Меню Закрыть

Ваз 2110 система отопления и вентиляции

ВНИМАНИЕ! В вариантном исполнении автомобиль может комплектоваться либо отопительно-вентиляционной, либо климатической установкой.

Отопительно-вентиляционная установка автомобиля предназначена для создания в салоне комфортной температуры воздуха, заданное значение которой поддерживается контроллером 10 (см. рис. 38) системы автоматического управления отопителем (САУО). Однако она не может обеспечить в салоне температуру ниже, чем имеет наружный воздух.

В вариантном исполнении в отопительно-вентиляционной установке имеется воздушный фильтр. Воздушный фильтр расположен в коробке воздухозаборника и предназначен для очистки воздуха, поступающего в салон автомобиля, от пыли, цветочной пыльцы, копоти и мелких насекомых.

Замена фильтра производится на аттестованных ПССС через каждые 15 000 км (при эксплуатации по запыленным дорогам — по необходимости). Не рекомендуется эксплуатация автомобиля без воздушного фильтра.

ВНИМАНИЕ! Правильное пользование органами управления отопительно-вентиляционной установкой в соответствии с изложенными ниже рекомендациями позволяет повысить безопасность движения за счет быстрой очистки стекол от снега и льда, а также устранения их запотевания. Помните — быстрая очистка стекол и наиболее эффективное отопление салона возможны только при полностью прогретом двигателе!

Элементы управления

Ручка 16 служит для задания желаемой температуры воздуха в салоне. С этой целью ручку 16 необходимо установить напротив соответствующего цифрового значения от «16» до «28» шкалы 17, обозначающей температуру в градусах по Цельсию. В указанном диапазоне температура воздуха в салоне будет поддерживаться автоматически в пределах производительности отопителя и установленного допуска. При изменении скорости работы вентилятора или его выключении автоматический режим работы системы сохраняется.

В крайних положениях ручки 16, обозначенных на шкале 17 синей и красной точками, обеспечивается подача соответственно воздуха без подогрева или максимально нагретого. Регулировка температуры при этом не осуществляется.

Переключатель 15 служит для управления вентилятором отопительно-вентиляционной установки. Объем воздуха, подаваемого в салон, регулируется переключением скоростей вентилятора. Количество скоростей работы вентилятора — три, в вариантном исполнении — четыре, первая — минимальная, третья или четвертая — максимальная. В позиции переключателя «0» вентилятор не работает, подачи свежего воздуха в салон нет.

ВНИМАНИЕ! При движении автомобиля всегда должен быть включен вентилятор отопителя как минимум на первую скорость для создания в салоне избыточного давления (для исключения попадания пыли и грязи через неплотности кузова), а также чтобы избежать запотевания стекол.

В положении «А» переключателя 15 система автоматического управления САУО с целью обеспечения заданной температуры и ускорения прогрева воздуха в салоне автоматически выбирает одну из двух скоростей вентилятора, соответствующих положениям «1» и «2» на шкале 14.

Рычаг 9 управления воздушными заслонками служит для распределения подачи воздуха. Если рычаг 9 установлен напротив пиктограммы , поток воздуха направляется на ветровое стекло через сопла 11, 21 и на стекла передних дверей через сопла 1, а также, частично, через сопла 2. При установке рычага 9 напротив пиктограммы , воздух поступает в нижнюю часть салона (в зоны ног водителя и пассажиров) через сопла 12, 13. При этом небольшая часть воздуха подается через сопла 1, 2, 11 и 21 в верхнюю часть салона. Если рычаг 9 установлен напротив пиктограммы , воздух направляется в верхнюю часть салона через сопла 2, 7 и, частично, на ветровое стекло через сопла 11, 21.

Кнопка 8 (устанавливается в вариантном исполнении) служит для включения режима рециркуляции воздуха. При нажатии кнопки 8 прекращается поступление наружного воздуха в отопительно-вентиляционную установку и происходит забор воздуха из салона. Использование режима рециркуляции предотвращает попадание в салон неприятных запахов, например, при движении в дорожной пробке или в тоннеле.

ВНИМАНИЕ! Режим рециркуляции может быть включен только на короткое время, так как при этом свежий воздух в салон не поступает, и стекла могут запотевать.

Автомобили, на которых система рециркуляции воздуха не установлена, оборудованы воздушным фильтром.

Сопла 2 и 6 могут быть по отдельности открыты или закрыты. Для закрытия сопла необходимо сдвинуть до упора вправо соответствующий рычажок 3 или 7. Перемещением рычажков 3 или 7 влево-вправо, а также вверх-вниз можно изменять направление потока воздуха соответственно в горизонтальной или вертикальной плоскостях.

Сопла 21 служат для предотвращения от запотевания нижней части ветрового стекла.

Кнопка 5 служит для включения обогрева заднего стекла в случае его запотевания или обмерзания. При включенном обогреве контрольная лампа 4 загорается оранжевым светом. Для выключения обогрева нажмите кнопку 5 повторно.

ВНИМАНИЕ! Для обеспечения эффективного обогрева задней части салона не загораживайте сопла 13, расположенные под передними сиденьями.

Вентиляция салона

Для осуществления вентиляции салона (подачи в него неподогретого свежего воздуха) необходимо установить органы управления отопительно-вентиляционной установкой в следующее положение:

  • ручку 16 поверните против часовой стрелки до упора (синяя точка на шкале 17). (В большинстве случаев достаточно оставить рукоятку 16 на желаемом значении температуры по шкале 17, контроллер будет удерживать заслонку полностью закрытой до достижения заданной температуры в салоне);
  • сопла 2 и 6 откройте, рекомендуемое положение рычажков 3 и 7 — крайнее верхнее;
  • рычаг 9 установите в положение ;
  • переключатель 15 поставьте на желаемую скорость;
  • при запотевании ветрового стекла поставьте рычаг 9 в положение .

Предотвращение запотевания стекол

При высокой влажности воздуха, например во время дождя, окна автомобиля могут запотевать. Для предотвращения запотевания ветрового стекла и стекол передних дверей необходимо сделать следующее:

  • ручку 16 установите на желаемый уровень подогрева воздуха;
  • рычаг 9 установите в положение ;
  • переключатель 15 поставьте на максимальную скорость;
  • дополнительно через сопла 2 можно направить подогретый воздух на стекла передних дверей, для этого необходимо лопатки 19 сориентировать в крайнее верхнее положение, а заслонки 20 — в центральную часть стекол передних дверей, центральные сопла закройте.
Читайте также:  Как снять пассажирское сиденье

При высокой влажности воздуха, особенно в экстремальных условиях ливневых дождей затяжного характера, окна автомобиля могут запотевать. Для предотвращения запотевания ветрового и стекол передних дверей при этих условиях необходимо сделать следующее:

  • ручку 16 установить по часовой стрелке в положение «20. 24»;
  • рычаг 9 установите в положение ;
  • переключатель 15 поставить на вторую скорость.

Очистка стекол от снега и льда

Для быстрой очистки ветрового стекла и стекол передних дверей от снега и льда рекомендуется установить органы управления в следующие положения:

  • ручку 16 поверните по часовой стрелке до упора (красная точка на шкале 17). (В большинстве случаев достаточно оставить рукоятку 16 на желаемом значении температуры по шкале 17, контроллер будет удерживать заслонку полностью открытой до достижения заданной температуры в салоне — к этому времени стекла очистятся);
  • рычаг 9 установите в положение ;
  • переключатель 15 поставьте на максимальную скорость;
  • через сопла 2 направьте поток воздуха на стекла передних дверей (см. выше), центральные сопла закройте.

Быстрый прогрев салона и обеспечение комфортной температуры воздуха в салоне

  • установите ручку 16 на желаемое значение температуры по шкале 17;
  • переключатель 15 поставьте в положение «А» или «2» (в вариантном исполнении). Для увеличения производительности или предотвращения запотевания стекол рекомендуется использовать максимальную скорость вентилятора;
  • рычагом 9 установите желаемое распределение потока воздуха;
  • боковые сопла 2 откройте, центральные сопла 6 закройте.

САУО обеспечит прогрев салона до заданной температуры с максимальной скоростью и поддержание температуры на заданном уровне в пределах производительности отопителя и установленного допуска.

ВНИМАНИЕ! Чтобы обеспечить эффективную работу отопительно-вентиляционной установки, регулярно очищайте от снега, льда и листьев отверстия для забора свежего воздуха, расположенные перед ветровым стеклом.

Не допускайте повышения влажности воздуха в салоне от испарения воды и снега с ковровых покрытий и резиновых ковриков, очищайте их своевременно. Содержите стекла автомобиля в чистоте, ведь на грязных стеклах задерживается больше влаги, увеличивается время их оттаивания.

Не загораживайте выходные отверстия использованного воздуха в задней обивке багажного отделения. На автомобилях LADA 110 не перекрывайте чем-либо щель между багажной полкой и задним стеклом, которая служит для удаления использованного воздуха.

При работе системы отопления в максимальном режиме не рекомендуется открывать окна.

Особенности управления климатической установкой

Климатическая установка обеспечивает как подогрев, так и охлаждение воздуха в салоне автомобиля. Работа кондиционера снижает не только температуру воздуха в салоне, но и его влажность, предотвращая тем самым запотевание стекол, особенно при высокой влажности наружного воздуха.

Для включения кондиционера при работающем двигателе и закрытых окнах нажмите кнопку 18, установите режим вентиляции. Для выключения кондиционера нажмите кнопку 18 повторно.

ВНИМАНИЕ! Кондиционер работает только при работающем двигателе при температуре наружного воздуха от +10°С и при включении вентилятора на одно из положений по шкале 14.

Чтобы установить желаемую температуру воздуха в салоне, как и при отоплении, поверните рукоятку 16: по часовой стрелке — теплее, против часовой стрелки — холоднее. Температура будет поддерживаться автоматически в пределах производительности климатической установки и установленного допуска.

ВНИМАНИЕ! В положении рычага 9 хотя бы одно из сопел 2 или 6 должно быть открытым, иначе теплообменник охлаждения воздуха может обледенеть.

Для ускорения охлаждения воздуха в салоне можно на короткое время включить режим рециркуляции, для чего необходимо нажать клавишу 8, при этом прекращается поступление наружного воздуха в климатическую установку и происходит забор воздуха из салона. Использование режима рециркуляции также предотвращает попадание в салон неприятных запахов, например, при движении в дорожной пробке или в тоннеле.

ВНИМАНИЕ! Режим рециркуляции может быть включен только на короткое время, так как при этом наружный воздух в салон не поступает, и стекла могут запотевать.

Экономичная эксплуатация климатической установки

Привод компрессора кондиционера осуществляется от двигателя, поэтому его работа в режиме охлаждения воздуха заметно влияет на расход топлива. Чтобы по возможности сократить время использования кондиционера, необходимо выполнять следующее.

Если под действием солнечного излучения салон автомобиля на стоянке сильно нагрелся, необходимо перед поездкой проветрить его, открыв на короткое время окна или двери.

Нельзя включать кондиционер, если во время движения открыты окна автомобиля.

Если комфортная температура воздуха внутри автомобиля может быть достигнута без включения холодильной установки, то лучше использовать режим вентиляции салона.

ВНИМАНИЕ! В воздухозаборнике системы отопления и вентиляции автомобилей семейства LADA 110 устанавливается воздушный фильтр.

При движении в условиях интенсивного ливня с включенным вентилятором отопителя возможно намокание фильтра, что приведет к подаче увлажненного воздуха в салон и к запотеванию стекол. Если необходимо продолжать движение в условиях ливня, следует протереть стекла, уменьшить скорость вентилятора и двигаться только при условии прозрачности стекол.

Как правило, при дождях средней интенсивности, характерных для территории РФ, проблем с запотеванием стекол не возникает.

После прекращения дождя высыхание фильтра в естественных условиях происходит через 2-3 часа, при работающем вентиляторе — через 30-40 минут. При высыхании фильтр полностью восстанавливает свою работоспособность.

Запотевание стекол при интенсивных ливнях не происходит на автомобилях, оборудованных климатической системой. Автомобили семейства LADA 110 с климатическими системами выпускаются АВТОВАЗом в соответствии с запросами рынка.

Читайте также:  Чем предотвращается осевое смещение распределительного вала

Рассмотрим систему отопления ВАЗ 2110, поскольку от ее стабильной и качественной работы зависит, насколько комфортно будут чувствовать себя все участники поездки на автомобиле.

Устройство

Прежде всего, следует знать само устройство системы отопления, чтобы четко понимать, что и как ремонтировать, ведь для ВАЗ 2110 перебои работы отопителя – явление типичное, и время от времени требующее вмешательства надежных рук – будь то водитель или работник СТО.

Для стабильной и качественной езды в автомобиле рекомендуется не только уметь пользоваться системой отопления, но и разбираться в устройстве отопителя. С принципом функционирования системы можно познакомиться здесь: https://vazweb.ru/desyatka/otoplenie/otopitel.html

Итак, система отопления состоит из:
1. Собственно блок отопителя, который обеспечивает обогрев салона. Его представляют (по важности деталей):

  • Электродвигатель, на котором также закреплен вентилятор, для нагнетания горячего воздуха;
  • Радиатор, без которого вся система не работает. Причем, в отличие от старого отопителя, радиатор печки ВАЗ 2110 нового образца не имеет крана, перекрывающего поток тосола (антифриза) через радиатор. Таким образом, он всегда (хоть зимой, хоть летом) нагрет. Сделано это якобы для того, чтобы устранить протекания, которые часто наблюдались через этот кран, а также – чтобы максимально быстро при потребности нагревать салон. Летом приточная вентиляция идет мимо радиатора, но все же некоторые владельцы ВАЗ 2110, производя ремонт печки, добавляют в систему этот кран;
  • Заслонки, которых три. Одна отвечает за рециркуляцию воздухозаборника, вторая открывает/закрывает канал отопителя, третья, самая важная для салона – управления отопителем;
  • Резистор, который регулирует скорость обдува.

Детали отопителя ВАЗ 2110

Все детали упакованы в блок с дополнительными клапанами, щитками, штуцерами. Все это устройство одето в корпус и находится под капотом ближе к панели приборов.

2. Следующий блок представляют воздуховоды ВАЗ 2110. Они отходят непосредственно от печки и обеспечивают:

  • Вентиляцию салона через центральные сопла;
  • Воздухораспределитель работает на подачу тепла (или обычного воздуха для вентиляции);
  • Два воздуховода направлены на заднюю часть салона;
  • Есть целая система из пяти сопел для обогрева ног;
  • Два боковых воздуховода обеспечивают обогрев боковых стекол и частично салона, обеспечивая лучшее отопление;
  • Два сопла для вентиляции.

Принцип работы отопителя

Таков, вкратце, принцип распределения горячего или холодного воздуха внутри ВАЗ 2110.

3. Блок электронного управления печки работает из салона. В него включены:

  • Ручка контроллера. Это устройство позволяет задавать температуру в салоне, которую должен выдавать блок печки. Включается путем поворота ручки и выставляет температуру от воздуха, температура которого будет соответствовать той, что за бортом, до 30°С. Чаще всего эту деталь называют контролером САУО (системы автоуправления отопителя);
  • Датчик температуры отвечает за включение печки, когда температура в салоне снижается на 2 градуса против заданной. У датчика есть микровентилятор, и если ручка управления находится в положении А, тогда включается микромоторчик в блоке печки, и начинает работать заслонка, обеспечивающая правильное отопление. Поэтому обычно прежде, чем начинать ремонт системы отопления, проверяется работа этого датчика. Он расположен рядом с лампочкой отопления на потолке ВАЗ 2110. Поскольку ремонт его не предусмотрен, то в случае поломки это устройство следует сразу же заменить.

Потолочный датчик температуры воздуха в салоне

Отличия в конструкции

На ВАЗ 2110 устанавливались печки так называемого нового или старого образца. И та и другая система, в том числе и на ВАЗ, имеющей инжектор вместо карбюратора, особенно конструкционно не отличаются.

Итак, непосредственно различия:

  1. Главное отличие печки нового образца от старого – в конструкции радиатора отопителя. Поэтому если вы производите ремонт системы отопления, и решите вместо старого радиатора поставить нового образца, то учтите некоторые нюансы;
  2. Кроме того, контролер САУО тоже не в точности такой. Уже сняты с производства и не подойдут новым моделям отопителя 4 или 5 позиционные контролеры, образца выпуска до осени 2003 года;
  3. Отличаются микроредукторы, также начиная с выпуска в сентябре 2003 года. Отличаются они резисторами (датчиками положения вала), поэтому нужно смотреть, взаимозаменяем ли резистор в той модели ММР, что вы приобрели.

Ремонт

Если вы задумали капитальный ремонт печки, особенно если у вас еще стоит система устаревшего образца, начинайте с покупки нового радиатора печки (лучше приобрести медный, он греет значительно лучше), и от этого работа отопителя только улучшится.

А вот устройство печки у ВАЗ инжектор практически не отличается от карбюраторных машин.

Далее следует разбор по таким пунктам:

  1. Блок двигателя имеет пробку, с которой сливается тосол в какую либо посуду;
  2. Немного вперед отодвигается жабо (операция затяжная), снимаются стеклоочистители и все, что мешает;
  3. Снимается корпус отопителя. Следует знать, что корпус разделен на две части. Переднюю снимают вместе с вентилятором;
  4. Далее следует корпус салонного фильтра. Его заодно можно и поменять;
  5. Снимается другая часть корпуса вентилятора;
  6. Ослабляются хомуты, снимаются шланги;
  7. Затем с некоторым усилием извлекается радиатор.

Сборка, как говорится – в обратном порядке. Только еще один нюанс: если у вас печка устаревшего образца, то обратите внимание на два пункта:

  • Устанавливая пластиковый корпус, следите, чтобы педалька попадала в нужный паз;
  • Зная устройство всех узлов, обязательно перепроверьте плотность их прилегания.

Перед заливом тосола не забудьте убедиться, чтоб блок двигателя имеет хорошо закрученную пробку. Обязательно удостоверьтесь, что вся система работает без сбоев и более эффективно, чем до этого.

все полезное находится здесь

Система отопления и вентиляции

Воздуховоды отопителя и детали управления

1 – воздуховоды обогрева задней части салона
2 – облицовка тоннеля пола
3 – воздуховоды обогрева ног
4 – центральные сопла вентиляции салона
5 – боковые сопла вентиляции салона
6 – сопла обогрева стекол передних дверей

Читайте также:  Стоимость реле поворотов калины 1 в воронеже

7 – рычаг управления системой отопления салона
8 – корпус воздухораспределителя
9 – заслонка обогрева ног
10 – заслонка обогрева ветрового стекла
11 – отопитель

Детали отопителя

1 – электропневматический клапан
2 – передний корпус воздухозаборника отопителя
3 – водоотражательный щиток воздухозаборника
4 – клапан управления заслонкой рециркуляции
5 – заслонка рециркуляции воздухозаборника
6 – задний корпус воздухозаборника отопителя
7 – заслонка канала отопителя
8 – заслонка управления отопителем
9 – радиатор
10 – кожух радиатора отопителя

11 – штуцер пароотводящего шланга
12 – штуцер подводящего шланга
13 – штуцер отводящего шланга
14 – электродвигатель отопителя с вентилятором
15 – корпус электродвигателя
16 – опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем
17 – рычаг привода заслонки управления отопителем
18 – микромоторедуктор привода заслонки
19 – резистор
20 – крышка кожуха отопителя

Вентиляция салона – приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно – при движении автомобиля, или принудительно – при работе вентилятора отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей. В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля. Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.

Поступающий в салон воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха. Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и – через перекрываемые заслонками дефлекторы – к боковым стеклам и в центральную часть салона. Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара – на уровне коленей, другая – у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.

Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха. При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля. Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.

Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления). Электродвигатель вентилятора – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – 14 А. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор. Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) – на средней.

Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя – можно нарушить балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.

Радиатор отопителя установлен под панелью приборов горизонтально в пластмассовом кожухе и состоит из двух пластмассовых бачков (левый – с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами. В зависимости от положения заслонок через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор. В отличие от прежних моделей ВАЗа, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет. Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана.

Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления. Температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С). Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором. Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя, и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение «А». Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор). Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения.

Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт. Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром. Если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. После регулировки снова проверьте работу блока управления.

Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector