Меню Закрыть

Gl4 или gl5 разница

Уважаемые коллеги прочтите пожалуйста, прежде чем ставить "мне нравится", это очень интересно и занимательно, займёт не более 5-ти минут.

Многие потребители задаются вопросом: в чем разница между трансмиссионными маслами стандартов API GL-4 и API GL-5? Кроме того, часто производители смазочных материалов указывают на своих продуктах соответствие обоим стандартам одновременно — API GL-4 / 5.
Стандарт API GL-4 определен для трансмиссионных масел, используемых для конических и гипоидных передач коробок передач и агрегатов ведущих мостов, работающих в условиях умеренных скоростей и нагрузок. Стандарт API GL-5 — для высокоскоростных гипоидных передач и ведущих мостов, работающих при высоких температурах и подвергающиеся кратковременной ударной нагрузке.
Таким образом, в соответствии с классификацией, масла API GL-5 обеспечивают лучшие противозадирные свойства, защиту в условии высоких нагрузок и давлений. Абсолютно корректно утверждать, что масла API GL-5 перекрывают требования стандарта API GL-4. Проблема заключается в том, что классификация трансмиссионных масел, не учитывает технологических особенностей ряда коробок передач.
Если проследить историю развития трансмиссионных масел, то можно отметить, что несколько десятков лет назад производители смазочных материалов использовали свинцовые добавки для защиты от износа. Впоследствии они были заменены на серо-фосфорные пакеты присадок из-за того, что свинец оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Затем было замечено, что сера вызывает коррозию деталей из меди и других мягких металлов. Однако около 20 лет назад были разработаны пакеты присадок для нейтрализации коррозии от серо-фосфорных добавок.
Ключевым моментом является то факт, что в среднем в маслах категории API GL-4 серо-фосфорных присадок вдвое меньше, чем в маслах API GL-5. Серо-фосфорные присадки создают специальное защитное покрытие на деталях трансмиссии. Во время работы контакт между трущимися элементами происходит через это покрытие и тем самым детали защищены от износа. Однако, при контакте медных деталей оказывается, что это покрытие более прочное, чем поверхность деталей из меди или других мягких деталей. В результате происходит износ не только защитного слоя, но и поверхности элемента из мягкого металла.
Ряд исследований показали, что при использовании масел категории API GL-5 в коробках, где требуется применение масел API GL-4, вызывает появлении меди в использованном масле в 2-4 раза больше, чем при применении масел API GL-4. Как правило, синхронизаторы сделаны из меди и они подвержены повышенному износу, при использовании смазочных материалов с высоким содержанием серо-фосфорных присадок. Некоторые производители смазочных материалов, указывая стандарт API GL-4 / 5, прямо указывают, что продукт не предназначен для коробок передач с синхронизаторами.
С другой стороны стандарт API GL-5 уже не всегда отвечает требованиям современной техники, что вызвало появление нового международного стандарта SAE J2360. Соответственно возникает закономерный вопрос, насколько трансмиссионные масла API GL-4 / 5, содержащие умеренный пакет противозадирных присадок для коробок передач с синхронизаторами, хороши для применения в других высоконагруженных агрегатах.

Вывод: Вот почему производитель пишет про GL-4 в сервисной книжке. У меня написано что нужно заливать 70W GL-4 или 75W-85 (как у других) GL-4.

В чем отличие трансмиссионных грузовых масел от ATF. Почему нельзя применять масло классом выше, где прописан класс ниже.

Статья будет полезна и интересна владельцам грузовиков, а так же поставщикам масел в автопарки. Как оптимально подобрать масло в коробку и в мосты большегрузного транспорта, чтобы не вызвать коррозию шестерен и последующий ремонт коробки.

Масла и жидкости ATF — в чем отличие

Для начала рассмотрим 2 группы: трансмиссионные масла и ATF (жидкости для автоматических коробок передач) — в чем отличие, назначение. Почему одна группа относится к маслам, а другая к жидкостям?!

Читайте также:  Чем заклеить стекло на двери

— Все расходные материалы, основная направленность которых смазывать и защищать от износа называются маслами.

— Автоматериалы, предназначенные для передачи энергии – это жидкости (ATF).

Если говорить о маслах, то первостепенное назначение этого продукта — защита зубчатых передач и смазывание подшипников и т.д.

Если мы говорим о ATF, см. то в первую очередь данная жидкость выполняет функцию передачи потока мощности в гидротрансформаторе – первый узел между двигателем и коробкой передач.

Во-вторых: защита от износа.

Всё, что передает усилие, энергию, тепло – это жидкости.

Жидкость ATF обеспечивает качественную передачи крутящего момента в гидротрансформаторе, качественную работу по пакетам фрикционов при переключении передач, для правильного формирования той или иной передачи в коробке, при этом, чтобы не было сильных рывков, ударов или провалов и задержек.

Ассортимент масел в редуктора и коробки. Что такое API GL

Теперь подробнее рассмотрим ассортимент трансмиссионных масел для грузовых автомобилей.

Данные масла отличаются от легкового сегмента.

Во – первых у грузовых авто немного другие условия эксплуатации. У грузовиков, например, частота вращения шестерен в зубчатых передачах в среднем ниже, но нагрузки на шестерни выше – то есть трансмиссионные масла для грузовиков рассчитаны на большую нагрузку при меньшей скорости.

Во-вторых, отличается металлургия коробок передач, если брать материалы синхронизаторов, то в грузовиках медные сплавы встречаются реже, чем в легковых авто. В большегрузном транспорте встречаются такие металлы как молибден, керамика в качестве блокирующих колец синхронизатора.

Поэтому требования к грузовым маслам будут отличаться от легковых.

Итак, базовые требования:

Класс Gl-3 обеспечивает умеренные защитные свойства от износа, от трения, класс Gl-5 – максимальные.

Многие задают вопрос: “Почему нельзя заливать, например, масло с классом Gl-5, в коробку, где требуется класс 3?”

Связано это с тем, что кол-во противозадирных присадок намного выше, чем в моторных, и как следствие, за счет высокого содержания в маслах GL-5 сернистых и фосфорных присадок, они будут обладать повышенной агрессивностью к цветным металлам, таки как молибден, и может вызывать коррозию. Поэтому необходимо тщательно выбирать масло под трансмиссию, во избежание серьезных проблем.

Была такая история с вазовским маслом класса API GL-5 – первое масло такого класса, появившимся в нашей стране. Обладатели отечественных машин как Волга, Газ, Москвич и .др. авто годов выпуска 80-х, применив в мосты, в коробку самое классное, дорогое, дефицитное масло получали вдруг, вместо их защиты обратную ситуацию: за короткий промежуток времени на поверхности шестерне главной передачи появлялись очаги, похожие на усталостный износ. Впоследствии редуктор накрывался.

“Как так?” – задавались все вопросом – “Ведь масло дорогое, повышенного класса, продвинутое!”.

Для того, чтобы хорошо работать с маслами класса 5 нужно шестерни подвергнуть химико-термической – фосфотации. Без этого шестерни не будут работать корректно с гипоидными маслами. В районе контакта, где возникает повышенная температура и высокое давление, могут появляться очаги коррозии.

Универсальные масла в редуктора TDL

Впоследствии производители задумались о получении универсальных масел, которые при равных условиях будут обладать противозадирными свойствами старшего класса, но агрессивностью с цветным металлом на уровне младшего класса. Так появились масла дробных спецификаций, к примеру:

  1. GL 4/5 (TDL) — масла для всех агрегатов трансмиссий.
  2. GL 3+ (противозадирные свойства на уровне GL – 4, но при этом можно применять в том числе в роботизированных коробках передач, с очень капризными синхронизаторами.

Владельцы большегрузов борются за каждый литр экономии топлива, поэтому требования к трансмиссионным маслам у производителей коробок передач очень высоки. А экономит топливо более быстрое переключение передач.

Читайте также:  Hyundai sonata ef тюнинг

Кстати, чтобы механики не ломали голову, что куда заливать – были создан один сорт смазочных материалов класса GL 4/5 (TDL) для применения как в коробке передач, так и в редукторах заднего моста.

Правда, сейчас, если рассматривать материалы для магистральных авто, приходится возвращаться обратно к специализации масел. Узкоспециализированный класс масел для коробок передач позволяют обеспечить больший интервал пробега от замены до замены. Соответственно сократится простой техники, визиты в сервис, что скажется на выгоде перевозчика.

Здесь всё зависит от режима эксплуатации техники. Часть потребителей предпочитают универсальные масла, а часть именно узкоспециализированные.

Если взглянуть на рынок трансмиссионных масел, наблюдается интересная картина, те производители, которые нацелены на основные продажи в плане магистральных перевозок с максимальными интервалами замены, где машины работают на дальних линиях, любо наоборот грузовики подвержены серьезным перегрузкам – нацелены на узкоспециализированные смазочные материалы.

А там, где особенно не сэкономить, например, на машинах, нацеленных на пригородные перевозки, где постоянно смешанный режим движения, то пробки, то загородные трассы, то город – владельцы автопарков отдают предпочтение универсальным маслам, дабы избежать путаницы. К примеру, если в коробке требуется класс Gl-4, а в мостах Gl-5, можно применять GL 4/5 (TDL).

Если посмотреть на эту теорию, у грузовиков подводных камней по смазочным материалам, больше чем у легкового авто. Выбор, какое масло подойдет к конкретному грузовику намного сложнее. Поэтому необходимо пользоваться спец. подбором для правильного выбора.

Несколько десятилетий назад разделение трансмиссионных смазок по категориям было не настолько разноплановым и многогранным, как в настоящее время. Существовало не более десятка подвидов смазок, которые покрывали более 90% потребностей всего розничного рынка.

Сегодня классификация трансмиссионных масел (ТМ) для автомобильного транспорта развилась настолько, что даже осведомленные в этом вопросе автомобилисты не смогут точно разъяснить по кодировке смазки, для чего она предназначена и какие характеристики имеет.

Появилось и утвердилось в качестве общепризнанных несколько классификаций.
Рассмотрим несколько распространенных мировых классификаторов, по которым подразделяются смазочные материалы для узлов трансмиссии автомобильного транспорта.

Классификация по SAE

Наиболее известной, понятной и общедоступной для рядовых автолюбителей выступает классификация, введенная мировым сообществом инженеров. Для маркировки трансмиссионных масел принята спецификация, получившая название SAE J306.

Так же, как и для моторных масел, основным критерием для градации ТМ-масел по SAE выступает вязкость. По аналогии присутствуют летние и зимние вязкостные индексы. Для зимних смазок сегодня введены четыре категории:

С повышением числового индекса увеличивается вязкость. Здесь, в отличие от смазочных материалов для ДВС, не делается столь четкая градация по допустимым для использования температурам окружающей среды.

В немалой степени влияют конструктивные особенности узла и его рабочие режимы нагрузки. Хотя температурный режим по-прежнему имеет наибольший вес при выборе масла.

Классификация по SAE для летних режимов работы включает 5 возможных вариантов:

Здесь, аналогичным с летней градацией образом, происходит повышение вязкости с увеличением индекса. Для легковых автомобилей индексы 140 и 250 практически не используются. Смазки с вязкостью 140 и 250 применяются в крупногабаритных тихоходных узлах, которые работают с огромными по меркам серийных авто нагрузками.

Разделение трансмиссионных смазок по API

Традиционно градация всех продуктов нефтепереработки для авто по API (американский институт нефти) основывается на комплексных характеристиках, определяющих рабочие свойства, молекулярный состав и сферу применения масел.

Причем здесь не делается упор на строгое соблюдение всех компонентов масла, а контролируются лишь отдельные, наиболее весомые параметры.

Классификация по API для трансмиссионных масел включает в себя шесть основных классов, которыми маркируется более 95% всех производимых ТМ-смазок для узлов серийных авто, и два дополнительных.

Читайте также:  Ваз 2114 космос фото

Основная градация имеет буквенный индекс GL (Gear Lubrication) и цифру от 1 до 6, написанную через дефис. С повышением цифрового параметра увеличивается технологичность смазки. Сегодня трансмиссионные масла до GL-3 включительно относятся к устаревшим и практически не встречаются.

API GL-4

Трансмиссионное масло с индексом по API GL-4 предназначено для узлов трансмиссии, имеющих все стандартные типы передач, которые работают в условиях средних и тяжелых нагрузок.

Хорошо сочетаются с синхронизированными МКПП. Но не подходят для ведущих мостов, в которых главная передача – гипоидного типа с большим смещением осей вращения зубчатых колес относительно друг друга.

Смазки категории GL-4, благодаря относительно простому пакету противозадирных и противоизносных присадок, не в состоянии обеспечить надежную защиту для нагруженных гипоидных передач нового поколения.

API GL-5

Смазочные материалы с обозначением API GL-5 включают в себя усовершенствованный набор противозадирных и противоизносных добавок, что позволяет им работать в более тяжелых условиях.

Например, для ведущих мостов и раздаточных коробок, в конструкции которых есть гипоидные передачи. Однако для традиционной механики отечественной классики и некоторых зарубежных, где не рекомендуется по регламенту использование трансмиссионных масел GL-5, эти смазки неприменимы.

Все дело в принципе работы синхронизаторов. Выравнивание частоты вращения между сопрягаемыми шестернями происходит благодаря силе трения между синхронизатором и одной из шестерен.

Это обеспечивает плавное вхождение зубчатых колес в зацепление, так как частота вращения зубчатых колес выравнивается. Масла GL-5 сильно снижают коэффициент трения между синхронизатором и шестерней, что снижает эффективность его работы. Передачи могут начать включаться с затруднением и характерным металлическим скрежетом.

Увидев это, ты не захочешь экономить. Чем отличается дешевая смазка от дорогой — видео

API GL-6

Масла GL-6 создавались уже не только с учетом повышения рабочих свойств, но и с большой долей влияния экологических стандартов. Хорошо справляются с экстремальными нагрузками в гипоидных зацеплениях. Имеют увеличенный ресурс. Способны переносить более высокие рабочие температуры.

Существует два дополнительных класса по API, которые менее распространены ввиду ограниченной сферы применения:

  • МТ-1 – в целом аналог GL-5, но с повышенной стойкостью к длительным термическим нагрузкам;
  • PG-2 – смазки для узлов коммерческой техники со сниженной агрессивностью по отношению к уплотнительным элементам из эластомера (по остальным требованиям схоже с маслами GL-5).

Классификация трансмиссионного масла по API получила наибольшее распространение.

Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ

Несмотря на то, что сегодня почти все смазочные материалы отечественного производства маркируются по классификациям API и SAE, ГОСТом 17479.2-85 предусмотрено весьма удобное разделение ТМ-масел.

Классификация по ГОСТ состоит из двух заглавных букв ТМ (трансмиссионные масла) и двух числовых индексов, следующих за буквами через дефис.

Первый числовой индекс после букв ТМ указывает на группу масел по составу и области применения. Принцип схож с классификацией по API. Перечень этих индексов периодически дополняется. Последующие цифры (или цифра) говорит о вязкостных характеристиках.

В качестве пример рассмотрим масло ТМ-4-9. Первый числовой коэффициент означает, что трансмиссионная смазка включает пакет противозадирных присадок высокой эффективности, обеспечивающих защиту всех типов передач (в том числе гипоидных) при напряжении на сопрягаемых поверхностях до 3000 Мпа.

Ограничения по температуре составляет 150 °C. Второй говорит о том, что вязкость при температуре 100 °C составляет от 6,00 до 10,99 сСт. Детально посмотреть все параметры можно в ГОСТ 17479.2-85.

Доступно о сложном, классификации трансмиссионных масел по SAE, API, ТАД — видео

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector