Автор: Максим Марков
Приветствую читателей блога! Если под капотом вашей машины стоит обслуживаемый АКБ – вы просто обязаны знать, как долить воду в аккумулятор. Да и с базовыми понятиями разобраться не помешает. Например, как работает аккумулятор, что такое электролит и какую воду можно лить в банки.
Как устроен аккумулятор
На самом деле, в устройстве обслуживаемого аккумулятора нет ничего сложного. Он состоит из:
Давайте подробнее разберемся, с этими понятиями. В банке находятся пакеты из минусовых и плюсовых свинцовых пластин. Фактически, это мини аккумулятор.
Банка заполнена электрохимической жидкостью – электролитом. Именно благодаря ней и становится возможным накопление заряда в аккумуляторе. Т.е. при заряде и разряде АКБ происходит процесс преобразования электрической энергии в химическую и наоборот.
Каждая банка способна вырабатывать 2-2.2 В напряжения. Всего в аккумуляторе их 6, а поскольку они соединены последовательно – на выходе получается ток 12 Вольт.
Во время работы и подзарядки, АКБ нагревается и вода испаряется, поэтому требуется доливать воду в аккумулятор.
Заряд и разряд АКБ
При разряде батареи из электролита поглощается серная кислота. Отдавая энергию, ее частицы оседают на пластинах в виде соли. Плотность электролита в результате понижается.
При заряде АКБ, происходит обратный процесс. Из банок испаряется дистиллированная вода, серная кислота не летуча, поэтому остается на месте. Соли, выпавшие в осадок на пластины при разряде, растворяются. В результате плотность электролита увеличивается. А батарея набирает свою емкость. Т.к. во время работы, в банках понижается уровень жидкости, нужно знать, как доливать воду в АКБ.
Есть такое понятие – сульфатация аккумулятора. Что это значит? Если допускать сильные разряды или разрядить аккумулятор и долго его не заряжать – плотность жидкости упадет, сульфаты покроют пластины толстым слоем, станут жесткими и не способными растворяться. Как результат, батарея теряет свою емкость и умирает. Поэтому, важно следить за своим АКБ.
Что такое электролит
Аккумулятор заполнен специальной жидкостью – это знает практически каждый автомобилист. Она как раз и называется электролитом. Состав жидкости:
- серная кислота – 35%;
- дистиллированная вода – 65%.
Т.е. смесь получается та еще. Поэтому первое правило при обслуживании АКБ в домашних условиях – аккуратность. Если капелька электролита попадет на одежду – она ее пропалит и оставит на теле ожег. Серная кислота все-таки.
Плотность
Если сказать как можно проще, плотность электролита это процентное соотношение серной кислоты к дистиллированной воде. Нормальное значение – 1,27-1,29 г/см3. По этому показателю можно определить уровень заряда и состояние аккумулятора.
Плотность в банках меряется очень просто – для этого нужен прибор под названием ареометр. Если ваш автомобильный аккумулятор обслуживаемый – вы просто обязаны иметь его в своем арсенале. Особенно если учесть, сколько стоит прибор. Цена в 200-300 рублей, по карману каждому.
Чем опасна большая или низкая плотность
Можно ли доливать в АКБ электролит? Можно, но только в крайних случаях. Если вместо воды, добавить в банки чистый электролит – процентное содержание серной кислоты увеличится. Как результат, смесь начнет разъедать свинцовые пластины. Вообще, его предельная плотность – 1,35 г/см3. Больше нельзя.
Если же допустить низкую плотность:
- уменьшается емкость;
- в сильный мороз, батарея может замерзнуть.
Таким образом, нужно знать, какая плотность жидкости в банке. Отклонения от нормы приведут к необратимым последствиям. Небольшое же повышение плотности может применяться, если АКБ эксплуатируется при сильных морозах.
Что такое дистиллированная вода
Дистиллированная вода – это чистый H2O без примесей, солей и минералов. По сути – это абсолютный диэлектрик. Почему льется именно дистиллят? Дело в том, что серная кислота содержит соли, которые оседают на пластины во время разряда и растворяются во время заряда АКБ. Т.е. электролит обладает некоторой проводимостью. А если заливать воду с примесями – нужная пропорция солей будет нарушена, следовательно, он потеряет свои свойства.
Опять же, во время работы аккумулятора – вода испаряется. Т.к. в дистиллированной жидкости нет никаких примесей, после ее выпаривания в банке ничего не остается – все уходит в газы. Получается, что дистиллят можно сколько угодно раз заливать в АКБ – это не окажет пагубного влияния на электролит.
Чем заменить дистиллят
Среди автомобилистов, иногда поднимается вопрос – чем заменить дистиллированную воду в аккумуляторе. Среди предлагаемых вариантов можно встретить:
- дождевую воду – в ней не содержится солей и минералов;
- кипяченую – если воду прокипятить, она превращается в дистиллированную;
- обычную воду – с аккумулятором ничего не случится, сосед залил и порядок.
К сожалению, это не правда, залить простую воду без неприятных последствий не получится. Потому как дистиллированную воду, заменить никакой другой нельзя. Например, в дождевой или талой воде будут примеси грязи и пыли, которые осядут на пластинах.
В обычной или кипяченой – минералы и соли, которые мало того, что осядут на пластинах, но и нарушат свойства электролита. Т.е. неизвестно, как в дальнейшем поведет себя батарея.
Обслуживание АКБ
Обслуживаемой батарее требуется регулярный долив воды. В процессе работы АКБ, она испаряется из банок – это нормальный процесс, поэтому от обслуживания никуда не денешься.
Итак, как долить дистиллированную воду в аккумулятор правильно:
- батарею нужно выставить на горизонтальной плоскости, иначе замер уровня электролита в банках будет не точным, и не получится правильно определить, сколько лить воды в банки;
- поверхность нужно очистить от грязи и хорошо вытереть – из банок могла вытечь серная кислота;
- затем выкручиваются все пробки;
- теперь нужно определить, сколько лить воды в аккумулятор. Обычно, на АКБ есть метки максимального и минимального уровня, если же их нет, нужно придерживаться правила – электролит должен быть выше пластин на 1-1,5 см;
- замер делается специальной стеклянной колбой – она опускается в банку, пальцем закрывается верхнее отверстие, после его она вынимается. Уровень в колбе показывает, насколько жидкость выше пластин;
- в банки заливается вода для аккумулятора;
- аккумулятор ставится на зарядку.
Если допустить уровень жидкости ниже пластин – они начнут разрушаться. Поэтому важно проверять, сколько электролита в АКБ и не пропустить момент, когда доливать в него воду.
Замер плотности АКБ
После доливки дистиллированной воды, нужно проверить плотность электролита. Она должна быть в таких пределах:
- 1,25 г/см3 на юге России;
- 1,27 г/см3 в средней полосе;
- 1,29 г/см3 на севере.
Как правильно сделать замер плотности? Во-первых, как уже писалось выше, понадобится аэрометр. Во-вторых, замер нужно проводить через несколько часов после доливки, иначе дистиллят не успеет размешаться с электролитом в банках. В идеале, нужно делать это после зарядки АКБ.
Итак, на самом деле доливка дистиллята не такое сложное дело – многие люди без проблем делают это самостоятельно. Нужно следовать элементарным правилам безопасности и иметь под рукой дистиллированную воду. Ну и не забывать проверять уровень жидкости в банках – тогда АКБ отработает положенный срок.
На этом все. Не забываем комментировать статью и читать другие материалы блога.
Очень часто, многие автолюбители от незнания совершают ошибку, добавляя электролит в аккумулятор, когда в нем понижается уровень жидкости. Почему делать это можно только в самом крайнем случае — мы разберем в данной статье.
Аккумуляторы теряют часть воды из электролита во время работы и заряда, при этом, происходит снижение его уровня над пластинами и увеличивается концентрация (плотность) кислоты. Соответственно, низкий уровень электролита при эксплуатации аккумулятора отрицательно влияет на ресурс батареи.
Чтобы восстановить уровень электролита, необходимо долить в аккумулятор дистиллированную воду. Если делать это своевременно, тогда снижается отрицательное воздействие повышенной плотности электролита на ресурс батареи.
Электролит доливать можно лишь в том случае, когда есть полная уверенность в том, что часть электролита была потеряна.
В процессе кипения, серная кислота почти вся остается внутри аккумулятора, выходит только лишь кислород с водородом, поэтому вместо испарившейся воды мы добавляем дистиллированную воду.
Если во всех банках полностью заряженного аккумулятора плотность не поднимается до необходимого уровня, с большой вероятностью можно предположить, что это частичная сульфатация аккумуляторной батареи. Концентрация электролита уменьшается за счет кристаллизации серы на пластинах и аккумулятору понадобится срочное восстановление. Доливка электролита здесь не поможет.
Существуют разные причины, по которым падает уровень электролита в АКБ, и каждую из них нужно рассматривать отдельно. Не всегда достаточно долить воды в банки и на этом успокоиться, но главное это то, что доливать в аккумулятор нужно только дистиллированную воду.
Электролит добавляйте лишь в крайнем случае, если причиной его низкого уровня является выплескивание. При этом важно отметить, что электролит добавляется при той же температуре и той же плотности, что и оставшийся в банках.
Правильная эксплуатация АКБ и своевременная добавка в него дистиллированной воды позволит вам избежать необходимости восстановления емкости, а также увеличит срок эксплуатации данного устройства.
Компания «4АКБ-ЮГ» предлагает большой выбор высококачественного оборудования собственной разработки для обслуживания аккумуляторных батарей различного типа и назначения. В каталоге нашего сайта представлены зарядные, зарядно-десульфатирующие, а также зарядно-разрядные устройства, которые вы можете купить по выгодной цене производителя.
Владельцам обслуживаемых автоаккумуляторов необходимо регулярно следить за уровнем в них электролита и в случае необходимости — доливать очищенную от минералов и органических добавок чистую H2O. Такая вода называется дистиллированной и является важной составляющей внутриаккумуляторной жидкости. Ее задача — поддерживать химический состав электролита на оптимальном уровне, тем самым гарантируя качественную работу аккумулятора.
Прежде чем выяснить, как правильно заливать очищенную жидкость в батарею, важно запомнить, что водопроводную или кипяченую воду использовать с этой целью запрещается. В них содержится очень много посторонних примесей (железа, кальция, магния, хлора), которые в процессе зарядки оседают на металлических пластинах батареи. Такая "накипь" приводит к уменьшению емкости аккумулятора и разрушению его пластин. При этом изменяется плотность электролита в АКБ.
Где можно достать дистиллированную воду
Глубоко очищенную воду в пятилитровке или другой таре автовладельцы могут купить в хозяйственном магазине, супермаркете (в отделе бытовой техники), аптеке или на автозаправке в отделе автокосметики, эти торговые точки снабжают проверенные поставщики. Самым крупным производителем и поставщиком дистиллированной воды является компания ООО «СМОЛЫ». Заказать и купить дистиллированную воду можно на этой странице . Можно ее получить и в обычных домашних условиях, воспользовавшись одним из народных методов очищения.
Первый метод – выпаривание. Для него вам понадобится большая кастрюля, которая плотно закрывается крышкой, емкость из стекла и металлическая решетка. В кастрюлю помещается решетка, а затем она наполовину заполняется обычной водой. Емкость из стекла устанавливается на решетку таким образом, чтобы ее горлышко поднималось над водой. Кастрюля плотно закрывается крышкой и ставится на газ. Сверху на нее укладывается лед. Вода закипает, конденсируется на охлажденной крышке и собирается в стеклянную тару.
Второй способ – замораживание. Для этого проточная вода заливается в пластиковую бутылку и помещается в морозилку. После того, как половина жидкости превратится в лед, из бутылки сливается незамерзшая вода, а оставшийся лед растапливается. Это и есть дистиллят.
И самый простой способ — собрать дождевую воду, являющуюся природным дистиллятом. Правда, в крупных городах она имеет слишком большой процент кислотных примесей, что делает ее непригодной для применения в аккумуляторной батарее.
Правильно заливаем дистиллированную воду в машинный аккумулятор
От того как правильно мы нальем дистиллят в АКБ автомобиля зависит срок ее эксплуатации и исправность электрической сети автомобиля. Сохраняя последовательность действий, мы тем самым продлеваем срок службы аккумулятора.
1. Разместите батарею строго горизонтально. В противном случае вы либо перельете воду, либо не дольете вследствие того, что в банках будет разный уровень жидкости.
2. Протрите поверхность батареи по краям пробок, чтобы очистить ее от грязи.
3. Смочите тряпку в содовом растворе и протрите ею горловины банок, чтобы нейтрализовать серную кислоту, скопившуюся там в процессе зарядки.
4. Открутите крышки, стараясь не допустить попадания электролита на руки (лучше одеть перчатки).
5. Наберите в небольшую резиновую грушу очищенную воду и осторожно залейте ее в каждую банку.
6. Осмотрите уровень электролита в банках — аккумуляторная жидкость должна быть выше верхнего края пластин на 1 см.
7. Лишнюю жидкость просто отберите грушей в нужном объеме.
8. Закрутите крышки.
9. Поставьте батарею на зарядку не раньше, чем через 3-4 часа.
Какое количество дистиллированной воды нужно доливать
В аккумуляторы новых моделей, выполненные из полупрозрачного пластика, доливать воду довольно просто. На их корпус нанесена шкала с рекомендуемым производителем уровнем жидкости, которого и нужно придерживаться. Сложнее обстоит дело с батареями старого типа. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с поставленной задачей. Если в вашем АКБ есть небольшой язычок ниже горловины банок (металлический или пластмассовый), то доливать воду следует до тех пор, пока уровень электролита не поднимется на 5 мм выше его. Если никакого язычка нет, то нужно доливать дистиллированную воду, пока уровень электролита не поднимется на 1 см выше верха пластин.
И еще несколько важных моментов: не доливайте воду в автомобильный автономный источник питания, если вы только что выключили мотор. Аккумулятор должен постоять несколько часов перед тем, как его можно открывать. Точно также нельзя сразу же после доливки дистиллированной воды в батарею включать ДВС. Аккумулятор должен постоять хотя бы несколько часов, в противном случае он может закипеть.
Отличной альтернативой дистилляту является вода деионизированная . Она более чистая, чем дистиллированная, точнее – в 100 раз и также может быть использована для налива в аккумулятор.