Меню Закрыть

Установка троса ручного тормоза

Содержание статьи:

  • Причины поломки троса стояночного тормоза
  • Замена троса ручного тормоза

В статье рассказывается и показывается, как правильно производить замену троса стояночного тормоза автомобиля, а также его причины поломки.

Причины поломки троса стояночного тормоза

Основной причиной, по которой происходит поломка троса привода стояночного тормоза, конечно же, является срок эксплуатации этого троса. Дело в том, что в процессе эксплуатации трос постоянно подвергается нагрузкам от усилий, которые приводят в действие ручной тормоз, а так как он находится под кузовом автомобиля, то постоянно подвергается воздействию повышенной влажности, испытывая при этом дефицит смазки. Таким образом, происходит перетирание стальных нитей, из которых состоит трос.

Причиной поломки, может быть и то, что в процессе эксплуатации износ накладок и барабанов тормозных механизмов левого и правого колёс происходит неравномерно, в результате чего, соответствующие тросы удлиняются на различную величину и со временем ручной тормоз перестаёт работать.

Так же стояночный тормоз может получить механические повреждения в результате экстренного торможения автомобиля, когда водитель приводит в действие все тормозные системы. Ослабление наконечников троса и его затруднительное перемещение в оболочке тоже являются причинами замены троса. В любом случае независимо от того по какой причине возникла необходимость замены троса привода стояночного тормоза, каждому автовладельцу рано или поздно придётся с этим столкнуться.

Замену троса, а именно его установку рекомендуется производить вдвоём, так как тяга рычага имеет небольшую длину и для того чтобы установить уравнитель трос придётся сильно натягивать. Мы заменяли трос на автомобиле ВАЗ 2110. На других марках машины процедура похожая.

Замена троса ручного тормоза:

1. Снимите автомобиль со стояночного тормоза, отпустив рычаг управления ручным тормозом до упора вниз.

2. Снимите тормозной барабан соответствующего колеса.

4. Под кузовом автомобиля необходимо отвернуть контргайку и регулировочную гайку стояночного тормоза и снять уравнитель с тяги.

5. Нужно достать из управления наконечник тороса.

6. Из кронштейна на кузове достаньте наконечник оболочки троса.

7. Скобы, на которых крепится трос, следует отогнуть.

8. Предварительно сняв заднюю тормозную колодку – от рычага следует отсоединить наконечник троса.

9. На балке заднего моста ослабьте гайки крепления держателя троса и выньте трос из него.

10. Из пазов кронштейна нужно достать трос ручного тормоза.

11. Далее протянуть трос из тормозного щита.

12. Установка троса производится в обратной последовательности, при этом следует учитывать, что тросы в кронштейне устанавливаются крест-накрест. После выполнения операций по установке троса ручной тормоз необходимо отрегулировать.

Уравнитель ручного тормоза ВАЗ 2110

С внешнего наконечника троса откручивается вначале контргайка, затем основная гайка. После их удаления снимается уравнитель.

Гайка и контргайка тормозного троса ВАЗ 2110

Теперь следует демонтировать тормозные колодки автомобиля. Это нужно сделать для того, чтобы отсоединить второй конец троса от рычага.

Демонтаж тормозных колодок ВАЗ 2110 и отсоединение второго наконечника троса

  • Как только оба наконечника освободились, трос можно вынуть из-за тормозного щитка.
  • После того, как вы поменяли трос, все перечисленные выше действия производятся в обратном порядке.
  • Важные моменты

    • Отсоединять наконечник от тормозных колодок лучше всего вдвоём. Один человек должен аккуратно надавить на тормозное коромысло большой отвёрткой (либо тонкой монтировкой), второй в этот момент сможет свободно ослабить гайку фиксатора, после чего трос можно будет вытащить из держателя, не рискуя травмировать руки.
    • Как только трос будет снят, места его крепления следует тщательно очистить от ржавчины и грязи. Лучше всего это сделать с помощью металлической щётки. Те места в тормозном щитке, где проходит трос, необходимо протереть растворителем.
    • Если ржавчины в сквозных проходах троса скопилось слишком много, следует воспользоваться концентрированной уксусной кислотой, так как она хорошо разъедает ржавчину. Работать с ней нужно только в перчатках, во избежание химических ожогов.
    • Перед установкой тормозного барабана обязательно следует проверить состояние колодок. Если распорные планки на колодках сильно изношены (а скорее всего, так и будет), необходимо их заменить новыми. Комплект таких планок можно приобрести в любом автомагазине.

    Видео: как поменять тросовый механизм ручника на десятке

    Регулировка и проверка

    • Ход правильно отрегулированного рычага ручного тормоза не должен превышать 8 щелчков. Оптимальный вариант хода рычага — 6-7 щелчков (это количество варьируется в зависимости от модели автомобиля, подробности для конкретной модели ВАЗ можно узнать в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к машине).
    • После установки нового троса задние колёса автомобиля следует поддомкратить и попробовать прокрутить их вручную. Вращение должно быть свободным.
    • Теперь работу тормозов следует проверить на ходу. Нужно проехать метров 30-40, затем притормозить, используя стояночный тормоз. После торможения нужно выйти из машины и потрогать задний тормозной барабан. Он не должен быть горячим, его температура не должна превышать температуру окружающей среды. Если барабан нагрелся так, что обжигает руку, это значит, что тормозной трос натянут слишком сильно и его следует ослабить.
    • Чтобы ослабить трос, следует вновь поставить автомобиль на смотровую яму, открутить ключом на 13 контргайку на внешнем наконечнике, а затем ослабить основную крепёжную гайку. После этого контргайка снова затягивается.
    • Если тормозной трос слишком провисает, его нужно подтянуть. Все действия перечислены выше, исключение одно: основную гайку на наконечнике следует затягивать, а не откручивать.
    • Чтобы самостоятельно проверить надёжность стояночного тормоза, следует найти уклон с соотношением 1:5 (то есть высотой в 1 метр и длиной в 5 метров), загнать на него автомобиль, заглушить двигатель, поставить машину на стояночный тормоз и выжать сцепление. Машина после этих действий должна оставаться на месте и не скатываться под уклон. Если автомобиль всё же покатился, следует ещё немного подтянуть тормозной трос.
    Читайте также:  Перестал работать спидометр на калине

    Как видно из нашей статьи, ничего сложного в замене тормозного троса нет и эта задача по силам даже начинающему автолюбителю. Главное, на что следует обратить внимание в данном случае, это соблюдение правил техники безопасности. Меняя трос, очень легко получить травму или химический ожог, так что лучше не проводить эту операцию в одиночку, а работать в паре с опытным автомехаником.

    Копирайтер с пятилетним стажем.

    Виды конструкции

    Замена тросика стояночного тормоза не требует серьезного вмешательства в устройство задних барабанных или дисковых тормозов. Для замены даже не нужно снимать задние тормозные колодки. Характер работ в первую очередь зависит от того, установлены на вашем автомобиле задние дисковые или барабанные тормоза, поэтому процесс замены рассмотрим на обоих вариантах конструкции.

    На большинстве автомобилей новый трос ручника крепится к регулировочному механизму в салоне, тогда как в некоторых вариантах конструкции замена производится целиком из-под днища автомобиля.

    Причины для замены

    • Обрыв. Чаще всего причиной обрыва становится плохой крепеж, вследствие чего трос свисает из-под днища и может быть вырван. Менее распространенная причина — фиксация в кронштейнах без защитной втулки. В последнем случае вибрации, движение троса при поднятии ручника, приводят к перетиранию изоляции и самого тросика об металлический кронштейн. Если причину обрыва не устранить, то новый трос ручника в скором времени постигнет та же участь.
    • Закисание. Внутрь резиновой обоймы может попадать влага, грязь. Если в таком случае редко либо совсем не пользоваться ручником, коррозия заблокирует тросик внутри изоляции (иногда это происходит только с одним контуром).
    • Ручник не держит, но диапазона регулировки уже недостаточно для восстановления работоспособности системы. Случается такое, если часто затягивать ручной тормоз при движении или оставлять автомобиль на долгое время с активированным ручником, даже если автомобиль не стоит на уклоне.

    Растягивается трос крайне редко, поэтому если вы решили заменить его из-за плохой работы ручника, в первую очередь рекомендуем ознакомиться с процессом регулировки стояночного тормоза.

    Как бороться с прикипевшими элементами

    Именно откручивание прикипевших гаек, снятие закисших барабанов — основная проблема при самостоятельной замене троса стояночного тормоза. Как можно уменьшить количество обломанных болтов, скрученных резьбовых соединений?

    • Тщательно очищайте металлической щеткой болты, гайки, шпильки, от коррозии и грязи.
    • Перед откручиванием нанесите несколько ударов по шапке болта, гайке. Если доступ к элементу позволяет, удары нужно наносить перпендикулярно оси закручивания. Ни в коем случае нельзя наносить удары по оголенной резьбе!
    • После обстукивания залейте крепежные элементы проникающей смазкой. Если под рукой нет жидких ключей наподобие WD-40, можно использовать тормозную жидкость. Обстучав болты, гайки, и создав в местах прикипания микротрещины, вы ослабляете сопряжение и открываете доступ к прониканию внутрь смазки. Для работы проникающим смазкам нужно как минимум 20-30 мин., но если вы не спешите с заменой, то смоченные детали перед попытками откручивания лучше оставить на 40-60 мин.
    • Откручивайте болты в несколько приемов. Даже если болт поддался, чередуйте откручивание с закручиванием и применением жидких ключей.

    Как поменять своими руками

    Процесс замены троса ручника на автомобиле с задними барабанными тормозами рассмотрим на примере Daewoo Matiz.

    1. Демонтируйте центральную консоль.
    2. Ослабьте контргайки левого и правого контура троса.
    3. Достаньте упорную скобу, после чего выведите тросик из пазов кронштейна.
    4. Далее, необходимо вывести трос из паза ролика. Для удобства можно пожертвовать целостностью напольного карпета — разрежьте его в месте расположения роликового механизма. Также желательно открутить от кузова кронштейн рычага ручного тормоза.
    5. Ролик имеет подвижное соединение на втулке, которая фиксируется стопором. Для освобождения троса стопор необходимо будет извлечь.
    Читайте также:  Причины залегания маслосъемных колец

    Особенность стояночного тормоза Daewoo Matiz в том, что контуры троса проходят над нишей топливного бака. Для доступа к кронштейнам бак достаточно опустить примерно на 15-20 см и немного подать в направлении кормовой части автомобиля. При таком опускании отключать разъем электропитания элементов топливной секции, отсоединять шланги, не нужно.

    1. Открутите болты крепления топливного бака, предварительно установив под бак упор.
    2. Открутите 4 кронштейна троса ручника.
    3. Вытащите тросик из технологического отверстия в кузове, сохранив в целостности уплотнительную заглушку.
    4. Снимите задние колеса.
    5. Снимите пыльники и на обеих сторонах открутите ступичные гайки. После этого демонтируйте барабаны, удерживая большим пальцем ступичные подшипники.

    Для большинства автомобилей этот совет неактуален, так как ступичный подшипник никак не связан с барабаном. Более подробно о том, как снять прикипевший барабан, читайте в статье «Как облегчить замену тормозных барабанов».

    1. Извлеките трос ручного тормоза из кронштейнов.
    2. Вытащите скобу, фиксирующую кожух троса в месте входа в тормозной щит.
    3. Освободите наконечники троса из зацепления с рычагом ручного привода тормозных колодок.
    4. Вытащите старый трос ручника.

    Установка нового тросика

    1. Заведите среднюю часть троса в салон автомобиля.
    2. Проложите тросик ручника по днищу автомобиля, надежно зафиксировав в крепежных кронштейнах.
    3. Заведите трос в тормозной щит и установите в специальную проточку фиксирующий стопор.
    4. Зацепите наконечника тросика за выемку на рычаге ручного привода тормозных колодок.
    5. Установите уплотнительный манжет технологического отверстия.
    6. Прикрутите топливный бак.
    7. Установите тормозные барабаны.
    8. Зафиксируйте среднюю часть троса стояночного тормоза в пазу ролика и произведите сборку регулировочного механизма, рычага стояночного тормоза в обратном к снятию порядке.

    Используя регулировочную гайку, подтяните тросик ручника. Поскольку процесс регулировки ручного тормозного механизма, выбора степени натяжения троса нами был подробнейшим образом рассмотрен, повторяться не станет.

    Рекомендуем посмотреть видео замены троса ручника на Daewoo Matiz, ВАЗ 2110, Opel Astra F, а также Ford Focus, который оборудован задними дисковыми тормозами. Видео помогут понять, как осуществляется замена троса ручника на типовых видах конструкции стояночного тормоза.

    Ручник, или стояночный тормоз, присутствует в каждом автомобиле и является необходимым элементом системы безопасности. Бывают случаи, когда он не выполняет свою функцию полностью или частично. В любом случае эту неисправность необходимо как можно быстрее устранить.

    Причины возникновения неисправности

    Рычаг ручника ВАЗ 2110 в кожаном чехле

    Рассмотрим принцип работы стояночного тормоза (ручника) на автомобиле ВАЗ 2110.

    Он довольно прост. Одним из основных его элементов является специальный трос. Когда водитель натягивает ручку стояночного тормоза, то происходит натяжение этого тросика, которое равномерно распределяет своё воздействие на тормозные колодки каждого колеса автомобиля. В процессе эксплуатации происходит изнашивание накладок задних тормозных колодок, растягивания тросика, а в результате возникает необходимость в регулировке или ремонте ручника. Также очень часто водители, особенно начинающие, ездят с поднятым ручником, что приводит к преждевременному изнашиванию троса ручника. Если своевременно водитель не проведёт профилактику или ремонт этого механизма, то автомобиль может самостоятельно начать движение с места или будет притормаживать движение, вплоть до остановки, на подъёме.

    Внешний вид троса стояночного тормоза на автомобиле ВАЗ 2110

    Регулировку ручника можно выполнить не только в автосервисе, но и своими руками в домашних условиях. Но сначала необходимо ознакомиться со схемой ручного стояночного тормоза, чтобы знать основные её элементы для настройки данной системы.

    Схема ручника на ВАЗ 2110

    На этой схеме цифрами обозначены следующие элементы:

    1 — кнопка, которая фиксирует рычага ручника;
    2 — рычаг ручного тормоза;
    3 — защитная накладка;
    4 — тяга ручника;
    5 — уравнитель троса;
    6 — регулировочная гайка;
    7 — контргайка;
    8 — трос;
    9 — защитная оболочка троса

    Первые шаги регулировки

    Чтобы приступить к регулировке ручника, необходимо убедиться в наличии и доступности одного из трёх элементов: подъёмника, смотровой ямы или эстакады.

    Эстакада – вид инженерного сооружения, которое предназначается для прокладки дороги или коммуникаций над землёй.

    Самодельная эстакада для регулировки ручника на ВАЗ 2110

    В домашних условиях чаще всего доступной является только смотровая яма. Если же не получается воспользоваться ни одним из перечисленных условий, то можно обойтись своеобразными опорными козлами, которые представляют собой жёсткую конструкцию, устанавливаемую под заднюю часть кузова, после её приподнятия домкратом. Кроме того, необходимо подготовить два гаечных ключа размером «13», а также пассатижи.

    • опустить рычаг стояночного тормоза в крайнее нижнее положение;
    Читайте также:  Что такое рециркуляция воздуха в автомобиле

    Один из этапов регулировки — опустить рычаг ручника

    • с помощью одного ключа на «13» нужно ослабить контргайку, при этом удерживать вторым ключом регулировочную гайку;

    Ослабление контргайки и ослабление регулировочной гайки

    Это ещё не всё, так как осталось несколько пунктов для выполнения полной настройки ручного тормоза.

    Заключительные шаги по настройке

    • продолжать вращение регулировочной гайки, пока мы не убедимся, что у рычага тормоза полный ход составляет примерно 3 щелчка (эту операцию удобно выполнять вдвоём – один человек вращает гайку, а второй проверяет ручник);
    • после проверки рабочего хода нужно затянуть контргайку, удерживая ключом регулировочную гайку;
    • теперь необходимо проверить, не перетянут ли тросик ручника: рычаг стояночного тормоза опускается вниз, приподнимаются домкратом задние колёса и прокручиваются руками – они должны вращаться равномерно, без задержек;
    • если ход рычага всё ещё большой, то продолжаем заворачивать регулировочную гайку (или отворачивать, если трос перетянут) и регулярно проверять ход ручника, пока он не будет составлять 3 щелчка, а тормозные колодки не будут мешать вращению колёс.

    После окончания регулировки системы следует проверить её работу. Для этого нужно водителю поставить свой автомобиль на участок дороги с уклоном от 23% и поднять рычаг стояночного тормоза. Если машина надёжно фиксируется на дороге и не движется, то это означает, что работы были проведены правильно.

    Видео-инструкция по регулировке

    Если оборвался трос ручного тормоза

    Встречаются случаи, когда одной регулировкой стояночного тормоза не обойтись. Такое бывает довольно редко и преимущественно на старых автомобилях – обрыв троса ручного тормоза. Тросик со временем изнашивается и уже не в силах выдерживать нагрузку автомобиля, и в какой-то момент обрывается. Иногда обрыв происходит и на новых авто, подвергающихся слишком интенсивной эксплуатации, для которой не предусмотрена их тормозная система. Чаще всего тросы просто соскакивают или наконечники троса, закреплённые в барабанах, перетираются колёсными болтами, также это происходит просто по причине износа задних барабанных тормозов.

    Трос следует менять не только в крайнем случае, когда он порвался, но и в качестве профилактики его последующего обрыва в таких случаях:

    • трос ручника с трудом перемещается в оболочке даже после его смазки;
    • наконечники троса ослаблены (приходится регулярно подтягивать трос);
    • нити троса стали растягиваться, что в конечном итоге приведёт к его обрыву.

    Замена троса. Пошаговая инструкция

    Операция по замене троса ручника, так же, как и регулировка ручника, может быть выполнена самостоятельно. Замена происходит более сложно, но какие-то профессиональные навыки, инструменты или оборудование здесь не требуются. Надо не забыть про помощника, который в этом случае необходим водителю, чтобы с силой натягивать трос для корректной установки уравнителя.

    Замена троса стояночного тормоза состоит из выполнения следующих операций:

    1. Опустить рычаг ручника вниз до упора;

    2. Снять тормозной диск колеса, со стороны которого происходит замена троса;

    Снимаем тормозной барабан колеса

    3. Снять глушитель с его подушек подвески, а также резонатор с задней подвески;

    Снимаем глушитель с подушки подвески

    4. Опустить вниз выхлопную систему;

    5. Открутить контргайку (1) и регулировочную гайку (2);

    Откручиваем контргайку, регулировочную гайку

    6. Снять уравнитель (4) с тяги (3).

    После этого приступаем к следующим действиям:

    7. Из уравнителя вынимаем наконечник старого троса;

    Из уравнителя извлекаем наконечник троса

    8. Также наконечник вынимаем из оболочки кронштейна, который расположен на нижней части кузова;

    Вынимаем наконечник оболочки троса ручного тормоза из кронштейна

    9. Отгибаем скобы крепления троса;

    Отгибаем скобы крепления троса ручника

    10. Снимаем заднюю тормозную колодку и отсоединяем наконечник троса от рычага;

    Снимаем тормозную колодку и отцепляем наконечник троса

    11. Обращаем взгляд на задний мост – там находится держатель троса, закреплённый гайкой, затяжку которой необходимо ослабить;

    12. Аккуратно вынимает трос сперва из держателя, потом из кронштейна, и далее из тормозного шипа;

    13.Приступаем к установке нового троса, соблюдая обратный порядок указанных здесь действий.

    При установке троса обязательно обратить внимание на его расположение в кронштейне – только крест-накрест! После установки троса необходима его правильная натяжка и регулировка, что было поэтапно описано выше.

    Видео замены тросика ручного тормоза

    Как видно из этого описания, выполнение указанных работ несложное и доступное практически любому водителю, который, не обращаясь в СТО и экономя значительную сумму на этом, хочет качественно и своими руками установить новый трос ручника или произвести настройку стояночного тормоза.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    error: Content is protected !!
    Adblock
    detector