Меню Закрыть

Что такое в машине дпдз

Скажу сразу, статья не моя. По Вашим просьбам, дорогие читатели, для облегчения поиска и восприятия скопировал и отредактировал. Да простит меня настоящий создатель данной статьи:)

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) является одной из современных разработок, направленных на экономию топлива в автомобилях с электронным управлением впрыском воздушно-топливной смеси.
Датчик положения дроссельной заслонки предназначен для точного дозирования топливной смеси, подаваемой в камеру сгорания ДВС. Он установлен в системе питания двигателя и позволяет оптимизировать расход топлива, ориентируясь на положение педали акселератора.

Датчики положения дроссельной заслонки выпускается в двух вариантах:
-пленочно-резисторные,
-бесконтактные.
Пленочно-резистивные ДПЗД имеют резистивные дорожки контактного типа, а бесконтактные датчики работают на основе магнитно-резисторного эффекта. Стоят они дороже, чем более простые пленочно-резисторные модели, однако и срок службы у них больше.

Устанавливается датчик на оси дроссельной заслонки и в зависимости от положения педали "газа" изменяет выходное напряжение. Пока дроссельная заслонка закрыта, напряжение на выходе с ДПДЗ составляет не более 0,7 В. При нажатии на педаль ось дроссельной заслонки поворачивает ползунок датчика на определенный угол. Датчик реагирует на открытие заслонки изменением сопротивления на резистивных дорожках и, как следствие, повышением напряжения на выходе. Нажатая до отказа педаль акселератора сопровождается повышением выходного напряжения до 4 В.

Далее напряжение попадает на контроллер, который производит корректировку подачи топливной смеси. ДПЗД и контроллер быстро реагируют на изменение положения педали "газа", точно дозируя поступающее топливо. Так достигается наиболее рациональный режим работы силового агрегата.
Изучать устройство и принцип работы ДПДЗ автолюбители берутся только тогда, когда мотор автомобиля начинает "барахлить". Однако не во всех бедах нужно винить датчик. Неисправность датчика положения дроссельной заслонки может сопровождаться следующими симптомами.

1. Неустойчивая работа силового агрегата на холостых оборотах.
2. Двигатель глохнет при резком сбросе оборотов с максимума до холостого хода.
3. Двигатель не может достичь максимальной мощности.
4. При движении автомобиля по ровной дороге с постоянным уровнем открытия дроссельной заслонки наблюдаются рывки.

Неисправная работа ДПДЗ обычно отражается в самодиагностике автомобиля. При этом загорается лампочка "Ошибка двигателя" ("Check engine"), и машина переходит на работу в аварийном режиме. Компьютерная диагностика часто указывает при этом на проблемы с датчиком. Однако перед тем, как заменить деталь, необходимо проверить всю цепочку системы питания двигателя. Также не помешает произвести чистку дроссельной заслонки и проверить работу датчика Холла.

Самым надежным способом проверки работоспособности ДПДЗ будет установка исправного прибора, взятого с другого автомобиля или на разборке.
Со временем ДПДЗ, как и любая деталь автомобиля, выходит из строя. При наличии подходящего инструмента демонтировать этот элемент не составит труда своими руками. Останется только установить новый датчик и снять ошибки при помощи компьютера.

Что касается выбора нового ДПДЗ, то автомобилист должен учитывать свои финансовые возможности. Отечественные датчики можно приобрести по цене 200-400 рублей, а срок их службы может ограничиться 20 тыс. км. Самые удачные детали отечественного производства способны прослужить 100 тыс. км и более. Достаточно качественную и надежную продукцию выпускают заводы:

"Группа Омега" г. Москва,
"Счетмаш" г. Курск,
"Автоэлектрика" г. Калуга.
Импортные аналоги оказываются значительно надежнее. Пробег в 200 тыс. км для них не является пределом. Но такие ДПДЗ обойдутся автолюбителю в 2-3 раза дороже.

Из зарубежных компаний наиболее популярна у автомобилистов продукция Pierburg.

Затягивать с заменой датчика положения дроссельной заслонки автолюбителю не стоит. Кроме повышенного расхода топлива автомобиль становится опасным на оживленных дорогах. В лучшем случае машина будет дергаться и слабо разгоняться. Гораздо хуже, если она заглохнет на городском перекрестке, создавая аварийную ситуацию.

З.Ы.: Делая заключение к данной статье, а именно подводя итог по цифре 0.45В. на ДПДЗ Ховер могу сказать следующее:
— При уменьшении начального напряжения, выходящего с Датчика, происходит уменьшение подачи топлива в цилиндры, в следствие этого уменьшается расход топлива при прогреве автомобиля, при работе на холостом ходу, и в момент начала движения, когда при нажатии на педаль "Газа" подаётся меньший импульс, соответствующий меньшей подаче топлива пр старте.

З.З.Ы.: Если я в чём-то не прав, то прошу прощения заранее и критика приветствуется.

Читайте также:  Стоимость болтов на литые диски

Полезное для автолюбителей – все об автомобилях

Признаки неисправности датчика дроссельной заслонки

Для выявления неисправности датчика дроссельной заслонки, начните с поиска самого устройства. Не секрет, что этот элемент работает в тесном взаимодействии с двигателем автомобиля, поэтому и находится в непосредственной близости от него. Сначала найдите дроссельный патрубок, и от него выходите на сам ДПДЗ. Датчик, одной стороной, закреплен к патрубку, а другой — соединяется с осью заслонки дросселя.

Как распознать поломку: основные симптомы

Автовладелец должен знать, как выявить неисправность ДПДЗ. Сделать это несложно, но для точного определения неисправности, стоит знать ее симптомы и своевременно на них реагировать. К основным признакам неисправности датчика стоит отнести:

  • Возникают проблемы на ХХ при работе мотора (плавание оборотов).
  • Двигатель глохнет в момент перевода селектора КПП (при отключении скорости во время движения).
  • Увеличивается расход горючего.
  • Появляется нестабильность в оборотах ХХ, вне зависимости от режима работы мотора.
  • Заметно снижается мощность двигателя.
  • Ощущаются рывки, во время разгона и при движении на небольшой скорости.
  • Мотор глохнет, при отпускании педали акселератора (на холостых оборотах).

В ряде случаев, неисправности, связанные со сбоем в работе датчика дроссельной заслонки, проявляют себя свечением контрольной лампы «Check Engine», расположенной на панели приборов и сигнализирующей о наличии проблем с двигателем. При этом лампочка может загораться периодически (с этим моментом мы разберемся ниже). Каким бы ни был симптом неисправности, он может свидетельствовать о проблеме и необходимости принятия соответствующих мер по ее устранению. В такой ситуации, важно незамедлительно выполнить некоторые работы (об этом ниже).


На фото показано, где расположен ДПДЗ

Как проверить работоспособность датчика?

Если в процессе эксплуатации, проявился один или несколько из упомянутых выше признаков, можно сделать предположение о неисправности ДПДЗ. Первое, что стоит сделать — проверить ДПДЗ на исправность. Выполнение этих работ не требует какой-то особой подготовки от автовладельца. Главное — четко представлять последовательность действий и иметь под рукой многофункциональный прибор (мультиметр).

Стоит напомнить, что лампочка «Check Engine», создана для напоминания водителю о наличии проблем с двигателем. При ее загорании, стоит немедленно обратиться на СТО или же выявить неисправность самостоятельно. При отсутствии ошибок, лампа загорается в момент запуска мотора, а после завершения диагностики, сразу же гаснет. Если же этого не происходит (лампочка продолжает светиться), значит, в системе имеется проблема, и, без опытного мастера, обойтись не получится.

К слову, приведенная выше информация — больше для общего развития. Что касается неисправности датчика ДПДЗ (дроссельной заслонки), здесь требуется действовать по такому алгоритму:

  • В первую очередь, отключите зажигание. Осмотрите приборную панель и убедитесь в отсутствии свечения лампочки «Check Engine». Как отмечалось, эта лампа является прямым напоминанием водителю о наличии проблем. Если она потухла, откройте капот, для получения доступа к ДПДЗ, и проверьте устройство.
  • Подготовьте мультиметр, при помощи которого будет осуществляться дальнейшая проверка.
  • Проведите проверку на наличие «минуса».
  • Если нет желания отбрасывать каждый провод, сделайте проще — прокалывайте нужные провода и производите измерение. Аналогичные действия выполняйте и для поиска «массы». Зажигание, в процессе проверки, включать не требуется.

После проведения предварительных работ, ваша задача — проверить факт поступления питания на ДПДЗ. Здесь стоит уесть, что напряжение напрямую зависит от модели транспортного средства. Для одних машин — это 5 Вольт, а для других — 12. Чтобы определить неисправность ДПДЗ, действуйте по следующему алгоритму:

  1. Включите зажигание и прокалывайте поочередно провода нужной цепочки. На дисплее мультиметра должен загореться параметр 0,7 В.
  2. Откройте заслонку дросселя вручную и посмотрите на прибор. Теперь напряжение должно стать выше 4 Вольт.
  3. Отключите зажигание и отбросьте один разъем. Сразу после этого, подсоедините щуп мультиметра — между оставшимся проводом и выводом от ползунка.
  4. Прокручивайте сектор вручную и следите за показаниями прибора. Если они растут без резких скачков, то датчик дроссельной заслонки функционирует правильно, и неисправности отсутствуют. В противном случае, можно говорить об образовании потертостей (повреждений) на дорожке резистора.

Упомянутые выше показатели важны, ведь они напрямую влияют на правильность работы блока ЭБУ. Задача этого электронного устройства заключается в контроле основных процессов работы мотора, в том числе, и подачи топлива к форсункам. Если блок управления получает неправильные цифры, то принимаемые им решения также ошибочны. Например, заслонка дросселя полностью открыта, а ЭБУ все еще видит ее в закрытой позиции. При наличии подобных симптомов, неисправность ДПДЗ налицо, и устройство необходимо менять.

Читайте также:  Honda vfr 400 тюнинг


Датчик положения дроссельной заслонки

Описанных процедур, для выявления поломки, не всегда достаточно. В ряде случаев, могут потребоваться дополнительные проверки, позволяющие исключить неисправности в будущем. При выявлении одной из перечисленных ниже проблем, лучше поменять датчик. Тем более, что стоимость устройства невысока, а после замены, появится столь долгожданная стабильность в работе мотора.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • Состояние переменного резистора пленочного типа. Если на дорожках устройства ДПДЗ присутствуют обрывы или потертости, то электронный блок управления получает ошибочные параметры.
  • Происходит ли нормальное размыкание контактов ХХ.

Ели по результатам проверки, все-таки удалось выявить факт неисправности, и вы произвели замену датчика дроссельной заслонки, то в дополнительной регулировке устройства (после завершения монтажа) нет необходимости. Нулевой отметкой для детали является холостой ход, когда заслонка дросселя перекрыта. Следовательно, привлекать к работе специалиста нет необходимости — можно справиться самостоятельно.

Почему датчик ДПДЗ может поломаться?

Важно понимать, что может стать причиной поломки рассматриваемого датчика. Конечно, полностью исключить неисправность невозможно, но зато свести проблемы к минимуму вполне реально.

Причины неисправности ДПДЗ:

  • Ползунок теряет контакт с резистивным слоем. Причина — поломка наконечника, из-за чего появляются задиры на подложке, а далее выходят из строя и оставшиеся элементы. При этом, датчик может и дальше продолжать работать (пусть и со сбоями) — до момента, пока резистивный слой не сотрется вовсе. Как результат, сердечник ломается окончательно. Заметить такую неисправность ДПДЗ не всегда удается, поэтому проблема может и дальше маскироваться под другие неприятности. Например, у автовладельца может возникнуть подозрение на низкое качество горючего или другие проблемы.
  • Линейного роста напряжения на выходе не происходит. Это возможно, когда устройство стирается до основания, в точке начала движения ползунка.

Учтите, что при такой неисправности, дополнительных сигналов, свидетельствующих о наличии проблем датчика дроссельной заслонки, не предусмотрено. Следовательно, единственное, на что должен ориентироваться автовладелец — стабильность работы мотора в различных режимах.

Видео: Как проверить датчик дроссельной заслонки Daewoo Matiz

Диагностика и ремонт датчика положения дроссельной заслонки

В представленной статье будет рассмотрено устройство датчика положения дроссельной заслонки, диагностика и симптомы неисправностей ДПДЗ, а так же его ремонт.

Устройство датчика положения дроссельной заслонки

Итак, если Вы задались вопросом, каким образом устроен датчик положения дроссельной заслонки, то стоит сначала рассмотреть принцип его работы.

Датчик положения дроссельной заслонки относится к типу датчиков резистивного типа. Данное название обуславливает принцип его работы, а именно, если разобрать данный датчик, то внутри мы обнаружим подвижной элемент в виде ползунка, который скользит по дорожке в виде дуги или подковы. К одному из концов данной дорожки подается питающее напряжение, другой конец дорожки соединен с массой, а с подвижного ползунка снимается выходной сигнал.

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки:

Какие же неисправности датчика положения дроссельной заслонки чаще всего встречаются на практике? Если отбросить неисправности связанные с перетертыми проводами, подходящими к датчику и т.п. то можно выделить главную и наиболее часто встречающуюся неисправность датчиков данного типа, а именно это износ резистивного слоя на дорожках по которым скользит ползунок. Как правило, износ наблюдается на начальном участке движения ползунка в связи с наиболее частым использованием данного участка. Если Вы разобрали датчик дроссельной заслонки, то в большинстве случаев износ резистивного слоя будет заметен в ходе визуального осмотра, как на представленном фото.

На датчик подается напряжение с ЭБУ автомобиля, однако при измерении напряжения Вы увидите, что на датчике напряжение варьируется от 0,3-0,5 В в одном положении и до 3,7-4,8 В в полностью открытом положении дросселя. Это сделано для того, чтобы ЭБУ могло идентифицировать неисправность в цепи датчика, будь то КЗ или обрыв.

В отдельных моделях автомобилях могут применяться датчики положения дроссельной заслонки с инверсной выходной характеристикой, то есть напряжение при закрытом дросселе будет максимальным, а по мере открытия дросселя оно будет падать.

Так же следует обратить внимание, что на автомобилях, где положение дроссельной заслонки задаётся при помощи электропривода ( в народе известная, как «электронная педаль») в указанных моделях положение дроссельной заслонки определяется при помощи не одного, а сразу двух потенциометров которые объединены в одном устройстве. При этом не имеет значения задает ли электронная педаль положение только в режиме холостого хода или во всем диапазоне. Один из двух потенциометров имеет инверсную выходную характеристику, а второй прямую выходную характеристику. На подобных системах, так же можно встретить концевой микро-выключатель который срабатывает в момент, когда педаль акселератора полностью отпущена водителем.

Читайте также:  Замок двери иж ода

Как обнаружить неисправность датчика положения дроссельной заслонки без разборки датчика и снятия его с автомобиля:

— неисправность датчика положения дроссельной заслонки можно легко определить при помощи сканера, мотортестера или простого мультиметра. В данной статье мы рассмотрим пример обнаружения неисправности при помощи сканера.

Обратите внимание, что все приборы кроме мотортестера, не смогут обнаружить неисправность в виде износа резистивного слоя кроме очень сильных и протяженных участков, т.к. как правило только мотортестер успевает отобразить диаграмму в корректном виде, сканер в следствии низкой скорости обмена с ЭБУ не сможет обнаружить поврежденные участки небольшой протяженностью занимающие в диаграмме место с десятые секунды.

Итак, зайдите в сканере в режим снятия параметров в режиме реального времени, после чего перейдите в раздел снимающий показания положения дроссельной заслонки в процентном соотношении или вольтаж на датчике, после этого начните медленно открывать дроссельную заслонку и следите за выходными сигналами со сканера. Наиболее удобно снимать данные показания в режиме осциллограммы, если конечно Ваш сканер поддерживает данную функцию. Данные с датчика должны расти медленно без скачков и резких падений. В случае если нарастание сигнала имеет резкие провалы или рост, то это свидетельствует об износе резистивного слоя на дорожках датчика.

Не обращайте внимания на незначительные изменения осциллограммы, это может быть обусловлено дрожью Вашей руки. Так же следует отметить, что при низкой скорости обмена между сканером и ЭБУ автомобиля возможен пропуск дефектного слоя резистивной дорожки, если он совсем короткий, но данный факт скорее исключение, чем правило.

При снятии датчика с автомобиля так же не будет лишним осуществить промывку дроссельного узла, отложения на стенках которого, так же могут мешать нормальной работе датчика.

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки

Восстановить изношенный резистивный слой на дорожках, в бытовых условиях невозможно, поэтому единственным способом ремонта без замены датчика или дорожек является возможность в некоторых датчиках смещения резистивных дорожек относительно ползунка. Для этого в датчике предусмотрен специальный винт который фиксирует то или иное положение дорожек относительно ползунка, поэтому допустим при сильном износе начала резистивного слоя дорожки мы можем, ослабив винт, сместить его в область недоступную ползунку и таким образом избежать замены датчика положения дроссельной заслонки.

Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки

В случае износа резистивного слоя, в зависимости от места износа автомобиль может вести себя различными способами. Может наблюдаться нестабильная работа автомобиля на холостом ходу, автомобиль может попросту глохнуть на холостом ходу, либо при нажатии на педаль акселератора могут наблюдаться провалы в движении либо наоборот рывки и перегазовки.

Так же в отдельных случаях при замене оригинального датчика положения дроссельной заслонки на некачественный аналог может наблюдаться зависимость работы датчика от температуры, то есть по мере нагревания корпуса ДПДЗ выходное значение будет меняться. К примеру, на холодном двигателе датчик имеет выходное напряжение около 500 мВ, ЭБУ сохраняет данное значение, как положение закрытого дросселя и приступает к стабилизации оборотов холостого хода. После нагревания корпуса датчика, выходное значение меняется на 560 мВ, ЭБУ не понимает, что это напряжение холостого хода т.к. он сохранил 500 мВ и не стабилизирует холостой ход.

При данной неисправности может кратковременно помочь выключение зажигания с последующим повторным пуском двигателя, чтобы ЭБУ сохранил новое значение выходного сигнала, как положение закрытого дросселя.

Установить наличие данной неисправности датчика положения дроссельной заслонки можно путем измерения выходного значения на холодном двигателе (не работавшем не менее 2,5 часов) и на прогретом двигателе. Если значение сильно различаются имеет место быть данный дефект и датчик необходимо менять на более качественный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock detector