для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.
Одним из способов повышения надежности любого объекта является внедрение в его структуру систем, своевременно выдающих информацию о его работоспособности.
Тормозное управление современных автомобилей, согласно действующим международным и отечественным регламентам, должно иметь системы, обеспечивающие:
– сигнализацию аварийного состояния рабочей тормозной системы, т. е. автоматическое оповещение водителя об ее отказе;
– контроль рабочей тормозной системы, заключающейся в возможности проверки водителем ее состояния в любой момент времени.
Системы сигнализации и контроля начинают функционировать при включении замка зажигания или центрального включателя; их не допускается совмещать с системами сигнализации и контроля других агрегатов (можно использовать лишь общий источник питания). Для гидравлических приводов разрешено иметь общий сигнализирующий элемент (лампочку или зуммер) для сигнализации и контроля.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Наиболее частым отказом в тормозных системах является нарушение герметичности приводных магистралей, поэтому основной задачей системы сигнализации считают подачу сигнала об отказе какого-либо контура тормозного привода. Стандарты предписывают такому сигналу быть световым или звуковым. Световой сигнал (обязательно красного цвета) может быть постоянным или прерывистым. В последнем случае частота миганий должна лежать в пределах от 1 до 2 Гц. И звуковой, и световой сигналы должны легко различаться водителем с рабочего места в любых условиях эксплуатации. Это требование делает звуковой сигнал предпочтительным, потому что в современных сложных условиях движения поток информации, который поступает в мозг водителя через его глаза, чрезмерно велик, и оптический сигнал или может остаться незамеченным, или же отвлечет внимание водителя от дороги.
Сигнал об отказе должен подаваться водителю не позднее момента нажатия им на тормозную педаль. Практически это означает, что между моментом возникновения неисправности и моментом, когда водитель об этом узнает, может пройти значительный промежуток времени, во время которого движущийся автомобиль будет представлять собой повышенную опасность. Конечно, подача сигнала в момент возникновения неисправности была бы идеальной, однако в подавляющем большинстве современных тормозных приводов это осуществить непросто (как, например, зафиксировать разрыв тормозного шланга, ведущего к тормозной камере, если давление в соответствующем трубопроводе при отпущенной педали равно атмосферному?). Есть и другие соображения, говорящие о допустимости подачи сигнала в момент торможения, первого после возникновения неисправности: во-первых, большинство таких отказов возникает в процессе торможения, когда нарастающее давление рабочего тела разрывает какой-либо ослабевший элемент, и сигнал водителю подается фактически в момент отказа; во-вторых, подавляющее большинство торможений — служебные и, следовательно, вероятность того, что первое после отка-, за торможение потребует максимальной эффективности, мало. А это значит, что водитель сможет затормозить автотранспортное средство сохранившим работоспособность контуром.
Все эти рассуждения относятся к участку тормозного привода от органа управления до исполнительных органов привода. В пневматических тормозных системах имеется еще одна часть привода — от ресиверов до тормозного крана. У готового к работе автомобиля этот участок постоянно находится под давлением, соответствующим запасу сжатого воздуха. Система сигнализации должна подавать звуковой сигнал при падении давления в этой части привода ниже &5% номинального значения (под номинальным значением давления здесь следует понимать его величину, определяемую регулятором давления).
В тормозных системах с гидравлическим тормозным приводом сигнал неисправности обычно подается за счет возникающей при торможении разности давлений в исправном и неисправном контурах.
Один из вариантов соответствующего датчика показан на рис. 2. Корпус датчика, заглушки и ползун образуют рабочие полости, соединенные соответственно с контурами I и II привода. Отказ одного из контуров (например, II) ведет к тому, что при торможении сила давления в левой полости 7 перемещает вправо ползун. Последний утапливает фиксирующий шарик, опуская при этом шток 6, который и замыкает контакты пружинного выключателя.
Одним из требований стандарта является обязательное применение системы сигнализации об аварийном падении уровня тормозной жидкости в ее резервуарах, если визуальный контроль затруднен. В таких резервуарах датчиками уровня обычно служат поплавки.
В гидравлических приводах, где главный тормозной цилиндр в отторможенном состоянии сообщается с колесными цилиндрами (например, при использовании дисковых тормозов), сигнализация об уровне жидкости может срабатывать при разгерметизации привода в любом месте и в момент возникновения отказа.
Система контроля пневматического привода на участке от ресивера до тормозного крана осуществляется постоянно с помощью манометров. На участке от тормозного крана до камер предписывается устанавливать специальные устройства, позволяющие подключать аппаратуру для стационарного контроля.
Рис. 2. Датчик выхода из строя гидравлического тормозного привода, работающий по разности давления в контурах привода
В гидравлических тормозных приводах системы сигнализации и контроля могут быть совмещены: нажатие на педаль стоящего автомобиля позволяет с помощью системы сигнализации проконтролировать, исправен ли тормозной привод.
В последние годы появилась необходимость введения на автомобилях с гидравлическим приводом системы контроля износа трущейся пары тормозных механизмов, если последние не оборудованы автоматическим регулятором зазоров. Такие системы используют металлический контакт, установленный на заданной глубине в тормозной накладке. По мере ее износа контакт приближается к поверхности барабана или диска и, наконец, касаясь ее, включает электрическую цепь. Нетрудно заметить, что такая система контроля является одновременно и системой сигнализации.
Система световой сигнализации
Система световой сигнализации (рис. 7-26) предназначена для оповещения других участников движения об изменении направления движения, о торможении, наличии прицепа, а также для информирования водителя о включении блокировки дифференциалов.
Система световой сигнализации состоит из сигнализации поворота, сигнализации торможения, сигнализации движения задним ходом, сигнализации автопоезда, сигнализации блокировки дифференциалов.
Сигнализация поворота служит для подачи прерывистого светового сигнала при повороте машины или аварийной остановке.
Основными элементами сигнализации поворота являются (рис. 7-26):
-сигнальные лампы, установленные в передних (Е31, Е33), задних (Е7, Е20) фонарях и боковых повторителях (Е3, Е30);
— прерыватель указателей поворота РС951-А V3;
— контрольные лампы указателя поворота автомобиля и прицепа, расположенные в блоке Н3;
— переключатель указателей поворота (является частью комбинированного переключателя S22 );
— выключатель аварийной сигнализации S14;
— предохранитель плавкий на 6 А ПР119-01 F4.
Включение сигнализации поворота осуществляется комбинированным переключателем S22 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Прерывистое свечение сигнальных ламп обеспечивается контактно-транзисторным прерывателем указателей поворота V3, установленным в цепи питания сигнальных ламп. О работе сигнализации поворота свидетельствуют контрольные лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке контрольных ламп Н3.
В передних фонарях для сигнализации о повороте используется верхняя секция с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21. В задних фонарях для сигнализации о повороте используется наружная секция также с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24- 21 .
Рис. 7-26. Система световой сигнализации
Боковые повторители указателей поворота устанавливаются на левой и правой съемных накладках кабины. Боковой повторитель (рис. 7-27) состоит из пластмассового основания 1, в который вмонтирован патрон 2 лампы, лампы 3 типа А24-5, резиновой прокладки 4 и рассеивателя 5 оранжевого цвета.
Прерыватель указателей поворота (рис. 7-28) (тип РС951-А, контактнотранзисторный, со встроенной электронной защитой от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп) предназначен для обеспечения прерывистого свечения сигнальных ламп при сигнализации поворота и аварийной остановки с частотой 90 ± 30 раз в минуту.
Рис. 7-28. Электрическая схема прерывателя указателей поворота РС951-А
Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.
Рис. 7-27. Боковой повторитель указателей поворота УП101-В
Первый режим задается при включенном выключателе приборов и стартера и переключателе указателей поворота и обеспечивает мигание сигнальных ламп левого или правого борта в зависимости от положения переключателя.
Включение режима аварийной сигнализации осуществляется выключателем аварийной сигнализации S14 (см. рис. 7-26). При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов автомобиля и прицепа одновременно, минуя выключатель приборов и стартера и переключатель указателей поворота.
При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампа, вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении. Контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не включаться.
Розетка прицепа Х33 служит для коммутации систем сигнализации тягача и прицепа. На автомобиле установлена семиконтактная розетка прицепа ПС300-АЗ на задней поперечине рамы на кронштейне.
Сигнализация торможения предназначена для подачи светового сигнала о торможении машины и состоит из выключателя сигналов торможения S5; реле сигналов торможения К5; сигнальных ламп А24-21, установленных в задних фонарях (Е7, Е20).
При нажатии водителем на педаль тормоза верхнее плечо педали, перемещаясь назад, освобождает шток выключателя сигналов торможения S5, что приводит к замыканию его контактов. При этом срабатывает реле сигналов торможения К5 и включаются сигнальные лампы в задних фонарях.
Сигнализация движения задним ходом предупреждает других водителей о том, что в коробке передач включена передача заднего хода и автомобиль движется или готовится к движению задним ходом. К ней относятся: фонарь заднего хода 2112.3711-01 (см. рис. 7-26 поз. Е10), установленный под задним левым фонарем, и включатель фонаря заднего хода ВК403Б S1, установленный в коробке передач. Устройство фонаря аналогично ранее рассмотренным, в фонаре применяется рассеиватель белого цвета и лампа А24-21. Автомобиль может оборудоваться фарой заднего хода Е8, предназначенной, кроме указанного выше, для облегчения ориентации водителя при движении задним ходом в темное время суток. Устанавливается фара на задней поперечине рамы и подключается к включателю S1, аналогично фонарю заднего хода.
Сигнализация автопоезда предназначена для информирования других участников движения о приближении длинномерного транспортного средства. К ней относятся: 3 фонаря автопоезда УП101-В (см. рис. 7-26 поз. Е13), установленные на крыше кабины, и выключатель фонарей автопоезда 3812.3710-02.38 S12, расположенный на панели щитка приборов (рис. 1-27, поз. 23). Устройство фонаря аналогично устройству бокового повторителя указателей поворота (см. рис. 7-27).
Сигнализация блокировки дифференциалов предназначена для напоминания водителю о том, что межосевой и (или) межколесные дифференциалы находятся в заблокированном состоянии, что недопустимо при движении в хороших дорожных условиях.
Сигнализация блокировки дифференциалов включает в себя: включатели сигнализаторов блокировки межколесных дифференциалов S2, S3 (см. рис. 7-26), включатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала S4, сигнализаторы в блоке Н3. Совместно с данной системой работает звуковой реле-сигнализатор Н2 и диоды с защитным корпусом VI2, V13.
На рис. 7-26 показана цепь включения блокировки межколесного дифференциала, для этого используется выключатель S17, расположенный на панели выключателей (рис. 1-30, поз. 1) и электромагнитный клапан Y1, расположенный в левом лонжероне рамы.
Привод блокировки межосевого дифференциала пневматический.
Сигнализаторы блокировки дифференциалов подключены к бортовой сети через предохранитель на 8 А блока F3.
Система сигнализации тормозного управления
Система сигнализации тормозного управления предназначена для информирования водителя об аварийном падении давления в тормозных контурах.
Рис. 7-29. Система сигнализации тормозного управления
Система (рис. 7-29) состоит из пневматических включателей сигнализаторов падения давления в I, II, III, IV тормозных контурах ( В6, В5, В4, В13 соответственно), сигнализаторов в блоке Н1, включателя сигнализатора стояночного тормоза В12, реле-прерывателя сигнализатора стояночного тормоза К2, предохранителя на 8 А в блоке F3. Также с данной системой совместно работают: реле сигналов торможения К5 и звуковой реле-сигнализатор Н2.
На рис. 7-29 система изображена в исходном положении, т. е. при неработающем двигателе и отсутствии воздуха в системе, при этом контакты включателей замкнуты. После пуска двигателя в начальный момент контрольные лампы включены, а реле-сигнализатор издает звук частотой 200 Гц.
При увеличении давления воздуха в контурах тормозного привода до величины 480-520 кПа (4,8-5,2 кгс/см 2 ) контакты включателей размыкаются — лампы и реле-сигнализагор выключаются.
Аналогичным образом данная система вступает в работу при аварийном падении давления в любом тормозном контуре.
При включении стояночной тормозной системы замыкаются контакты включателя В12, установленного в III контуре пневмопривода тормозов, и включается сигнализатор в блоке H1. В цепи питания лампы сигнализатора стояночного тормоза установлен реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа светится прерывисто. Одновременно через реле К5 замыкается цепь ламп сигналов торможения задних фонарей.
Одновременно при включении стояночной тормозной системы срабатывает реле сигналов торможения К5, так как вывод "86” обмотки реле К5 соединяется с корпусом автомобиля. Срабатывание реле К5 приводит к включению ламп сигналов торможения задних фонарей. Лампы находятся во включенном состоянии до тех пор, пока замкнуты контакты включателя В12 и включен выключатель приборов и стартера.
Блоки контрольных ламп приведены на рис. 1-27.