Меню Закрыть

Тыл ас саб что это

Давненько я присматривал себе музыку, всё хотел улучшить, поставить усилок, нормальный фронт, возможно саб, восстановить старую магнитолу… Но как-то всё не заладилось — магнитолу отдаю уже во вторые руки на ремонт, уже месяц ремонтируют — найти причину не могут. Ставить усилок и саб — не хочется в машину вкладываться лишний раз, да и ипотека, ребенка надо планировать — в следующей машине реализуем всё))) Решил что всё-таки надо хотя бы фронт поставить нормальный, так как спереди у меня стоят одни только пищалки без колонок, были низа и верхние, но не хватало мидов…
Искал, выбирал — было два варианта — либо 13е в штатные места, либо 16е и ещё докупать подиумы, а это опять-таки вложения…
Так и ничего конкретно не решив прихожу в субботу в магазин, чтобы послушать, пощупать, прикинуть что к чему… Рассматривал 13е коаксиалы пионеры и 16е компоненты киксы и джблы… Посоветовавшись с консультантом пришел в выводу, что если от головы только, то разница минимальная какие ставить колонки, если с усилком то только компоненты и минимум 16е.
Да ну и хер с ним подумал я и решил взять 13е Pioneer TS-1339 R (Максимальная мощность 200 Вт, Номинальная мощность 40 Вт, Частотный диапазон 40 Гц — 30 кГц, Тип акустической системы коаксиальный, Количество полос 3, Чувствительность 91 дБ). Из 13х рассматривал их и ещё одни пионеры чуть подороже и помощнее, но, как уверял меня продавец, разницы от головы без усилка между ними практически никакой не будет. Да и к тому же цена на них упала, плюс скидка у меня там была на 500 р — итого обошлись они мне в смешные 490 р))
Приехал домой сразу же их установил. По ощущениям звук в машине стал более полноценным, приятным, появились миды, да и звук в целом стал чуток погромче. Жена тоже оценила)) В принципе то что я и хотел, так что я доволен данным приобретением))

На счет головы. На время ремонта старой магнитолы взял себе бюджетную Pioneer MVH-150UI. Свои деньги данная магнитола отыгрывает на все 200%, звук очень даже не плохой))
Купил фронт, решил снова поиграться настройками, нашел какой-то оптимальный вариант для себя, сделав звук более приятным для прослушивания ну и вроде бы всё, успокоился… Но что-то стрельнуло в голову залезть в интернет и поискать кто как и что настраивает… Наткнулся на ооочень интересную инструкцию по настройке магнитол, в частности заинтересовал перевод тыловых динамиков в режим саба, который нельзя сделать через обычные настройки (а кто знал-то, что есть ещё какие-то настройки кроме стандартных?)))… Хм, интересно… Бегом в машину, применять свои новые знания… Настраиваю фронт — низких вообще практически не остается, чуть ли не уши режет такая настройка))) Ну ладно)) Дальше перевожу задние колонки в режим саба, включаю магнитолу — слушаю… Совсем другой звук))) Ещё какое-то время вожусь с оптимальными для себя настройками и получаю совершенно новое звучание в машине!))) Несмотря на то, что звук меня устраивал, но я даже предположить не мог, что можно добиться такого результата с обычными магнитолой и фронтом, без усилителя и саба — да как будто всё там есть!))) Звук ещё более приятный, без искажений и хрипа на большой громкости)))
Вобщем рад-доволен))
Ах да, чуть не забыл, вот инструкция и видео по настройке магнитол)) Особенно актуально для тех, у кого нет саба и усилителя, уверен тем кто не знал это очень пригодится)))

Надеюсь полезен был хоть чем-то))
Всем спасибо за внимание!)))

UPD 1:
Инструкция моими словами

Эта настройка для колонок тыл + фронт, без саба… Если у тебя так, то не надо там ничего никуда провода переподключать (тюльпаны для саба, не для колонок, колонки к штекеру должны быть подключены)… Вобщем настраивается так:
1) Выключаешь магнитолу долгим удержанием кнопки переключения между СД-УСБ-Радио
2) Включаешь магнитолу также долгим удержанием этой же кнопки — но магнитола не должна включиться как обычно, должен попасть в скрытое меню настроек магнитолы
3) Потыкай там все кнопки на магнитоле, должен найти способ переключаться между настройками этого меню (у всех магнитол пионер это по-разному делается)
4) Находишь в меню изменение параметра что-то типа АС/САБ, САБ/САБ, АС/ТЫЛ АС…
5) Пытаешься поменять параметр (по умолчанию скорее всего АС/ТЫЛ АС) либо на АС/САБ либо на САБ/САБ (сначала пробуй с одним вариантом — если не получится — значит с другим)
6) включаешь магнитолу (коротким нажатием на ту же кнопку вкл-выкл магнитолы которую в начале удерживал)
7) После включения сразу же должен заметить изменения в звуке (сам поймешь, либо задние не будут играть, либо будут играть по-другому как-то). Также из меню пропадет параметр изменения баланса между передними и задними колонками (можно будет только право-лево менять). Если изменения произошли, значит правильный параметр выбрал в скрытом меню, если нет изменений — пробуешь другой режим в том же меню поменять.
8) Далее настраиваешь звук через стандартное меню в аудио настройках:
— передние колонки по умолчанию играют все частоты и высокие и низкие, в нашем случае нужно передним колонкам задать значение от 80-100герц или выше, то есть чтобы они проигрывали только высокие частоты (я обычно ставил на 100). Для этого в настройках есть параметр (hpf setting) в котором есть значения либо офф, либо 50, 63, 80, 100 и т.д. Выбрав 80-100 или больше передние колонки начнут играть чище, перестанут хрепеть на большой громкости, но в то же время от передних колонок пропадут басы — всё правильно, для басов есть саб, ну или тыс в нашем случае (по умолчанию офф стоит и если в обычном режиме не саба изменить значение, то задние колонки вообще перестают играть, играют только передние… в режиме саба же изменение этого параметра не влияет на задние колонки, меняется только фронт).
— задние колонки при переводе в режим саба либо перестанут играть, либо заиграют немного по другому. Если не играют в настройках есть параметр что-то типа саб со значениями офф-реверс-норм. Чтобы заиграли выбираешь любой кроме офф. Кстати, при обычных настройках не в режиме саба при изменении этого параметра ничего не происходит, он работает только в режиме саба.
-задние колонки наоборот нужно сделать чтобы играли только низкие частоты 50-60 герц или меньше, в настройках также есть параметр, изменяющий частоту (вроде саб-кнтрл), помимо частоты там же в зависимости от магнитолы может быть усиление на +-6 пунктов.
— помимо этого я обычно себе также loadness ставлю на low, эквалайзер на powerful, больше никакие параметры не трогаю.
Всё, так производится настройка… В итоге получается что передние колонки играют чисто, громко, без единого намека на хрип, но без басов, задние же проигрывают только басы как сабвуфер, только низкие частоты, то есть бум-бум-бум (то есть ни слов ни песни там не услышишь), хрип от них будет на большой громкости, но уже приятный, а не ужасный как при стандартных настройках. Звук реально получается на много приятнее после всех этих манипуляций.

  • Цена: $600
  • Оценка:
  • Достоинства: чистый, сбалансированный звук сателлитов
  • Недостатки: окраска в звучании сабвуфера

Конструкция. Корпуса всех АС комплекта сделаны с немецкой добротностью и соответствующим немецким же качеством. Исходным материалом стал MDF, причем, при изготовлении инженеры из Magnat явно не страдали дизайнерскими изысками. Зато комплект получился строгим и даже красивым. Передние панели всех колонок закрыты защитными сетками, за которыми скрываются драйверы с логотипом компании. Они выглядят настолько эффектно, что если не боитесь пыли, решетки лучше снять. Фронты выполнены в напольном варианте в корпусе фазоинверторного типа (порт находится на задней стенке колонки), установка на шипы не предусмотрена. Центр и фронтальные АС оснащены небольшими, но весьма надежными винтовыми клеммами, у тылов — только пружинные. Тыловые колонки также оснащены кронштейнами для крепления на стену.
В сабвуфере Motion Sub 200A используется 200-мм динамик, который расположен на передней панели. Ножек у саба не предусмотрено и он стоит прямо на полу. На задней панели находятся высокоамплитудные входы/выходы, низкочастотный стереовход, регулятор среза и уровень громкости. Там же находится и порт фазоинвертора.
Звук. Прозрачность звукового образа, формируемая АС комплекта довольно высока. Напольная пара обладает упругим, весомым басом. В звуке квинтета сателлитов чистая середина смыкается с ясными высокими. Звучанию присущ ровный и естественно нейтральный тональный баланс, а также высокая отчетливость в представлении деталей. Формируемый образ тембрально богат, красочен и пластичен. Весьма высок динамический ресурс сателлитов, причем системы демонстрируют довольно чуткое, даже нежное отношение и к музыкально ценным микродинамическим деталям. По вышколенности звуковых манер сабвуфер заметно уступает остальным компонентам конфигурации: при передаче требовательных к тональной точности динамичных фрагментов акустических записей (оркестры, орган) он иногда привносит в нижние слои частотного здания налет нелинейности, проявляющийся в окраске (гудении). Но звук НЧ-громкоговорителя довольно весом. Воспроизведение ударных, «грубых» фрагментов саундтреков кинолент адекватно материалу: здесь саб не «скоромничает», и это впечатляет.
Комплект универсальных возможностей следует размещать в средних по площади помещениях, уделив внимание пространственной и параметрической инсталляции сателлитов и сабвуфера.

Читайте также:  Как защитить машину от слива бензина

Измерения

Технический комментарий

Как видно из графика АЧХ, фронты уверенно и ровно звучат в диапазоне от 300 Гц до 4,5 кГц. Перепад на 300 Гц вызван, скорее всего, настройками кроссовера, а в районе 4,5 кГц — резонансом драйвера или корпуса (может выражаться в звенящих высоких). Весьма достойно выглядят показатели направленности фронтальных АС. КНИ фронтов средний, на графике наблюдается резкий скачок на 5 кГц (именно там и обнаруживается провал на АЧХ). У тыловых каналов и центра все гораздо благополучнее, на графике отсутствуют резкие всплески, а у центра КНИ при небольшой громкости всего 0,2%, что является одним из лучших результатов теста.
Фронтальные колонки начинают играть уже от 46 Гц — это самая низкая частота, которую удалось достигнуть участникам теста. Центральные и тыловые АС по этому показателю тоже в лидерах.
Очень хорошо выглядит коэффициент нелинейных искажений у сабвуфера, при разных уровнях громкости нет никаких лишних «выбросов», средний КНИ минимален при уровне 88 дБ и составляет 0,4%. Низкочастотную область сабвуфер расширяет до 42 Гц.

  • Цена: $620
  • Оценка:
  • Достоинства: динамичное, комфортное звучание, отличная панорама, привлекательный дизайн
  • Недостатки: дефицит баса

Конструкция. Самый стильный комплект нашего теста — это комплект от Pioneer, в чем вы можете убедиться, посмотрев фотографию. Корпуса всех АС изготовлены из алюминиевого сплава, что, с одной стороны, придает колонкам устойчивости, с другой стороны — является элементом дизайна. Весьма оригинально расположен порт фазоинвертора у фронтов — он находится на нижней стороне колонки и смотрит в пол. Несмотря на то, что клеммы для подключения акустического провода у всех АС выглядят одинаково, винтовые они только у фронтов. Тыловые колонки и центр оснащены оригинально выглядящими и достаточно мощными пружинными клеммами. Центральная колонка покоится на небольшой подставке, тылы же можно повесить на стену с помощью специальных кронштейнов. Во всех трех колонках используются идентичные динамики: 20-мм высокочастотник и 77-мм СЧ/НЧ-драйвер, варьируется только их количество. Фронтальные и центральная АС оснащены совершенно одинаково, разница лишь в размерах, а у тыловых АС (в отличие от собратьев по цеху) отсутствует одна СЧ/НЧ-головка.
Звук. Мы приступали к прослушиванию данного комплекта с предубеждением: дадут ли эти slim-колоночки удовлетворительный бас? С одной стороны, по глубине и плотности нижнего регистра фронтальные «колонны» S-H610V уступают соперникам — комплектам с сабвуфером. С другой стороны, по сравнению с некоторыми из них бас Pioneer заметно лучше интегрирован в звуковую ткань, «слит» с остальными частями спектра. Регистр упруг, быстр, хорошо структурирован, точен (благодаря удачной конструкции удалось получить такой «низ» от небольших по объему колонок). Извечный вопрос: что предпочесть — количество или качество? Уверены, многие потребители не сочтут описанные свойства баса систем недостатком. Лучшая характеристика звука комплекта в целом — очень эффектный и динамичный. Он воспринимается таким в первую очередь благодаря великолепному панорамированию образа, точному, острому, высококонтрастному представлению виртуальных деталей сцены, свежести тонального колорита. Колонки будто жонглируют звуком-мячиком. Прослушивание красиво аранжированной популярной музыки с вокалом воздействует как эмоциональный заряд с немалым потенциалом и совсем не утомляет. И — повторим — в звучании присутствует хоть и не очень массивное, но компактное и плотное НЧ-основание.
Комплект способен отлично вписаться в интерьер современного жилища, создать яркий визуальный и звуковой стиль.

Измерения

Технический комментарий

Основные особенности амплитудно-частотной характеристики фронтов — практически ровное воспроизведение на участке частот 400 Гц — 20 кГц. Средние частоты передаются просто блестяще, на графике практически прямая линия. Начиная с 4 кГц заметны минимальные флуктуации, не выходящие, впрочем, за рамки. Все это говорит об отличной согласованности драйверов и ровном тональном балансе, чуть более ярком на высоких частотах. Входное сопротивление фронтальных АС может достигать внушительного значения в 30,8 Ом (42,4 Ом у центра и 38,6 Ом у тылов), так что лучше прикупить для этого комплекта усилитель помощнее.
График АЧХ центра радует неплохой неравномерностью на участке 200 Гц — 1 кГц, далее следует плавный спад и целый набор провалов и пиков в высокочастотной области (неравномерность для участка 1300 Гц — 20 кГц составляет 4,3 дБ).
КНИ центра и тылов весьма благополучен, не считая небольшого пика в районе 4 кГц. Фронтальные АС отыгрывают этот участок без лишних всплесков. Нижняя граница фронтов — 95 Гц, у центра она несколько глубже — 90 Гц.

  • Цена: $600
  • Оценка:
  • Достоинства: комфортный звук, оригинальный дизайн
  • Недостатки: дефицит глубины и массы баса

Конструкция. Оригинальный комплект от Tangent демонстрирует нам скандинавский подход. Нестандартная форма колонок — сбалансированное сочетание прямых и кривых линий для идеального вписывания в ваш интерьер. Комплект состоит из напольных фронтов, небольшого центрального канала и полочных тыловых АС. Корпуса колонок выполнены из MDF, на передней панели установлена пластиковая накладка с металлической мелкоячеистой сеткой, защищающей динамики от внешнего воздействия. Все колонки оснащены винтовыми клеммами очень оригинальной конструкции. Они не только позволяют надежно зафиксировать кабель, но при этом красиво выглядят. Тыловые каналы можно вешать на стену — на задней панели предусмотрены кронштейны. Не менее оригинально выглядит и сабвуфер комплекта. Его динамик имеет диаметр 200-мм и направлен в пол, от которого саб отстоит на высоту ножек. Порт фазоинвертора расположен на передней панели. На задней панели полный набор органов управления и, кроме всего прочего, плавная регулировка фазы, чего нет у других испытуемых.
Звук. Комплект продемонстрировал средний уровень звукового разрешения: звук не поражает высокой энергетикой и могучей динамикой (тяготеет к камерности), не претендует на высокую точность и глубину в тональной области и при передаче панорамного аспекта. Однако формируемый ими образ приятен во всех отношениях. Очень красиво сателлиты «рисуют» ВЧ-узор звуковой ткани. Детали в высоком регистре подаются отчетливо, остро, с эдаким шиком: великолепна высокая перкуссия (тарелки, щетки), проходы скрипок, синтезированные звучности. Тональный аспект сателлиты трактуют немного упрощенно, но располагающе. Слышно, что голосовым тембрам чуть недостает глубины, однако вокал (как впрочем, и любой другой материал) передается красиво, округло, комфортно. Сабвуферный бас входит в ткань сателлитов в большинстве случаев довольно корректно (если не выкручивать ручку громкости на максимум), порой кажется, что слишком: низу недостает плотности, «массы», он звучит немного неопределенно, иногда рыхло. Но такой бас — без напора, легко ложащийся на слух, — знаем, многим нравится. Звуковая сцена в передаче колонок Tangent получается не очень глубокой и воздушной, но surround-эффекты точны, интересны.
Комплект подойдет тем, кому по вкусу аккуратный, компактный и комфортный звук, кто слушает в основном легкую популярную музыку.

Читайте также:  Реле ближнего света лада приора

Измерения

Технический комментарий

У фронтов на графике АЧХ заметен подъем в районе нижней середины (возможна окраска низкочастотной составляющей). В диапазоне средних частот график ведет себя очень сдержано, заметны лишь минимальные флуктуации на участке 200–400 Гц. И после 1 кГц заметен явный подъем высоких частот, выражающихся в яркости звучания. Нельзя не отметить хорошую диаграмму направленности фронтальных АС. КНИ фронтов — минимальный, всего 0,2%, повышающийся на 0,1% с увеличением уровня сигнала до 94 дБ.
Графики АЧХ тылов и центра тоже весьма и весьма ровные, без ярко выраженных всплесков и провалов. КНИ центра максимально приближены к лучшим результатам, а аналогичный показатель для тыловых АС хоть и не лучший, но все же очень достойный. Среднее значение сопротивления для всех колонок комплекта находится в районе 10 Ом и не предъявляет каких-либо серьезных требований к усилителю.
Сабвуфер обладает самым глубоким басом из всех участников теста. Его нижняя граница простирается аж до 30 Гц. При этом КНИ даже на большой громкости остается весьма и весьма низким — 0,6%.

  • Цена: $640
  • Оценка:
  • Достоинства: комфортное, корректное звучание
  • Недостатки: возможно появление окраски в басу

Конструкция. Комплект от Ultimate единственный в тесте, у которого фронтальные напольные колонки покоятся на шипах — самое верное решение для достижения хорошего баса. И фронты, и центр, и тылы оснащены надежными винтовыми клеммами, все колонки выполнены в корпусе фазоинверторного типа, причем у центра даже два фазоинверторных порта на передней панели, у фронтов он один, зато почти во всю ширину колонки. И тыловые, и фронтальные АС поддерживают подключение типа bi-wiring. У всех колонок используются совершенно одинаковые ВЧ-динамики — 25-мм титановый высокочастотник. За СЧ/НЧ-диапазон у фронтов и тылов отвечают 165-мм полипропиленовые драйверы, у центра СЧ/НЧ-динамик чуть меньше (133 мм), зато их целых два.
Единственный сабвуфер в тесте, у которого основные регулировки расположены на передней панели — Ultimate Stage 80.1 (в линейке Stage есть еще 2 его старших брата — 100.1 и 120.1). Его 190-мм полипропиленовый динамик направлен в пол. Регулировки громкости и частоты среза — на передней панели. На задней панели остались высокоамплитудные входы-выходы, а также линейный стереовход. Там же расположен порт фазоинвертора и регулятор фазы.
Звук. Громкоговорители Ultimate играют в пластичной, аккуратной манере. Естественность голосовых (речь, вокальные фрагменты) и акустических инструментальных тембров свидетельствует о верном, ровном тональном балансе. Лучше других оформлен средний регистр — центр звукового образа: текстуры звука здесь ясны, детали отчетливы, выразительны. Некоторый дефицит высоких проявляется в недостатке остроты в передаче соответствующих элементов ткани, небольшом затемнении общего колорита. Звуку сабвуфера немного недостает инициативы — энергии, напора, а также глубинных свойств. Бас заметно недобирает по плотности, глубине, а главное — структурированности. В жанрово-стилевом отношении колонки склоняются к классике и джазу малых составов, легкой эстрадной музыке. Весьма эффектно колонки трактуют музыкальные фрагменты с женским вокалом, широкие лирические мелодии (саундтреки кино, музыкальные записи). Пожалуй, вернее всего назвать звук Ultimate комфортным и корректным. Он обладает хорошими фоновыми свойствами, не вызывает утомления при длительном прослушивании.
Данный акустический комплект подойдет тем, кто не предъявляет высоких требований к энергетике звука, качествам баса.

Измерения

Технический комментарий

График АЧХ фронтальных акустических систем радует своей равномерностью и отсутствием как резких подъемов, так и «впадин». В диапазоне средних частот показатель неравномерности — один из самых лучших в тесте (0,7 дБ). Диаграмма направленности тоже очень хороша, при угле 45 градусов к колонке АЧХ имеет минимальные отклонения и лишь после 15 кГц замечен резкий спад.
Не подкачали и показатели КНИ — 0,2–0,3% во всем диапазоне измерений (КНИ тыловых каналов и центра практически не отличаются от фронтов). Нижняя граница фронтов простирается до границы в 48 Гц, что удавалось далеко не каждым АС. Чувствительность оказалась чуть ниже заявленной (88 против 92 дБ).
Центральная АС также обладает ровной АЧХ, лишь в районе 150 Гц есть небольшой «холмик», который может выражаться в углублении низких частот. Небольшой провальчик на 4 кГц можно объяснить влиянием кроссовера, на слух он не воспринимается.
Нижняя граница сабвуфера — 34 Гц. КНИ находится в пределах нормы, но начинает расти с повышением громкости, что хорошо иллюстрирует график. Имеется всплеск на 200 Гц.

Тыловые АС – когда они нужны.

Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом, техническим консультантом компании «Русская Игра».

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

НУЖНЫ ЛИ ТЫЛОВЫЕ ДИНАМИКИ?

По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания ( sound quality ), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой. Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС. Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

РОЛИ ТЫЛОВЫХ ДИНАМИКОВ.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд ситуаций, где без них просто не обойтись.

На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

Суть данной установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку. Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в передние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

Читайте также:  Как открутить болт суппорта с сорванными гранями

SOUND BOARD , ИЛИ ЗВУКОВЫЕ ПАНЕЛИ

Этот вариант установки – самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции – в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука. Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух- или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название0, устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника ( free air ) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board ). В итоге получается танцпол на колесах.

ОЗВУЧИВАНИЕ МЕСТ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ

Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле – забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливать не в заднюю полку, а по аналогии с фронтальными – в дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте – спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

ТЫЛОВОЙ КАНАЛ КАК ДИФФУЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ

Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные СЧ-динамики типоразмера 3,5 – 5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 Гц до 4-5 кГц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука Dolby Digital и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20000 Гц). Устанавливать динамики желательно как можно выше – например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.

СОПРЯЖЕНИЕ С КАНАЛОМ САБВУФЕРА

Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?

Теоретически – да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика, пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит – проблемы с согласованием в данных системах не существует. Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране ( free air ) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания. Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС; достаточно вспомнить, что в тестах “ Car & Music ” не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.

КАК УСТАНОВИТЬ И КАК НАПРАВИТЬ ДИНАМИКИ ТЫЛОВОГО КАНАЛА

Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое – максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF . Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее – с кузовом хэтчбек. Второе – избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье – не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.

Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того – воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 4-5 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний. Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.

Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана – все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

Материал предоставлен журналом Car&Music, №4/2004. Рубрика "Полезные советы". Текст: Эдуард СЕГЕН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector