Подвеска автомобиля состоит из четырех продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия (рис.194, 195).
Рис.194. Передняя подвеска автомобилей семейства УАЗ-31512:
1-передний кронштейн; 2-рама; 3-буфер; 4-накладка; 5-кронштейн амортизатора; 6-амортизатор; 7-задний кронштейн; 8-резиновые втулки; 9-наружная щека серьги; 10-внутренняя щека серьги; 11-стремянка; 12-подкладка; 13-рессора; 14-шайба; 15-втулка рессоры; 16-ось рессоры
Рис.195. Передняя подвеска автомобилей семейства УАЗ-3741:
1-передний кронштейн рессоры; 2-рама; 3-рессора; 4-накладка; 5-буфер; 6-подкладка буфера; 7-амортизатор; 8-кронштейн амортизатора; 9-задний кронштейн рессоры; 10-резиновая подушка; 11-крышка кронштейна; 12-палец амортизатора; 13-резиновые втулки; 14-подкладка; 15-стяжной болт; 16-стремянка; 17-хомуты
Передние рессоры автомобилей семейства УA3-31512 состоят из 8 листов, задние — из 7 или 9 листов, в зависимости от комплектации.
Передние и задние рессоры автомобилей семейства УАЗ-3741 одинаковые и взаимозаменяемые, состоят из 13 листов. Крепление передних и задних рессор аналогичное.
На отдельные автомобили семейства УАЗ-31512 (в том числе на все автомобили УАЗ-3153) устанавливается передняя пружинная подвеска (рис.196) и задняя подвеска с малолистовыми рессорами (рис.197).
Рис.196. Передняя пружинная подвеска:
1-продольный рычаг; 2-поперечная тяга; 3, 9 резинометаллические шарниры; 4, 5-кронштейны продольного рычага; 6-резиновые шарниры; 7, 8-гайки; 10, 11-кронштейны передней тяга; 12-пружина; 13, 14-кронштейны пружины"; 15-вибропоглощающая прокладка; 16-стабилизатор; 17-кронштейн стабилизатора; 18, 19-резиновые втулки; 20-стремянка; 21-буфер; 22-амортизатор
Рис.197. Задняя подвеска с малолистовыми рессорами:
1-кронштейн амортизатора; 2-рессора; 3-амортизатор; 4-рама; 5-накладка; 6-стремянка; 7-подкладка; 8-кронштейн серьги; 9-кронштейн амортизатора; 10-гайка стремянки; 11-ось; 12-втулка резиновая; 13-буфер; 14-щека серьги внутренняя; 15-палец; 16-щека серьги наружная; 17-гайка пальца
Малолистовая рессора состоит из 3 листов (для автомобиля УАЗ-3153 — из 4 листов).
Передние и задние амортизаторы (рис.198) всех автомобилей, кроме автомобилей с пружинной подвеской, одинаковые и взаимозаменяемые.
Рис.198. Амортизатор:
1-проушина; 2-ограничитель клапана сжатия; 3-корпус клапана сжатия; 4-клапан сжатия; 5-впускной клапан; 6-резервуар; 7-цилиндр; 8-клапан отдачи; 9-поршень; 10-перепускнойклапан; 11-шток; 12-кожух; 13-направляющая втулка штока; 14-нижнее уплотнительное кольцо; 15-сальник; 16-верхнее уплотнительное кольцо; 17- обойма сальников; 18-гайка резервуара; 19-шайба; 20-защитное кольцо; 21-сальник штока; 22-буфер отбоя (для пружинной подвески)
У автомобилей с передней пружинной подвеской и задней с малолистовыми рессорами передние амортизаторы имеют меньшую длину (на 25 мм).
На автомобили могут устанавливаться комплектно амортизаторы с диаметром цилиндров 35 мм и 40 мм. Допускается установка амортизаторов разной размерности комплектно по осям.
Подвеска автомобиля состоит из четырех продольных полуэллиптических рессор УАЗ-469, работающих совместно с четырьмя телескопическими гидравлическими амортизаторами. Передние и задние амортизаторы одинаковы по конструкции и взаимозаменяемы.
Рессора УАЗ-469 передней подвески (рис. 77 и 78) состоит из восьми листов. Первые два листа имеют толщину 7 мм, остальные листы — 6 мм. Листы стянуты центровыми болтами 6 и 6 и хомутами 2 и 2.
Длина рессоры 1100 мм, ширина листа 55 мм.
Задний конец передней рессоры установлен на кронштейне 10 и 10 рамы посредством резиновых втулок.
Передний конец рессоры УАЗ-469 посредством серьги и резиновых втулок подвешен шарнирно. Наружная щека серьги 18 к 18 с помощью шайбы и гайки затянута до упора в заплечики пальцев.
Рис. 77. Передняя подвеска автомобиля УАЗ-469:
1 — опора кронштейна; 2 — хомут; 3 — рессора УАЗ-469; 4 — рама; 5 — накладка; 6 — центровой болт; 7 — обойма буфера; 8 — буфер; 9 — амортизатор; 10 — задний кронштейн рессоры; 11 — специальная шайба; 12 — резиновая втулка; 13 — верхний кронштейн амортизатора; 14 — подкладка; 15 — стремянка; 16 — кронштейн серьги; 17 — внутренняя щека серьги; 18 — наружная щека серьги.
К переднему мосту рессора крепится с помощью двух стремянок 15 и 15, накладки 5 и 5 и подкладки 14 и 14. Стремянки надо надежно закрепить гайками, которые затягивать моментом 10. 12 кгс-м (усилие затяжки на конце ключа из комплекта шоферского инструмента 30. 36 кгс).
Рис. 78. Передняя подвеска автомобиля УАЗ-469Б:
1 — опора кронштейна; 2 — хомут; 3 — рессора УАЗ-469; 4 — рама; 5 — накладка; 6 — центровой болт; 7 — обойма буфера; 8 — буфер; 9 — амортизатор; 10 — задний кронштейн рессоры УАЗ-469; 11 — специальная шайба; 12 — резиновая втулка; 13 — верхний кронштейн амортизатора; 14 — подкладка; 15 — стремянка; 16 — кронштейн серьги; 17 — внутренняя щека серьги; 18 — наружная щека серьги.
Наибольшее перемещение моста вверх ограничивается резиновыми буферами 8 и 8.
Рис. 79. Задняя подвеска автомобиля УАЗ-469:
1 — передний конец рессоры УАЗ-469; 2 — рама; 3 — кронштейн амортизатора; 4 — амортизатор; 5 — буфер; 6 — кронштейн амортизатора; 7 — центровой болт; 8 — стремянка; 9 — накладка; 10 — рессора УАЗ-469; 11 — задний конец рессоры.
Рессора задней подвески автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-469Б, изготовленных для МО (рис. 79 и 80), состоит из девяти листов. На остальных автомобилях устанавливаются семилистовые рессоры. Листы имеют толщину 7 мм. Длина рессоры 1 250 мм. Листы стянуты центровыми болтами 7 и 8 и хомутами. Рессора УАЗ-469 к мосту крепится с помощью стремянок 5 и 7, охватывающих рессору с накладками 9 и 9 и проходящих через отверстия в приливах картера редуктора моста (у автомобиля УАЗ-469) или через отверстия прокладки (у автомобиля УАЗ-469Б) и гаек. Момент затяжки гаек 10. 12 кгс-м.
Рис. 80. Задняя подвеска автомобиля УАЗ-469Б:
1 — передний конец рессоры; 2 — рама; 3 — кронштейн амортизатора; 4 — амортизатор; 5 — буфер; 6 — кронштейн амортизатора; 7 — стремянка; 8 — стяжной болт; 9 — накладка; 10 — рессора УАЗ-469; 11 — задний конец рессоры.
Прогиб рессор вверх ограничивается резиновыми буферами 5 и 5.
Крепление задней рессоры к раме аналогично креплению передней рессоры.
Подвеска УАЗ 469 создавалась для специальных условий, и излишний комфорт изначально не предусматривался. Важнее было добиться безотказности при пересечении бездорожья с полной загрузкой. В наши дни представление об удобстве водителя и пассажиров несколько поменялось, поэтому популярными становятся различные доработки и тюнинг.
Развитие амортизирующих элементов
Изначально и спереди и сзади на УАЗ 469 предусматривались рессоры – упругие элементы, состоящие из листов, собранных стопкой и выгнутых. Такое устройство было практически невозможно сломать, но особого удовольствия езда не приносила, и даже стала причиной нескольких сомнительных прозвищ для автомобиля.
В дальнейшем передняя подвеска претерпела ряд изменений – в ней стали применяться гидрогасители и пружины. Это позволило принципиально улучшить эксплуатационные характеристики, но снизить допустимую грузоподъемность.
Если купить УАЗ Хантер, то можно убедиться, как далеко шагнула инженерная мысль, и какое исполнение применяется в наши дни.
Зачем вообще нужна подвеска?
- Во-первых, для защиты всех без исключения узлов машины от неровностей пути, которые ударно воздействуют на ходовую часть и на кузов. Амортизаторы гасят подобные колебания и делают это весьма эффективно.
- Во-вторых, необходимо предотвращать раскачивание кузова, которое неизбежно возникает в процессе движения. Такое явление плохо сказывается на ходовой и на устойчивости техники на дороге (особенно, на больших скоростях).
Эта система – необходимая часть машины, которая реализуется на всех моделях всех производителей.
Подвеска УАЗ 469 в заводском исполнении чаще всего представляет собой пару рессор сзади и пару пружин, дополненных гасителями, спереди (рядом с продольной балкой рамы). Данное сочетание признается эффективным, но есть куда двигаться дальше.
Специализированные мастерские предлагают доработки, которые заключаются в установке более совершенных амортизаторов. Выбор осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из эксплуатации автомобиля и допустимых затрат. Хорошие результаты показывают различные комбинированные решения, но зачастую они требуют серьезных модернизаций посадочных мест.
Ещё одним нежным видом работ является адаптация рессорных элементов к конкретным условиям. Не всегда нужна максимальная жесткость, которую обеспечивают шесть или семь штатных пластин. Зачастую есть смысл уменьшить их количество.
Обслуживание
Условия использования УАЗ 469 предполагают повышенное внимание к состоянию подвески. В зависимости от интенсивности поездок выбирается интервал, по истечению которого желательно проводить следующие работы:
- Контроль состояния элементов подвески.
- Частичная разборка. Те же рессоры, желательно разобрать и убедиться в отсутствии внутренних дефектов, ржавчины и прочих повреждений.
- Очистка их от грязи и замена смазки. Причем имеется в виду именно удаление старого масла и нанесение нового.
Такое несложное обслуживание позволяет продлить ресурс службы устройств и значительно улучшает эксплуатационные свойства подвески УАЗ 469. После техобслуживания в этом нетрудно убедиться.
Внеплановую проверку стоит осуществлять в случае неожиданного ухудшения управляемости внедорожником и после особенно сильных ударов от препятствий на пути. Замена частей, как задней, так и передней подвески не представляет особых сложностей: все детали есть в продаже и имеют более чем доступную стоимость. Нет смысла на них экономить, пытаясь найти бывшие в употреблении.