Система смазки двигателя ВАЗ 2123
Устройство системы смазки показано на рис. 2-67.
Заменять масло необходимо на прогретом двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия сливного отверстия.
Заменяя масло, следует заменить и масляный фильтр, который снимают с помощью приспособления А.60312 (см. рис. 2-8). При установке фильтр завертывайте вручную.
Замену масла выполняйте в следующем порядке:
— после остановки двигателя слейте отработавшее масло и, не снимая масляного фильтра, залейте промывочное масло до метки на указателе уровня масла (2,9 л). В качестве промывочных масел можно использовать масла типа ВНИИНП-ФД, МСП-1 или МПТ-2М;
— запустите двигатель и дайте ему поработать на этом масле 10 мин на малой частоте вращения коленчатого вала;
— полностью слейте промывочное масло и снимите старый масляный фильтр;
— поставьте новый фильтр и залейте масло, соответствующее сезону эксплуатации автомобиля.
Рис. 2-67. Система смазки: 1 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 2 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3 — перепускной клапан масляного фильтра; 4 — бумажный фильтрующий элемент; 5 — противодренажный клапан; 6 — масляный насос; 7 — канал подачи масла из насоса к фильтру; 8 — канал подачи масла из фильтра в масляную магистраль; 9 — канал подачи масла к шестерне привода насоса и распределителя зажигания; 10 — канал подачи масла к валику привода масляного насоса и распределителя-зажигания; 11 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 12 — канал в ведомой звездочке для подачи масла к цепи; 13 — распределительный вал; 14 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 15 -канал в кулачке распределительного вала; 16 — канал в опорной шейке распределительного вала; 17 — вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к механизму газораспределения; 18 — масляная магистраль; 19 — датчик контрольной лампы давления масла
Рис. 2-68. Основные размеры деталей масляного насоса и его привода
Рис. 2-69. Разборка масляного насоса: 1 — редукционный клапан; 2 — пружина клапана; 3 — крышка; 4 — корпус; 5 — валик
Основные размеры деталей насоса и его привода приведены на рис. 2-68.
Снятие и установка. Если необходим ремонт только масляного насоса, снимите двигатель с автомобиля (см. подраздел ), установите на поворотный стенд, слейте масло из картера, переверните двигатель и снимите картер. Затем отверните болты крепления масляного насоса и снимите его вместе с приемным патрубком.
Операции по установке масляного насоса на двигатель выполняйте в последовательности, обратной снятию.
Разборка и сборка. Закрепите масляный насос в тисках осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем:
— выверните болты крепления и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла;
— снимите крышку 3 (рис. 2-69) корпуса насоса и выньте из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.
Для сборки осторожно закрепите корпус насоса в тисках и выполните следующие операции:
— установите в корпус насоса ведущую шестерню с валиком, ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;
— установите крышку насоса, редукционный клапан с пружиной и прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.
Примечание. После сборки насоса при проворачивании ведущего валика рукой шестерни должны вращаться плавно и без заедания.
Проверка деталей насоса. После разборки все детали насоса промойте керосином или бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените новыми.
Рис. 2-70. Проверка радиального зазора в масляном насосе
Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса (рис. 2-70), которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11-0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые значения, то замените шестерни, а при необходимости и корпус насоса.
Щупом и линейкой (рис. 2-71) проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066-0,161 мм (предельно допустимый 0,20 мм). Если зазор больше 0,20 мм, замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.
Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017-0,057 мм (предельно допустимый 0,10 мм), а также между валиком насоса и отверстием в корпусе. Этот зазор должен 0,016-0,055 мм (предельно допустимый 0,10 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые, замените изношенные детали.
Проверка редукционного клапана. При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан. Обратите внимание на поверхности клапана и отверстия в приемном патрубке, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию клапана.
На сопрягаемых поверхностях клапана и крышки насоса не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления масла в системе.
Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравните полученные данные с приведенными на рис. 2-72.
Рис. 2-71. Проверка осевого зазора в масляном насосе
Рис. 2-72. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана
Валик и шестерни привода масляного насоса
На поверхностях опорных шеек валика и на рабочей поверхности эксцентрика не должно быть вмятин и рисок.
На зубьях шестерен привода масляного насоса и распределителя зажигания не допускаются выкрашивания, при таком дефекте замените шестерни и валик новыми.
Втулки валика привода масляного насоса. Проверьте внутренний диаметр втулок, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров (проворачивание втулки). Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров.
Измерив диаметры валика и втулок, определите зазоры между втулками и опорными поверхностями валика. Если зазор превышает 0,15 мм (предельный износ), а также при повреждении поверхностей втулок или ослабление их запрессовки, замените втулки новыми.
При замене пользуйтесь как для снятия, так и для установки, оправкой А.60333/1/2 (рис. 2-73), соблюдая следующее:
— втулки должны быть запрессованы в гнезда, при этом отверстие для масла в передней втулке должно находится против канала в блоке цилиндров;
Рис. 2-73. Снятие и установка втулок валика привода масляного насоса и распределителя зажигания: 1 — оправка А.60333/1/2
— после запрессовки втулки должны быть окончательно обработаны и доведены по внутреннему диаметру (размеры даны на рис. 2-68). Чтобы обеспечить полную соосность втулок валика, для их доводки применяется развертка А.90353, которой одновременно обрабатываются обе втулки.
Рис. 2-75. Схема вентиляции картера двигателя: 1 — вытяжной шланг; 2 — шланг отвода газов; 3 — дроссельный патрубок; 4 — указатель уровня масла; 5 — крышка маслоотделителя; 6 — датчик давления масла; 7 — прокладка; 8 -маслоотделитель
Рис. 2-74. Выпрессовка втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания: 1 — оправка A.60326/R
Втулка шестерни привода масляного насоса.
Проверьте запрессовку втулки. Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров, в противном случае втулку замените.
Для выпрессовки и запрессовки втулки пользуйтесь оправкой A.60326/R (рис. 2-74).
После запрессовки втулку обработайте разверткой до 16,016-16,037 мм.
Система вентиляции картера двигателя
Для удаления из картера газов и паров бензина служит принудительная вентиляция, осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя.
Картерные газы отсасываются по шлангу 1 (рис. 2-75) в шланг впускной трубы, и далее через дроссельный патрубок и ресивер во впускную трубу.
При малых оборотах коленчатого вала, при закрытой дроссельной заслонке, основная масса картерных газов отсасывается по шлангу 2 в дроссельный патрубок.
Для промывки системы снимите шланг 1, крышку 5 маслоотделителя и промойте их бензином или керосином.
Продуйте патрубок шланга впускной трубы.
Моющие средства для чистки |