Меню Закрыть

Торпедо или торпеда автомобиля

Почему передняя панель — торпедо? Это слово ассоциируется у нас с торпедным катером, торпедным аппаратом, торпедной атакой – в общем, с тем, что связано с морем и войной. Поэтому что делает торпеда в машине для нас не совсем понятно. Гораздо понятнее словосочетание «передняя панель». Однако «торпедо» все плотнее начинает входить в наш лексикон. При этом найти истоки этого слова не так-то просто…

Магазин аксессуаров Мицубиси осуществляет продажу различных аксессуаров и запчастей для вашего авто. На любое изделие имеется сертификат качества и техническая документация, которые помогут вам купить именно то, что вы желаете, и к тому же — отличного качества.

Для начала можно обратиться к французскому языку, который имеет термин torpille. Именно от этого слова и пошли в другие языки производные слова. Слово «торпедо» стало использоваться автомобилистами достаточно давно. Так, в начале двадцатого века это слово обозначало кузова обтекаемой сигарообразной формы. Ну, с этим-то все понятно, так как такая форма напоминала собой военно-морские торпеды. Но передняя панель здесь все-таки не причем.

Дальше можно заметить, что в 20-е, 30-е и 40-е годы слово Torpedo стало появляться в названиях машин разных марок. Может, вы знаете такую модель, как американский Tucker Torpedo, выпускавшийся с 1947 года. Эта модель отличалась динамичными очертаниями кузова и необычной передней панелью. Хотя, если быть точнее, то о панели можно сказать, что она отсутствовала: все приборы и переключатели располагались вокруг рулевого колеса. А высвободившееся пространство между моторным щитом и передними сиденьями принадлежало пассажирам. Однако эта информация также не особо проясняет ситуацию. Ведь от модели, которая вообще не имела передней панели, не могла пойти мода на название.

Происхождение термина «торпедо» следует искать не в самих моделях, а в названиях компаний. Вернее, одной компании, которая работала в Германии в середине 20 века и занималась производством приборов для автомобилей. Именно эта компания и носила название Torpedo. Приборы, произведенные компанией, стали нередко использоваться на автомобилях разных марок. Сначала появилась приборная панель»торпедо», а позже это слово перешло для названия всей передней панели.

но к этому надо стремиться

торпеда или торпедо? а может, "торпедо"?

Comments

недавно интересовалась этим вопросом.

видимо, всё-таки "торпедо", а "торпеда" — это разговорный вариант.

вот что пишут на грамоте.ру:

Читайте также:  Трапеция дворников ваз 2110 цена старого образца

К вопросу 183813. В ответе на вопрос 179685 (относительно наличия и употребления в русском языке слова торпедО) было указано, что это редко употребляемый термин (именно с последней буквой о), а замена последней буквы на а — это общая тенденция оформления заимствований в русском языке. Исходя из этого в автомобиле должны быть торпедА. Поясните, пожалуйста, ситуацию.
Rybakov

Ответ справочной службы русского языка
В том-то и дело, что есть слова торпедо и торпеда, они различаются по значению. Кстати, в речи автомобилистов встречается и "торпеда", а вот словари на этот счет молчат (видимо, потому что есть более спокойный стилистически термин — "приборная панель").

Подскажите, пожалуйста, панель в автомобиле называется торпедА или торпедО?
Ник

Ответ справочной службы русского языка
Это _торпедо_.

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Во французском языке есть слово «la torpille». Слово это сейчас чаще всего употребляется в значении «торпеда», то есть самодвижущийся снаряд, который используется на флоте для подрыва вражеских судов. Есть у него и другое значение: «электрический скат». Рыба эта была известна еще древним римлянам, о ней упоминают Цицерон и Плиний.

Электрический скат — животное опасное. При попытке прикоснуться к нему можно получить весьма ощутимый удар электрическим током. Специальные органы, находящиеся по бокам тела ската, создают электрическое напряжение от 8 до 220 вольт. Латинское название этого ската — «torpedo» происходит от слова «окоченеть», «оцепенеть», которое описывает эффект возникающий в руке от электрического удара.

В начале девятнадцатого века у французского слова «la torpille» было еще одно значение, восходящее к этому же латинскому корню: ошеломление, произведенное чем-либо или кем-либо. Можно даже сказать, «обалдение». Например, прозвище Эстер, героини романа О. де Бальзака «Блеск и нищета куртизанок» было «Торпиль», то есть, «электрический скат». Это совсем не значило, что была она плоская и холодная, словно эта рыба. Тем более, она не отбивалась от многочисленных своих любовников электрошокером. Однако, любой мужчина, хоть раз увидев ошеломительную внешность и свободное поведение этой дорогой проститутки, забывал про все и готов был ради «Торпиль» на любые затраты. На этом и строится сюжет романа.

Когда в 1908 году на Парижском автосалоне впервые были представлены изящные автомобили-кабриолеты с низкими дверцами, верхний край которых как бы продолжал линию капота, тогдашние автомобилисты именно что «обалдели». Новый дизайн впервые явно показал то, что многие конструкторы уже инстинктивно чувствовали. Автомобиль перестал быть каретой с мотором, и стал самостоятельным видом транспорта.

Читайте также:  Самый простой схема электропроводки ока

До этого почему-то правильным считалось подчеркивать противоположное. Так, один из роскошных автомобилей начала века, «Roi-des-Belges» фирмы «Delaunay-Belleville» был похож на дорогую, выполненную в стиле барокко, открытую карету. Заоблачная цена этой машины заранее определялась ее высочайшим статусом. В этом автомобиле ездили коронованные особы Европы. Например, по специальному заказу подобный автомобиль изготовили для русского царя Николая II.

Правда, такую «карету» вместо лошадиной упряжки «тянул» мощный бензиновый мотор, который явно не гармонировал с барочным убранством кареты. Капот мотора был похож на круглый бочонок, напоминающий о другом чуде начала века, паровозе. Одним словом, «Roi-des-Belges» выглядел так, будто бы его нарочно составили из двух разных частей. 1908 Delaunay-Belleville F6 Mulliner Roi-des-Belges Tourer

Новый дизайн выставлял мотор автомобиля, прикрытый изящным капотом, на передний план. Водитель и пассажиры размещались теперь не выше двигателя, а на одной линии с ним. В результате машина стала ниже, а значит, устойчивее на поворотах, стремительнее. Эта стремительность позиционировалась, как главное достоинство нового вида транспорта, а вождение автомобиля — как занятие, достойное настоящего мужчины. Презренный кучер превращался, таким образом, в лихого героя-кавалериста.

Одним из первых автомобилей в ошеломительном стиле «la torpille» считается 45-сильный «Мерседес» производства 1908 года.

Надо сказать, что у автомобиля «Мерседес» — целых три родителя. Двое — инженеры Готтлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler; 1834 — 1900) и Август Вильгельм Майбах (August Wilhelm Maybach; 1846 — 1929). Третий — коммерсант Эмиль Еллинек (Emil Jellinek; 1853-1918). Еллинек горячо любил две вещи в жизни: автомобили и свою дочь Адриану Мануэлу Рамону Еллинек (Adriana Manuela Ramona Jellinek; 1889 — 1929), которую в семье ласково прозвали «Мерседес». Испанское «Mercedes» (ударение надо ставить на втором слоге) можно перевести и как «грация», и как «милосердие». Кто помнит роман «Граф Монте-Кристо», поймет, что А.Дюма-отец не даром назвал возлюбленную главного героя этим именем.

Именно Еллинек предложил дать автомобилю Даймлера и Майбаха любимое им имя «Mercedes». В то время конструкторы мало внимания уделяли тому, как их автомобиль называется. Еллинек, которого смело можно считать одним из первых в мире маркетологов, указал на важную связь между названием машины и тем, насколько охотно ее будут покупать.

У имени моей дочери есть несомненные рекламные достоинства, которых нет у других имен. Оно экзотично и притягательно. Его легко произнести, и оно приятно на слух. Вы можете назвать свой автомобиль, как вам будет угодно, но автомобили, которые буду продавать я, будут называться Мерседес!»

Читайте также:  Кронштейн крепления реактивной тяги ваз 2121

Еллинек же один из первых понял, что автомобиль уже не «самобеглая коляска». Не следует маскировать под карету то, что перестало быть каретой, а становится новым, могучим и быстрым транспортным средством. Нынче вся автоиндустрия живет под лозунгом неистового Еллинека. «Мне не нужен автомобиль сегодняшнего или завтрашнего дня. Наш автомобиль должен быть автомобилем дня послезавтрашнего» . Консервативный Даймлер кривился от этих дерзких слов, как от зубной боли. Но гениальному конструктору Майбаху они пришлись по душе.

«Обалденные» автомобили очаровали и покупателей. Производство псевдоспортивных автомобилей начало разворачиваться в первую очередь в тогдашних главных автомобильных державах, Франции и Бельгии. Но при экспорте в Англию этих автомобилей возникла проблема с переводом. Не слишком разбирающиеся в тонкостях английского языка торговые агенты-франкофоны перевели французское «la torpille Mercedes 1908 года все еще на ходу» на английский весьма приблизительно: не «stunning», а «torpedo». Может быть, и к лучшему. Стремительное, боевое и к тому же военно-морское слово вдохновило англичан, а за ними и весь мир на покупки.

Автомобили типа «торпедо» были очень популярны в начале ХХ века вплоть до 1930-х годов. Они имели открытый кузов без стекол, стоек и ветрового стекла в подражание гоночным автомобилям того времени, и были особенно популярны у мужчин, желавших подчеркнуть свою лихость и смелость. К тому же автомобили «торпедо» были дешевле представительских «карет».

К концу 1930-х годов стиль «торпедо» постепенно вышел из моды. Зато слово это надолго запечатлелось в русском языке, как название футбольной команды московского автозавода. 22 мая 1936 года состоялся дебют этой команды в первенстве футбольных клубов СССР. Название предложил известный конькобежец, первый заслуженный мастер спорта СССР, Яков Федорович Мельников (1896 – 1960). В самом деле, что более чем марка стремительного спортивного автомобиля подходит для названия спортивного клуба автомобилистов?

Название «Торпедо» быстро прижилось. Этому способствовал и выход на экраны 25 декабря 1938 года фильма «Вратарь». Фильм был снят по мотивам книги Льва Кассиля «Вратарь Республики». Команду, которая в книге называется «Магнето», в фильме переименовали в «Торпедо». Отчасти потому что режиссер фильма был страстным болельщиком этой команды. Отчасти потому, что боевое слово «торпеда» лучше сочеталось с военно-патриотической направленностью фильма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector