Меню Закрыть

Достоинства и недостатки акпп

Все больше производителей автомобилей выпускают свою продукцию с АКПП, но, неискушенному в их тонкостях автолюбителю, может быть достаточно сложно определиться с тем, какую из них предпочесть. В этой статье как раз и пойдет речь о их видах, конструктивных особенностях, плюсах и минусах.

Типы автоматических коробок передач

Существует три наиболее распространенных типа автоматических коробок передач, которые устанавливаются в автомобили — это так называемая «классическая» она же гидравлическая, роботизированная (робот, типтроник) и вариативная (вариатор, CVT).

«Классическая» АКПП

Это первый из появившихся типов коробок. Отличается полным отсутствием какой-либо связи между двигателем и колесами. Состоит из гидротрансформатора (ГТ), зубчатых и планетарных передач. Передаточное число меняется изменением давления масла и различного соединения передач между собой. Управляется автоматом.

Существует 5 основных режимов работы этого агрегата:

  • P — парковочная блокировка ведущих колес, блокировка находится в самой коробке и никоим образом не связана с отдельным стояночным тормозом.
  • R, в русскоязычном варианте Зх — положение для включения заднего хода. Зачастую существует запрет на включение это режима до полной остановки авто.
  • N, на русском Н — собственно «нейтралка», включают при кратковременной остановке или коротком расстоянии буксирования.
  • D, или Д — режим для движения машины вперед, при котором используются все ступени кроме повышенных.
  • L, или ПП, или Тх — режим пониженной передачи для движения при сложных дорожных условиях.

Справка! Это основные режимы работы, которые в обязательном порядке присутствуют во всех гидравлических АКПП. Кроме них, в зависимости от производителя, существуют дополнительные режимы, облегчающие вождение в разных условиях.

Роботизированная АКПП

Последняя по времени появления разновидность коробки-автомата. По своей сути представляет собой механическую коробку передач под управлением робота, который, в соответствии с заданными алгоритмами, отключает сцепление и переключает передачи. То есть водитель и автомобиль обеспечивают только входящие данные без воздействия на механизм переключения передач.

Роботы для таких коробок используются либо электрические, либо гидравлические. Гидравлические осуществляют работу с помощью гидроцилиндров управляемых электромагнитными клапанами. Они достаточно быстрые, но более энергозатратные. Это основной вид робота для машин спортивного типа.

Электрические роботы более медленные, но более экономичные. Используют в своей работе сервомоторы и различные механизмы. Чаще устанавливаются на бюджетные авто.

Сама же коробка механическая с фрикционным сцеплением. Существуют роботизированные КПП с одинарным и двойным сцеплением.

Справка! Легко отличить робота от «классики» можно по отсутствию у робота знака P, который означает парковочный режим.

Вариатор

Второе название, по которому можно определить тип коробки по документации на автомобиль — CVT (Continuously Variable Transmission). Работает по принципу плавной передачи крутящего момента от двигателя колесам. Как таковые передачи в ней отсутствуют, а передаточное соотношение меняется либо полностью автоматически, в соответствии с заданной программой, либо в ручном режиме.

Наиболее распространены коробки с клиноременным строением вариатора. Изменение передаточного числа в них передается между двумя, состоящими из двух конических частей каждый, шкивами с помощью специального ремня. Так же ремень называют цепью из-за того, что его основная составляющая это металлические полосы. Необходимое для движения цилиндров давление нагнетается масляным насосом, который прокачивает специальную ATF жидкость, которая также выступает в качестве смазки.

Второй тип вариатора — это тороидный. В этом случае усилие передается через тороидные ролики, зажатые между валами и расположенные на одной оси. Используется этот тип достаточно редко.

У этой АКПП есть возможность переключаться на ручной режим управления. В этом случае водитель самостоятельно переключает передачи и это отображается на приборной панели. Но не стоит рассчитывать, что можно будет держать количество оборотов в красной зоне — автоматика просто не дает этого делать, но и заглохнуть при их недостатке невозможно.

Основные преимущества АКПП

  • «Классической»
    1. Гидравлическая коробка-автомат имеет высокий эксплуатационный ресурс (от 120 тысяч до 1 миллиона километров), что позволяет ей проработать весь срок службы автомобиля.
    2. Намного превосходит механическую коробку в экономичности и скорости переключения.
    3. Считается самой комфортной из трансмиссий, благодаря плавности и незаметности переключений. При этом двигатель работает в широком спектре оборотов без создания акустической усталости.
    4. Без проблем переживает пробуксовки в процессе вождения.
    5. Нет отката в момент старта движения с места.
    6. Одинаково хорошо работает при любой скорости.
    7. Благодаря отсутствию связи с двигателем на него не передаются удары и вибрации, что увеличивает его общий ресурс.
    8. Возможно эффективно задействовать торможение двигателем.
    9. Дополнительные режимы значительно расширяют возможности по управлению автомобилем в различных ситуациях и климатических условиях.
    10. Коробки-робота
      1. Дешевизна производства.
      2. Переключения скоростей самые быстрые.
      3. Экономичность.
      4. Вариатора
        1. Всегда оптимальный режим работы двигателя.
        2. Обеспечивает максимальный комфорт при вождении — нет толчков, задержек, рывков. Автомобиль хорошо ускоряется.
        3. Экономичнее, чем гидравлическая коробка-автомат.
        4. Достаточно простая конструкция.
        Читайте также:  Датчик холла ваз схема подключения

        Основные недостатки АКПП

        • «Классической»
          1. Дороговизна производства, что сказывается на цене автомобиля в целом.
          2. По сравнению с механикой, риск поломки выше.
          3. Динамические свойства автомобиля и его КПД напрямую зависят от удачности конкретной модификации коробки и года её создания. Коробки ранних выпусков увеличивали расход топлива и снижали динамику.
          4. Совершенно невозможно завести машину «с толкача», поскольку необходимо давление масса в системе и работающий масляный насос.
          5. Коробки-робота
            1. При агрессивной манере езды возникает дискомфорт в управлении.
            2. Преселективные коробки стоят дороже любой другой.
            3. Неустойчива к пробуксовкам.
            4. В начале движения необходимо быть готовым к откату.
            5. Часто возникают задержки переключения передач.
            6. Некорректно работает при ошибках во время вождения.
            7. Более низкий ресурс, чем у «классического» типа.
            8. При пересадки с другого типа КПП может потребоваться период адаптации и процесс подстройки стиля вождения.
            9. Вариатора
              1. Дороговизна производства.
              2. Затратные ремонт и обслуживание.
              3. По сравнению с гидравликой, обслуживание необходимо проводить в два раза чаще.
              4. Низкий ресурс основного механизма вариатора, 120 тысяч километров.
              5. Плохо сочетается с мощными и большими двигателями, мощнее 200 лошадиных сил. Увеличивается износ ремня (цепи).
              6. Может некорректно работать в случаях пробуксовок или перегрева.
              7. Могут возникать проблемы в работе компьютерной системы, управляющей трансмиссией.

              В целом можно сказать, что выбор автоматических коробок предоставляет автолюбителям возможность выбрать коробку под свой автомобиль и стиль вождения. Обладателям автомобилей с прицелом на большой пробег подойдет гидравлический вариант. Водителям бюджетных малолитражек и седанов — вариатор. А уж для машин спортивного класса идеальным вариантом будет коробка-робот с двойным сцеплением.

              Сегодня, автоматическая коробка передач завоевывает популярность у многих автолюбителей, при этом создает конкуренцию классической механической коробке передач. Как гласит статистика, США, Германия, Япония, Канада — страны, в которых активно используется АКПП. Кроме того, страны СНГ, которые относятся к АКПП спокойно, отдают большее предпочтение ей, нежели механике. Итак, рассмотрим АКПП поподробнее.

              Безусловно, комфорт в управлении и движении – главные критерии для любого автолюбителя. АКПП обеспечивает максимальную концентрацию на дороге. Особенно это относится к начинающим автолюбителям. Кроме того, АКПП прекрасно подойдет новичкам, которые с трудом трогаются на автомобиле с места. В транспортных средствах, которые оборудованы АППП, процесс трогания с места контролируется электронной системой. За счет этого увеличивается срок службы двигателя авто. Динамические нагрузки в трансмиссии сведены к минимуму. Еще одним плюсом АКПП является высокая проходимость. Она достигается за счет плавного автоматического изменения величины крутящего момента двигателя. Поэтому водитель не будет испытывать трудностей во время передвижения по снегу, песку и другим вязким покрытиям.

              К сожалению, автоматическая коробка передач имеет свои отрицательные стороны. Например, высокая степень условий эксплуатации, дорогое обслуживание, высокий расход бензина, высокая цена масла для трансмиссии и др. За счет этого АКПП порой уступает стандартной механике и многие автолюбители предпочитают ее на своем внедорожнике или тягаче . Кроме того, недостаточное ознакомление водителя с АКПП влечет за собой возникновение трудностей во время выбора режима. Буксирование на автомобиле с автоматической коробкой довольно сложно осуществить, да к тому же это и не желательно. Если произошло разряжение аккумуляторной батареи, автомобиль с АКПП вряд ли заведется с толчка.

              Читайте также:  Если цепь перескочила на зуб что будет

              С уверенностью можно сказать, транспортное средство, которое имеет АКПП достаточно надежно, а также имеет высокий эксплуатационный ресурс (до 1 миллиона километров). При грамотном управлении, выборе движения, а также соблюдении правил ухода, автоматическая коробка передач прослужит очень долгий срок. Кроме того стоит отметить несколько полезных советов, которые понадобятся во время эксплуатации АКПП.

              1. Запуск двигателя автомобиля осуществляется только из положения рычага в позиции Р.
              2. Во время остановок или стоянок, рычаг дожжен находиться в позиции N.
              3. Во время буксирования, внимание стоит уделить весу транспортируемого автомобиля. Он ни в коем случае не должен быть больше веса вашего авто.
              4. Производить замену масла в коробке передач необходимо каждые 40000 км пробега. Кроме того, необходимо использовать специальное вытяжное устройство. Не стоит забывать о проверке уровня масла.
              5. Электрические разъемы должны подвергаться чистке каждые 90 тысяч км пробега.

              Когда приходит пора выбирать новый автомобиль, мы, как правило, думаем о том, с каким типом двигателя и коробки передач будет наша будущая машина. Если раньше выбор состоял из двух вариантов – механическая или автоматическая трансмиссия, то сегодня наряду с обычной «механикой» можно избрать автоматическую, роботизированную или бесступенчатую коробку передач. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы перечисленных выше трансмиссий.

              Простая сложная «механика»

              По своему устройству механическая коробка передач – просто устроенный агрегат, если, конечно, сравнивать ее с автоматическими и роботизированными трансмиссиями. Эта простота обусловливает невысокую стоимость автомобиля, оснащенного такой коробкой, и простоту в обслуживании и эксплуатации.

              Впрочем, на счет последнего можно поспорить: принцип работы механической КПП предполагает активное участие водителя, и потому роль человеческого фактора в эксплуатации «механики» весьма велика. Одно дело, если машину с МКПП водит опытный водитель, знающий, на каких скоростях нужно переключаться на ту или иную передачу, и владеющий приемами эксплуатации в сложных условиях (например, если авто застряло в снегу или песке). Совсем другое дело, когда машину с таким типом трансмиссии водит новичок. Здесь есть большой риск того, что по банальному незнанию правил эксплуатации МКПП начинающий водитель может, что называется, угробить коробку за относительно короткий срок (в то время как максимальный ресурс такого агрегата может исчисляться сотнями тысяч километров пробега). Тем, кто все же решил выбрать автомобиль с механической КПП, стоит знать все о положительных и отрицательных сторонах этого типа трансмиссии.

              Плюсы МКПП:

              1) Простота конструкции, относительная дешевизна ремонта и обслуживания.

              2) Большой ресурс эксплуатации (некоторые коробки передач данного типа могут использоваться даже после того, как выйдет из строя «родной» двигатель автомобиля).

              3) Экономия топлива (по сравнению с автоматической КПП, автомобиль на «механике» потребляет на 10-15% меньше горючего) и высокая динамика разгона.

              4) Высокий процент коэффициента полезного действия (механическая КПП позволяет использовать всю мощность двигателя и его крутящего момента).

              5) Хорошая приемистость автомобиля (быстрота увеличения оборотов двигателя) при которой водитель сам избирает стиль вождения, регулируя момент переключения скоростей.

              6) Меньший, чем у автоматической КПП, вес.

              7) Возможность запуска двигателя при вышедших из строя зажигании и аккумуляторной батареи.

              8) Возможность буксировки автомобиля без использования эвакуатора, на жесткой или гибкой сцепке на любые расстояния.

              Минусы МКПП:

              1) Сложность эксплуатации для новичков (начинающие водители из-за необходимости использовать сцепление могут повредить как само сцепление, так и узлы коробки – например, включив вместо передней передачи заднюю или не включив полностью сцепление).

              2) Перегрузка мотора при некорректном включении передач (тоже касается неопытных водителей, которые могут забыть вовремя переключиться на высшую или низшую ступень, заставляя, тем самым, работать мотор на повышенных оборотах).

              Читайте также:  Трос спидометра ваз 2107 инжектор

              3) Увеличенный, по сравнению с АКПП, промежуток переключения передач (во время переключения с низшей на высшую ступень и обратно двигатель на определенный промежуток времени разобщается с трансмиссией, что ведет к потере мощности).

              4) Усталость водителя при эксплуатации «механики» при езде в городском режиме (приходится постоянно включать/выключать передачи).

              Удобный, но дорогой в обслуживании «автомат»

              Если механическая коробка передач отличается простотой конструкции, то у автоматической количество узлов и агрегатов больше, что, в свою очередь, влияет на дороговизну ее изготовления, ремонта и эксплуатации.

              Однако такая коробка более удобна в пользовании, особенно при езде в городе, так как здесь не требуется постоянное включение/выключение сцепления – это придется по вкусу водителям-новичкам. Таким образом участие человека в работе автоматической трансмиссии сведено к минимуму. К тому же, сегодня покупатель может выбирать из нескольких видов автоматических коробок передач: гидромеханической КПП (обычный «автомат»), механической КПП с двумя сцеплениями, роботизированной КПП и бесступенчатого вариатора. У каждого из этих типов трансмиссий есть свои плюсы и минусы, на которых мы остановимся подробнее, но сначала укажем на общие положительные и отрицательные черты автоматических КПП.

              Плюсы АКПП:

              1) Легкость эксплуатации (нет необходимости постоянно включать сцепление).

              2) Отсутствие риска перегрузить двигатель (коробка-«автомат» сама выбирает оптимальный момент для переключения на повышенную или пониженную передачу).

              3) Сокращенный промежуток времени между переходами с низшей ступени на высшую и обратно без потери мощности двигателя.

              Минусы АКПП:

              1) Дорогой ремонт и обслуживание.

              2) Большой вес агрегата (по сравнению с механической КПП).

              3) Относительно невысокая приемистость автомобиля (наиболее характерно для гидромеханических АКПП).

              4) Более высокий, по сравнению с «механикой», расход топлива (характерно для гидромеханических, роботизированных КПП и вариатора).

              5) Невозможность буксировки автомобиля на гибкой или жесткой сцепке (только при помощи эвакуатора).

              6) Отсутствие торможения двигателем в режиме Drive (для такого типа торможения приходится переключаться в режим пониженной передачи).

              7) Небольшой по сравнению с механической КПП ресурс эксплуатации до капремонта (максимально — до 200 тысяч километров пробега).

              Теперь остановимся на негативных и позитивных качествах каждого вида указанных здесь АКПП.

              Итак, к плюсам гидромеханической КПП можно отнести возможность передачи большого крутящего момента от двигателя к колесам, надежность и долговечность конструкции. К минусам — провалы при переключении передач, невозможность буксировки.

              К положительным сторонам роботизированной КПП отнесем относительную дешевизну (по сравнению с другими «автоматами») производства и эксплуатации, а к минусам – рывки при переключении скоростей.

              Коробка передач с двумя сцеплениями позволяет передавать максимальный крутящий момент на уровне механической трансмиссии, без потери мощности двигателя. А вот негативным моментом в эксплуатации такой коробки является ее ненадежная конструкция и дорогостоящий ремонт.

              Наконец, к плюсам бесступенчатого вариатора относится самое плавное из всех перечисленных КПП переключение передач и возможность использования максимального коэффициента полезного действия двигателя. А к минусам – сравнительно короткий срок службы до капитального ремонта (как показывает практика, зачастую проводить капитальный ремонт вариаторов приходится на пробеге 100-110 тысяч километров) и отсутствие возможности передачи максимального крутящего момента от двигателя к колесам.

              Итог

              Пока что наиболее практичной во многих отношениях является механическая трансмиссия. Но прогресс не стоит на месте, и современные автоматические коробки передач становятся все более надежными, долговечными и, что главное, экономичными. Такой вид трансмиссии как коробка с двумя сцеплениями уже «научили» расходовать меньше топлива, чем обычная механическая КПП. Но сложность конструкции и следующая из этого дороговизна ремонта и обслуживания таких трансмиссий пока что говорит не в пользу «автоматов».

              Добавить комментарий

              Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

              error: Content is protected !!
              Adblock
              detector