восстановилось, то следует проверить, нет ли в цепи тахометра сгоревшего предохранителя. Он часто перегорает о непрерывной вибрации на борту. После проверки питания и заземления, если тахометр не заработал, то следует заняться теперь самим тахометром.

ОТКУДА ДУЕТ ВЕТЕР?

Простейший способ диагностировать работоспособность тахометра — взять другой тахометр. У меня есть цифровой тахометр «Evinrude», который на клипсе висит рядом с основным тахометром двигателя моего катера, и служит исключительно для контроля.

Совсем несложно залезть под приборную доску, прицепить проводники на основной тахометр, и запустить мотор, чтобы убедиться в том, что бортовой тахометр работает нормально. Если показания сильно разнятся, нужно заняться бортовым тахометром.

Если у Вас нет контрольного цифрового устройства, то следует обратиться к «Руководству пользователя» и проверить источник сигнала, поступающего к тахометру. В данном случае «сигнал» — это положительная пульсация тока, поступающего прямо от генератора (от статора) через выпрямитель.

Вольтметр, считывающий пиковые значения напряжения, следует подключить на «плюс» и установить максимальный масштаб его показаний, чтобы можно было регистрировать любое значение напряжения (в этой цепи), поступающее непосредственно от статора.

Читайте также:  Какое напряжение на зарядном устройстве автомобиля

Проверьте работу и характеристики электрической цепи именно Вашего лодочного мотора на Вашей лодке, потому что порядок проверки, контрольные точки и разводка проводов на разных подвесных моторах все-таки могут быть различны.

Кроме того, омметром следует проверить проводимость обмотки статора, а также цельность диодов выпрямителя.

Зачастую регулятор напряжения и выпрямитель выполнены в едином блоке, включающем и цепи питания тахометра. Если один компонент выйдет из строя, то не будут работать и все остальные — в том числе не будет работать и тахометр, притом, что и аккумулятор заряжаться не будет.

Так, к примеру, и случилось в прошлом сезоне с моим «Эвинрудом-225» 1993 года выпуска: сначала тахометр лишился питания, а уже тестером я определил, что и аккумулятор не заряжается. Замена статора и сборки регулятора с выпрямителем решила все проблемы.

Тщательно перепроверьте, а еще лучше отнесите блок своему дилеру, чтобы удостоверить правильность обнаружения неисправности. Большинство дилеров не делают возврата электрических узлов и деталей, так что следует проверить работоспособность приборов прежде, чем Вы решите «трясти» кошельком.

ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ!

Зачастую вполне возможно обнаружить неисправность простым внешним осмотром узлов и деталей. В частности, следует осмотреть пластиковое покрытие проволоки обмотки статора.

Если она потрескалась или обгорела, то это почти всегда свидетельствует о том, что статор следует заменить. Разумеется, для этого может потребоваться снять маховик, но в этом есть и польза — можно будет все непосредственно осмотреть.

К счастью, проверка приборами значительно проще. Проводники на большинстве моторов вполне доступны, так что нет ничего сложного в том, чтобы подкинуть омметр и следовать указаниям в «Руководстве пользователя».

Иногда проверка покажет, что выпрямитель и статор генератора исправны, однако тахометр по-прежнему не работает. В таком случае Вам следует проверить целостность серого провода и надежность его крепления к тахометру.

Если и эта проверка не выявила неисправности, то снова возьмитесь за контрольный тахометр и убедитесь, наконец, в том, что Ваш тахометр попросту сломался.

ЭТО НЕОБХОДИМО

Не следует удивляться тому, что Ваш тахометр показывает совсем не те цифры, что и точный контрольный прибор. Расхождение с контрольным тахометром может достигать 500 об/мин. Если показания тахометра на панели приборов отличаются от показаний контрольного тахометра не более чем на 100 об/мин, можете считать, что все в порядке.

У многих тахометров на лицевой панели имеется небольшой регулировочный винтик, которым можно подстроить показания прибора. Для этого следует к работающему мотору подключить контрольный тахометр, сравнить показания обоих приборов и подстроить бортовой. Мой опыт подсказывает, что цифровые приборы заведомо точнее аналоговых собратьев.

Не следует повторять распространенную ошибку и настраивать тахометр по нижним значениям измеряемого диапазона (от 1000 до 2500 об/мин): на минимальных значениях расхождения у всех приборов обычно тоже минимальны.

Настройку следует выполнять по верхнему пределу (5500 об/мин. и более), где как раз наибольшие погрешности и отмечаются. Увы, но неточности в показаниях максимальных оборотов двигателя наиболее важны.

Вместо того, чтобы пытаться сравнить показания двух тахометров в движении на полной скорости на озере, лучше отнесите свой тахометр в мастерскую, чтобы там специалисты уже на стенде выставили абсолютно точные его показания с проверкой в мерном баке.

Чтобы добиться от своей лодки хороших ходовых качеств на высоких скоростях, исключительно важно точно настроить бортовой тахометр. Пренебрежение этой несложной работой не даст возможности реально оценить ходовые качества лодки, проверить правильность подбора винта и мотора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector