- Как сформулировать проблему текста
- Что такое экология языка
- Как научиться выделять главное в тексте
Не забудьте, что у вас обязательно должны быть:
— слово "проблема" ("вопрос", "задача");
— проблема какая? чего?;
— фамилия автора.
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Необходимость формулировать проблему текста возникает на ЕГЭ по русскому языку при работе над сочинением. Не следует путать проблему в бытовом её понимании с проблемой художественного или публицистического текста. Также старшеклассники часто не различают понятия "тема", "идея", "проблема". Результат — неточная или неполная формулировка проблемы, что затрудняет выявление авторской позиции, приводит к размытому комментарию, недоказательной аргументации, и, увы, невысокому баллу за сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Для исключения возможности подмены понятий следует хорошо ориентироваться в терминологии.
- ТЕМА — понятие более широкое, общее: предмет изображения, разговора, описания. Например, тема трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" — любовь, человеческие отношения, тема научно-исследовательской работы – изучение роли мотива воды в произведениях русских писателей, тема урока – правописание наречий.
- ИДЕЯ — это, по сути, главная мысль произведения, то, РАДИ ЧЕГО, собственно, автор и поднимает ту или иную проблему. Идея и позиция автора очень близки, ведь речь в обоих случаях идет о том, что волнует автора, что для него важно, о чем он не может не сказать своему читателю.
- ПРОБЛЕМА — вопрос, волнующий автора в рамках той или иной темы.
Писателя, обратившегося, допустим, к теме любви, могут волновать разные вопросы. Безответная любовь — это беда или счастье? Бывает ли вечная любовь? Можно ли полюбить в 14 лет? и т. д. Каждый из этих вопросов может вызвать споры, разночтения. Наличие разных точек зрения по одному и тому же вопросу свидетельствует о наличии проблемы.
Таких вопросов — проблем в тексте может быть несколько, и на каждый у автора есть свой ответ, свое мнение, своя авторская позиция. Если бы историю о влюбленных писал другой автор, возможно, вопросы были бы другими.
Таким образом, ТЕМА — о чем произведение. ИДЕЯ — зачем оно написано. ПРОБЛЕМА – вопрос, волнующий автора.
Чтобы правильно определить проблему, следует помнить несколько важных моментов:
- В тексте может быть несколько проблем. Надо выбрать лишь одну из проблем, ту, по которой Вы гарантированно приведете аргументы.
- Если проблематика текста понятна (например, текст о войне), ученик часто начинает писать вообще все, что он знает. Такое сочинение, пусть даже грамотное, эмоциональное и в целом хорошее, не получит баллов, так как написано не по критериям.
- Если Вы видите в тексте 2-3 проблемы, хорошо понимаете отношение автора к этим проблемам, знаете, как доказать свою точку зрения (а она, как правило, совпадает с авторской), следите за тем, чтобы «не выходить из коридора».
Что это значит? Сформулировали проблему (она может быть и неглавной в тексте), найдите позицию автора ИМЕННО по этой проблеме (даже если позиция выражена одним словом), подберите аргументы, подтверждающие ваше отношение к ДАННОЙ позиции автора.
Как работать с текстом? Приступая к сочинению, не забудьте, что проблемы могут быть: по содержанию — экологическими, социальными, нравственными, философскими, политическими и т.п.,по значимости — актуальными, вечными, глобальными, насущными и т.п.
- Внимательно прочитайте текст.
- Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
- Найдите и выпишите все утверждения автора.
- Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
- Автор считает, что без доверия и уважения невозможно создание крепкой семьи.
- Автор утверждает, что действительно сильных людей отличает великодушие.
- Автор уверен, что гением надо родиться, ведь гениальность-дар Божий.
5. Подумайте и запишите, на какие вопросы отвечают эти авторские высказывания.
- Без чего невозможно создать крепкую семью? Какую семью мы называем крепкой?
- Каких людей мы называем сильными? В чем заключается (проявляется) сила?
- Можно ли воспитать в себе гениальность? В чем природа гениальности?
Полученный вопрос и является формулировкой проблемы.
Существует несколько способов формулирования проблемы.
Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.
В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Автор размышляет над проблемой.
Автор текста затрагивает проблему.
В центре внимания автора проблема.
В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема.
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме.
Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой.
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой.
Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекала внимание автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:
«Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: «проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», «целиком и полностью».
Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка».
В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.
Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений. Попробуем дать несколько советов.
1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например:
писатель — журналист — публицист — фамилия автора.
Наша жизнь непредсказуема. На каждом шагу нас подстерегают всевозможные неожиданности, приятные и неприятные. К каким неожиданностям вы отнесёте проблемы — личное дело каждого. Ясно одно: без проблем жизнь станет скучной и неинтересной.
Для меня уже давно перестало быть актуальным выражение «полоса белая, полоса черная». И не потому, что я такой счастливый человек, который полностью избавился от всех проблем. Просто для меня эти два цвета содержат в себе массу оттенков. Я устала от монотонности чёрного и белого, поэтому научилась видеть даже в чёрном разноцветье.
Обычно чёрным называют период жизни, когда человека захлёстывает шквал проблем. «У меня и без того проблем хватает!» Фраза звучит угрожающе. А если бы вы вместо слова «проблема» поставили слово «задача», что бы получилось? Так уже менее страшно? Именно так дословно переводится с греческого это страшное слово.
С младых ногтей нам известно, что задачи бывают разные. От типа задачи полностью зависит и её решение. Мы не будем решать задачу тем способом, которым она не решается. А как у вас со знанием типов проблем? И правильно ли вы подходите к поиску выхода из них? Об этом и пойдёт речь.
Выделяют пять разновидностей проблем: проблемы, похожие на 1) мозаику, 2) многослойное желе, 3) снежинку, 4) олимпийские кольца, 5) притчу о слоне.
Проблемы, похожие на мозаику, можно разделить на части и решить каждый фрагмент отдельно. Самая распространённая проблема этого типа — как же всё успеть? Для её решения мы должны определить, что мы должны сделать за день, сколько времени займёт каждое дело и составить расписание дня. Самое трудное будет заключаться, конечно, в умении заставить себя не отвлекаться от задуманного. Для большей наглядности можно нарисовать любую геометрическую фигуру, которая будет обозначать проблему-«мозаику», и отметить на ней пункты своего расписании.
Проблемы, похожие на многослойное желе, состоят из последовательно решаемых задач. И главное в их решении — разбить проблему на мелкие шаги и терпеливо двигаться к цели.
Снежинкой назвали проблемы, которые имеют множество вариантов решения. Вот, к примеру, вам надоело быть бедным. Естественно, перед вами откроются всевозможные пути для решения для избавления от этого недуга, хорошие и плохие, быстрые и продолжительные, законные и не очень. Тут всё зависит только от вас. Захотите ли вы тривиально ограбить банк или станете лет десять всматриваться и вслушиваться в себя и выбирать свой путь к богатой жизни.
Проблемы, похожие на олимпийские кольца, возникают в группе. Каждый человек стремится к своей цели. При этом он может идти к ней напролом, не обращая внимания на растоптанных, задетых и обиженных на этом пути всех остальных. Это в результате может не самым благоприятным образом отразиться на таком человеке и его продвижении к цели, особенно, когда это касается профессиональной деятельности. Чтобы этого не случилось, всё-таки надо думать об окружающих и помогать им.
Самые интересные проблемы, конечно, похожие на притчу о слоне. Во-первых, послушать притчу всегда полезно, а во-вторых, это проблемы, которые возникают тоже между людьми. Сначала напомню притчу. Четверо слепых впервые встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.
Между людьми очень часто возникают подобные недоразумения из-за непонимания. И в таких случаях они чаще всего ведут себя как эти четверо слепых, не признавая за другим человеком права на своё, возможно, и неправильное мнение. Забыть это очень просто в порыве гнева. Единственный способ решения таких проблем — слушать и слышать, о чём говорит собеседник, и не бояться переспрашивать и уточнять, если возникло непонимание.