Меню Закрыть

Что такое свободный ход педали сцепления

C самого начала эксплуатации автомобиля жутко напрягало очень уж завышенное положение педали сцепления, очень длинный ход и неудобство при попытке аккуратной работы сцеплением.
Давно хотел поправить ситуацию, но руки дошли только сегодня — работы на 15 минут. Понадобится ключ на 12 и … всё.
Имеем два регулировочных винта/гайки (найти их можно, если заглянуть в район рулевого вала, на педальном узле сцепления):

1 — винт-упор с контргайкой — он ограничивает верхнее положение педали сцепления
2 — контргайка на штоке главного цилиндра сцепления, положение которого в рычаге педали можно изменить, изменив тем самым свободный ход педали.

И один контрольный орган — шток рабочего цилиндра сцепления (РЦС) упирающийся в рычаг вилки выжима сцепления:

Итак, последовательность следующая:
1. Откручиваем контргайку винта-упора 1;
2. Вращением винта-упора 1 добиваемся желаемого положения педали сцепления (я сделал примерно на уровне педали тормоза);
3. Закручиваем контргайку

Часто задают вопрос, а не будет ли после регулировки сцепление буксовать?
На предотвращение этой неприятности направлена вторая часть процедуры:

1. Откручиваем контргайку штока главного цилиндра сцепления
2. Вращением штока добиваемся практически полного отсутствия свободного хода (будет заметно по возрастанию усилия вращению штока)
3. Вращаем шток на 1-1,5 оборота в обратную сторону
4. Проверяем наличие свободного хода механизма (отсутствия преднажатого состояния сцепления — это будет гарантировать отсутствие пробуксовки сцепления, которого так боятся) покачиванием штока рабочего цилиндра сцепления (удобно добраться до него рукой в проём между коробом воздушного фильтра и верхним патрубком радиатора):

5. Проверяем включение передач (должны включаться без затруднений и посторонних шумов), работу педали сцепления — сцепление должно "схватывать" примерно посередине хода педали
6. Закручиваем контргайку, убираем инструмент, моем руки. Готово!

В автомобиле часто требуется проводить регулировку различных органов управления и систем. К примеру, может потребоваться регулировка педали сцепления, от которой очень сильно зависит качество управления автомобилем с механической коробкой передач. Такую регулировку достаточно легко сделать, не заезжая в сервисные центры, и при этом не потребуется каких-то специальных знаний и инструментов.

Когда нужна регулировка сцепления?

Необходимо обратить внимание на поведение автомобиля в момент переключения передачи. Если в начале движения чувствуются рывки или несильные удары или же слышен шум при переключении передачи, то нужно провести проверку свободного хода педали сцепления транспортного средства.

Для этого двигатель запускается, а педаль сцепления постепенно отпускается из предварительно отжатого состояния. В том случае, если автомобиль поедет сразу же после начала отпускания педали, свободный ход у нее отсутствует. Если же педаль отпустили до конца, но машина при этом не тронулась или начала двигаться только в самом конце, то, значит, норма хода педали превышена.

Таким образом, если произошло нарушение регулировки свободного хода педали сцепления, нормальное передвижение транспортного средства становится невозможным. Появляются проблемы — тронуться с места не получается, слышен хруст во время переключения передачи, автомобиль буксует и имеет слабый разгон.

Как определить величину свободного хода?

Определение величины свободного хода проводят с помощью линейки или штангенциркуля, главное, чтобы они подходили по размерам:

  1. На середину подошвы педали закрепляют хорошо видимый предмет с острым концом, к примеру, спичку. Это делается для того, чтобы облегчить процесс измерения.
  2. Линейка устанавливается в плоскость движения опорной площадки педали так, чтобы изменение расположения последней без труда отслеживалось с помощью шкалы, нанесенной на линейке.
  3. На педаль производят несильное нажатие рукой, а затем аккуратно перемещают ее до возникновения резкого скачка сопротивления усилию. После этого отмечают с помощью указания спичкой пройденный путь педали в миллиметрах.
Читайте также:  Pops a dent инструкция на русском

После получения результатов замера можно будет определить, требуется ли педали сцепления регулировка или можно будет обойтись без нее.

Справка! Для разных моделей автомобилей величина этого показателя будет различной. Например, для ВАЗ-2101 он будет составлять 35-40 мм, а у современных авто класса В этот параметр должен находится в пределах от 5 до 14 мм.

Таким образом, конкретную величину хода педали для определенного вида автомашины требуется сверять м руководством по эксплуатации (так называемой «мурзилке»).

Регулируем свободный ход педали сцепления

Приводы сцепления могут быть как тросовыми, так и гидравлическими. Поэтому их регулировка проводится различными способами.

Регулировка привода тросом

В том случае, если сцепление в автомобиле механическое, необходимо отрегулировать трос (тросовый привод). Чтобы это сделать, нужно добраться до регулировочного болта, находящегося в подкапотном пространстве. Сначала производят откручивание контргайки, а затем начинают вращать регулировочную гайку. Результат проверяют новым замером амплитуды (предварительно нажав на педаль сцепления 3 раза).

Сама регулировка проводится следующим образом:

  1. При помощи измерительных приборов выясняют, какое расстояние отделяет вилку выключения сцепления и торец демпфера. Оно должно быть не более 8,6 см. При этом погрешность не должна быть более 5 мм ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения.
  2. Находят, на каком расстоянии расположен наконечник троса от торца демпфера. Этот показатель должен быть около 6 см, с такой же погрешностью, как и в предыдущем случае.
  3. В том случае, если расстояние не будет соответствовать нормальному, трос регулируют с помощью регулировочной гайки, которую проворачивают в ту или другую сторону до тех пор, пока нужный результат не будет достигнут.
  4. В конечном итоге производят несколько выжиманий педали сцепления, а затем осуществляют новые замеры расстояния. В случае необходимости снова проводится регулировка. После этого окончательно затягивают контргайку.

Иногда трос выходит из строя полностью, и может потребоваться его замена. В гаражных условиях это сделать не так уж и сложно, как может показаться новичку. Все что для этого нужно: приобрести запасной трос сцепления, а также иметь набор ключей и отверток.

Для начала в районе педалей снимают пластиковые части пола автомобиля. Это нужно для того, чтобы во время ремонта иметь легкий доступ до того места, где происходит соединение троса с педалью.

Затем нужно произвести следующие манипуляции:

  1. Наконечник троса сцепления разъединяют с вилкой его выключения.
  2. Затем вытаскиваю демпфер оболочки троса из крепления, которое располагается в картере коробки переключения передач.
  3. После этого производят разъединение наконечника троса и педали сцепления.
  4. Вытаскивают трос сцепления.

Чтобы установить на место новый трос, все вышеперечисленные действия производят в обратном порядке.

Читайте также:  Освещение панели приборов калина

Регулировка гидравлического привода

Перед регулировкой гидропривода в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии воздуха в системе. Это проверяется следующим образом: в том случае, если воздуха в системе нет, при нажатии на педаль сцепления она не должна быть мягкой, а после того как давление ноги с педали убирается, она должна вернуться в изначальную позицию.

При гидравлическом сцеплении полный ход педали регулируют из салона автомобиля упорным винтом. При этом величина свободного хода должна быть не более 15 мм. Регулировка делается с помощью вращения штока толкателя главного цилиндра. После того как выполнены все настройки, необходимо плотно закрутить контргайки.

В заключение

Для нормального управления автомобилем необходима слаженная работа всех его компонентов, одним из которых является педаль сцепления. Поэтому, если вы вдруг почувствовали какое-то неудобство в тот момент, когда происходит отпускание педали и соединение коленвала с двигателем, то скорее всего этому элементу требуется регулировка.

Относиться к свободному ходу педалей управления автомобиля можно по-разному, можно пренебрегать этим вопросом или каждый месяц тщательно заниматься регулировкой свободного хода педали сцепления, добиваясь показателей, рекомендованных руководством по эксплуатации. Делать регулировку свободного и рабочего хода педали сцепления необходимо каждый раз после осмотра и мелкого ремонта, не говоря уже о более тяжелых случаях. Всякий раз, после замены изношенного ведомого диска на новый, ход педали сцепления изменяется и требует регулировки. Как правило, переборка сцепления сопровождается заменой диска, что вызовет недостаточный свободный ход педали сцепления.

Для чего нужно делать регулировку

Почему производитель настаивает на регулировке свободного хода педали сцепления. От его величины зависит размер рабочего хода и степень перегрузки привода выключения сцепления. В конечном итоге, при нормальной регулировке свободный пробег гашетки обеспечивает:

  • полное нормальное включение и выключение сцепления в пределах полного перемещения педали;
  • приводной механизм разгружен и защищен от непреднамеренных рывков и ударов по диафрагменной пружине из-за случайных касаний ногой опорной площадки акселератора;
  • возможность поставить стопу ноги на педаль на перекрестке, не нагружая при этом систему выключения привода.

Получается, что нормальная регулировка свободного перемещения в известной мере защищает ведомый диск и выжимающий подшипник от преждевременного износа. Делать регулировку свободного хода следует как для гидравлического привода, так и для тросового.

Водители по-разному относятся к наличию свободного перемещения. Любители «выстреливать» на перекрестках зачастую заявляют, что свободный ход должен быть минимальным или отсутствовать вообще, чем раньше размыкается трансмиссия при нажатии, тем быстрее можно переключать передачи. Но это спортивный способ, он предусматривает регулировку на самое короткое рабочее перемещение управляющего органа, наличие жесткой диафрагменной пружины и ведомого диска с керамическими накладками.

Так можно ездить на спортивных авто, заточенных для драг-рейсинга. Для обычной машины такая регулировка и отсутствие свободного перемещения чревато неприятностями в работе сцепления. Кроме, собственно, удобства управления трансмиссией, существует чисто техническая проблема, требующая наличия свободного перемещения рычага. Важным считается наличие свободного хода вилки выключения сцепления, что обеспечивает наличие гарантированного технологического расстояния между выжимным подшипником и подпятником диафрагменной пружины, примерно 3-4 мм.

При неправильной регулировке указанного промежутка происходят неприятные события:

Читайте также:  Ваз 2114 космос фото

Из-за постоянного контакта подшипника с опорной поверхностью диафрагменной пружины уменьшается сила прижатия ведомого диска, он проворачивается относительно ведущей прижимной поверхности корзины и сильно изнашивается;

Подшипник в таком положении сильно нагревается, часть тепла передается на вилку выключения. Как следствие, с поверхностей скольжения расплавляется и вытекает, а иногда даже частично выгорает смазка, создавая продуктами распада крайне неблагоприятные условия для скольжения или проворачивания деталей.

Частично тепло, выделяемое при буксовании накладок ферридо, по зеркалу диска передается через первичный вал на коробке передач и перегревает на нем сальник уплотнения. Материал сальника теряет эластичность, появляются утечки масла из картера коробки.

И наоборот, при регулировке слишком большого зазора резко ухудшается качество включения передач, сопровождающееся повышенным усилием перемещения рычага, скрежещущими звуками и гулом в механизме коробки. Кроме того, резко усиливается износ синхронизаторов коробки.

В подавляющем большинстве случаев фирменные корзины сцепления Krafft или Luk поставляются с вилкой и приводом, с заводской регулировкой срабатывания сцепления в середине хода педали. К удивлению, многие из водителей, длительное время катавшихся на авто с практически отсутствующим свободным ходом сцепления, после замены корзины на фирменную новую конструкцию были приятно поражены комфортным и плавным стартом автомобиля.

Как отрегулировать свободное перемещение педали сцепления

Если ход вилки отрегулирован, стоит перейти к проверке свободного хода педали сцепления. Нормальная величина необходима для предварительной оценки состояния изношенности механизма привода и собственно диска сцепления. После 20-25 тыс. пробега следует проверить и решить величину свободного движения рычага из-за износа диска. Прежде следует провести измерение свободного хода.

Если сцепление схватывает примерно в конце хода педали, вероятнее всего, величина свободного хода крайне мала или отсутствует совсем. Это может привести к буксованию диска со всеми вытекающими последствиями.

Проверку свободного хода выполняем с помощью любого, доступного по размерам, мерителя – линейки или штангеля:

  • для облегчения измерения на центральную часть подошвы педали скотчем можно закрепить светлый предмет с заостренным концом, например, спичку;
  • устанавливаем меритель в плоскость движения опорной площадки педали так, чтобы перемещение педали легко отслеживалось с помощью шкалы мерителя;
  • легонько нажимаем рукой на педаль и осторожно перемещаем ее до появления резкого скачка сопротивления усилию, замечаем пройденный размер в миллиметрах.

Если в результате проведенных измерительных манипуляций, установленная величина отличается на 15-20 % от номинала, можно провести регулировку хода педали с помощью изменения положения упорного болта на педальном узле.

Для этого парой рожковых или накидных ключей раскрепите затяжку контрагайки и выверните (заверните) упорный болт на половину регулировочного хода. Обязательно проконтролируйте наличие остаточного зазора между педалью и упорным концом в пределах полмиллиметра — миллиметр. Таким образом, можно получить большое значение свободного перемещения педали сцепления, но при этом придется дополнительно проверять качество включения передач.

Если в результате проведенной настройки добиться приемлемого срабатывания сцепления не удалось, повторите указанные регулировки вилки и привода, в противном случае решите вопрос о замене корзины сцепления.

Как отрегулировать привод сцепления показано на видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Adblock
detector