Меню Закрыть

Термокомпенсация для реле регулятора

Вниманию читателей предлагается автомобильный реле-регулятор на микроконтроллере PIC12F675, встраиваемый в штатный корпус регулятора. Основная его особенность — поддержание оптимального напряжения на выводах аккумуляторной батареи при работающем двигателе в зависимости от её температуры.

В журналах и Интернете довольно много сказано о "жизни" автомобильных аккумуляторных батарей (АКБ) и представлено немало различных зарядных устройств, от простых до сложных, восстанавливающих "жизнь" АКБ. Большой интерес обусловлен тем, что автомобильные реле-регуляторы напряжения зачастую не обеспечивают оптимальной подзарядки батареи, особенно в зимнее время. К тому же зарядные устройства предназначены для профилактической зарядки вне автомобиля, что не совсем удобно. Как известно, напряжение свинцового аккумулятора зависит от его температуры. Чем ниже температура, тем ниже скорость протекания химических реакций и тем больше должно быть приложено напряжение к АКБ при зарядке. Штатные реле-регуляторы зачастую построены по простым компараторным схемам и неспособны обеспечить правильную зарядку. В продаже есть и тер-мокомпенсированные регуляторы, но установленные внутрь генератора, и нагревшись от двигателя, они также неспособны правильно следить за температурой АКБ. Существуют ещё трёхуровневые регуляторы, но они требуют хотя и редкого, но ручного переключения режима по напряжению (например, "минимум", "норма", "максимум") в соответствии с температурой за бортом автомобиля.

Предлагаемое устройство заменяет штатный реле-регулятор напряжения и позволяет эффективно использовать АКБ, не допуская её перезарядки и недозарядки при изменении температуры самой АКБ.

Схема регулятора представлена на рис. 1. Его "сердцем" является микроконтроллер DD1 PIC12F675-I/SN, тактирующийся от внутреннего генератора частотой 4 МГц. На микроконтроллер через делитель на резисторах R1 и R2 подаётся напряжение непосредственно с плюсового вывода аккумулятора (+АКБ). На ней же и закреплён датчик температуры ВК1 (LM135Z). Это аналоговый датчик с линейной зависимостью напряжения от температуры (ТКН = +10 мВ/К). Конденсаторы С1 и СЗ — помехоподавляющие. Микроконтроллер с помощью встроенного АЦП преобразует аналоговый сигнал датчика в цифровой код. Шаг измерения температуры в программе — 2 °С. По полученному значению программа вычисляет нужное напряжение.

Вычисление происходит на основе загруженной таблицы, построенной по графику, показанному на рис. 2. Вычисленное напряжение сравнивается с реальным на аккумуляторе, и если оно меньше необходимого, то микроконтроллер включает обмотку возбуждения (ОВ) генератора автомобиля. Чтобы исключить многократные переключения на пороговых значениях напряжений, предусмотрен гистерезис около 0,2 В между включением и выключением ОВ. Обмотка управляется ключом на полевом транзисторе VT1 IRLR2705. Для повышения надёжности устройства и ускорения переключения транзистора VT1 затвор последнего подключается сразу к двум выходам GP4 и GP5 микроконтроллера DD1. Питается микроконтроллер напряжением +5 В от интегрального стабилизатора DA1 L78L05CD. Такое же напряжение используется и в качестве образцового для внутреннего АЦП микроконтроллера. Сток транзистора VT1 подключён к проводу, идущему на зажим Ш, а через диод VD1 — к проводу, идущему на зажим В штатного реле-регулятора (см. схему электрооборудования автомобиля ВАЗ-2109). Потребляемый ток устройства — около 4 мА.

Печатная плата изготовлена из одностороннего фольгированного стеклотекстолита размерами 27×21 мм. Чертёж платы показан на рис. 3, а на рис. 4 — расположение элементов в масштабе 2:1. Все резисторы и неполярные конденсаторы — для поверхностного монтажа типоразмера 0805, С4 — оксидный танталовый типоразмера А или В. К контактным площадкам на плате припаяны выходящие наружу через отверстие провода со стандартной четырёхконтактной колодкой на конце. Собранный регулятор помещён в корпус штатного реле-регулятора автомобиля ВАЗ-2109 старого образца. Корпус был аккуратно вскрыт, и на место старой платы приклеена новая. Датчик температуры LM135Z приклеен к толстой латунной шайбе теплопроводя-щим клеем. Эту шайбу затем фиксируют болтом крепления плюсового провода к выводу АКБ. К ней же припаивают питающий провод устройства, идущий от зажима Б.

Читайте также:  Сколько ходят рулевые тяги

Разьём ICSP для программирования не предусмотрен, поэтому микроконтроллер необходимо запрограммировать заранее либо соединить разъём программатора с соответствующими печатными площадками на плате тонкими проводами.

Внешний вид собранного регулятора показан на рис. 5. Его необходимо наладить при температуре +20 °С до установки в корпус. Отключают датчик температуры ВК1 и резистор R1, к затвору транзистора VT1 подключают вольтметр (желательно цифровой). Далее от

регулируемого источника питания подают напряжение +13,8 В на вход стабилизатора DA1 и проверяют наличие напряжения +5±0,1 В на его выходе. На затворе VT1 должен быть высокий логический уровень. Подключают вывод резистора R1. В этот момент высокий логический уровень на затворе VT1 должен смениться на низкий. Подборкой резистора R2 добиваются чёткого появления высокого уровня при напряжении 13,6 В и низкого при 13,8 В. Затем подключают вывод датчика температуры ВК1. При +20 °С порог переключения должен быть 14. 14,2 В. Подключив маломощную лампу на 12 В между стоком транзистора VT1 и плюсом источника питания, убеждаются в правильном переключении транзистора при изменении напряжения питания. На этом налаживание можно считать законченным.

При установке на автомобиль необходимо следить, чтобы провода от регулятора не оказались рядом с высоковольтными, а также защитить контактную колодку от попадания воды и грязи. Желательно применить экранированные провода для цепей питания и датчика температуры.

Этот регулятор напряжения эксплуатируется на автомобиле уже два года, и сбоев замечено не было. Во время лютых сибирских морозов аккумулятор отдавал заметно больший ток стартёру, а в жаркие дни не перезаряжался.

Программу микроконтроллера и чертёж печатной платы в формате Lay можно скачать здесь.

Автор: Н. Овчинников, г. Красноярск

Мнения читателей
  • Владимир / 16.11.2017 — 06:54
    А процессор на унитаз слабо?
  • Дмитрий / 26.07.2016 — 12:49
    Антон, я отъездил зиму с напряжением генератора 15,0В. Минусов не заметил, зато почти дохлый кальциевый АКБ прожил ещё одну зиму без проблем. ЗЫ У меня тогда стоял регулятор ТОРН-67, но в связи с заменой 80-амперного генератора на 120-амперный ТОРН уже не подходит — ищу другую схему.
  • Антон / 22.07.2016 — 10:36
    Всем привет! Ребят, а прошивку никто не переделывал, а то мне кажется, что 15.5v при -30C это жестоко. Генер при такой нагрузке износит ремень очень быстро. Поправьте, если ошибаюсь.
  • Дмитрий / 15.03.2016 — 22:35
    парни такой вопрос, может есть у кого исходники прошивки?? Сообщите
  • Валерий / 03.02.2015 — 15:52
    Собрал РРН заработал сразу, только пришлось немного изменить плату, для удобства настройки. Изменён номинал резистора R3 на 2к так-как ток для датчик был мал. Резистор R1 поставил 27к на 25к навряд-ли кто найдёт а резистор R2 получил в сумме 10к+470 ом, получил порог 13,9 вольта примерно при 20 градусах. Разрабатываю плату что-бы поместился в корпус Я212А11Е.
  • михаил / 16.12.2014 — 14:01
    Очень интересная штука только программы нет
  • Михаил / 02.04.2014 — 07:41
    А питание на датчик температуры (нога1) откуда подается?
  • Сергей / 21.10.2013 — 08:33
    Очень заинтересовал этот регулятор, так как есть проблема зарядки АКБ после прогрева двигателя. Расскажите пожалуйста как программировать DD1-PIC12F675-I/SN поподробней,как для начинающего.
Читайте также:  Регулировка крышки багажника ваз 2112

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

Каждый автолюбитель знает, что со старым аккумулятором это не жизнь. Поэтому сегодня разработано немало зарядных устройств, способных продлить срок эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей посредством проведения их оптимальной подзарядки.

Как известно, напряжение свинцово-кислотного аккумулятора напрямую зависит от его температуры. Чем температура ниже, там медленнее протекают химические реакции. Соответственно, тем выше должно быть приложено напряжение к батарее при ее подзарядке. Большинство штатных реле напряжения не учитывают эту особенность.

На рис. 1 указана принципиальная схема автомобильного реле напряжения с термокомпенсацией, которое не допускает недозарядку и перезарядку аккумуляторной батареи при изменении ее температуры. Обозначения «Б», «В» и «Ш» адаптированы под схему электрооборудование автомобиля ВАЗ-2109.

Реле построено на базе микропроцессора DD1 PIC12F675-I/SN с тактовой частотой 4 МГц. Питание микропроцессора DD1 происходит от интегрального стабилизатора DA1 L78L05CD, напряжением +5 В. Это же напряжение используется как образцовое для аналогово-цифрового преобразователя микропроцессора.

Непосредственно с плюсовой клеммы аккумулятора, через резисторы R1 и R2 напряжение подаётся на микропроцессор DD1. На этой клемме также закреплен аналоговый датчик температуры ВК1 LM135Z с прямой зависимостью напряжения от температуры. При этом конденсаторы С1 и С3 выполняют функцию подавления помех.

Далее, встроенный в микропроцессор аналогово-цифровой преобразователь преобразует аналоговый сигнал датчика в цифровой с шагом изменения температуры в 2 ?С. На основании графика зависимости напряжения от температуры (см. рис. 2), программа вычисляет необходимое напряжение.

Если оно ниже реального напряжения на клеммах аккумулятора, микропроцессор подает сигнал на включение обмотки возбуждения генератора автомобиля. Программой микропроцессора предусмотрен гистерезис напряжением около 0,2 В между включением и отключением обмотки возбуждения с целью исключения многократных переключений на пороговых значениях напряжения.

Обмотка генератора управляется при помощи полевого транзистора VT1 IRLR2705. Он подключен сразу к двум входам GP4 и GP5 микропроцессора DD1. Это сделано с целью повышения надежности устройства в целом и ускорения переключения самого транзистора VT1. Сток транзистора VT1 подключен к клемме «Ш», а также через диод VD1 – к клемме «В» штатного регулятора напряжения. Потребляемый устройством ток не превышает 4 мА.

Все элементы реле напряжения размещены на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размером 21*27 мм. На рис. 4 показан чертеж платы с расположением элементов. Все элементы печатной платы предназначены для поверхностного монтажа и имеют типоразмер «0805», за исключением оксидного танталового конденсатора С4 типоразмера «А» или «В». Реле подключается при помощи проводов, припаянных к контактным площадкам на плате и стандартным четырех-контактным клеммником на конце.

Собранное реле помещается в корпус штатного реле напряжения автомобиля. Для этого корпус реле необходимо аккуратно вскрыть и на место старого реле прикрепить по месту новое. Датчик температуры ВК1 LM135Z крепится к толстой медной или латунной шайбе при помощи термопасты или теплопроводящего клея. Затем шайбу с датчиком температуры монтируют на плюсовую клемму аккумуляторной батареи. Сюда же припаивают провод питания идущего от клеммы «Б» реле.

Микропроцессор DD1 устройства необходимо запрограммировать заранее, поскольку в реле не предусмотрен разъем для программирования. Для этого при помощи тонких проводов необходимо соединить разъем программатора с соответствующими площадками на печатной плате.

Читайте также:  Устройство верхней опоры передней стойки

Собранное реле необходимо наладить до установки в корпус. Наладку необходимо проводить при температуре окружающей среды +20 ?С. Датчик температуры ВК1 и резистор R1 следует отключить. К затвору транзистора VT1 подключается цифровой вольтметр. Затем от регулируемого источника питания на вход стабилизатора DA1 подают напряжение +13,8 В. На выходе со стабилизатора напряжение должно быть равным +5 В с отклонением не более ±0,1 В. При этом на затворе транзистора VT1 должен быть высокий логический уровень. При подключении вывода резистора R1 логический уровень затвора транзистора VT1 должен смениться на низкий.

Подборкой сопротивления резистора R2 необходимо добиться четкого появления высокого логического уровня транзистора при напряжении 13,6 В и низкого – при 13,8 В. При подключении вывода датчика температуры ВК1, при температуре +20 ?С, порог переключения должен составлять 14,0-14,2 В. Правильность переключения полевого транзистора VT1 при изменении напряжения можно проверить при помощи маломощной лампы на 12 В. Ее подключают между плюсом источника питания и стоком транзистора VT1. Если при включении и отключении лампы происходит переключение – наладку можно считать оконченной.

При установке реле на автомобиль необходимо применять экранированные провода датчика температуры и цепей питания. Монтаж проводки от реле следует проводить так, чтобы она не оказалась рядом с высоковольтными проводами. Также необходимо защитить клеммную колодку от попадания грязи и воды.

Люди, которые опробовали это реле в работе, утверждают, что при пуске двигателя в лютый мороз аккумулятор отдает заметно больший ток стартеру, а жарким летом не поддается перезарядке.

Программу микроконтроллера и чертёж печатной платы в формате Lay можно скачать ЗДЕСЬ …

Автор; Н. Овчинников, г. Красноярск

Схема авто напряжение берём под контроль… Многие автолюбители знакомы с ситуацией, когда вскипает электролит летом, а потом надо доливать воду или зимой таскать тяжелый аккумулятор на пятый этаж, чтобы он не замерз. Но есть простой выход из этих ситуаций, достаточно собрать схему термокомпенсированного регулятора напряжения. Он служит для поддержания оптимального зарядного напряжения при любой температуре, и при этом не допускает недозаряда или перезаряда аккумулятора. Я устоновил это устройство и практически забыл про аккумуляторную баттарею, заводится в любой мороз.

Вот схема данного устройства…

В этой схеме есть своя особенность, она собрана с применением двух порогового компаратора, этим она и отличается от подобных схем. Она при напряжении ниже 7 вольт (холодный пуск), обеспечивает отключение обмотки возбуждения и предотвращает перезаряд при обрыве цепи датчика.

Теперь как подключать данную схему… «+АКБ» (измерительный вход) подключаем непосредственно к плюсу аккумулятора (к клемме), а к боковой стенке аккумулятора — датчик температуры. Этот датчик обязательно надо подключать 2 проводами то есть, минусовой его вывод к массе должен подключаться непосредственно
в самом регуляторе, а не возле аккумулятора, иначе устройство будет работать не правильно.
Напряжение на аккумуляторной батарее, рассчитанное по формуле:

11 = 13,88-0,0405 (t -15), В,
(где t — это температура аккумулятора в градусах °С), выставляется оно подстроечным сопротивлением R7. При замене датчика температуры необходимо повторно провести установку опорного напряжения.
Микросхему DA1 лучше взять типа LM2903 (DIP8), LM393 или использовать их аналоги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock detector