Меню Закрыть

Направление елочки на протекторе шины

Следующий текст никаким хоть и не претендует на истину в последней инстанции но представляет мои личные выводы, основанные на полученной фактической и теоретической информации из других источников, и опыте, и носит исключительно информационный характер с целью снижения аварийности на дорогах.

Собственно речь здесь пойдет о сомнительной популярности однонаправленной резины с протектором типа "обратная ёлочка", который оставляет на рыхлом снегу след в виде буквы "V".

Коротко о смысле (для тех, кто не готов читать теорию и факты):
Зимняя резина с протектором "ёлочка" — не для российских зимних, не чищенных, дорог и высоких скоростей, так как самоочищается протектор только при прямолинейном движении и нажатой педали газа. В остальных случаях (торможение, смещение колеса в повороте) он забивается снегом и перестает очищаться как в поворотах, так и при торможении. Самая лучшая резина для низких и средних безаварийных скоростей (до 80 км/ч) — внедорожная шиповка с симметричным протектором, широкими ламелями и высокими шашечками.

И так развернутый текст.

Есть один, всеми забытый немаловажный факт, что в СССР (она же — Росссия, — прим. авт.) — стране с большим количеством снега и грязи на душу населения — еще начиная с Хрущевских времен была создана, и сильно прогрессировала в правильном направлении светлого будущего школа внедорожных автомобилей.

Этой темой занимались далеко не отдельные личности, а именно — НИИ (Научно-Исследовательские Институты и соответствующие заводы типа ЗИЛ), по-научному, и со всей серьезностью (читай — под дулом пистолета) подходя к вопросу обеспечения проходимости легких и тяжелых шасси по различным поверхностям, начиная от грунтовых дорог и заканчивая движением колесного транспорта по говнам большой глубины.

В результате были получены утешительные выводы, что для лучшей проходимости даже тяжелой техники необходим самоочищающийся при движении вперед рисунок протектора типа "обратная ёлочка", оставляющкя след в виде буквы "V", который обеспечивает отвод излишков рыхлой почвы из-под колеса — от центра к боковинам при буксовании колеса. Тем самым обеспечивалось приемлемое докапывание протектора до твердого "дна" жидкой почвы. и автомобиль как-никак все же двигался.

На тот момент вся военная и гражданская техника имела максимальные скорости не выше максимальных скоростей самых тяжелых шасси (танки, танковые тягачи, шасси для перевозки баллистических ракет и т.д.), что даже на сегодняшний день примерно равняется 40-60 км/ч.

Было выяснено, что для удачного передвижения по рыхлой почве, грязи и снегу колесо должно отвечать определенным правилам:
— большой диаметр шины — для уменьшения сопротивления качению,
— относительно малая ширина профиля (ширина покрышки) — для разрезания верхнего рыхлого слоя и касания протектором твердой основы под ним),
— большая высота профиля (расстояние от обода колеса до протектора) — для увеличения пятна контакта шин при увеличении нагрузки на колесо
— широкие ламели (расстояния между выступами протектора) — для выдавливания в них снежной или грязевой жижи
— высокие шашечки и грунтозацепы (выступы протектора) — для лучшего сцепления
— отвод легких фракций грязи или снега из протектора за счет вращения колеса

При таких скоростях (40-60 км/ч) и достаточном количестве осей автомобиля вопроса самоочищения протектора при торможении не стояло.

Переходим в Российские реалии сегодняшнего дня.

При выпадении осадков, коммунальные службы далеко не сразу (а иногда и вообще никак) включаются в работу. И мы вынуждены несколько дней ездить по толстому и рыхлому слою свежевыпавшего снега на скоростях 80 и выше.

С современными зимними шинами легковых авто имеем все с точностью до наоборот:
— стандартные диаметры шин (аналогичные с летними)
— часто — большая ширина профиля
— малая высота профиля (красиво; понты)
— узкие, но множественные ламели
— стандартной высоты шашечки
— рисунок типа "елочка" на большинсве моделей резины.

Читайте также:  Замена тормозухи с помощью вася диагност

О "ёлочке".
Как уже упоминалось, "обратная ёлочка" — это однонаправленный протектор, который при правильной установке на диск оставляет след на рыхлой поверхности, рисунком напоминающий букву "V", и сделан он таким для самоочищения протектора от рыхлой почвы, снега и грязи от центра к боковинам (т.е. из-под шины — наружу).

Если обратиться к ученым из советских НИИ, но на самом деле они вам скажут пару нюансов. Во-первых для самоочищения "елочки" необходимо некоторое время чтобы протолкнуть объем снега через ламели — "на выход". На высоких же скоростях это обеспечить очень проблематично, хотя здесь вступает в работу центробежная сила, отрывающая снег от протектора в пространство под колесную арку. То есть на высоких скоростях она очищается не за счет своего рисунка, а — центробежными силами.

Во-вторых — нюанс, о котором мало кто догадывается: установка покрышки с направлением "V" допускается только на ведущую ось. На не ведущую протектор должен быть установлен в обратную сторону, так как самоочищение его в этом случае происходит исключительно при торможении.

В доказательство этого приведу вам пару фотографий грузовика Урал редкой модели (гражданская версия) с не ведущим передним мостом, где такой протектор стоял правильно: ведущие (задние) оси оставляли след "V", а вот передняя, не ведущая — в виде "Л". Точно так же резина устанавливается и сегодня на спортбайки для самоочищения протектора от воды в дождь, т.к. при торможении на не ведущее переднее колесо приходится почти вся масса мотоцикла.

И вот мы несемся по рыхлому снегу на популярных сегодня, "правильно" установленных на колёса "ёлочках", которые по факту у нас еле цепляется за белую "вату", и видим как хороший человек выезжает перед нами со второстепенной дороги. Для наглядности можно посмотреть подборки зимних аварий на Ютубе.

Среднее нажатие на тормоз заставляет протектор работать в обратном направлении. То есть колесо у нас начинает проскальзывать на торможении, снег из протектора передвигается по V-образным ламелям обратно от боковин к центру протектора, тромбуется и начинает выдавливаться новыми порциями снега с дороги. Далее под колесом создается подушка из трамбованного снега, создающая эффект немного более лучший эффекта аквапланирования, а центробежная сила при уменьшении оборотов колеса всё хуже отрывает скопившийся снег от протектора.

Мы давим на тормоз еще сильнее и начинает срабатывать АБС, которая эту снежную подушку позволяет пропускать, давая колесу прокручиваться. Однако объем набегающих новых порций рыхлого снега не успевает дать протектору "дотянуться" до твердых слоев поверхности дороги даже минимально. И мы понимаем, что тормоза не алё, как хотелось бы. При этом не ведущая ось так же забита по протекторам и в торможении участвует еще меньше.

В поворотах на любых скоростях всё совсем не лучше. В скоростном повороте (например — левом), в V-образных ламелях начинается забивание их как раз с той стороны шины, на которую приходится масса автомобиля (правая боковина колеса). То есть V-образный протектор начинает скользить вправо. И по его V-ламелям снег начинает двигаться от боковины колеса — к центру. И он забивается.

Получается, что подобная резина работает исключительно на разгоне, а в остальном вы получаете сцепление "снег по снегу", а не "протектор по снегу".

В каком же случае мы получим "протектор по снегу"? А ни в каком. Так как наличие как можно большего количества шашечек минимизирует повышенный износ резины на асфальте. НО чем выше и реже протектор (как пример представим себе тракторное колесо) — тем большую кучу снега он перед собой будет нагребать и тем бОльшее трение эта куча будет создавать с рыхлым дорожным покрытием.

Большинство протекторов зимних шин сегодня имеют частые шашечки и узкие ламели. Но благодаря уменьшенному износу на асфальте мы расплачиваемся забитым снегом протектором и повышенным скольжением при торможении.

Читайте также:  Саксофон на ваз 2110 16 клапанов

Мораль.
Легковая резина с протектором "ёлка" (с малой высотой шашек и узких ламелях) работает на высоких скоростях только при исключительных условиях: минимальном количестве рыхлого снега и слякоти, и разумных скоростях движения (до 60 км/ч) и очень плохо работает при торможении, а так же в поворотах на рыхлом снегу, а тем более — при обгонах по снежным колеям.

На не ведущих осях колесо с таким рисунком должно быть перевернуто для вспомогательного торможения. Это абсолютно не шутка и не теория. Эту практику банально все забыли.

Резина-липучка не для России вообще. Всё, что о ней пишется — только одно — она работает только на асфальте и льду (при убранном вовремя с дорог снеге), в странах, в которых она и была придумана. И — в странах, где коммунальные службы не дремлют.

Резина с симметричным двунаправленным протектором — да — хуже очищается при разгоне, но лучше цепляет — при торможении и в поворотах. На данный момент все теории и практики показывают, что это наилучший вариант для Российских условий (с учетом скоростей не более 60-80 км/ч).

Зимняя резина должна быть немного уже, чем используемая на автомобиле летняя резина, но иметь параметр индекса нагрузки в пределах допустимого.

Наиболее безопасная скорость на заснеженной городской дороге не более 50 км/ч, на трассах — 80.

Пример подходящего рисунка, наиболее подходящего для России показан на последнем фото. Вот поставил себе и доволен как слон. Хотя о слоне такого не скажешь.)

Рисунок протектора шины является важной характеристикой, определяющей ее основные свойства. Не все знают, но именно в зависимости от глубины и характера рисунка покрышки делятся на зимние и летние. Также большое значение играет направленность протектора, увеличивающая сцепление с мокрой дорогой, улучшающая отток воды, снега, грязи, т.е. повышающая ходовые характеристики автомобиля в целом.

Зачем знать направленность?

Направление вращения шины играет важную роль при установке колес. Ведь кроме направленных, существуют и ненаправленные протекторы, симметричные и ассиметричные. Как определить направление шины на этих моделях? Производитель наносит на свои изделия соответствующую маркировку. Над разработкой рисунка протектора работает целая команда инженеров, технологов и других специалистов. Установка в обратную сторону сводит на «нет» не только работу большого коллектива, но и делает бессмысленным приобретение таких моделей (зачастую более дорогих).

При неправильной установке покрышки быстрее снашиваются, автомобиль становится менее устойчивым, плохо держит дорогу, увеличивается расход топлива. Те качества, которые должны были улучшиться, наоборот ухудшаются.

Особенности установки

Чтобы показать направление рисунка, на шинах размещается стрелка и надпись «Rotation» (вращение). Таким способом могут маркироваться как направленные, так и не направленные изделия.

Стрелка на покрышке Надпись «Rotation»

Как определить направление протектора шин с ассиметричным рисунком? Здесь тоже все просто. Распространенные в нашей стране модели маркируются надписями «Outside» (наружу) и «Inside» (внутрь). Соответственно проводится и установка колес. Перепутать сложно.

Наружу и внутрь

Не так давно выпускались строго левые и правые покрышки, имеющие хорошие ходовые показатели, но из-за дороговизны производства и эксплуатации, постоянной путаницы на складах от их изготовления отказались.

Определить вращение шины с симметричным рисунком протектора проще всего. Здесь нет ни направления, ни строго определенных сторон. Покрышки устанавливаются в любом положении. Это идеальный вариант для «запаски».

Немного советов

Приобретая новый комплект шин, определитесь, с каким типом дорожного покрытия вы будете иметь дело чаще всего. В зависимости от этого выбирайте рисунок протектора и его направленность.

Помните, что езда с неправильно установленными покрышками опасна, управляемость машины снижается. Если ситуация вынуждает временно передвигаться на такой покрышке соблюдайте скоростной режим и будьте предельно внимательны.

Cодержание

Введение

Правильная установка шин на автомобиль обеспечивает его надежную управляемость на дороге, повышает ресурс эксплуатации покрышек и снижает расход топлива.

Читайте также:  Какой хороший антифриз красный

Основные виды рисунка протектора шин

Независимо от сезонности использования, все современные автошины по рисунку протектора подразделяются на три основных вида:

  1. Ненаправленные.
  2. Направленные симметричные.
  3. Направленные ассиметричные.

Каждый из этих видов имеет особенности установки и использования. Определить конкретный вид автошины проще всего по маркировке на боковой поверхности либо по характерному узору протектора.

Автошины с ненаправленным рисунком

Узор протектора у этих покрышек бывает самым разнообразным. Они не имеют какой-либо специальной маркировки и устанавливаются на автомобиль в произвольном порядке.

Шины с направленным симметричным рисунком

Имеют особый V-образный рисунок и специальную маркировку на внешней боковине покрышки в виде надписи «ROTATION», а также стрелки, указывающей нужное направление вращения колеса.

Покрышки с направленным ассиметричным рисунком

Обладают различающимися узорами на разных сторонах рабочей поверхности протектора и маркируются словом «Outside» на наружной стороне автопокрышки. Дополнительно на внутренней боковой стороне может иметься надпись «Inside».

Разновидностью маркировки таких автошин являются обозначения «Right» и «Left» на наружных боковинах. В зависимости от нанесенной надписи, покрышки ставятся только на правую или левую сторону автомобиля.

Сезонность шин и правила их установки

Маркировка современных автошин обычно содержит информацию о сезонности применения, а именно:

  1. Обозначения «M+S» или «M&S» наносятся как на зимние, так и на всесезонные, а также летние внедорожные покрышки. Эта маркировка разрешает езду по бездорожью, грязи, мокрому снегу и т.п. Если рядом с аббревиатурой присутствует изображение снежинки, то резина относится к категории «зимняя».
  2. Для всесезонной резины могут использоваться варианты маркировки «All SEASON», «ROAD+WINTER», «ANY Weather» и т.п.
  3. Надписями «WATER», «RAID», «AQUA», «Aquacontact» обозначаются так называемые «дождевые автопокрышки», которые обеспечивают улучшенный контакт протекторов с мокрым асфальтом.
  4. Зимняя резина обозначается словом «Winter» или логотипом с изображением снежинки.

При установке на автомобиль новой резины или при сезонной замене шин необходимо обязательно обращать внимание на маркировку и направление протектора колес.

Устанавливая шину, имеющую симметрично направленный рисунок, нанесенную на боковину автопокрышки стрелку располагают в соответствии с направлением вращения колеса при движении автомашины вперед.

Автошины с ассиметричным узором нужно установить так, чтобы обозначение «Outside» на боковой поверхности находилось на наружной стороне колеса.

Важно! Особое внимание требуется при монтаже ассиметричных покрышек с маркировкой «Right» и «Left». Для этого понадобятся две пары автошин с соответствующими надписями, которые устанавливаются с разных сторон автомобиля.

Последствия неправильной установки шин

Направленный рисунок протектора предназначен для эффективного отвода влаги (мокрого снега, грязи и пр.) от места контакта покрышки с дорогой. За счет этого снижается риск аквапланирования, улучшается управляемость автомобилем.

Если же установка осуществлена неправильно, возникает обратная ситуация. При движении по мокрому покрытию появляется эффект аквапланирования, ухудшается контакт рабочего пятна автопокрышки с асфальтом. В результате снижается устойчивость и управляемость машины, что может привести к серьезной аварии.

Рекомендации по установке направленных шин

Самостоятельная смена автопокрышек для опытных автолюбителей не вызывает особых затруднений. Если же за подобной услугой обращаются в шиномонтажную мастерскую, нужно обязательно лично проверять правильность установки резины после окончания работ.

Следует помнить, если производилась перебортовка покрышек, обязательна балансировка колес на специальном станке. Это необходимо для исключения их биения при движении, особенно на больших скоростях.

После монтажа колес важно проверить давление в шинах и довести его до нужного значения. От этого зависит эффективная работа направленных покрышек на дороге.

Как определить направление протектора на шинах – вопрос, возникающий при использовании покрышек почти всех современных производителей. От этого напрямую зависит безопасность водителя, пассажиров, а также других участников дорожного движения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector