Меню Закрыть

Что такое обратный молоток

Обратный молоток — это необходимый инструмент, с помощью которого можно исправить вмятины в труднодоступных местах кузова автомобиля. Это такие части авто, где невозможно выдавить вмятину с обратной стороны.

К ним в основном относятся арки, пороги и стойки автомобиля. Такое оборудование применяется при незначительном повреждении определенного участка, которое не требует замены всего фрагмента.

Инструмент этот не представляет сложного оборудования и не имеет крупного размера. Именно об обратном молотке будет повествоваться в данной статье.

Что это за прибор

Если вы хоть немного знакомы со слесарным делом, то создать такой инструмент в домашних условиях вам будет достаточно просто.

Самостоятельное изготовление такого приспособления не займет много времени, и даже не потребует наличия специального оборудования или знаний. Для более наглядного понимания представляем примитивный чертеж, который не будет лишним.

Как уже отмечалось выше, конструкция такого молотка очень простая. На стальной прут длиной 50 см диаметром от 10 до 20 мм насаживается металлическая втулка, которая должна иметь удобства для захвата рукой.

Диаметр ее отверстия должен позволять свободно скользить по пруту молотка, не создавая большого люфта. На верхней части устанавливается рукоятка для удерживания инструмента рукой. Перед рукояткой на прут наглухо крепится ударная шайба.

Как выбрать шуруповерт, Вы можете узнать здесь.

А эта статья расскажет, как правильно выбрать электрический краскопульт.

Внизу крепится еще одна шайба предохранительная, которая не позволяет, чтобы во время работы втулка могла слететь с прута, тем самым нанести дополнительное повреждение выравниваемой поверхности. И на самом наконечнике инструмента должен находиться крючок для захвата скоб.

Если вы решили сделать такой молоток сами, а не купить в магазине, где цена будет значительно выше, то желательно чтобы крючок и нижняя шайба были съемными. Так как для удобства при работе лучше иметь набор крючков разной длины, а также несколько втулок различных по весу.

Как использовать

Принцип работы обратного молотка заключается в следующем:

  1. Прежде всего, следует осмотреть поврежденный участок автомобиля, подобрать соответствующий крюк исходя из месторасположения и основных размеров вмятины, чтобы потом правильно рассчитать точность силы приложения.
  2. Затем ремонтируемый участок поверхности кузова необходимо тщательно очистить от лишнего покрасочного слоя и грунта до металла.
  3. Далее, нужно приварить на металлическую поверхность вмятины специальные ремонтные скобы (шайбы) при помощи сварочного аппарата. Если электрический споттер идет в комплекте вместе с обратным молотком, то в процессе выравнивания понадобится лишь смена насадки.
  4. Затем нужно зацепить за скобы крючок автоинструмента, после чего аккуратными и легкими ударами начать вытягивать вмятину.
  5. Выравнивание рекомендуется производить до полной ликвидации поврежденной части кузовной поверхности.
  6. Чтобы избавиться от вмятин на вашей машине, необходимо сначала приварить несколько скоб и через их отверстия протянуть прут молотка для удаления повреждения.
  7. После чего исправленный дефект поверхности следует обработать грунтовкой и снова покрыть краской в тон кузову.

Однако стоит обратить внимание на то, что такое приспособление имеет свои минусы, из-за которых вместе с вмятиной на кузове авто удаляется полностью и слой краски, который не был даже поврежден. Помимо этого, участки обширных вмятин капота, крыши и поверхности багажника авто с его помощью невозможно выправить. Приваривание скоб может сильно деформировать металл, что в итоге приведет к полной замене детали.

Вакуумный прибор

Хочется добавить особый вид описываемого прибора – вакуумный обратный молоток.

Интересно знать, что вакуумная рихтовка кузова имеет характерную особенность, которая дает возможность отремонтировать немалую площадь поврежденной поверхности автомашины.

Преимуществом такого обратного молотка является вакуумная присоска, с помощью которой не нужно будет снимать толщину лакокрасочного покрытия с машины, прежде чем начать кузовной ремонт. При работе обратным вакуумным молотком не требуется производить засверливание или приваривание скоб на выравниваемый участок кузова.

В данном случаи применяются пистоны любой формы и конфигурации. При помощи вакуумной присоски материал крепко удерживается при выравнивании вмятины. Работа с таким инструментом сокращает затраты труда и время производства работы.

А о том, что такое болгарка, Вы можете прочитать здесь.

Восстановление кузова с помощью вакуумной рихтовки происходит в несколько этапов:

  1. Очищение поверхности от жира и прогревание места для выравнивания.
  2. По центру и по краям вмятины приклеиваются два специально подобранные клеевые пистоны.
  3. Производится зацепка пистона вакуумным молотком, аккуратно воздействуя на выравниваемую площадь.
  4. Повторение двух предшествующих действий до того момента, пока поверхность не примет нужную форму.
  5. Основательно доработать выровненную поверхность минилифтером, который продается в наборе с пистонами.

Однако вакуумная вытяжка вмятин также не лишена недостатков, которые заключаются в том, что она не избавляет полностью от дефекта. Кроме того, если поврежденные участки автомобиля имеют трещины, то такая рихтовка способна ее сильнее повредить. Поэтому стоит с огромным вниманием отнестись к способу проведения кузовного ремонта и выбору соответствующих инструментов.

Читайте также:  Цена стартера на ваз 2114 8 клапанов

Тем не менее, при выполнении работ по ремонту кузова для удаления вмятин в трудных местах, где нет доступа изнутри машины, вам поможет только обратный молоток. Такой надежный инструмент для выравнивания вмятин должен иметь каждый автослесарь, который занимается ремонтом автомобилей.

Как сделать обратный молоток из подручных материалов, смотрите в следующем видео:

Исправление дефектов автомобильного кузова не обходится без применения специальных инструментов. В частности, необходим вакуумный обратный молоток или его модификации. Виды различны, некоторые модели создаются своими руками. Что это такое, и как сделать инструмент для кузовного ремонта своими руками – описано в этой статье.
Инструмент для рихтовки ( молоток с дополнительными деталями)
[contents h2]

Что такое молоток для рихтовки и для чего применяется

Не все места кузова на авто подлежат исправлению с наружной стороны. Для выправления вмятин на порогах, стойках и арках, пригодится обратный молоток для споттера – сварочного аппарата. Представляет собой устройство конструкцию в виде пистолета с выдвижным электродом и ударной болванкой. Действует автоматика без участия рук мастера, только управляющего клавишами прибора.

Обычный ручной выправляющий молоток состоит из стального прута с крюком с одной стороны и стальной шайбой с другой. Принцип действия прост:

  1. Рукоятка и гиря – стальная шайба – это движущиеся элементы молотка.
  2. Место для рихтовки и ремонта изначально подготавливается под процедуру. Крюк на конце молотка прочно установлен в места дефекту на вспомогательные шайбы.
  3. Резко двигая гирю к рукояти молотка и совершая сильные удары, выправляют вмятину.

Применяя модели молотков, выправляют не только вмятины, но и используют их в качестве съемника. Например, если приходится отделять притертые детали – обратный молоток для подшипников незаменим.

Любая кузовная работа требует детального рассмотрения, иначе применение молотка окажет «медвежью услугу», образовывая новые вмятины. Самостоятельно пользуются инструментом, только тогда, когда есть соответствующий навык.

Виды рихтовального молотка

Слесарная промышленность предлагает несколько вариантов инструмента. Например:

  • Обратный молоток с пневматикой. Механизм увеличивает силу удара, отчего результат становится удовлетворительным без долгой работы.
  • Споттер. Как было описано выше – это сварочный аппарат, необходимый для прижигания металла и снятия с него напряжения. Молоток обратного действия с ним делает работу законченной.
  • Комплектация из 2–3 гирь. Большое количество утяжелителей, способствует точности и силе удара. Достоинство в быстром рихтовании. Самодельный обратный молоток для рихтовки создается по такому принципу и усовершенствуется.
  • Вакуум. Молоток, наиболее щадящий лакокрасочное покрытие авто – его не требуется снимать с поврежденных мест. Представляет собой обратный молоток с присоской. Выправляет вмятины сильным сжатием воздуха.

Вакуумный инструмент — очень удобный и практичный в использовании

Соответственно модели и стоимость. Нетрудно предположить, что последний вариант, наиболее увесист в цене.

Как сделать модель молотка самостоятельно

Простая гиревая модель доступна для самостоятельной сборки. Сделать и более модерновый обратный молоток для кузовного ремонта своими руками, вполне возможно, если приобрести комплектующие. Рассмотрим один из вариантов, для которого потребуются следующие материалы:

  1. Стальной прут. Сечением не меньше 2 см. Если не учесть этого, то тонкий прут прослужит недолго – хватит на одну рихтовку.
  2. Каучуковая рукоятка. Ее вытачивают специально из цельного куска или используют насадку от чего-либо.
  3. Стальной крюк. На его конце нарезают резьбу для вкручивания в штырь. Он нужен не только для вытягивания поверхности за скобы, но и как обратный молоток для снятия форсунок – им удобно подцеплять отжившие детали, подлежащие замене.
  4. Сварочный аппарат. Для домашних нужд подойдет инвертор.
  5. Стальные шайбы – 2 штуки. Диаметр – 3 см.
  6. Гиря. Используют обыкновенную от магазинных весов бабку, без углов и выступов. Иначе ею неудобно пользоваться. Сечение до 6 см и длина до 15 см.

Чтобы удобнее было собирать кустарную модель, лучше иметь на руках чертеж обратного молотка с нанесенными типовыми размерами. Так скорость сборки наверняка увеличится. Изготавливают его следующим образом:

  • Приводят прут в надлежащее состояние – вымачивают в антикоррозийном растворе, шлифуют и обезжиривают. Важно, чтобы штырь под самодельный обратный молоток оставался ровным – либо его выбирают согласно этому, либо выправляют на начальном этапе.
  • На конец прута наваривают одну из шайб, чтобы при ударах, гиря не слетала с прута и не задевала поверхности кузова машины. Сразу оснащают обратный молоток своими руками захватом – приваривают или прикручивают к концу прута крюк.
  • Гирю сверлят на токарном станке насквозь, чтобы ход по стальному штырю стал беспрепятственным. Проверяют это сразу, надевая утяжелитель с другого конца. Если он ходит туго, то увеличивают диаметр внутреннего отверстия.
  • После надевания гири, на другом конце фиксируют вторую шайбу, чтобы не дать тяжелой бабке разбить рукоятку.
  • Остается надеть каучуковую насадку и обратный молоток для споттера готов. Кустарную модель проверяют в действии на старом, ненужном куске железа и устраняют недостатки, иначе на кузове машины появятся дополнительные дефекты.

Резиновая насадка на конце инструмента для кузовного ремонта

Чтобы сделать обратный молоток с вакуумной присоской, потребуются такие же комплектующие, только вместо крюка используется вантуз – новый, от старого толку не будет. Сначала «присасывают» насадку к железу и потом начинают работу. Достоинство в том, что к кузову не придется приваривать дополнительные скобы, а потом снимать их портя тем самым и без того некрасивую поверхность.

Читайте также:  Замена замка зажигания гранта видео

Модель, которую представляет собой обратный электрический молоток – это вариант рихтовального инструмента, снабженного движком. Усилий по выпрямлению вмятин практически не требуется – сила движка позволяет вытягивать и наносить удары по железу с большей амплитудой, чем это делает человек.

Технология рихтовки

Мало сделать обратный молоток своими руками – важно знать методы работы с ним, чтобы получить достойный результат или, по крайней мере, не сделать худшего. Существует несколько вариантов рихтовки кузова, в зависимости от проблемы:

Устранение крупных вмятин

Как правило, обратный молоток используется для устранения вмятин. Оно начинается по спирали – от краев к центру. Если поступить, наоборот, то произойдет смещение только центра, а бока останутся вогнутыми, отчего дефект получится еще более сложным и жестким, не поддающимся выправлению обычным способом. Поэтому в работе необходим навык.

Когда профиль кузова восстановлен, работу нельзя считать законченной – вид не располагает. Далее, происходит прямая ковка тем же инструментом, но с разглаживающей насадкой в виде лопатки и контр опорой. Для проведения работы потребуется обратный молоток с набором насадок – так работа пройдет наилучшим образом и даже мелкие дефекты будут устранены.

Устранение вспучины на кузове

Вмятины не обходятся без обратного эффекта – на площади авто появляются вспучины. Их устранение возможно. Для этого используется термическое воздействие с помощью сварки, чтобы снять напряжение металла в середине, тем самым делая дефект готовым к сглаживанию. Работу ведут от края разогретой докрасна вспучины к ее центру – его нащупывают вручную, там больше всего пружинит. Когда контуры кузова обозначены, место рихтовки проливают холодной водой, что еще больше поспособствует втягиванию металла.

Второй способ исправить вспучины. Заключается он в холодной рихтовке металла до контуров при помощи опоры и лопатообразной насадки надевающийся на обратный молоток для кузовного ремонта. И затем готовое место разогревается, для сглаживания контуров монтажа. После чего дефект проливается холодной водой. Однако такой метод имеет существенный недостаток – если металл тонкий, то перепад температур приведет к разрыву и трещинам.

Инструмент для холодной рихтовки вам может пригодиться

Правка вмятины вытягивающим молотком

Эта стандартная процедура, описанная выше. Рассмотрим более подробно: место дефекта тщательно очищается от лакокрасочного материала на большей площади, чем это нужно и места тщательно зашлифовываются. К вмятине приваривают вспомогательные кольца, за которые цепляется обратный молоток для рихтовки. Их потом отбивают. Дальше ударами груза по ограничителю на рукояти, добиваются передачи усилия по стержню к вмятине, и таким образом, инструмент понемногу вытянет дефект.

Вытягивающий обратный молоток нужен для вертикальных поверхностей авто – для крыши и днища он не годится, там справится обычная киянка или стандартный инструмент по железу.

Электровытягивание

Мелкие вмятины лучше вытягивать специальным инструментом, так как молоток с обратным ударом может привести к большим дефектам. Внешне устройство напоминает короткую дрель, где вместо сверла вставляется электрод. В результате работы получаются наплавления металла в центре вмятины, которые потом вытягивают, нажимая на кнопку обратного хода прибора. Нюанс – нельзя пережигать металл, поэтому сварка идет не более 0,3 секунды, точечными движениями. При навыке изготовить обратный молоток для споттера своими руками, возможно, но не без трудностей, используя для этого сварочный аппарат и корпус дрели с выдвижным механизмом.

Сложность работы заключается в схеме – чертеж обратного молотка для споттера не самая важная его часть. Главный элемент подобного инструмента – электрическая начинка, куда входит трансформатор, стабилизатор, тиристор и конденсатор. Если доморощенному мастеру эти слова о чем-либо говорят, то ему можно смело приниматься за работу – схема прилагается.

Тонкая рихтовка кузова

После того как принцип работы обратного молотка освоен на практике и поверхность кузова пришла в годное состояние, его доводят до логического конца. Такой процедурой считается обработка повреждения напильниками, после устранения большой проблемы. Мелкими шлифовками с работой не справится, поэтому подбирают грубые, но есть нюанс в работе – ими поверхность деформируется при отсутствии навыков.

Окончательная обработка кузова

После рихтовки нанести сразу грунтовку или лакокрасочное покрытие не представляется возможным – дефекты станут видны во всей своей красе. Требуется окончательное приведение кузова в порядок. Оно заключается в шлифовании обработанного кузова шести или семиугольными дисками, не оставляющими на поверхности ступенек и мелких дефектов. Выбрать правильную зернистость круга или количество оборотов машинки, поможет специалист-консультант соответствующего магазина.

В заключение важно сказать, что сделать обратный молоток для собственных нужд и тем самым отреставрировать собственное авто – несложно.

Важно собрать имеющуюся информацию и вычленить из нее стоящие нюансы – тогда работа инструментом не станет в тягость, а результат превзойдет ожидания.

Контакт инструмента с мятым кузовом составляет пару миллиметров, но этого хватает, чтобы выровнять вмятину

Ни один автосервис или мастерская по ремонту кузовов не обходится без обратных молотков или аналогичных устройств. Я расскажу о том, что такое обратный молоток, как им работать и как его собрать своими руками. Уверен, что такой инструмент займет достойное место на полке в вашем гараже и будет полезен для кузовного ремонта.

Все, что нужно знать о инструменте

Чтобы выправить такую вмятину, нужно снимать весь бампер, а это долго и непросто — намного быстрее и удобнее вытянуть пластик на себя

Читайте также:  Лада х рей кросс робот

Если на автомобильном кузове появилась вмятина, значит самое время приобрести обратный молоток или сделать его своими руками. Ведь именно этот инструмент поможет выровнять металлическую поверхность до первоначального состояния.

Этот инструмент — разновидность молотка, который наносит удары не как отбойный, а от поверхности, вытягивая ее на себя. Устройство инструмента предельно простое — по стержню свободно ходит гиря, и стержень оснащен рукоятью.

На чертеже показаны основные элементы в конструкции рихтовочного молотка — синей стрелкой обозначено движение груза

Стержень изготавливается из металлического прута или из металлической толстостенной трубки с диаметром 2 см и длиной 50-80 см. Гиря — это цилиндр длиной 15-20 см и весом 300-500 грамм. Через цилиндр проходит сквозное отверстие, по которому свободно перемещается стержень.

  • На одном конце стержня жёстко закреплена рукоять. Рукоять выполнена из металла или на ней предусмотрена металлическая гарда, на которую приходится ударное воздействие;
  • На противоположном от рукояти конце располагается присоска или острие для точечной сварки. Несмотря на простоту инструмента, цена приспособления начинается с 2 тыс. рублей (цены актуальны на весну 2017 г.).

Почему для рихтовки кузовных деталей применяется не обычный ударный молоток, а именно обратный? Учитывая характер повреждений при вмятине, устранить дефект можно, оказав механическую нагрузку на металл в нужном направлении. Пробраться за поврежденный кузовной элемент, чтобы его выбить в обратную сторону, невозможно.

Выбирая ударное приспособление, повреждённый металл на кузовном элементе можно вытянуть просто и быстро. Более того, кузовной элемент даже не придется снимать, так как всю работу можно выполнить прямо на машине.

Разборка узла барабанного тормоза — это непростое занятие, пока вы не попробуете применить обратный молоток для споттера.

Альтернативный способ применения инструмента — снятие тормозных барабанов с закисших шпилек. Другим инструментом тут не подступиться, а приварив молоток обратного действия или прикрутив его болтом, выполнить демонтаж можно просто и быстро.

Разновидности инструмента по способу крепления к поверхности

Иллюстрации Виды и их описание
Пневматические — с вакуумным зацепом. Вакуумный обратный молоток пригоден для рихтовки с минимальными повреждениями лакокрасочного покрытия.
Для точечной сварки споттером. Этот обратный молоток предназначен для работы с предварительно зачищенным металлом, к которому можно приварить металлический стержень.

Есть молоток для кузовного ремонта, напрямую присоединённый к споттеру, а есть устройства, для которых отдельно нужен сварочный аппарат.

В отличии от применения пневматического инструмента, лакокрасочное покрытие должно быть снято до металла.

С вспомогательными насадками. Такое приспособление применяется для рихтовки с использованием специальных шайб. Шайбы привариваются к металлу и уже в них продевается крепежный крюк или гребенка. Комплект с клеевыми накладками. Этот обратный молоток позволяет обойтись без точечной сварки, так как накладки, к которым крепится концевик, приклеиваются быстродействующим цианакрилатным клеем.

После того, как неровность устранена, накладка срезается.

Приспособление — неплохой выбор для домашней мастерской, где количество ремонтов небольшое и нескольких накладок хватит надолго.

Как приспособление работает

Иллюстрации Описание действий
Подготовка поверхности. Повреждённая поверхность кузова обрабатывается проволочной щеткой на болгарке, вплоть до полного удаления краски. После чернового удаления металл шкурится крупной наждачкой.

Перед тем, как начать работать споттером на кузове, обязательно снимаем минусовую клемму с аккумулятора!

Вытягиваем металл. Концевик инструмента устанавливается на начало вмятины, то есть туда, где металл только начинает выгибаться. Тут надо поставить отметку и прихватить концевик точечной сваркой.

Даем металлу остыть, затем гирей с усилием ударяем по рукояти. Повторяем удары до тех пор, пока металл не выгнется.

Отламываем или срезаем приваренный концевик и привариваем его заново на 1-2 см дальше по вмятине, и продолжаем вытягивать.

Зачистка металла. После того, как вся вмятина вытянута, болгаркой зачищаем выступы от точечной сварки. Регулярно прикладываем широкий шпатель или линейку и при необходимости дополнительно убираем выступы. Применение молотка-споттера. Здесь все проще — электрический концевик прикладывается к металлу, на рукояти нажимается кнопка и можно наносить удары.

По окончании вытягивания металла, кузовной элемент также нужно зачистить от сварочного рельефа.

Как сделать самому из подручных материалов

Иллюстрации Инструкция сборки
Подготавливаем материалы. Нарезаем кусок прута диаметром 15 мм длиной 70 см; 5 кусков того же прута длиной 15 см.
Варим гирю. Поверх длинного прута наматываем в несколько слоев скотч и, как показано на фото, выкладываем короткие обрезки.

Короткие обрезки прута временно перематываем изолентой, а затем соединяем сваркой. После того, как с длинного прута будет снят скотч, самодельный груз будет ходить в обе стороны.

Устанавливаем ограничитель гири. С противоположного края крепится ограничитель груза — по совместительству рукоятка. Нарезаем резьбу под крепление насадок. С одного края длинного штыря нарезается резьба для крепления наконечников.

Когда обратный молоток своими руками будет сделан, наконечники (крюк, пика или присоска) можно будет прикручивать через длинные гайки.

Подведем итоги

Теперь вы знаете, как сделать обратный молоток с присоской своими руками из подручных материалов. Также рекомендую к просмотру видео в этой статье, где можно ознакомиться с тематическими подробностями. Интересующие вопросы можно задать в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock detector