Меню Закрыть

В чем может быть проблема

  • Как сформулировать проблему текста
  • Что такое экология языка
  • Как научиться выделять главное в тексте

Не забудьте, что у вас обязательно должны быть:

— слово "проблема" ("вопрос", "задача");
— проблема какая? чего?;
— фамилия автора.

Проблема (чего?) смысла жизни.

Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Необходимость формулировать проблему текста возникает на ЕГЭ по русскому языку при работе над сочинением. Не следует путать проблему в бытовом её понимании с проблемой художественного или публицистического текста. Также старшеклассники часто не различают понятия "тема", "идея", "проблема". Результат — неточная или неполная формулировка проблемы, что затрудняет выявление авторской позиции, приводит к размытому комментарию, недоказательной аргументации, и, увы, невысокому баллу за сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Для исключения возможности подмены понятий следует хорошо ориентироваться в терминологии.

  1. ТЕМА — понятие более широкое, общее: предмет изображения, разговора, описания. Например, тема трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" — любовь, человеческие отношения, тема научно-исследовательской работы – изучение роли мотива воды в произведениях русских писателей, тема урока – правописание наречий.
  2. ИДЕЯ — это, по сути, главная мысль произведения, то, РАДИ ЧЕГО, собственно, автор и поднимает ту или иную проблему. Идея и позиция автора очень близки, ведь речь в обоих случаях идет о том, что волнует автора, что для него важно, о чем он не может не сказать своему читателю.
  3. ПРОБЛЕМА — вопрос, волнующий автора в рамках той или иной темы.

Писателя, обратившегося, допустим, к теме любви, могут волновать разные вопросы. Безответная любовь — это беда или счастье? Бывает ли вечная любовь? Можно ли полюбить в 14 лет? и т. д. Каждый из этих вопросов может вызвать споры, разночтения. Наличие разных точек зрения по одному и тому же вопросу свидетельствует о наличии проблемы.

Таких вопросов — проблем в тексте может быть несколько, и на каждый у автора есть свой ответ, свое мнение, своя авторская позиция. Если бы историю о влюбленных писал другой автор, возможно, вопросы были бы другими.

Таким образом, ТЕМА — о чем произведение. ИДЕЯ — зачем оно написано. ПРОБЛЕМА – вопрос, волнующий автора.

Чтобы правильно определить проблему, следует помнить несколько важных моментов:

  • В тексте может быть несколько проблем. Надо выбрать лишь одну из проблем, ту, по которой Вы гарантированно приведете аргументы.
  • Если проблематика текста понятна (например, текст о войне), ученик часто начинает писать вообще все, что он знает. Такое сочинение, пусть даже грамотное, эмоциональное и в целом хорошее, не получит баллов, так как написано не по критериям.
  • Если Вы видите в тексте 2-3 проблемы, хорошо понимаете отношение автора к этим проблемам, знаете, как доказать свою точку зрения (а она, как правило, совпадает с авторской), следите за тем, чтобы «не выходить из коридора».
Читайте также:  Борский стекольный завод отзывы

Что это значит? Сформулировали проблему (она может быть и неглавной в тексте), найдите позицию автора ИМЕННО по этой проблеме (даже если позиция выражена одним словом), подберите аргументы, подтверждающие ваше отношение к ДАННОЙ позиции автора.

Как работать с текстом? Приступая к сочинению, не забудьте, что проблемы могут быть: по содержанию — экологическими, социальными, нравственными, философскими, политическими и т.п.,по значимости — актуальными, вечными, глобальными, насущными и т.п.

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  • Автор считает, что без доверия и уважения невозможно создание крепкой семьи.
  • Автор утверждает, что действительно сильных людей отличает великодушие.
  • Автор уверен, что гением надо родиться, ведь гениальность-дар Божий.

5. Подумайте и запишите, на какие вопросы отвечают эти авторские высказывания.

  • Без чего невозможно создать крепкую семью? Какую семью мы называем крепкой?
  • Каких людей мы называем сильными? В чем заключается (проявляется) сила?
  • Можно ли воспитать в себе гениальность? В чем природа гениальности?

Полученный вопрос и является формулировкой проблемы.

Существует несколько способов формулирования проблемы.

Избегайте предложений с несколькими существительными в роди­тельном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, ост­рая, нерешённая и т.д.

воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че­ловека и т.д.

Автор размышляет над проблемой.

Автор текста затрагивает проблему.

В центре внимания автора проблема.

В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема.

Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме.

Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой.

(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям заду­маться над проблемой.

Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекала внима­ние автора.

Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Проблема (чего?) смысла жизни.

Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Существует мнение, что использование в сочинении типовых кон­струкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченно­сти мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

«Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: «проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», «целиком и пол­ностью».

Читайте также:  Самодельный бампер на ниву 2121

Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это рече­вые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка».

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью огра­ниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее со­чинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от ло­гики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочине­ния определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наибо­лее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно за­конченное целое.

Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правди­во отразил фронтовые будни.

Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, что­бы избежать тавтологии, например:

писатель — журналист — пуб­лицист — фамилия автора.

Наша жизнь непредсказуема. На каждом шагу нас подстерегают всевозможные неожиданности, приятные и неприятные. К каким неожиданностям вы отнесёте проблемы — личное дело каждого. Ясно одно: без проблем жизнь станет скучной и неинтересной.

Для меня уже давно перестало быть актуальным выражение «полоса белая, полоса черная». И не потому, что я такой счастливый человек, который полностью избавился от всех проблем. Просто для меня эти два цвета содержат в себе массу оттенков. Я устала от монотонности чёрного и белого, поэтому научилась видеть даже в чёрном разноцветье.

Обычно чёрным называют период жизни, когда человека захлёстывает шквал проблем. «У меня и без того проблем хватает!» Фраза звучит угрожающе. А если бы вы вместо слова «проблема» поставили слово «задача», что бы получилось? Так уже менее страшно? Именно так дословно переводится с греческого это страшное слово.

С младых ногтей нам известно, что задачи бывают разные. От типа задачи полностью зависит и её решение. Мы не будем решать задачу тем способом, которым она не решается. А как у вас со знанием типов проблем? И правильно ли вы подходите к поиску выхода из них? Об этом и пойдёт речь.

Выделяют пять разновидностей проблем: проблемы, похожие на 1) мозаику, 2) многослойное желе, 3) снежинку, 4) олимпийские кольца, 5) притчу о слоне.

Читайте также:  Провернуло вкладыши на 2tz fe симптомы

Проблемы, похожие на мозаику, можно разделить на части и решить каждый фрагмент отдельно. Самая распространённая проблема этого типа — как же всё успеть? Для её решения мы должны определить, что мы должны сделать за день, сколько времени займёт каждое дело и составить расписание дня. Самое трудное будет заключаться, конечно, в умении заставить себя не отвлекаться от задуманного. Для большей наглядности можно нарисовать любую геометрическую фигуру, которая будет обозначать проблему-«мозаику», и отметить на ней пункты своего расписании.

Проблемы, похожие на многослойное желе, состоят из последовательно решаемых задач. И главное в их решении — разбить проблему на мелкие шаги и терпеливо двигаться к цели.

Снежинкой назвали проблемы, которые имеют множество вариантов решения. Вот, к примеру, вам надоело быть бедным. Естественно, перед вами откроются всевозможные пути для решения для избавления от этого недуга, хорошие и плохие, быстрые и продолжительные, законные и не очень. Тут всё зависит только от вас. Захотите ли вы тривиально ограбить банк или станете лет десять всматриваться и вслушиваться в себя и выбирать свой путь к богатой жизни.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца, возникают в группе. Каждый человек стремится к своей цели. При этом он может идти к ней напролом, не обращая внимания на растоптанных, задетых и обиженных на этом пути всех остальных. Это в результате может не самым благоприятным образом отразиться на таком человеке и его продвижении к цели, особенно, когда это касается профессиональной деятельности. Чтобы этого не случилось, всё-таки надо думать об окружающих и помогать им.

Самые интересные проблемы, конечно, похожие на притчу о слоне. Во-первых, послушать притчу всегда полезно, а во-вторых, это проблемы, которые возникают тоже между людьми. Сначала напомню притчу. Четверо слепых впервые встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.

Между людьми очень часто возникают подобные недоразумения из-за непонимания. И в таких случаях они чаще всего ведут себя как эти четверо слепых, не признавая за другим человеком права на своё, возможно, и неправильное мнение. Забыть это очень просто в порыве гнева. Единственный способ решения таких проблем — слушать и слышать, о чём говорит собеседник, и не бояться переспрашивать и уточнять, если возникло непонимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector