1. Высота блока цилиндров (расстояние от центра постели коленчатого вала до привалочной плоскости ГБЦ)
1111 (ОКА) — 194,8 мм
11183 (Калина 8 кл., 1,6 л) — 197,1 мм
11193 (Калина 16 кл., 1,6 л) — 197,1 мм
11194 (Калина 16 кл., 1,4 л) — 197,1 мм
21083 (8 кл., 1,5 л) — 194,8 мм
2112 (16 кл., 1,5 л) — 194,8 мм
21126 (Приора) — 197,1 мм
21213 (Нива) — 214,6 мм
21214 (Нива инжектор) — 214,6 мм
2123 (Шеви Нива) — 214,6 мм
2130 (1,8 л. Нива) — 215,9 мм
2. Диаметр цилиндра
3. Межцилиндрвое расстояние
Классические блоки цилиндров ОАО «АвтоВАЗ» имеют расстояние между осями соседних цилиндров — 95,0 мм.
Блоки цилиндров ОАО «АвтоВАЗ» для переднеприводных автомобилей имеют расстояние между осями соседних цилиндров — 89,0 мм
4. Диаметр отверстия постели коленчатого вала
Классические блоки цилиндров ОАО «АвтоВАЗ» имеют диаметр отверстия постели коленчатого вала — 54,52 мм
Переднеприводные блоки цилиндров ОАО «АвтоВАЗ» имеют диаметр отверстия постели коленчатого вала —
5. Межцентровое расстояние шатуна (расстояние от центра нижней до центра верхней головки).
11194 — 133,32 мм
6. Радиус кривошипа коленчатого вала / ход поршня.
11183 — 37,8 мм / 75,6 мм
2103 — 40 мм / 80 мм
21083 — 35,5 мм / 71 мм
21118 — 42 мм / 84 мм
21213 — 40 мм / 80 мм
2130 — 42 мм/ 84 мм
7. Диаметр / длинна поршневого пальца
11194 — 18,0 мм / 53,0 мм
2101 — 21,96 мм / 67,0 мм
2108 — 21,96 мм / 60,5 мм
2110 — 22,0 мм / 60,5 мм
21213 — 22,0 мм / 67,0 мм
8. Диаметр маховика по венцу
9. Длинна болта ГБЦ
2112 — 100 ммРазмеры деталей блока цилиндров ВАЗ
Блок цилиндров – это основа двигателя внутреннего сгорания, так как в нем размещаются все важнейшие узлы и агрегаты двигателя. Именно на эту деталь приходится большая часть нагрузок (до 50 процентов). Поэтому блок цилиндров (ВАЗ 2114 в том числе) должен изготавливаться из максимально прочной и износостойкой стали, на специальных высокоточных станках.
Функции
Данный механизм выполняет сразу несколько функций: является основой для навесных частей мотора (ГБЦ, картер и т.д.), а также служит корпусом для размещения всех деталей двигателя.
Материал
Большая часть современных автомобилей укомплектовывается чугунными блоками цилиндров. Чугун разбавляется никелевыми и хромовыми добавками, благодаря чему становится прочным и износостойким. Основными преимуществами данного материала являются его стойкость к перегреву и жесткость, которая нужна при высокой степени форсировки мотора. Единственным недостатком чугунного блока является его тяжелый вес, за счет которого существенно ухудшается динамика автомобиля. Чтобы разогнать машину до нужной скорости, двигателю приходится вырабатывать больше мощности, а это, в свою очередь, влечет повышенный расход бензина. Но, как правило, автомобиль теряет не более 1-2 процентов от общего количества потребляемого топлива.
Алюминий является менее популярным материалом для изготовления данных изделий. Ярким примером применения алюминиевых блоков являются отечественные ГАЗели и некоторые модели Жигулей. Основные преимущества данного материала заключаются в его легком весе и лучших свойствах охлаждения. Однако вместе с этим автолюбители отмечают проблему с поиском необходимого материала, из которого изготавливается цилиндр.
Устройство механизма
Конструкция блока цилиндров предполагает размещение следующих деталей:
А теперь более подробно об этих устройствах. Цилиндры двигателя включают в свой состав специальные гильзы, которые могут впрессовываться непосредственно в блок цилиндров (чаще всего в алюминиевых устройствах) либо быть съемными (в случае с чугунным механизмом). В свою очередь, съемные инструменты подразделяются на «сухие» и «мокрые».
ГБЦ представляет собой комплекс деталей, которые располагаются в верхней части устройства. В головку блока входит рубашка охлаждения, каналы смазки, а также отверстия для свечей (если это бензиновый) и форсунок (если это дизельный двигатель). Также в ГБЦ есть отверстия впускного и выпускного клапана. Между головкой и самим блоком есть небольшой соединительный зазор, в котором размещается прокладка блока цилиндров. При несвоевременной ее замене мотор начинает терять свою мощность и тягу, при этом повышается риск выхода из строя других деталей.
Картер – это основная комплектующая часть такой детали, как блок цилиндров. Она представляет собой корпус для КШМ. Снизу картер закрепляется специальным поддоном. Относительно блока двигателя внутреннего сгорания располагается в нижней части.
У алюминиевых блоков цилиндров различные концепции и способы изготовления конкурируют друг с другом. При определении параметров блоков
цилиндров соответствующие технические и экономические преимущества и недостатки должны тщательно взвешиваться друг относительно друга.
Нижеследующие главы дают обзор различных видов конструкций блоков цилиндров.
Монолитные блоки
Под монолитными блоками понимаются конструкции блоков цилиндров, которые не имеют ни мокрых гильз, ни привёрнутых основных плит в форме корпуса коренных подшипников — опорной плиты (Bedplate) (изобр. 1). Для получения определённых поверхностей или прочности монолитные блоки могут иметь, однако, соответствующие заливаемые части в зоне отверстий цилиндров (вставки из серого чугуна, LOKASIL®-Preforms), а также заливаемые части из серого или ковкого чугуна и усиления волокном в зоне отверстий под коренные подшипники. Последние, однако, не отражают ещё состояния техники.
Изображение 1
PSA 4 Zyl. (ряд)
Блоки из двух частей (с опорной плитой)
У данной конструкции крышки коренных подшипников коленчатого вала размещены совместно в отдельной опорной плите (изобр. 2). Опорная плита соединена резьбовыми соединениями с картером и усилена залитым в алюминий шаровидным графитом с целью уменьшения люфта в коренных подшипниках, соответственно, чтобы компенсировать большее удельное температурное расширение алюминия. Таким путём достигаются чрезвычайно жёсткие конструкции блоков цилиндров. Как и у монолитных блоков цилиндров, здесь в зоне отверстий цилиндров могут также быть предусмотрены заливаемые части.
Изображение 2
Audi V8
Конструкция "Open-Deck" с отдельными, свободно стоящими цилиндрами
У данной конструкции рубашка охлаждения открыта к плоскости разъёма головки блока цилиндров, и цилиндры стоят свободно в блоке цилиндров (изобр. 3). Перенос тепла от цилиндров к охлаждающему веществу, благодаря омыванию со всех сторон, равномерный и выгодный. Относительно большое расстояние между цилиндрами влияет, однако, у многоцилиндровых двигателей отрицательно на их конструктивную длину. Благодаря открытой кверху, относительно просто сконструированной полости для охлаждающего вещества, при изготовлении можно отказаться от применения песчаных стержней. Поэтому блоки цилиндров могут изготавливаться как методом литья под низким давлением, так и литьём под давлением.
Конструкция "Open-Deck" с вместе отлитыми цилиндрами
Логическим выводом для уменьшения конструктивной длины блоков цилиндров со свободно стоящими цилиндрами является уменьшение расстояния между цилиндрами. Из-за сдвигания цилиндров они должны быть, однако, исполнены в совместной отливке (изобр. 4). Это положительно влияет не только на конструктивную длину двигателей, но при этом увеличивается и жёсткость в верхней части цилиндров. Таким путём, можно, напр., у шестицилиндрового рядного двигателя сэкономить 60-70 мм на конструктивной длине. Перемычка между цилиндрами может быть при этом уменьшена на 7-9 мм. Данные преимущества перевешивают тот недостаток, что при охлаждении рубашка охлаждения между цилиндрами получается меньше.