Меню Закрыть

Удельная тормозная сила рабочей тормозной системы норма

Стоит ли проверять тормозную систему автомобиля и как это нужно делать? На вопросы отвечает Александр Новоселов, инженер отдела технической поддержки компании Bosch.

Роликовый стенд Bosch BSA 4340. Проверочная скорость: 2,7 км/ч; допустимая осевая нагрузка: от 3,5 т с автоматическим определением приводов и с изменяемым направлением вращения

— В каких случаях рекомендуете проводить диагностику тормозной системы автомобиля?

— Причин может быть несколько. Увеличение тормозного пути, сильная вибрация на рулевом колесе и/или педали тормоза, увод автомобиля влево или вправо при торможении. Даже при отсутствии жалоб желательно проходить диагностику в целях профилактики и обнаружения скрытых дефектов хотя бы один раз в год в рамках ТО.

— Нужно ли как-то готовить автомобиль к диагностике?

— Важно заранее помыть машину, чтобы при заезде на линию инструментального контроля колеса вашего автомобиля были и чистыми, и сухими.

— Какие этапы включает в себя диагностика?

— Процедура состоит из трех этапов и позволяет оценить как состояние системы в целом, так и эффективность ее работы на отдельной оси или колесе. По итогам диагностики владельцу выдается протокол.

Сначала измеряется сопротивление свободного качения колес, увеличение которого может быть вызвано дефектами подшипников, ступицы или затиранием колодок или барабанов. Результат отображается в протоколе (единицы измерения – ньютоны) для каждого колеса в отдельности, при этом разница между показателями для колес одной оси не должна превышать 20%.

Затем измерению подлежит округлость тормозных барабанов или биение тормозных дисков. Мастер или владелец, находящийся за рулем, последовательно выполняет несколько действий при выключенном двигателе на скорости 2,5 км/час: нажатие на педаль тормоза, ослабление и повторное резкое нажатие с максимальным усилием. В протоколе этот параметр называется «овальность», допустимая норма по нему не более 20%.

На третьем этапе диагностики измеряются максимальные тормозные усилия (N), которые вместе с данными о массе автомобиля используются для расчета эффективности тормозной системы, выраженной через коэффициент удельного тормозного усилия. Согласно нормам СТБ 1641-2006, действующим на территории Беларуси, этот показатель должен быть не ниже 0,5. Для новых автомобилей коэффициент тормозного усилия составляет, как правило, 0.7-0.8. Разница в величине тормозных сил на колесах одной оси не должна превышать допустимую норму в 30%.

В процессе диагностики тормозной системы обязательному анализу подвергается и стояночная тормозная система или «ручник». Для стояночной тормозной системы нормой считается удельное тормозное усилие не менее 16%.

Кроме того, протокол исключает вероятность ошибки диагноста. Имея протокол на руках, автовладелец может быть уверен в правильности решения о замене деталей или необходимости ремонта.

— Может ли владелец автомобиля, не вдаваясь в значения коэффициентов, определить, нуждается автомобиль в ремонте или нет?

— Да, протокол диагностики от Bosch позволяет сделать это, так как информация подается в простой графической форме. Если значения в столбике «измерено» окрашены в зеленый, вы можете спать спокойно. Задуматься стоит, если эти значения окрашены в красный. В этом случае вам порекомендуют визуальный осмотр в ремонтной зоне и последующую замену неисправных компонентов системы.

Протокол, полученный на стенде, не только сообщает точное значение всех параметров, но и отображает информацию в удобной для понимания графической форме

— Можно ли провести диагностику тормозной системы без тормозного стенда?

— Да, разумеется. Однако визуальный осмотр даст даже хорошему диагносту лишь понимание, что есть проблема. Затем мастер будет искать причину неисправности, а оплата услуги в этом случае взимается за нормо-часы его работы. Тормозной стенд Bosch BSA 4340 позволяет значительно сэкономить время и деньги, поскольку на постановку объективного диагноза тормозной системе потребуется лишь три-пять минут. Еще две-три минуты диагност или мастер-приемщик потратит на то, чтобы озвучить свои рекомендации.

4.1 Требования к тормозному управлению

4.1.1a Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно таблицам 1а, 1б.

Таблица 1a –Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках на роликовых стендах

без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда

с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда

Устойчивость АТС при торможении

Устойчивость АТС при торможении

Удельная тормозная сила

Относительная разность тормозных сил колес оси

Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам*

* Используется только вместо показателя удельной тормозной силы.

Таблица 1б – Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях

Устойчивость АТС при торможении

Устойчивость АТС при торможении

Время срабатывания тормозной системы*

Уклон дороги, на котором АТС удерживается неподвижно

Отсутствие следов юза за колесами

Прямолинейность движения АТС при торможении

* Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь".

Примечание к таблицам 1а, 1б – Знак "+" означает, что соответствующий показатель должен использоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС при торможении, знак "–" не должен использоваться.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

4.1.1 Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях – 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.

Читайте также:  Баку стайл ваз 2107

Примечание – Применение показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов их проверки приведено в 5.1.

Таблица 1 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы при проверках на роликовых стендах

Наименование вида АТС

Усилие на органе управления РП, Н

Удельная тормозная сила Т, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Прицепы с двумя и более осями

Прицепы с центральной осью и полуприцепы

Таблица 2 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем

Наименование вида АТС

Усилие на органе управления РП, Н

Тормозной путь АТС ST, м, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Легковые автомобили с прицепом без тормозов

Таблица 3 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения

Наименование вида АТС

Усилие на органе управления РП, Н

Установившееся замедление jУСТ, м/с 2 , не менее

Время срабатывания тормозной системы СР, с, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Легковые автомобили с прицепом без тормозов

* Для АТС, изготовленных до 01.01.81.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.2 В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.

4.1.3 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25%. Для АТС категории М1до окончания периода приработки допускается применение нормативов, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.4 Рабочая тормозная система автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.5 Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается:

для АТС с технически допустимой максимальной массой:

— или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;

— или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном (16±1)%;

для АТС в снаряженном состоянии:

— или расчетная удельная тормозная сила, равная меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе АТС при проверке или 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе;

— или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном (23±1)% для АТС категорий М12и (31±1)% для категорий N1-N3.

Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, не должно превышать:

— в случае ручного органа управления:

392 Н – для АТС категории М1;

589 Н – для АТС остальных категорий.

— в случае ножного органа управления:

490 Н – для АТС категории М1;

688 Н – для АТС остальных категорий.

Стояночная тормозная система с приводом на пружинные камеры, с раздельным приводом запасной тормозной системы, при торможении в дорожных условиях с начальной скоростью 40 км/ч для АТС категорий М2и М3, у которых не менее 0,37 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой, должна обеспечивать установившееся замедление не менее 2,2 м/с 2 , а для АТС категорий N, у которых не менее 0,49 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой, – не менее 2,9 м/с 2 .

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.6 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с 2 для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с 2 – для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.7 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 4, либо в дорожных условиях согласно таблице 5 или 6. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях – 40 км/ч.

Таблица 4 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках на стендах

Наименование вида АТС

Усилие на органе управления РП, Н

Удельная тормозная сила Т, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.

Таблица 5 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем

Наименование вида АТС

Усилие на органе управления РП, Н

Тормозной путь АТС ST, м, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.

Таблица 6 – Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения

Читайте также:  Волга с автоматической коробкой передач

Наименование вида АТС

Усилие на органе управления РП, Н

Установившееся замедление jУСТ, м/с 2 , не менее

Время срабатывания тормозной системы СР, с, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.

** Для АТС, изготовленных до 01.01.81.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.8 Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа в течение:

30 мин – при выключенном положении органа управления тормозной системы;

15 мин – после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.

Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.

4.1.9 Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается в пределах, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.

4.1.8, 4.1.9 (Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.10 Не допускаются:

— подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;

— перегибы, видимые места перетирания;

— коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением;

— механические повреждения тормозных трубопроводов;

— наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.11 Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.12 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.

4.1.13 Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).

4.1.14 Действие рабочей и запасной тормозных систем должно обеспечивать плавное, адекватное уменьшение или увеличение тормозных сил (замедление АТС) при уменьшении или увеличении, соответственно, усилия воздействия на орган управления тормозной системы.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.15 Установочные параметры регулятора тормозных сил (давление на контрольном выводе, усилие натяжения или удлинение пружины при приложении усилия, зазор и т.п.) для АТС с технически допустимой максимальной массой и массой в снаряженном состоянии должны соответствовать значениям, указанным в установленной на АТС табличке изготовителя, или в эксплуатационной документации, или в руководстве по ремонту АТС.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.16 АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами (АБС), при торможениях в снаряженном состоянии с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения прямолинейно без заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.1.17 Инерционный тормоз прицепов категорий О1и О2должен обеспечивать удельную тормозную силу по 4.1.1 и относительную разность тормозных сил по 4.1.3 при усилии вталкивания сцепного устройства одноосных прицепов не более 0,1, а для остальных прицепов – не более 0,067 веса полностью груженого прицепа (технически допустимой максимальной массы).

Стенд имеет два режима работы: автоматизированный и неавтоматизированный.

Автоматизированный режим работы применяется для быстрой проверки тормозных систем автомобилей.

Для более углубленного диагностирования тормозных систем применяется неавтоматизированный режим.

3.1. Автоматизированный режим

3.1.1. Включите стенд и дайте прогреться в течение 30 мин.

3.1.2. Переключением "Автомат" включите автоматизированный режим работы, при этом одна из сигнальных ламп табло режимов засветиться.

3.1.3. Нажмите кнопку "Норма".

Многократным нажатием на кнопку "Пуск" последовательно установите режимы измерений для передней, задней осей и ручного тормоза, руководствуясь табло режимов:

SYMBOL 45 f "Symbol" s 8 h ручкой для режима измерения "Передняя ось" установите на правом приборе нормативное значение тормозной силы для передней оси проверяемого автомобиля;

SYMBOL 45 f "Symbol" s 8 h для режима измерения "Задняя ось" – для задней оси;

SYMBOL 45 f "Symbol" s 8 h для режима измерения "Ручной тормоз" – для стояночного тормоза.

Отожмите кнопку "Норма".

Нормативные значения проверяемых автомобилей приведены в Приложении.

3.1.4. Установите автомобиль на ролики стенда колесами передней оси. Включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск". Установите режимы измерения "Передняя ось". Считайте показания с цифровых приборов, округляя младший разряд, а результат занесите в диагностическую карту.

Усилие прокручивания незаторможенных колес у исправных автомобилей должно быть не более 0,5 кН.

Большие значения свидетельствуют о притормаживании колес.

3.1.5. Нажмите на педаль тормоза быстро, но без удара и удерживайте ее.

Если тормозная система проверяемой оси в норме, то высветится световое табло "Годен", а приводы роликов должны отключиться автоматически через 1-1,5с после начала торможения.

Считайте показания цифровых приборов, занесите в диагностическую карту.

Если приводы роликов не отключаются через указанное выше время, то тормозная система колес проверяемой оси не в норме.

Если высветится табло "Неравномерность", то коэффициент осевой неравномерности проверяемой оси может быть больше нормативного значения. При этом дефекты имеются в той тормозной системе колеса, на стороне которой высвечивается табло.

Считайте значения тормозных сил проверяемой оси с цифровых приборов и вычислите коэффициент осевой неравномерности по формуле:

,

где Рт.пр, Рт.лев – показания цифровых приборов.

Коэффициент осевой неравномерности занесите в диагностическую карту.

При значениях коэффициента более предела 0,09-0,13 тормозная система проверяемой оси не в норме.

Включите подъемник нажатием кнопки "Подъемник".

Установите автомобиль на ролики колесами задней оси.

Установите режим измерения "Задняя ось".

Проверку состояния тормозной системы задней оси проводите аналогично.

Установите режим измерения "Ручной тормоз".

Затяните рычаг стояночного тормоза. Состояние тормозной системы стояночного тормоза определяется аналогично.

3.1.6. При отрицательном результате проверки тормозной системы автомобиля повторите проверку в неавтоматизированном режиме для оси, тормозная сила колес которой не в норме.

3.1.7. Неавтоматизированный режим работы.

Установите неавтоматизированный режим работы, нажав переключатель "Автомат", при этом сигнальная лампа табло режимов погаснет.

Установите автомобиль на стенд передней осью. На педаль тормоза установите устройство силоизмерительное, включите приводы роликов нажатием кнопки "Пуск".

Нажмите на тормозную педаль через устройство силоизмерительное с силой 0,4 кН не более двух-трех раз с интервалами 5-10 с для прогрева тормозов.

Нажмите на тормозную педаль с силой не более 0,5 кН, считайте с цифровых приборов установившееся значение тормозных сил и занесите их в диагностическую карту.

Включите приводы роликов нажатием на кнопку "Стоп".

Нажмите на кнопку "Подъемник".

Установите автомобиль на ролики колесами задней оси.

Проверку состояния тормозной системы задней оси проводите аналогично (включая контроль стояночного тормоза).

3.2. Оценка тормозной системы автомобиля

3.2.1. Величина общей удельной тормозной силы равна:

,

где – сумма максимальных значений тормозных сил, развиваемых всеми колесами, кН;

Ga – масса автомобиля в снаряженном состоянии, кН.

Величину общей удельной тормозной силы занесите в диагностическую карту.

Общая удельная тормозная сила для рабочей тормозной системы автомобиля должна быть не менее 0,53, для стояночного тормоза – не менее 0,16.

3.2.2. Определение осевой неравномерности тормозных сил проведите отдельно для каждой оси автомобиля по формуле
п. 3.1.5.

где Ртпр, Ртлев – максимальные усилия, развиваемые тормозными механизмами рабочей тормозной системы, соответственно на правых и левых колесах каждой оси автомобиля, кН.

Значение коэффициента осевой неравномерности занесите в диагностическую карту.

Коэффициент осевой неравномерности тормозных сил для автомобилей должен быть не более 0,09-0,13.

3.2.3. Определение исправности привода тормозов.

Плавно нажмите на педаль и в момент начала нарастания тормозной силы на каждом колесе определите усилие на педали, при котором колодки тормоза автомобиля прижимаются к барабану. При исправном приводе тормоза значение силы не должно превышать 0,1 кН.

3.2.4. Определение плавности действия тормозных систем и полноты растормаживания.

Для определения плавности действия тормозов и полноты растормаживания медленно нажмите на педаль тормоза при вращающихся колесах и следите за показаниями приборов – указателями величин тормозных сил. При исправных тормозах тормозная сила должна возрастать пропорционально силе на педали. После нажатия на педаль резко отпустите ее и следите за величиной тормозной силы. Быстрое падение ее до значения силы, затрачиваемой на прокручивание незаторможенного колеса, свидетельствует о полном растормаживании тормозного механизма. Повторное нажатие на педаль производите в быстром темпе и следите за показаниями приборов. Если при медленном нажатии на педаль тормозные силы обоих колес примерно одинаковы, а при быстром тормозная сила одного из колес отстает от другого, то сопротивление в приводе этого колеса повышено.

3.2.5. Оценка эллипсности загрязнения, замасливания, увлажнения тормозных барабанов.

Проверку эллипсности тормозных барабанов производите при усилии на педали 0,15-0,20 кН. Колебания показаний тормозной силы на 0,2-0,4 кН и пульсирование педали синхронное с вращением колес свидетельствует об эллипсности тормозных барабанов. Проверяя каждое колесо в отдельности, определите, какой тормозной барабан имеет указанный дефект. Отсутствие пропорциональности между значениями силы на педали и тормозной силой (особенно при малых и средних усилиях) свидетельствует о сильном загрязнении, замасливании или увлажнении тормозных накладок. Увлажнение легко отличить от замасливания по возрастанию тормозной силы в процессе торможения из-за испарения влаги вследствие нагрева тормозов.

3.2.6. Оценка работы тормозной системы автомобиля с гидровакуумным усилителем.

Проверку тормозной системы, имеющей гидровакуумный усилитель, производите путем сравнивания развиваемой тормозной силы с усилителем и без него. Сначала определите тормозную силу на колесах передней (задней) оси при усилии на педали 0,2 кН. После чего запустите двигатель и с тем же усилием на педали снимите показания тормозной силы. Тормозная сила при исправном усилителе и работающем двигателе должна быть в 2,0-2,5 раза больше, чем при неработающем двигателе. При необходимости произведите регулировку тормозов на стенде.

Нажмите и отпустите кнопку “Подъемник”. Выведите автомобиль со стенда.

Страница: 4 из 12; >
3. Порядок работы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector