Стоит ли проверять тормозную систему автомобиля и как это нужно делать? На вопросы отвечает Александр Новоселов, инженер отдела технической поддержки компании Bosch.
Роликовый стенд Bosch BSA 4340. Проверочная скорость: 2,7 км/ч; допустимая осевая нагрузка: от 3,5 т с автоматическим определением приводов и с изменяемым направлением вращения
— В каких случаях рекомендуете проводить диагностику тормозной системы автомобиля?
— Причин может быть несколько. Увеличение тормозного пути, сильная вибрация на рулевом колесе и/или педали тормоза, увод автомобиля влево или вправо при торможении. Даже при отсутствии жалоб желательно проходить диагностику в целях профилактики и обнаружения скрытых дефектов хотя бы один раз в год в рамках ТО.
— Нужно ли как-то готовить автомобиль к диагностике?
— Важно заранее помыть машину, чтобы при заезде на линию инструментального контроля колеса вашего автомобиля были и чистыми, и сухими.
— Какие этапы включает в себя диагностика?
— Процедура состоит из трех этапов и позволяет оценить как состояние системы в целом, так и эффективность ее работы на отдельной оси или колесе. По итогам диагностики владельцу выдается протокол.
Сначала измеряется сопротивление свободного качения колес, увеличение которого может быть вызвано дефектами подшипников, ступицы или затиранием колодок или барабанов. Результат отображается в протоколе (единицы измерения – ньютоны) для каждого колеса в отдельности, при этом разница между показателями для колес одной оси не должна превышать 20%.
Затем измерению подлежит округлость тормозных барабанов или биение тормозных дисков. Мастер или владелец, находящийся за рулем, последовательно выполняет несколько действий при выключенном двигателе на скорости 2,5 км/час: нажатие на педаль тормоза, ослабление и повторное резкое нажатие с максимальным усилием. В протоколе этот параметр называется «овальность», допустимая норма по нему не более 20%.
На третьем этапе диагностики измеряются максимальные тормозные усилия (N), которые вместе с данными о массе автомобиля используются для расчета эффективности тормозной системы, выраженной через коэффициент удельного тормозного усилия. Согласно нормам СТБ 1641-2006, действующим на территории Беларуси, этот показатель должен быть не ниже 0,5. Для новых автомобилей коэффициент тормозного усилия составляет, как правило, 0.7-0.8. Разница в величине тормозных сил на колесах одной оси не должна превышать допустимую норму в 30%.
В процессе диагностики тормозной системы обязательному анализу подвергается и стояночная тормозная система или «ручник». Для стояночной тормозной системы нормой считается удельное тормозное усилие не менее 16%.
Кроме того, протокол исключает вероятность ошибки диагноста. Имея протокол на руках, автовладелец может быть уверен в правильности решения о замене деталей или необходимости ремонта.
— Может ли владелец автомобиля, не вдаваясь в значения коэффициентов, определить, нуждается автомобиль в ремонте или нет?
— Да, протокол диагностики от Bosch позволяет сделать это, так как информация подается в простой графической форме. Если значения в столбике «измерено» окрашены в зеленый, вы можете спать спокойно. Задуматься стоит, если эти значения окрашены в красный. В этом случае вам порекомендуют визуальный осмотр в ремонтной зоне и последующую замену неисправных компонентов системы.
Протокол, полученный на стенде, не только сообщает точное значение всех параметров, но и отображает информацию в удобной для понимания графической форме
— Можно ли провести диагностику тормозной системы без тормозного стенда?
— Да, разумеется. Однако визуальный осмотр даст даже хорошему диагносту лишь понимание, что есть проблема. Затем мастер будет искать причину неисправности, а оплата услуги в этом случае взимается за нормо-часы его работы. Тормозной стенд Bosch BSA 4340 позволяет значительно сэкономить время и деньги, поскольку на постановку объективного диагноза тормозной системе потребуется лишь три-пять минут. Еще две-три минуты диагност или мастер-приемщик потратит на то, чтобы озвучить свои рекомендации.
4.1 Требования к тормозному управлению
4.1.1a Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно таблицам 1а, 1б.
Таблица 1a –Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках на роликовых стендах
без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда
с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда
Устойчивость АТС при торможении
Устойчивость АТС при торможении
Удельная тормозная сила
Относительная разность тормозных сил колес оси
Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам*
* Используется только вместо показателя удельной тормозной силы.
Таблица 1б – Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях
Устойчивость АТС при торможении
Устойчивость АТС при торможении
Время срабатывания тормозной системы*
Уклон дороги, на котором АТС удерживается неподвижно
Отсутствие следов юза за колесами
Прямолинейность движения АТС при торможении
* Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь".
Примечание к таблицам 1а, 1б – Знак "+" означает, что соответствующий показатель должен использоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС при торможении, знак "–" не должен использоваться.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
4.1.1 Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях – 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.
Примечание – Применение показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов их проверки приведено в 5.1.
Таблица 1 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы при проверках на роликовых стендах
Наименование вида АТС
Усилие на органе управления РП, Н
Удельная тормозная сила Т, не менее
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
Прицепы с двумя и более осями
Прицепы с центральной осью и полуприцепы
Таблица 2 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем
Наименование вида АТС
Усилие на органе управления РП, Н
Тормозной путь АТС ST, м, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
Легковые автомобили с прицепом без тормозов
Таблица 3 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения
Наименование вида АТС
Усилие на органе управления РП, Н
Установившееся замедление jУСТ, м/с 2 , не менее
Время срабатывания тормозной системы СР, с, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
Легковые автомобили с прицепом без тормозов
* Для АТС, изготовленных до 01.01.81.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.2 В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
4.1.3 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25%. Для АТС категории М1до окончания периода приработки допускается применение нормативов, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.4 Рабочая тормозная система автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.5 Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается:
для АТС с технически допустимой максимальной массой:
— или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;
— или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном (16±1)%;
для АТС в снаряженном состоянии:
— или расчетная удельная тормозная сила, равная меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе АТС при проверке или 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе;
— или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном (23±1)% для АТС категорий М1-М2и (31±1)% для категорий N1-N3.
Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, не должно превышать:
— в случае ручного органа управления:
392 Н – для АТС категории М1;
589 Н – для АТС остальных категорий.
— в случае ножного органа управления:
490 Н – для АТС категории М1;
688 Н – для АТС остальных категорий.
Стояночная тормозная система с приводом на пружинные камеры, с раздельным приводом запасной тормозной системы, при торможении в дорожных условиях с начальной скоростью 40 км/ч для АТС категорий М2и М3, у которых не менее 0,37 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой, должна обеспечивать установившееся замедление не менее 2,2 м/с 2 , а для АТС категорий N, у которых не менее 0,49 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой, – не менее 2,9 м/с 2 .
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.6 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с 2 для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с 2 – для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.7 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 4, либо в дорожных условиях согласно таблице 5 или 6. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях – 40 км/ч.
Таблица 4 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках на стендах
Наименование вида АТС
Усилие на органе управления РП, Н
Удельная тормозная сила Т, не менее
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.
Таблица 5 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем
Наименование вида АТС
Усилие на органе управления РП, Н
Тормозной путь АТС ST, м, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.
Таблица 6 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения
Наименование вида АТС
Усилие на органе управления РП, Н
Установившееся замедление jУСТ, м/с 2 , не менее
Время срабатывания тормозной системы СР, с, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.
** Для АТС, изготовленных до 01.01.81.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.8 Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа в течение:
30 мин – при выключенном положении органа управления тормозной системы;
15 мин – после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.
Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.
4.1.9 Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается в пределах, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.
4.1.8, 4.1.9 (Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.10 Не допускаются:
— подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;
— перегибы, видимые места перетирания;
— коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением;
— механические повреждения тормозных трубопроводов;
— наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.11 Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.12 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.
4.1.13 Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).
4.1.14 Действие рабочей и запасной тормозных систем должно обеспечивать плавное, адекватное уменьшение или увеличение тормозных сил (замедление АТС) при уменьшении или увеличении, соответственно, усилия воздействия на орган управления тормозной системы.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.15 Установочные параметры регулятора тормозных сил (давление на контрольном выводе, усилие натяжения или удлинение пружины при приложении усилия, зазор и т.п.) для АТС с технически допустимой максимальной массой и массой в снаряженном состоянии должны соответствовать значениям, указанным в установленной на АТС табличке изготовителя, или в эксплуатационной документации, или в руководстве по ремонту АТС.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.16 АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами (АБС), при торможениях в снаряженном состоянии с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения прямолинейно без заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.1.17 Инерционный тормоз прицепов категорий О1и О2должен обеспечивать удельную тормозную силу по 4.1.1 и относительную разность тормозных сил по 4.1.3 при усилии вталкивания сцепного устройства одноосных прицепов не более 0,1, а для остальных прицепов – не более 0,067 веса полностью груженого прицепа (технически допустимой максимальной массы).
Страница: 4 из 12; > |
3. Порядок работы |