Меню Закрыть

Почему обороты двигателя на холостом ходу прыгают

Содержание

Плавают обороты двигателя: причины, поиск, устранение для инжекторного и карбюраторного моторов

Плавают обороты по разным причинам.

Нормальное число оборотов двигателя внутреннего сгорания на холостом ходу (без нагрузки, в прогретом состоянии, без давления на педаль газа) составляет от 650 до 800 в минуту. Конкретное значение индивидуально указывается производителем в руководстве по эксплуатации на данную модель. Когда мотор исправен, то обороты на холостом ходу находятся практически на одном уровне, диапазон их колебания крайне мал.

Когда обороты плавают, то их значение меняется постоянно, поднимаясь до 1500 об/мин и опускаясь до 500 за несколько секунд, раз за разом повторяя этот цикл. Ситуацию легко определить:

  • по показаниям тахометра на панели приборов;
  • на слух рокот двигателя то возрастает, то уменьшается;
  • по нарастающим и ослабевающим вибрациям от двигателя;
  • по видимым изменениям амплитуды колебания двигателя.

Вариациями указанной ситуации являются еще два явления:

  • обороты зависают, чаще на повышенных оборотах;
  • двигатель дергается резко, обороты стремительно падают, а потом так же быстро нарастают.

Разберем в настоящее статье основные причины плавающих оборотов двигателя внутреннего сгорания как для инжектора, так и для карбюратора. Мелкие нюансы на практике имеют различия в силу особенностей конструктивного исполнения, но описанные причины с способы поиска и устранения по большому счету одни, независимо от того, плавают обороты ВАЗ, УАЗ, Тойота, Ауди, Шевроле или на машинах других марок.

Плавают обороты инжекторного бензинового двигателя: какие причины

Почему плавают обороты? Перечислим сначала основные причины для бензинового инжекторного двигателя внутреннего сгорания:

  • попадание лишнего воздуха в цилиндры двигателя в обход датчика массового расхода воздуха (ДМРВ, или англ. — MAF) в результате потери герметичности тракта подачи воздуха на участке от ДМРВ до ГБЦ;
  • подсос воздуха в иных местах (в трубке, соединяющей впускной коллектор и вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) и др.);
  • выход из работы регулятора холостого хода (РХХ) в результате обрыва провода, изнашивания направляющих или привода конусной иглы и др.;
  • загрязнение чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха (ДМРВ);
  • выход из строя ДМРВ в результате поломки чувствительного элемента, ответственного за измерение объемов воздуха, поступающего в цилиндры двигателя;
  • неисправность (клин) клапана вентиляции картерных газов (ВКГ);
  • нарушение подвижности дроссельной заслонки из-за ее загрязнения, неисправности механического привода или нарушении работы электромагнитного привода;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • некорректная работа датчика системы рециркуляции выхлопных газов (EGR);
  • некорректная работа температурного датчика, который подает в блок управления данные о полном прогреве ДВС и готовности к нагрузкам, в то время как по факту двигатель не достиг рабочей температуры;
  • выход из строя лямбда зонда на входе в каталитический нейтрализатор выхлопных газов;
  • выход из строя датчика детонации;
  • критическое засорение воздушного фильтра;
  • перебои в подаче топлива из-за неисправности топливной системы;
  • отклонение в состоянии и работе одной или нескольких свечей зажигания из-за неверного зазора и других причин;
  • повреждение электропроводки;
  • неисправность в коммутаторе или катушках зажигания с пропусками зажигания;
  • засорение одной или нескольких топливных форсунок впрыска;
  • снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах, которое чаще происходит из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • накопленные ошибки в электронном блоке управления двигателем (ЭБУ), учитывая которые, ЭБУ может подавать особые команды, направленные на компенсацию неисправностей, часть из которых влияют на обороты холостой хода.

Рассмотрим основные способы выявления и устранения основных причин плавающих оборотов впрысковых бензиновых моторов.

Плавают обороты из-за негерметичности воздушного тракта. Излишнюю (неучтенной) подачи воздуха в обход ДМРВ можно выявить следующими основными способами:

  • осмотреть целостность воздушного патрубка от ДМРВ до дроссельной заслонки;
  • по всему воздушному тракту после датчика массового расхода воздуха проверить затяжку крепежа в каждом соединении (ДМРВ – патрубок, патрубок – дроссельный узел, дроссельный узел – впускной коллектор, впускной коллектор – головка блока цилиндров, иные, с учетом конструкции тракта);
  • осмотреть целостность впускного коллектора;
  • осмотреть трубки к вакуумному усилителю тормозов (ВУТ) и иные места возможного подсоса воздуха;
  • отсоединить воздушный патрубок со стороны ДМРВ на работающем двигателе и закрыть его ладонью: при герметичности тракта двигатель заглохнет, а при подаче воздуха будет продолжать работать за счет подсасываемого воздуха;
  • при работающем двигателе обрызгать снаружи места возможной негерметичности средством «Быстрый старт» или иным аналогичным: при протечке за счет поступления горючего средства в цилиндры обороты двигателя поднимутся, а намоченное место подсоса высохнет быстрее остальных поверхностей.

Обнаруженную негерметичность воздушного тракта необходимо устранить, заменив треснувший патрубок, пробитую прокладку, протянув хомуты и иной крепеж).

Плавают обороты из-за ДМРВ. Проверить исправность датчика массового расхода воздуха можно двумя основными способами:

  • замерить напряжение электрического тока на нем, например, с помощью мультиметра: если значение колеблется в диапазоне 1,01-1,04 – датчик исправен (чем больше значение подходит к верхней границе, тем хуже – 1,03-1,04 означает, что вскоре потребуется замена датчика), а значение 1,04-1,05 говорит о том, что датчик неисправен (указанными значениями напряжения можно руководствоваться, если иные значения не указаны производителем ДМРВ);
  • отключить от ДМРВ разъем, завести двигатель (мотор будет работать на оборотах около 1 500 в минуту) и проверить разгон автомобиля: если динамика улучшилась, машина разгоняется быстрее обычного, то ДМРВ неисправен.

Как мы указывали в списке причин выше по тексту, плавают обороты не только когда ДМРВ сломался, но и когда его чувствительный элемент загрязнен. Обнаруженную грязь нужно аккуратно удалить с применением специального «Очистителя ДМРВ», или, например, очистителя карбюратора. Грубая очистка может привести к безвозвратному повреждению датчика. Если после очистки отклонения в работе не ушли, а проверка показывает на неисправность ДМРВ, то он подлежит замене.

Плавают обороты из-за датчика EGR. Для устранения проблемы чаще всего достаточно очистки седла клапана. Если в системе установлен соленоид управления, требуется периодически прочищать небольшой фильтр его вакуумного канала.

Плавают обороты из-за нарушения вентиляции картерных газов (ВКГ). Нарушается автоматическое регулирование давления в картере, или попросту перепуск избыточного давления в атмосферу.

Определить неисправность ВКГ можно следующим образом: на заведенном двигателе открутить крышку маслозаливной горловины и приподнять её. Если характер работы двигателя и обороты меняются, значит, ВКГ неисправна.

Один видимых признаков неисправности ВКГ — двигатель со временем начинает "потеть": у болтов, датчиков на блоке двигателя и в других местах появляются масляные выделения, потеки.

Устранение неисправности состоит в прочистке клапана и восстановлении вентиляции. Для получения доступа к системе и извлечения клапана чаще всего не обойтись без вскрытия картера двигателя. Промывка клапана осуществляется с применением очищающего средства, подходящего для удаления стойких маслянистых загрязнений — очистителя деталей двигателя, очистителя карбюратора, керосина или др. После чистки клапан просушивается и устанавливается на место.

Плавают обороты из-за дроссельного узла. Поиск и устранение отклонений в работе дроссельной заслонки состоят в следующем:

  • демонтировать воздушный патрубок для получения визуального контроля над дроссельной заслонкой;
  • проверить подвижность заслонки: она должна свободно перемещаться с полной амплитудой;
  • при обнаружении затруднений в подвижности заслонки необходимо снять ее и прочистить с применением очистителя карбюратора;
  • если сама заслонка чистая, но не двигается как нужно, то необходимо найти и устранить неисправность в ее приводе (может отклеиться магнит на оси заслонки при электромагнитном приводе, может нарушиться механическая связь в тягах или тросовом приводе и т.п.);
  • очистить датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • произвести с применением мультиметра или вольтметра замеры напряжения между контактом ползунка и минусом ДПДЗ: в закрытом положении дроссельной заслонки оно должно быть равно 0,7 В, а в открытом положении дроссельной заслонки – 4 В (если иные значения не указаны в технической документации к автомобилю), а если значения отличаются от рекомендованных – ДПДЗ подлежит замене.
Читайте также:  Как менять подушки двигателя на ваз 2110

Редко, но на сильно изношенных дроссельных узлах подсос воздуха может происходить в выработавшийся зазор между осью дроссельной заслонки и гнездом под нее в корпусе узла.

Обороты плавают из-за неисправности регулятора холостого хода (РХХ). Датчик PXX располагается на корпусе дроссельного узла рядом с датчиком дроссельной заслонки (ДПДЗ). Его проверка производится в следующем порядке:

  • включить зажигание;
  • отсоединить колодку с проводами от датчика;
  • замерить мультиметром электрическое сопротивление между контактами A-B, C-D, значения которого должны колебаться в диапазоне 40-80 Ом (если иные значения не указаны производителем): если больше или меньше рекомендуемого, то датчик РХХ неисправен и подлежит замене;
  • замерить электрическое сопротивление между контактами A-D, B-C: мультиметр должен показать бесконечно большое сопротивление или обрыв цепи, если же получены другие значения, то датчик неисправен, даже если замер между контактами A-B, C-D не показал неисправность.

Плавают обороты из-за свечей зажигания. Неработающую свечу зажигания можно определить следующими основными способами:

  • выкрутить все свечи зажигания и осмотреть целостность электродов и характер налета на них;
  • проверить искрообразование свечей на машине поочередно;
  • поочередно исключать подачу к свечам тока по высоковольтным проводам снятием наконечника со свечи или вытаскиванием провода из крышки распределителя зажигания: исключение подачи тока на неработающую свечу не приведет к изменению работы двигателя, а на работающую – вызовет ощутимое отклонение в работе мотора;
  • проверить работу свечей на специальном диагностическом стенде.

В первом варианте при осмотре свечей варианты обнаруженных отклонений могут быть следующие:

  • изолятор и электроды не работавшей свечи влажные и пахнут бензином;
  • оплавление электродов – свечу следует заменить;
  • зазор электродов не соответствует требуемому: его нужно замерить, при обнаружении отклонения выставить с применением щупа правильный одинаковый зазор на всех свечах;

Обнаружение неработающей свечи не всегда указывает на ее неисправность и не является однозначным основанием для ее замены. Выявленную неработающую свечу нужно очистить в зоне электродов, просушить если она влажная, выставить правильный зазор и проверить искрообразование на стенде или на машине (переставив в другой наконечник, где другая свеча работает исправно). Если свеча после очистки и сушки при проверке не работает, то ее следует заменить, а если работает, то продолжить поиски неисправности дальше.

Стоит упомянуть, что цвет и характер нагара на свече зажигания со стороны цилиндра подскажет пусть поиска иных неисправностей:

  • белый налет — обедненная топливовоздушная смесь (много воздуха);
  • черный бархатистый сухой налет – обогащенная смесь (много топлива),
  • черный маслянистый налет — попадание моторного масла (например, из-за износа цилиндропоршневой группы);
  • красноватый налет – присадки в топливо (нужно сменить АЗС).

Вернувшись к вопросу поиска сбоев в работе зажигания в ситуации, когда свечи зажигания исправны, обратим внимание, что проблема может быть (в зависимости от конструкции системы зажигания):

  • в высоковольтном проводе («прошита» изоляция, отпал контакт от токонесущей жилы провода и др.),
  • в свечном наконечнике (контакт покрылся обильными окислами, «прошита» изоляция, неплотно садится контакт наконечника на контакт свечи и др.);
  • в крышке распределителя зажигания (выгорел контакт и др.);
  • в катушке зажигания, которая периодически или постоянно допускает пропуски зажигания.

При обнаружении отклонений нужно попробовать их устранить, если это возможно, или заменить соответствующий компонент системы зажигания.

Плавают обороты из-за засорения топливной форсунки. Одна или две засорившиеся форсунки так же могут вызвать обсуждаемые отклонения в работе двигателя. На возможные проблемы с форсункой может указать характер нагара на свече зажигания: недостаток подачи топлива из-за засорения даст белый нагар. Если форсунка потеряла герметичность и пропускает топливо в закрытом состоянии, то свеча будет иметь черный нагар.

Однозначно же вывод о необходимости чистки или замены форсунки можно сделать по результатам ее проверки на распыл и производительность (количество подаваемого топлива) при работе, а так же на герметичность в закрытом состоянии. Такая проверка выполняется на специальном диагностическом стенде. Иногда для этого применяют простейшие гаражные устройства с ручным рычажным нагнетанием топлива. В обоих случаях смотрят качество распыла и сравнивают объем подачи топлива за одинаковое время (или одинаковое количество качков нагнетающего ручного насоса).

Сам факт работы форсунки и, в некоторой степени распыл, можно проверить путем отсоединения топливной рампы от двигателя и кратковременной попыткой запуска двигателя (там, где это позволяет конструкция). При этом топливо будет подано на форсунки под давлением, они сработают, распыляя топливо в порядке очередности работы цилиндров. Не работающая форсунка не даст распыл совсем, загрязненная даст слабый распыл в сравнении с остальными.

Загрязненные топливные форсунки подлежат чистке, а неисправные – замене.

Плавают обороты из-за воздушного фильтра. Такое возможно при чрезмерном, критическом загрязнении. Необходимо вскрыть корпус воздушного фильтра, вынуть фильтр и осмотреть со стороны воздухозаборника. При обнаружении загрязнения – одноразовый фильтрующий элемент заменить на новый, а фильтр многоразового использования тщательно промыть и пропитать специальной жидкостью в соответствии с рекомендациями его производителя.

Плавают обороты по иным причинам. Для выявления и устранения иных причин чаще всего нужна дополнительная компетенция и необходимое оборудование, развитые слесарные навыки. Например, для проверки работы датчиков нужна компьютерная диагностика.

Вопросу поиска и устранения неисправностей топливной системы посвящена отдельная подробная статья, размещенная в разделе «Полезное» на ЗиСинфо.рф. Когда обороты плавают, стоит проверить давление в топливной рампе и понаблюдать за его стабильностью при запуске на холодную и по мере прогрева двигателя.

Плавают обороты карбюраторного двигателя: причины и устранение

На бензиновых моторах с карбюратором плавают обороты так же по ряжу причин:

  • поломка электромагнитного клапана карбюратора или обрыв его проводки;
  • засорение жиклера и каналов холостого хода карбюратора;
  • некорректная регулировка холостого хода мотора (выставлены слишком малые обороты, на которых двигатель работает неустойчиво);
  • отклонение уровня топлива в поплавковой камере (выше или ниже нормального);
  • подсос воздуха (чаще через щель между карбюратором и впускным коллектором, или между коллектором и ГБЦ, из-за ослабшего крепежа или через пробитую прокладку);
  • отклонение в состоянии и работе одной или нескольких свечей зажигания;
  • повреждение электропроводки;
  • неисправность в коммутаторе или катушке (катушках) зажигания;
  • критическое засорение воздушного фильтра;
  • перебои в подаче топлива из-за неисправности топливной системы.

Плавают обороты из-за электромагнитного клапана карбюратора. Чтобы проверить клапан, необходимо:

  • отключить от него провод питания;
  • включить зажигание;
  • дотронутся проводом до контакта на клапане: в результате должен быть отчетливый щелчок срабатывания (в этом случае клапан исправен);
  • при отсутствии щелчка на предыдущем шаге проверки, дотронутся к контакту проводом, который соединен с "+" клеммой АКБ: если и после этого не будет четко слышимого щелчка, то клапан неисправен.

Поиск и устранение прочих причин, связанных со свечами зажигания, проводами и воздушным фильтром аналогично тому, как это изложено выше для впрысковых моторов.

Плавают обороты под нагрузкой

Причина неустойчивой работы двигателя может быть в значительном падении напряжения бортовой сети автомобиля при включении мощных потребителей электроэнергии. Модуль зажигания не успевает накопить необходимую энергию и свечи выдают слабую искру, образуются пропуски в зажигании, обороты плавают под нагрузкой.

Плавают обороты на ходу

Нестабильные обороты при движении автомобиля могут быть вызваны многими причинами, перечисленными ранее. Следует обратить особое внимание на следующие направления поиска:

Читайте также:  Шкода рапид или лада веста сравнить

Во-первых, плавают обороты на ходу вследствие периодической потери контакта в цепи зажигания или в цепи управления двигателем из-за вибрации. Необходимо проверить прочность посадки свечных наконечников и надежность соединения других электрических компонентов. В конце концов, даже аккумуляторная батарея, не закрепленная на своем месте и с плохо посаженной клеммой силового кабеля, из-за жестких толчков при проезде неровностей может иметь проблемы с подачей тока в бортовую сеть автомобиля с соответствующими проблемами.

Во-вторых, плавают обороты на ходу из-за проблемы с подачей необходимого количества топлива в следствие неисправности в топливной системе: не исправен регулятор давления топлива, не развивает нужное давление и подачу «умирающий» топливный насос и др.

Плавают обороты по разным причинам, часть из которых можно установить и устранить самостоятельно и достаточно быстро, а остальные потребуют специальных знаний, развитых навыков ремонта и специального оборудования.

Основные способы выявления и устранения едины, независимо от того, плавают обороты ВАЗ, УАЗ, Ауди, Форд, Тойота, Шевроле или автомобиля другого бренда. Некоторые незначительные нюансы выполнения работ определяются особенностями конструкции – для ВАЗ 2114 инжектор они одни, для классики ВАЗ-2107 с карбюратором они другие, на Форд Фокус третьи.

Когда плавают обороты, разумнее сначала произвести проверку доступных точек контроля на предмет подсоса воздуха или повреждения проводки. При необходимой аккуратности и осторожности можно так же прочистить дроссельную заслонку и восстановить ее нормальную подвижность, очистить чувствительный элемент ДМРВ от грязи. В более сложных случаях и при неявной причине следует сразу обратиться к специалистам.

Ситуация с плавающими оборотами (скачками) связана с неполадками системы автоматического питания. Возникает таковое на двигателях, оснащённых электронным впрыском горючего. Как правило, причиной тому служат излишний воздух, попадающий в камеру сгорания.

Электроника (компьютер) не успевает рассчитать пропорцию топливной смеси, поступающей под поршень. Более того электроника может терять контроль над датчиками дроссельной заслонки и температуры. Это изменяет обороты в диапазоне 800÷1500 всего 3 секунды , но достаточного исказить стабильные холостые обороты.

Плавающие обороты дизеля зачастую выявляют закручиванием винта регулировки с перекрытием отверстия доступа воздуха.

Метод способствует стабильным холостым оборотам. Иначе возникает необходимость в проверенном способе перекрытия резиновых трубок круглогубцами.

Причины

Неустойчивые обороты двигателя на холостом режиме.

Возможными мотивами неустойчивых оборотов холостого режима являются:

  1. Воздух в системе.
  2. Низкие обороты стартера, качество топлива, компрессия.
  3. Неисправность ТНВД, отсутствие или недостаточная подача горючего. Возможно, сбита равномерность подачи смеси под поршень.
  4. Изменение момента впрыска, степени сжатия горючего.

Каждая из причин основывается на многообразии доводов, признаков.

Воздух в системе

Наличие воздуха, при котором:

    Забивается фильтрующий элемент тонкой очистки или насос подсасывает воздух из трещин, отверстий, неплотных соединений, других дефектов.

Одной из причин подсоса воздуха является забитый фильтрующий элемент топлива.

Причина — износ сальника вала насоса, через который просачивается воздух.

  • Попадание его при высокой производительности ТНВД, когда фильтр не справляется со своими функциями (фильтрацией). То есть возникает воздушное разряжение.
  • Слабая плотность соединений труб, расположенных до и после топливного насоса.
  • Загрязнение системы вентиляции бака.

Видео о решение проблемы подсоса воздуха дизель SsangYong Kyron 2.0 XDI

Низкие обороты стартера, качество топлива, компрессия

Пониженные пусковые обороты

  • Неисправность стартера (якорь, втулка), минимальные обороты вала.

3 основных узла наиболее часто выходящие из строя: 1 — щеточный узел; 2 — тяговое реле; 3 — коллектор якоря.

Причина сульфатации клемм аккумулятора — плохой контакт.

Качество топлива

Низкое качество солярки обязательно выводит двигатель из строя. Дефекты работы начинаются с напорных клапанов. Бедная смесь, попадая под поршень, сгорает частично. Часть её проникает под плунжер. Ситуация ухудшается тем, что смесь на больших оборотах образуется плохо.

Факт засорения фильтров, низкое качество работы форсунок и цетановое число доводят мотор, мягко говоря, до полного технического изнеможения.

Компрессия

  • Вызывается засорением воздушного фильтра , дефектом прокладки головки блока (пробиты или имеют нестандартную толщину), износом стенок цилиндра.

Падение компрессии может быть спровоцировано пробитой прокладкой ГБЦ.

Компрессия падает из-за прогорания клапанов.

Износ кулачка распределительного вала.

Неисправность ТНВД, отсутствие или недостаточная подача горючего

  1. Поводом служит низкое цетановое число топлива, которое способствует увеличению скорости горения (период индукции), с последующим ухудшением запуска дизельного мотора.
  2. Признаки вязкости, плотности солярки, приводит к некачественному распылению, ухудшению образования смеси. Одновременно искажается длина факела, происходит неполное сгорание горючего. Образуется нагар, появляется дым из глушителя и, как следствие, снижение экономичной работы авто.
  3. Наличие воды в топливе.

Причина недостатка или неполной подачи смеси

  1. Неисправность форсунок, слабое крепление, износ плунжеров, неполадки регулятора снижения пропускной способности через распылители относятся к серьёзным проблемам, вызывающим плавающий режим холостого хода.

Неисправные форсунки провоцируют плавающие обороты.

Изменение момента впрыска, степени сжатия горючего

Момент впрыска, степень сжатия

  1. Связано с наличием воздуха в системе, что приводит к задержке впрыска.
  2. Причиной служит также давление впрыска, вызывающее раннюю или позднюю подачу горючего. Ситуация влияет на остаточное давление в топливном насосе. На период впрыска существенно действует нарушенное сечение форсунок, потеря гидравлической плотности с поздним впрыском, также неполадки элемента опережения подачи топлива.
  3. Банальным признаком является монтаж ТНВД на двигатель, ослабление натяжения приводного ремня насоса, износ кулачкового вала.

Момент впрыска топлива может меняться из-за натяжения ремня ТНВД.

Видео как выставить зажигание на дизеле (момент впрыска)

Простые, на первый взгляд, нарушения

  1. Использование низкокачественной прокладки, а чаще укладка сразу двух.
  2. Проворачивание вкладыша шатуна, что приводит к появлению стука в картере мотора, быстрому выходу из строя коленчатого вала, цилиндр – поршневой группы.

Провернутый вкладыш шатуна.

Степень сжатия

Расчет степени сжатия и объема камеры сгорания.

Измеряется соотношением объёма цилиндра, когда поршень находится в НМТ к объёму камеры сгорания, то есть нахождении поршня в ВМТ. Определяется, например, для дизельного двигателя, как 18÷22 к 1 . Такая величина свидетельствует об эффективной работе мотора, поскольку происходит полное сгорание смеси, большому давлению и сжатию. Это экономичный расход солярки вкупе с увеличением мощности. Последний показатель достигается уменьшением объёма камеры сгорания.

Получить оное можно расточкой блока цилиндров. То есть, увеличение степени сжатия уменьшает объём сгорания топлива.

Видео о причинах плавающих оборотов

Карбюраторный двигатель

На карбюраторных автомобилях почти всегда виноват карбюратор.

Среди огромного числа причин, вызывающую нестабильность холостого хода, главными являются:

  • Неотрегулированный режим холостого хода, обеднение смеси.
  • Дефект электромагнитного клапана. Свидетельством тому работа мотора только на подсосе.
  • Засорены жиклёры, каналы холостого хода. Смесь испытывает недостаток воздуха.
  • Засасывание его и обеднение смеси, в результате чего мотор глохнет, если не вытянуть подсос.

При этом температура горючего к концу момента сжатия не должна превышать эту величину воспламенения топлива.

Видео о причинах плавающих оборотов двигателя на холостом ходу автомобиль Daewoo Matiz

Неровная работа двигателя — это распространенная проблема, с которой сталкиваются многие автовладельцы. Причин, почему плавают обороты на холостом ходу, может быть масса. Автовладельцу необходимо выполнить подробную диагностику транспортного средства, определить имеющиеся неисправности и в короткий срок устранить поломки, что предупредит выход из строя инжектора и избавит от необходимости выполнения капитального ремонта двигателя.

Режим работы агрегата

У современных двигателей, которые полностью управляются автоматикой, показатель оборотов зависит от температуры силового агрегата и качества топливной смеси. Встроенный блок получает данные от различных датчиков, принимая решение увеличить или уменьшить подачу бензина в камеру сгорания. В среднем обороты двигателя, в зависимости от рабочего объема мотора и используемого топлива, колеблются в диапазоне 700−900 в минуту. В таком режиме работы расход бензина будет минимальным, а на двигатель внутреннего сгорания не приходится каких-либо существенных нагрузок.

Правильная регулировка холостого хода потребуется для максимально быстрого прогрева двигателя и при простое в пробках, когда транспортное средство не двигается, но мотор не заглушен и работает на минимальных оборотах. Продвинутая автоматика будет учитывать температуру за бортом, показатели напряжения на аккумуляторной батарее и состояние смазки с охлаждающей жидкостью, и в зависимости от этого вносятся корректировки в работу силового агрегата. При поломках регулятора поддерживают обороты педалью газа, однако автовладельцу необходимо как можно скорее пройти комплексную диагностику, устранив имеющиеся поломки.

Читайте также:  Схема регулировки клапанов нива

Признаки поломки мотора

Определить плавающие и нестабильные обороты не составит особого труда. Подобная неисправность выглядит так, словно кто-то легко нажимает и отпускает педаль газа. Машина начинает захлебываться и вот-вот заглохнет, после чего автоматика поднимает обороты, которые стабильно держатся на отметке в 1000—1200 в минуту. Параллельно может отмечаться существенное увеличение расхода топлива, а авто медленнее реагирует на нажатие педали газа. При наличии таких симптомов неисправностей автовладельцу необходимо как можно скорее доставить машину в сервис и провести подробную диагностику.

Неустойчивая работа мотора может появляться по различным причинам. Чаще всего неисправности скрываются в электронных блоках, которые анализируют многочисленные сигналы с внешних датчиков. При изменении параметров с лямбда-зонда или с автоматики впрыска управляющее устройство корректирует диапазон оборотов.

При наличии нестабильной работы двигателя необходимо выполнять настройку следующих узлов:

  • расходомера воздуха и топлива;
  • используемой дроссельной заслонки;
  • блока оборотов мотора;
  • клапана рециркуляции отработанных газов.

Определить наличие неисправности двигателя можно, не вскрывая силовой агрегат. Например, при появлении на свечах зажигания характерного красного или рыжего налета можно сделать вывод об использовании некачественного горючего. На старых карбюраторных автомобилях причиной нестабильной работы двигателя становится забившийся жиклёр, который переобогащает смесь, что приводит к снижению оборотов на нейтральной передаче. Также проблемы могут появиться при выходе из строя высоковольтной катушки, что вызывает выраженную дрожь и плавающие обороты.

На карбюраторных автомобилях проблемы могут возникать по причине неправильного расположения поплавка, который отвечает за правильную подачу топлива в двигатель. Предупредить подобные неисправности можно, регулярно выполняя прочистку камеры, для чего вскрывают впрыск и проводят ревизию всей системы. Не редкость проблемы с холостым ходом при пробое прокладки головки блока цилиндров. Определить такие неисправности можно по выраженным стукам и детонации или появлению подтеков масла на ГБЦ.

Устранение имеющихся неисправностей

В каждом конкретном случае ремонт двигателя при плавающих оборотах будет различаться. Современные иномарки в силу сложности конструкции необходимо доставлять в специализированные мастерские, что исключает возможность самостоятельного восстановления силового агрегата. Старые карбюраторные машины можно отремонтировать своими руками, для чего вскрывают впрыск, проводят ревизию топливной системы, выполняют диагностику зажигания и других систем автомобиля. Рекомендуется ремонтировать машину методом исключения, что позволит самостоятельно полностью восстановить работоспособность транспортного средства.

Проблемы с герметичностью впускной системы

Одной из причин появления плавающих оборотов является нарушение герметичности инжекторной системы впрыска. Бензонасос или форсунки будут подсасывать небольшое количество воздуха, что приводит к проблемам в работе агрегата. Внешние датчики посылают в электронные мозги неправильные сигналы, а автоматика пытается исправить поломку, для чего постоянно повышает обороты, что вызывает неровную работу двигателя. Такие неисправности приводят не только к поломкам силового агрегата, но и к существенному увеличению потребления топлива.

Проверить работу датчика расхода воздуха, который отвечает за холостой ход, не составит труда. В инструкции к автомобилю необходимо найти расположение высоковольтного кабеля, соединяющего этот блок с электронными мозгами. С него снимают штекер и запускают двигатель. Если при отключенном датчике расхода воздуха обороты мотора стабилизировались, улучшился отклик на нажатие педали газа, то подобное свидетельствует об имеющихся неисправностях электронного блока. В большинстве случаев такие датчики не ремонтопригодны и требуют замены.

При существенном износе двигателя отмечаются проблемы с герметичностью соединения впускных патрубков, что приводит к завоздушиванию топливной системы. Для их проверки необходимо подать в систему на неработающем моторе сжатый кислород с давлением порядка 0,5 атмосфер. Утечку воздуха можно обнаружить при появлении характерного шипящего звука. Повреждённые патрубки и негерметичные соединения заменяются, что позволяет решить проблему с плавающими оборотами. Эксплуатировать машину с подобными поломками не следует, так как это выводит из строя инжектор, лямбда-зонд и дорогостоящие катализаторы.

Диагностика регулятора холостого хода

Проблема с плавающими оборотами возникает при неисправности регулятора впрыска. Выполняется этот автоматический блок на основе электромагнита с иглой и конусным наконечником. Регулятор выравнивает обороты мотора без нагрузки и при утопленной педали газа. Чаще всего причинами неисправностей являются физический износ иглы и наконечника, поломки привода, а также выход из строя анализатора, на котором появляются отложения от некачественного бензина.

Диагностика регулятора холостого хода выполняется на компьютере, что позволяет определить характер поломки. Автовладелец может действовать методом исключения, приобретя новый блок и заменив старый, который, с большой долей вероятности, после 150 000 километров пробега будет изношен и сломан. Стоимость таких модулей-регуляторов не слишком высока, что позволяет с минимальными затратами полностью восстановить работоспособность двигателя автомобиля.

Клапан вентиляции картера

Во время работы двигателя в картере накапливаются газы, которые стравливаются при помощи специального клапана. Излишек этих газов направляется в систему и далее через дроссельную заслонку подмешивается в топливно-воздушную смесь с последующим отводом в трубу глушителя. При заклинивании клапана из впускной системы в камеры сгорания попадает меньший объем картерных газов, что приводит к недостаточному обогащению горючего. Автоматика мотора может попытаться внести корректировки в работу двигателя, в итоге обороты начинают немного «гулять» в диапазоне 750−1100 в минуту.

Система вентиляции картерных газов отличается сложной конструкцией, состоит из многочисленных клапанов и патрубков, которые в процессе эксплуатации автомобиля засоряются и изнашиваются. Периодическое обслуживание и прочистка системы поддерживают правильное функционирование мотора, снижают угар масла и расход бензина, решают неисправности с плавающими оборотами холостого хода. При наличии проблем с клапаном вентиляции картера его прочищают, вымачивают в бензине, а если проведенные работы не помогли, то меняют на новый.

Определить неисправность клапана вентиляции картера не составит какого-либо труда. Необходимо на горячем заведённом моторе открыть маслоналивную горловину. Если работа двигателя при этом изменилась и обороты перестали прыгать, то проблема — в клапане системы вентиляции силового агрегата. Нужно лишь определить, имеются ли повреждения патрубков, потерявших герметичность, или жиклер заклинило в одном из положений.

Загрязнение форсунок

Причиной того, почему плавают обороты двигателя на холостом ходу, могут стать неисправные форсунки, что приводит к неправильному впрыску топлива в камеры сгорания, выраженной детонации, вибрации мотора и другими проблемам. Ремонт при наличии поломок форсунок может иметь высокую стоимость, так как менять их рекомендуется комплектом по 4 или 6 штук. В отдельных случаях затраты автовладельца на ремонт могут составить несколько тысяч долларов, в особенности на современных автомобилях бизнес-класса.

Ремонт форсунок подразумевает следующее:

  • промывку системы;
  • замену форсунок;
  • прочистку фильтра.

Определить неисправности форсунок легко. Потребуется демонтировать с двигателя топливную рампу, после чего включить зажигание и провернуть мотор несколько раз стартером. Если впрыск засорен, то можно визуально определить неисправность, демонтировать и провести промывку инжектора, а в том случае, если выполненные работы не принесли успеха, необходима замена форсунок.

Низкая компрессия в цилиндрах

На старых изношенных силовых агрегатах причиной сильно прыгающих оборотов является низкая компрессия. Как-либо решить такую проблему не представляется возможным. Нужно менять блок цилиндров или весь двигатель, что приводит к существенным расходам.

Проблемы с компрессией возникают по следующим причинам:

  • износ агрегата;
  • появление задиров;
  • нещадная эксплуатация мотора.

Решение проблемы с низкой компрессией в цилиндрах должно носить комплексный характер. Могут использоваться новые поршни и маслосъемные колпачки, требуется замена блока мотора и ряд других работ. Автовладельцу нужно лишь определиться с тем, будет ли он выполнять такое дорогостоящее восстановление агрегата или продаст автомобиль, купив новый транспорт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector