Сегодня мы продолжим нашу беседу о музыкальной теории. Начало вы можете прочитать вот в этой статье. Итак, пришло время внести ясность в разговоре о таком понятии, как параллельные тональности. Вы уже имеете представление о том, что такое гамма, а также знаете такие знаки, как диез и бемоль. Ещё раз напомню Вам, что гаммы или тональности бывают мажорными или минорными. Так вот мажорные и минорные гаммы с одинаковым набором звуков называются параллельными тональностями. При обозначении гаммы (тональности) на нотном стане вначале пишут скрипичный ключ (или реже басовый ключ), а потом пишут знаки (ключевые знаки). В одной тональности знаки могут быть либо только диезы, либо только бемоли. В некоторых тональностях ключевые знаки отсутствуют.
Рассмотрим параллельные тональности на примере гамм до мажор и ля минор.
Как вы могли заметить на изображении, в данных гаммах нет ключевых знаков, то есть у нас в этих тональностях одинаковый набор звуков. Также Вы можете видеть, что тоника (первая ступень гаммы) параллельного мажора является третьей ступенью параллельного минора, а тоника параллельного минора приходится шестой ступенью параллельного мажора.
Также на картинке вы можете видеть параллельные тональности, у которых есть ключевые знаки. Это фа мажор с одним бемолем при ключе и соответствующий ему ре минор. А также две тональности с одним диезом – соль мажор и ми минор.
Всего существует 15 мажорных и 15 минорных тональностей. Объясню, как они получаются. Максимальное число бемолей или диезов при ключе может быть 7. Плюс ещё по одной мажорной и минорной тональности без ключевых знаков. Приведу их параллельное соответствие:
До мажор соответствует Ля минору
Соль мажор соответствует Ми минору
Фа-мажор соответствует Ре минору
Ре мажор соответствует Си минору
Ля мажор соответствует Фа-диез минору
Ми мажор соответствует До-диез минору
Си мажор соответствует Соль-диез минору
Соль-бемоль мажор соответствует Ми-бемоль минору
Ре-бемоль мажор соответствует Си-бемоль минору
Ля-бемоль мажор соответствует Фа минору
Ми-бемоль мажор соответствует До минору
Си-бемоль мажор соответствует Соль минору
Фа-диез мажор соответствует Ре-диез минору
До-диез мажор соответствует Ля-диез минору
До-бемоль мажор соответствует Ля-бемоль минору
Надеюсь эта статья помогла Вам разобраться с понятием параллельные тональности в музыке. Также для полного понимания этого термина советую прочитать статью про знаки в тональности и о понятии квинтового круга.
Все тональности в музыке находятся в определенном родстве.
Самые близкие между собой — это параллельные тональности. В этом родстве одна из тональностей — мажорная, другая — минорная. В параллельных тональностях одинаковые знаки при ключе и общие звуки, но разные тоники и лады.
Например, До мажор и ля минор.
Тоники параллельных тональностей находятся друг от друга на расстоянии полтора тона (на расстоянии малой терции), лежат через ступеньку, через ноту. Мажор выше, а минор ниже. Чтобы от тоники мажорной тональности отыскать параллельную минорную тональность, необходимо вниз спуститься через ступеньку на полтора тона. Если исходная тональность минорная, то тогда наоборот, необходимо подняться через ступеньку на полтора тона вверх. Таким образом, мы найдем параллельную тональность данной.
Например, тональности Соль мажор и ми минор являются параллельными по отношению друг к другу.
В Соль мажоре ключевой знак фа диез, значит и в ми миноре знак при ключе будет также фа диез. Тоники находятся на расстоянии малой терции друг от друга. Соль мажор лежит выше по клавиатуре, а ми минор лежит ниже.
Подобные посты
Лады народной музыки
В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных.
Интервалы.
Количество ступеней в интервалах: 1 — прима 2 — секунда 3 — терция 4 —.
Аккорды главных ступеней. Обзор
Для того, чтобы сочинить мелодию, нам необходимо определиться с тональностью. А в тональности знать устойчивые (I-III-V) и.
Тональности первой степени родства
К Тональностям первой степени родства относятся тональности, чьи трезвучия лежат на ступенях данной тональности. Для.
Соотношение тональностей
Все тональности в музыке находится в определенных соотношениях. Параллельные тональности — это мажор и минор.
Обращение интервалов
Интервал содержит два звука. Нижний звук интервала называется основание, верхний звук интервала называется вершина. При.
Трезвучие с обращениями
Трезвучие — аккорд из 3 звуков, расположенных через ступень. Крайние звуки трезвучия образуют ч5. Трезвучие.
Тритоны
Из всего многообразия интервалов следует выделить по яркости и звукоизобразительности тритоны. Это интервалы, которые включают.
Таблица тональностей
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Мажорные тональности
До мажор — С-dur | Фа мажор — F-dur |
Ре мажор — D-dur | Си бемоль мажор — B-dur |
Ля мажор — A-dur | Ми бемоль мажор — Es-dur |
Ми мажор — E-dur | Ля бемоль мажор — As-dur |
Си мажор — H-dur | Ре бемоль мажор — Des-dur |
Фа# мажор — Fis-dur | Соль бемоль мажор — Ges-dur |
До# мажор — Cis-dur | До бемоль мажор — Ces-dur |
Соль мажор — G-dur |
Минорные тональности
ля минор — a-moll | соль минор — g-moll |
си минор — h-moll | до минор — c-moll |
фа# минор — fis-moll | фа минор — f-moll |
до# минор — cis-moll | си бемоль минор — b-moll |
соль# минор — gis-moll | ми бемоль минор — es-moll |
ре# минор — dis-moll | ля бемоль минор — as-moll |
ля# минор — ais-moll | ми минор — e-moll |
ре минор — d-moll |
Параллельные тональности
Энгармонически равные тональности
Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.
Энгармонически равные мажорные тональности:
Энгармонически равные минорные тональности: