Расход топлива грузовыми автомобилями.
1. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D),
где Qн – нормативный расход топлива, л;
S – пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan – норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,
где Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
Hg – норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км;
Gnр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Hw – норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км;
W – объем транспортной работы, т·км: W = Gгр х Sгр (где Gгр – масса груза, т;
Sгр – пробег с грузом, км);
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
2. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) – до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) – до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:
— для бензина – до 2 л;
— для дизельного топлива – до 1,3 л;
— для сжиженного газа – до 2,64 л;
— для природного газа – до 2 куб. м;
— при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 м3 – природного газа и до 0, 25 л – дизельного топлива.
Вышеуказанная формула позволяет определить расход топлива для:
а) одиночного грузового бортового автомобиля с грузом без расчета транспортной нормы;
б) одиночного грузового бортового автомобиля с грузом;
в) порожнего автопоезда в составе грузового бортового автомобиля и прицепа;
г) автопоезда в составе грузового бортового автомобиля и прицепа с грузом;
д) седельного тягача с порожним полуприцепом;
е) седельного тягача с полуприцепом с грузом;
Пример 1. Одиночный грузовой бортовой автомобиль (вариант «а»).
Автомобиль ГАЗ-3302 работает в летний период в городе с 400-тысячным населением на развозке продуктов по торговым точкам без учета массы перевозимого груза.
Срок службы автомобиля – 9 лет, пробег 220 тыс. км.
Работа автомобиля предусматривает частые технологические остановки для погрузки и выгрузки груза.
Базовая норма расхода топлива Hs – 16,5 л100 км пробега. Пробег по путевому листу – 145 км.
— работа в городе – 10%;
— эксплуатация изношенного автомобиля (более 8 лет с пробегом более 150 тыс.км) –10%;
— работа с остановками для погрузки-выгрузки – 8%.
Расход топлива составит: Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 16,5 х 145 х (1 + 0,01 х 28%) = 30,6 л.
Пример 2. Одиночный грузовой бортовой автомобиль с грузом.
Автомобиль ГАЗ-3307 перевозит в летнее время 4,5 т груза на расстояние 90 км. Общий пробег составляет 220 км, из них 40 км – в городе с 60-тысячным населением, 20 км в пригороде и 160 км по загородной асфальтированной дороге. Срок эксплуатации автомобиля составляет 9 лет, пробег — 180 тыс. км.
Базовая норма расхода топлива для автомобиля ГАЗ -3307 (Hs) равна 24,5 л/100 км.
Норма расхода бензина на перевозку груза (Hw) — 2,0 л/100 ткм;
Повышающие и понижающие коэффициенты:
работа в городе – (+ 5%);
работа за городом – (-10%);
надбавка на изношенность автомобиля – (+10%).
Расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х (24,5 х 220 + 2 х (4,5 х 90)) х (1 + 0,01 х (10% на износ автомобиля на весь пробег + 5% город х 40220 + (-10% загородная зона х 160220)) = 0,01 х (5390 + 810) х (1 + 0,01 х (10 + 0,9 + (- 7,3) = 64,2 л.
Примечание. Выражение (4,5 х 90) – объем транспортной работы в ткм.
Пример 3. Автопоезд с грузом в составе грузового бортового автомобиля КАМАЗ-53212А и прицепа ГКБ-8352.
Автопоезд в летнее время перевозит груз общей массой 20 тонн (10 тонн на автомобиле и 10 тонн на прицепе). Общий пробег по путевому листу составляет 610 км, из них с грузом 20 тонн — 300 км.
Из общего пробега на городскую черту 2-х городов (численность 350 и 430 тыс. человек) приходится 70 км, на пригородные зоны – 120 км, на загородную зону (дорога с усовершенствованным покрытием) – 420 км. Срок службы автомобиля – 10 лет, пробег 340 тыс. км.
Базовая норма расхода топлива автомобиль КАМАЗ-53212А в снаряженном состоянии – 26,3 л100 км.
Масса порожнего прицепа – 3,7 тонны.
движение в городской черте – (+15%); движение в загородной зоне – (- 15%); надбавка на возраст автомобиля – (+ 10%).
Расчет расхода топлива.
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D),
где Hw = 1,3 л/100 ткм (дизтопливо).
1. Определяем норму расхода топлива на пробег автопоезда в составе тягача и прицепа без груза:
Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км = 26,3 + 1,3 х 3,7 = 31,1 л100 км.
Сколько фура кушает на 100км гружёная и не груженая?
Определяем объем транспортной работы W = Gгр х Sгр = 20 тонн х 300 км = 6000 ткм.
3. Расход дизтоплива составит: 0,01 х (31,1 х 610 + 1,3 х 6000) х (1 + 0,01 х ((15% город х 70610 + (-15% загородная зона х 420610 + 10% возраст)) =
= 0,01 х (18971 + 7800) х (1 + 0,01 х ((1,72 + (- 10,32) + 10)) = 0,01 х 26771 х (1 + 0,01 х 1,4) =
Полный перечень грузовых бортовых автомобилей отечественного производства и стран СНГс базовыми нормами расхода топлива – в разделе 9.1. методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» № АМ-23-р от 14 марта 2008 г.
Перечень зарубежных грузовых бортовых автомобилей с базовыми нормами расхода топлива – в разделе 9.2. этих же методических рекомендаций.
Нормы расхода топлива на холодильные установки автомобилей-рефрижераторов согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 3 от 6 января 2012 г.
Холодильная установка FrigoC «3500Basic-D» (шасси МАЗ-Купава-5731); работа при номинальной нагрузке
Холодильная установка Thermo King MD-II HFC
Холодильная установка Thermo King MD-II MAX
Холодильная установка Thermo King SB-I
Холодильная установка Thermo King СВ-III
Холодильная установка Thermo King SL400E
Холодильная установка Thermo King SMX 30
Холодильная установка Euro Frigo «Basic3500D»; работа при номинальной нагрузке
Холодильная установка Carrier CA300 (шасси Iveco 49E12)
Холодильная установка Carrier Maxima 1300
Холодильная установка Carrier Viento 200R-134A
Холодильная установка Carrier Viento 350
Холодильная установка Carrier Viento 500 (шасси Mercedes-Benz 814 «Vario»)
Холодильная установка Carrier Zephyr 200 (шасси Mersedes Benz 609D)
Холодильная установка Carrier Zephyr-300 (шасси Iveco 49.10)
Холодильная установка Euro Frigo Basic C2000
Холодильная установка Euro Frigo Basic C2000
Холодильная установка G.A.H RD21MT (шасси Volkswagen LT35 2,5SDi)
Холодильная установка Maxima-1300
Холодильная установка Sanden 2
Холодильная установка Sanden Typ I
Холодильная установка Thermo King C-200
Холодильная установка Thermo King C-200
Холодильная установка Thermo King MD-200 (МАЗ-Купава 830110)
Холодильная установка Thermo King SL-200e-30
Холодильная установка Thermo King SLX-400
Холодильная установка Thermo King SMX-II
Холодильная установка Thermo King V-100max-30
Холодильная установка Thermo King V-200
Холодильная установка Thermo King V-200-10
Холодильная установка Thermo King V-200-10
Холодильная установка Thermo King V-200-10
Холодильная установка Thermo King V-200-10
Холодильная установка Thermo King V-200-10
Холодильная установка Thermo King V-200-10
Холодильная установка Thermo King V-200max-30
Холодильная установка Thermo King V-300
Холодильная установка Thermo King V-300 (шасси Mercedes-Benz 814)
Холодильная установка Thermo King V-300max-10
Холодильная установка Thermo King V-300max-30 (шасси Iveco Daily 50C14 3,0TDi)
Холодильная установка Thermo King VM-400max-10 (шасси Iveco 35S13)
Холодильная установка V-250
Холодильная установка Viento 200
Холодильная установка Viento 300
Холодильная установка Zephyr 30S (Carrier)
Холодильная установка Zephyr 540
Холодильная установка Вьюга «Оптимум»
Холодильная установка Элинж С07
Холодильная установка Элинж-1
Холодильно-отопительная установка Carrier Viento 200 (шасси Peugeot Boxer 3,0HDi)
Холодильно-отопительная установка Фригера БИСЭ-32
Базовые нормы расхода топлива для грузовиков и грузового транспорта |
Марка грузовика литров на 100 км ГАЗ — 2310 " Соболь " ГАЗ — 2705 ГАЗ — 330210 " Газель " ГАЗ — 3302 " Газель " ГАЗ — 33027 " Газель " ГАЗ — 33104 " Валдай " ГАЗ — 52 ГАЗ — 63 ГАЗ — 66 ЗИЛ — 130 ЗИЛ — 131 ЗИЛ — 133Г ЗИЛ — 138 ЗИЛ — 150 ЗИЛ — 151 157 ЗИЛ — 4331 ЗИЛ — 4333 ЗИЛ — 4334 ЗИЛ — 5301 КамАЗ — 4310 КамАЗ — 43114R КамАЗ — 5320 КамАЗ — 53212 КамАЗ — 65201 КрАЗ — 255Б КрАЗ — 257 КрАЗ — 260 МАЗ — 514 МАЗ — 516 МАЗ — 53352 МАЗ — 53371 МАЗ — 543 МАЗ — 6303 МАЗ — 7310 УАЗ — 3303 УАЗ — 33032 УАЗ — 451 УАЗ — 452 Урал — 355 Урал — 375 Урал — 377 Урал — 4320 Avia A — 20H DAF 95.350 Magirus 232 D 19L Ford Transit 2.5D Ford Transit 350 Ford Transit Connect 1.8TD Ford Transit FT-190L Iveco ML 75E Iveco 50.9 Iveco 65.10 Iveco 79.12 Iveco Euro Cargo MAN 15.220 MAN 15.224 LC MAN 8.145 4.6D Mercedes — Benz 1843 Mercedes — Benz 1317 Mercedes — Benz 1838L Mercedes — Benz 2640 L Actros Mercedes — Benz 312D Mercedes — Benz 408D Mercedes — Benz 609D Mercedes — Benz 809D Mercedes — Benz 811D Mercedes — Benz 813D Mercedes — Benz 814D Mercedes — Benz LP 809/36 Mitsubishi L400 2.5 D Scania R 114 LB 380 Scania R 124 LB Tatra 111R Volkswagen Transporter 1.9D 7HK Volkswagen Transporter T4 2.5 В этом материале мы подготовили оптимальные рекомендации, которые помогут снизить расход топлива грузовикаВсе материалы > Как снизить расход топлива грузовика. Эксплуатируем грузовик экономно Расход топлива грузовика – самый важный момент, который волнует всех перевозчиков. Каждая компания старается максимально его снизить. Однако многих водителей жесткие нормы экономии горючего не устраивают, так как в них бывает очень сложно уложиться. Перевозчики же считают, что водители остатки солярки сливают и продают. Поэтому нормы ставятся жесткие, так как толку от нормы с запасом не будет, водители все равно не уложатся. Поэтому, нужно глубже разбираться в каждой конкретной ситуации. В этом материале мы подготовили оптимальные рекомендации, которые помогут снизить расход топлива грузовика. Обязательно прочтите и запишите самые важные. Экономичная эксплуатация грузовикаТолько при заботливом и «хозяйском» отношении к грузовику может осуществляться экономичная эксплуатация автопоезда. Экономно работает тот водитель или перевозчик, который правильно организует процесс грузоперевозок. Также, экономичная эксплуатация автопоезда невозможна без безопасного вождения. Рассмотрим все подробнее. Для части предпринимателей, начинающих заниматься грузоперевозками, становится откровением, что нет таких волшебных рецептов, которые позволяют осуществлять перевозку буквально «на воздухе». Предприимчивые граждане на волне этих мифов, а также регулярного удорожания дизеля, построили настоящую индустрию по производству модификаторов, катализаторов и прочей бесполезной химии для экономии. Волшебный рецепт состоит в том, что энергию нужно просто экономно расходовать. Главный элемент экономии – водитель. Именно он обязан экономно управлять грузовиком, Проводить регулярное ТО и ремонт. Итоговый расход топлива зависит от умений водителя:
Пустой автопоезд – это неэкономно! Экономить может только загруженный автомобиль. Единственно полезное, что может сделать пустой автопоезд – уложиться в отведенную норму расхода солярки. Автопоезд без загрузки весит сравнительно мало. Поэтому он не может накапливать достаточно инерции, которая бы эффективно гасила парусность. На автопоезде без груза намного тяжелее ехать в сложных погодных условиях. На скользкой дороге пустой автопоезд может даже сдуть боковой ветер. Пустому автопоезду даже при движении вниз потребуется дополнительная порция горючего. А самое важное, пустой грузовик и прицеп, даже если они оснащены мягкой пневмоподвеской, сильнее подвержен износу при движении без загрузки. Поэтому, важной задачей организации перевозок – снизить до минимума количество холостых переездов. Распределяем груз в кузове правильноВажным правилом распределения груза по кузову является равномерность. Также, стоит обратить внимание на качество закрепления. Плохо закрепленный груз может сместить центр тяжести в одну из сторон, что при движении грузовика под уклоном может привести к опрокидыванию. При таком варианте не может быть и речи об экономичной езде. Если груз погружен неправильно, центр тяжести смещен вперед, к ведущим колесам грузовика, а нагрузка на оси полуприцепа минимальна, управлять тягачом становится очень неудобно. Активно тормозить и быстро останавливаться с помощью прицепа у водителя не получается, а его ходовая часть работает на пределе своих возможностей. А все потому, что происходит перераспределение давления в тормозной системе: колодки тягача работают под максимальной нагрузкой, в то время, когда колодки полуприцепа испытывают незначительную нагрузку. А должно быть все наоборот, особенно на сложной дороге. Тормозные колодки прицепа должны срабатывать первыми. Неправильное размещение груза в самом конце полуприцепа, также негативно сказывается на перевозке. Автопоезд на участках неровной дороги испытывает рывки, которые его значительно тормозят. При этом страдает трансмиссия, сцепка, и даже мотор. Такое размещение груза чревато остановкой автопоезда на первом же сложном подъёме. Ведущие колеса автопоезда могут просто пробуксовывать В тех случаях, когда равномерное размещение груза невозможно – ставьте его максимально ближе к седельному тягачу или используйте машины с прицепом на буксире. Выбор маршрутаПроработка маршрута – основа экономии. Согласовывайте движение с заказчиком. Стоит помнить, что самый короткий маршрут не всегда выгодный и на нем можно сэкономить горючее. Езда по ровной современной дороге, пусть даже она длиннее, выйдет намного выгоднее, чем езда по разбитой короткой дороге. Двигаться по хорошей трассе удобнее как водителю, он меньше устаёт и снижает расход топлива двигаясь на высоких скоростях, так и автомобилю, ходовая часть которого меньше страдает. Выбор графика движенияГрафик переезда, разработанный правильно, даст возможность соблюдать экономный скоростной режим. Важно не работать при сложных условиях: туман, высокая температура, гололед, заторы, ветер. Если вы знаете, что по ходу движения скопился затор – остановитесь и переждите, пока он исчезнет. Кроме того, что вы сможете передохнуть, вы еще и сэкономите дорогое горючее, которое придется потратить для перемещения на малой скорости. Аномальные погодные условия лучше где-то переждать. Кроме того, что езда в них будет неэкономичной, вы еще и можете подвергнуть свою жизнь опасности, повредить груз свою технику и технику других участников дорожного движения. Чтобы коммунальные службы справились со стихией, чаще всего, хватает нескольких часов. Избегайте езды в больших городах в час пик. Если проезд через город неизбежен – выезжайте как можно раньше. Ваш график движения должен быть составлен таким образом, чтобы в нем было минимум остановок на светофорах. Следите за температурой двигателя.Правильный тепловой режим работы двигателя – залог долгой и безотказной работы. Всегда прогревайте мотор, так как движение при холодной поршневой группе не только способствует износу, но и увеличивает расход топлива. Обычно, достаточно 3-5 минут для прогрева двигателя на холостых оборотах. Но если автомобиль груженый, лучше прогреть немного дольше, ведь нагрузка на двигатель сразу будет выше. Рабочая температура мотора – 75 о -85 о . Только в этом диапазоне двигатель может работать экономно. Зимой многие дополнительно утепляют моторы своих грузовиков. Аналогичная ситуация наблюдается и летом, когда на улице выше 30 о . Кислорода в нагретом воздухе меньше, двигатель теряет экономичность, ведь горючая смесь становится менее насыщенной. Многие водители замечают потерю мощности двигателя при сильно жаре. Вторым негативным фактором высокой температуры является плавление асфальта. Он становится более липким, что препятствует свободному качению колес. Кроме того, сами покрышки испытывают перегрев, зачастую выше допустимых производителем норм. Иногда колеса взрываются, а покупка нового обходится недешево. Намного экономичнее ездить ночью. Покрышки не греются, а двигателю хватает кислорода. Управление становится более четким, так как машина не «гуляет» по расплавленному асфальту. Да и самому водителю комфортнее работать в ночную прохладу. Техническое состояние автомобиляГрузовик должен быть всегда исправен. Это самый важный фактор, который обеспечивает экономию солярки. И если вы считаете, что на расход топлива влияет исключительно работа мотора и системы подачи топлива – вы очень заблуждаетесь. В грузовике все системы взаимосвязаны и в комплексе влияют на расход топлива:
Важно наблюдать за цветом выхлопных газов. Черный цвет говорит о том, что подача горючей смеси слишком большая. Причин много: может плохо работать турбокомпрессор, быть забиты форсунки или фильтры, или момент впрыска установлен неверно. Голубой цвет газов свидетельствует о том, что в камеру сгорания попадает масло. Значит либо плохо работают кольца, либо пропала компрессия. Белый цвет выхлопных газов говорит о том, что вы мало прогрели двигатель или солярка из форсунок по какой-либо причине попадает в моторное масло. Также может быть неверно выбран момент впрыска. Самое важное правило – ездите только на качественной солярке. Если вы будете заливать хорошую солярку, тяга двигателя будет стабильной, расход топлива снизится. Вы не будете иметь проблем с топливной системой, а её обслуживание считается одним из самых дорогих в дизельных двигателях. Это еще один из пунктов экономии. А на каких заправках обычно вы покупаете дизель? Просмотры: 2767 | Теги: расход, фура, грузовик, топливо, дизель, топливная карта, скидка, экономия Смотрите такжеВ данном материале мы познакомим вас с тем, какие документы нужны для международных грузоперевозок. Тягачами с полуприцепом, которые еще называются автопоездами, перевозят львиную долю грузов. Рефрижератор – это своего рода полуприцеп, основная часть которого носит название изотермический фургон. Он закрыт специальными сендвич-панелями, а внутри установлено холодильное оборудование. Используется грузовик для перевозки товара, требующего с Из данного материала вы узнаете о том, как получить разрешение и согласование на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов. Сегодня существует огромный выбор компаний, которые качественно оказывают транспортно-экспедиционные услуги своим клиентам, осуществляя поставку товаров как внутри страны, так и на международном уровне |